Отдаем журнал бесплатно!

Законное уменьшение платы за НВОС при размещении отходов добычи. Администратор платы против. Что скажет суд?

Действующий порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) предусматривает особенные условия расчета платы за размещение отходов, образованных при добыче полезных ископаемых. Вместе с тем практика знает случаи, когда регулятор необоснованно уклоняется от применения данных условий, что увеличивает экологические платежи добывающих компаний более чем в 600 раз.

 

Плата за НВОС взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)[1].

 

Правовое регулирование

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 29.06.2018).
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. от 29.06.2018; далее — Постановление № 913).

 

Приведенное правовое регулирование предусматривает как общие правила исчисления платы, в основе которых лежит класс опасности размещаемых отходов, так и специальные, которые применяются при соблюдении ряда условий при размещении отходов.

Общий для всех порядок исчисления платы за размещение отходов установлен пп. 18 и 20 Правил. Так, масса размещенных отходов умножается на ряд коэффициентов и на ставку платы, которая определяется в зависимости от класса опасности размещаемого отхода (п. 18 Правил). Пункт 20 Правил, предусматривающий повышенную имущественную ответственность за размещение отходов на санкционированных государством объектах, но с нарушением установленного разрешительного документа, предполагает умножение суммы платы, исчисленной по п. 18 Правил, на коэффициент 5.

 

Пункты 14, 16 и 22 Правил являются специальными по отношению к общим пп. 18 и 20 Правил, поскольку регулируют внесение платы за отходы, образующиеся при различных производственных операциях.

С правовой точки зрения специальные нормы, не изменяя объема обязанностей, установленных общими нормами (в данном случае — обязанности природопользователя вносить плату за НВОС), конкретизируют последние в зависимости от специфики регулируемых отношений. Исходя из общих принципов, определяющих критерии правового выбора, специальная норма обладает юридическим приоритетом перед общей нормой.

Применительно к добывающей промышленности особый интерес представляет п. 16 Правил:

 

Извлечение
из Правил

[…]
16. Для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд — при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления применяются ставки платы, установленные постановлением № 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.
[…]

 

 

[1] Пункт 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.07.2019).

Е.В. Жаров, управляющий партнер юридической компании по экологическим спорам Zharov Group
А.А. Неофитов, ведущий юрист юридической компании по экологическим спорам Zharov Group
А.Д. Бабченко, ведущий юрист юридической компании по экологическим спорам Zharov Group

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2019.

Отдаем журнал бесплатно!

Законное уменьшение платы за НВОС при размещении отходов добычи. Администратор платы против. Что скажет суд?

Действующий порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) предусматривает особенные условия расчета платы за размещение отходов, образованных при добыче полезных ископаемых. Вместе с тем практика знает случаи, когда регулятор необоснованно уклоняется от применения данных условий, что увеличивает экологические платежи добывающих компаний более чем в 600 раз.

 

Плата за НВОС взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)[1].

 

Правовое регулирование

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 29.06.2018).
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. от 29.06.2018; далее — Постановление № 913).

 

Приведенное правовое регулирование предусматривает как общие правила исчисления платы, в основе которых лежит класс опасности размещаемых отходов, так и специальные, которые применяются при соблюдении ряда условий при размещении отходов.

Общий для всех порядок исчисления платы за размещение отходов установлен пп. 18 и 20 Правил. Так, масса размещенных отходов умножается на ряд коэффициентов и на ставку платы, которая определяется в зависимости от класса опасности размещаемого отхода (п. 18 Правил). Пункт 20 Правил, предусматривающий повышенную имущественную ответственность за размещение отходов на санкционированных государством объектах, но с нарушением установленного разрешительного документа, предполагает умножение суммы платы, исчисленной по п. 18 Правил, на коэффициент 5.

 

Пункты 14, 16 и 22 Правил являются специальными по отношению к общим пп. 18 и 20 Правил, поскольку регулируют внесение платы за отходы, образующиеся при различных производственных операциях.

С правовой точки зрения специальные нормы, не изменяя объема обязанностей, установленных общими нормами (в данном случае — обязанности природопользователя вносить плату за НВОС), конкретизируют последние в зависимости от специфики регулируемых отношений. Исходя из общих принципов, определяющих критерии правового выбора, специальная норма обладает юридическим приоритетом перед общей нормой.

Применительно к добывающей промышленности особый интерес представляет п. 16 Правил:

 

Извлечение
из Правил

[…]
16. Для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд — при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления применяются ставки платы, установленные постановлением № 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.
[…]

 

 

[1] Пункт 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.07.2019).

Е.В. Жаров, управляющий партнер юридической компании по экологическим спорам Zharov Group
А.А. Неофитов, ведущий юрист юридической компании по экологическим спорам Zharov Group
А.Д. Бабченко, ведущий юрист юридической компании по экологическим спорам Zharov Group

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2019.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам