Электронная версия журнала

Можно ли на свалку? или Захоронение ТКО и промышленных отходов

«Справочник эколога» №12 2016 / Проекты НПА

Итак, мы снова обращаемся к теме захоронения отходов. На этот раз поводом послужила законодательная инициатива Минприроды России по запрету к захоронению некоторых групп отходов. Разберемся с проектом постановления и с возможными последствиями его принятия.

 

На сегодняшний день в экологическом законодательстве нет нормы, которая бы определяла, какие отходы можно захоронить на полигоне, а какие нельзя. Такие нормы есть только в санитарных нормативных документах. Поэтому необходимость навести порядок в этом вопросе зреет давно.

 

Захоронению на полигонах подвергаются твердые бытовые и промышленные отходы. В чем их отличие? Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) четкое определение есть только у понятия «твердые коммунальные отходы»[1] (ранее — твердые бытовые отходы[2]). Соответственно, все, что не ТКО, по умолчанию относится к промышленным отходам, за исключением радиоактивных или биологических отходов, которые априори нельзя захоранивать на обычных полигонах ТКО или промышленных полигонах.

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ

Вопросы захоронения отходов на полигонах регулируются несколькими санитарными нормативными документами. Полигон для захоронения отходов может быть двух типов — полигон ТКО и специальный полигон для промышленных отходов.

 

СЛОВАРЬ

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I–V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Полигоны — комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.

 

Полигоны для захоронения ТКО проектируются, эксплуатируются и рекультивируются в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (Москва, 1998; далее — Инструкция).

Согласно Инструкции к ТБО относятся отходы хозяйственной деятельности населения (приготовления пищи, уборки и текущего ремонта квартир и др.), включая отходы отопительных устройств местного отопления, крупногабаритные предметы домашнего обихода, упаковку, смет с дворовых территорий, улиц, площадей, отходы ухода за зелеными насаждениями и др.

При этом на полигонах ТКО допускается захоранивать некоторые виды промышленных отходов при соблюдении особых условий. Так, в приложении 9 к Инструкции есть Перечень промышленных отходов IV класса опасности, принимаемых на полигоны твердых бытовых отходов без ограничения и используемых в качестве изолирующего материала. В этом списке такие отходы, как алюмосиликатный шлам, асбокрошка, бентонит, гипс, шифер, шлаки ТЭЦ, известь и прочие относительно инертные отходы, которые при контакте с ТКО и окружающей средой не нанесут среде потенциально большого вреда. Именно поэтому они используются для изоляции слоев ТКО на полигоне.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

IV класс опасности отхода в данном случае дан по санитарной классификации отходов согласно СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления»:
• 1 класс — чрезвычайно опасные;
• 2 класс — высоко опасные;
• 3 класс — умеренно опасные;
• 4 класс — мало опасные.
В отличие от экологической классификации, в которой пять классов опасности отходов, здесь их только четыре. Класс определяется расчетным или экспериментальным методом на основании различных параметров опасности компонентов отхода согласно данным санитарным правилам.

 

Кроме того, в приложении 10 к Инструкции предлагается Перечень промышленных отходов III и IV классов опасности, принимаемых на полигоны твердых бытовых отходов в ограниченном количестве и складируемых совместно, в котором даются нормативы захоронения некоторых промотходов на 1000 м3 ТКО. В этот список входят отходы производства уксусного ангидрида, резины, полистрирольных пластиков, электроизоляционных материалов, отходы суспензионного, эмульсионного производства сополимеров стирола и т.д. Эти материалы тоже обладают низкой реакционной способностью, плохо окисляются и являются хорошим буферным материалом в смеси с ТКО.

В приложении 11 к Инструкции приведен Перечень промышленных отходов IV–III классов опасности, принимаемых в ограниченных количествах и складируемых с соблюдением особых условий. Так, например, активированный уголь и обрезь кожзаменителей принимаются при условии укладки слоем не более 0,2 м, а невозвратная деревянная и бумажная тара не должна содержать промасленную бумагу во избежание возгорания.

Гигиенические требования к полигонам ТКО прописаны в СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее — СП 2.1.7.1038-01). Согласно СП 2.1.7.1038-01 на полигоны ТКО могут попадать отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный смет, строительный мусор и некоторые промышленные отходы III–IV классов опасности.

Список таких отходов в каждом случае согласовывается с Роспотребнадзором. Токсичные промышленные отходы захораниваются только после обезвреживания на специальных полигонах, то же касается радиоактивных и биологических отходов. Отходы лечебно-профилактических учреждений (сейчас они называются медицинскими отходами) согласно СП 2.1.7.1038-01 допускается захоранивать на полигоне ТКО.

Напомним, что согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее — СанПиН 2.1.7.2790-10) для медицинских отходов существует своя классификация опасности.

 

Извлечение
из СанПиН 2.1.7.2790-10

[…]
2.1. Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее — ТБО).
Класс Б — эпидемиологически опасные отходы.
Класс В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г — токсикологически опасные отходы 1–4 классов опасности.
Класс Д — радиоактивные отходы.
[…]

 

В СП 2.1.7.1038-01 содержится важное уточнение: не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровоза. Это нужно делать на этапе сбора отходов либо после на специальных сортировочных станциях с соблюдением санитарно-гигиенических требований.

Промышленные отходы могут быть захоронены с ТКО при условии непревышения токсичности смеси промышленных отходов с бытовыми по сравнению с токсичностью бытовых отходов по данным анализа водной вытяжки. Основной показатель, характеризующий опасность отхода, — содержание токсичных веществ в одной вытяжке, а также БПК и ХПК:

 

Извлечение
из СП 2.1.7.1038-01

[…]
8.2. Промышленные отходы 4 класса опасности, принимаемые без ограничений в количественном отношении и используемые в качестве изолирующего материала, характеризуются содержанием в водной вытяжке (1 л воды на 1 кг отходов) токсичных веществ на уровне фильтра из твердых бытовых отходов (ТБО), а по интегрирующим показателям — биохимической потребностью в кислороде (БПКполн) и химической потребностью в кислороде (ХПК) — не выше 300 мг/л, имеют однородную структуру с размером фракций менее 250 мм.
8.3. Промышленные отходы 4 и 3 класса опасности, принимаемые в ограниченном количестве (не более 30 % от массы твердых бытовых отходов) и складируемые совместно с бытовыми, характеризуются содержанием в водной вытяжке токсичных веществ на уровне фильтрата из ТБО и значениями БПК20 и ХПК 3400 — 5000 мг/л O2.
[…]

 

Таким образом, некоторые виды промышленных отходов вполне могут быть захоронены на полигоне ТКО, другие виды — исключительно на полигонах промышленных отходов. Проектирование и эксплуатация полигонов промышленных отходов осуществляется в соответствии со СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов», в которых не только указаны нормы проектирования и эксплуатации полигонов, но и подробно расписано:

• какие группы промотходов могут быть приняты на полигон;

• при каких условиях они принимаются;

• какие методы предварительной обработки, обезвреживания, утилизации должны пройти отходы на сортировочных станциях или специальных заводах по обезвреживанию, прежде чем попасть на полигон.

На практике процесс передачи отходов на захоронение обстоит следующим образом. У предприятия есть перечень отходов, которые оно обязано передать лицензированной организации. Если предприятие хочет передать отходы на захоронение на полигон ТКО или промотходов, перечень необходимо сверить с лицензией на прием отходов у данного полигона. Наименования, коды и классы опасности отходов должны совпадать. При условии наличия у предприятия паспортов отходов, а также готовности полигона принять у него отходы заключается договор на передачу.

Часто предприятия, чтобы упростить процесс передачи отходов, стремятся отправить на захоронение не только ТКО и разрешенные промотходы, но и отходы I и II класса по экологической классификации. При этом если эти отходы попадают на полигон в смеси с ТКО, визуально их идентифицировать сложно, в результате захораниваются отходы потенциально высоко опасные для окружающей среды и человека[3]. Чаще всего в общей массе ТКО оказываются ртутьсодержащие лампы, замасленная ветошь и бумага, загрязненные опасными веществами упаковочные материалы.

Кроме токсичности, данные отходы при захоронении наносят и косвенный вред окружающей среде, ведь большая часть промышленных отходов — потенциальное вторичное сырье, при повторном использовании которого можно сэкономить значительный объем ресурсов. Именно такой подход к обращению с отходами принят на Западе и начинает внедряться в нашей стране.

 

СПРАВКА

Процент вторично используемого сырья в России сравнительно мал, хотя по данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году» процент использования/обезвреживания отходов в целом растет: в 2014 г. было использовано/обезврежено 46 % отходов, в 2015 г. — 53 %. Причем в основном это отходы добывающей промышленности — вскрышные и вмещающие породы, использовать которые в качестве материала для засыпки карьеров, рекультивации и т.д. сравнительно просто и выгодно.

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ЗАПРЕТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ

В связи с необходимостью реализации государственной политики по снижению общего количества захоронения отходов Минприроды России разработало проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»[4].

Постановление разработано в целях реализации п. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ, который гласит: «Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации».

В проекте приводится перечень групп отходов, на которые предполагается поэтапно ввести запрет на захоронение с целью стимулирования их повторного использования (см. таблицу).

 

 

Данное постановление будет работать в общей системе механизмов стимулирования природопользователей к утилизации отходов от производства, таких как расширенная ответственность производителей за утилизацию отходов от использования товаров, разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО.

 

 

Сам перечень групп отходов корреспондируется с перечнем готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р). Запрет на захоронение обусловлен тем, что в состав этих отходов входят полезные компоненты: черные и цветные металлы, в т.ч. ртуть, полимерные материалы, резина, стекло, бумага и картон. Для реализации постановления необходимо, прежде всего, наладить потоки поступления данных отходов на использование: на этапе сбора — внедрять их раздельный сбор; на этапе сортировки — выделять полезные компоненты отходов из общей массы ТКО.

 

СПРАВКА

Сегодня наибольший процент утилизации достигается для группы отходов черных и цветных металлов (до 98 %) и отходов стеклянной тары (до 94 %), а также отходов шин и покрышек (до 78 %). Для этих отходов есть сеть предприятий-переработчиков, их легко собрать и доставить на место переработки, и стоимость приема отходов выгодна для предприятий-поставщиков.

 

Эти данные касаются только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для населения же, по разным оценкам, сбор вторсырья из отходов не превышает 2,5 %. Такое положение вещей обусловлено тем, что среди населения не налажен раздельный сбор мусора, отсутствует сеть мусоросортировочных заводов, и общая рентабельность сбора вторсырья у населения стремится к нулю. В стране есть сеть мусоросортировочных предприятий и сеть предприятий-переработчиков отходов, однако все они работают в половину мощности из-за отсутствия поставок сырья. Более того, для некоторых заводов сырье закупается за границей (например, стеклобой — в Эстонии).

Рассмотрим ситуацию по каждой группе отходов, которые предполагается запретить захоранивать.

Отходы бумаги и картона

Производство бумаги в России постепенно наращивает темпы. Примерно половина от общего объема образования отходов бумаги и картона незагрязненных подвергается вторичной переработке. Коэффициент сбора макулатуры — около 30 %. Выделение бумаги из массы ТКО составляет всего 1,5 %, при этом такая бумага влажная и загрязненная и как сырье для производства малопригодна.

Отходы бумаги и картона являются отходами товаров, в отношении которых установлено действие ответственности производителей (нормативы утилизации введены с 2016 г. на уровне 5–10 %), что усиливает действие проекта постановления. Предприятия по переработке макулатуры недозагружены.

Отходы продукции из термопластов: отходы упаковки из полимерных материалов

Отходы продукции из термопластов — это по большей части отходы обычных пластиковых бутылок. Их количество непрерывно увеличивается, при этом на нашем рынке 80 % пластмассовых изделий — отечественного производства. Однако утилизируется порядка 13 % отходов пластмассы, остальные попадают на полигоны захоронения. Рынок переработки отходов пластмассы в последние годы развивается, в России представлено до 4000 предприятий по переработке таких отходов, но все они работают на 50–60 % мощности.

За отходы изделий пластмассовых упаковочных также несут ответственность их производители, норматив утилизации в 2016 г. установлен на уровне 5–10 %, в 2017-м — 10–15 %. Ответственность производителей совместно с запретом на захоронение будет способствовать развитию системы сбора и утилизации.

Отходы стекла и изделий из стекла: тара и упаковка стеклянная

В 2015 г. образовано 186 тыс. т отходов стекла, процент сбора — не более 38 %. Заготовка стеклобоя вызывает массу трудностей (например, сортировка светлого и темного стекла, очистка от грязи и др.). Вторичное стекло используется в стекольной промышленности, в строительных материалах и т.д. Как уже отмечалось, спрос на стеклобой в России удовлетворяется за счет импорта. Сортировка стекла — мероприятие очень дорогостоящее, поэтому предпочтительнее производить раздельный сбор изначально.

В перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, входят:

• стекло листовое гнутое и обработанное;

• стекло полое, включая тару и иные укупорочные средства из стекла.

Введение запрета на захоронение отходов потребует функционирования системы селективного сбора стеклянной тары, развития рынка обращения и переработки стеклобоя и отходов стеклянной упаковки.

Лом и отходы черных металлов. Лом и отходы, содержащие цветные металлы

Высокий процент сбора лома металлов сегодня обусловлен приемлемыми ценами на прием данного вторсырья. Рентабельность сбора и передачи лома обеспечила развитие хорошей инфраструктуры по приему металлов, именно поэтому нормативы утилизации упаковки тоже высоки — 20 % в 2016 г. для консервных банок из черных металлов.

 

КСТАТИ

Гораздо дешевле получать алюминий из вторсырья, нежели путем выплавки из алюмосодержащих минералов.

Отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть

Ртуть очень токсичное вещество, поэтому запрет на захоронение призван в том числе уменьшить опасность ртутного загрязнения окружающей среды.

К ртутьсодержащим отходам относится такое оборудование и продукция, как:

• ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные лампы;

• реле импульсные ртутьсодержащие;

• вентили, термометры ртутные;

• элементы и батареи ртутно-цинковые, ртутьсодержащие гальванические элементы и др.

В России производится 68 млн ртутных ламп ежегодно, при этом у предприятий-потребителей образуется 15 тыс. т отходов, содержащих ртуть, и примерно 13 тыс. т из них передается на обезвреживание. Постепенно количество ртутьсодержащих отходов будет снижаться, т.к. на рынок выходят альтернативные источники света. Захоронение таких отходов совместно с ТКО недопустимо, т.к. может вызывать отравление почвы, грунтовых вод и впоследствии населения. В целом утилизация отходов, содержащих ртуть, по официальной статистике, сегодня не превышает 62,7 % от объема их образования, по оценкам экспертов — не более 40 %.

Оборудование компьютерное, электронное, оптическое, электрическое, утратившее потребительские свойства

Отходы электронного и электротехнического оборудования наращивают объемы образования с каждым годом. В этих отходах есть много ценных компонентов, пластика, металлов, а также и токсичных веществ. В мире ежегодно образуется порядка 50 млн т отработавшего электротехнического и электронного оборудования, в т.ч. в России — от 0,9 до 1,4 млн т. Система учета образования и обращения с такими отходами в России развита слабо, поэтому точно сказать, какой процент образовавшихся отходов утилизируется, сложно. По оценкам экспертов, не более 5–8 % объема образованных отходов данной группы в России собирается и перерабатывается, причем основная масса отходов поступает на переработку от юридических лиц.

Значительные объемы отходов данного вида выбираются из коммунальных отходов и разбираются частными лицами для извлечения драгоценных металлов. В то же время опасные вещества после разборки оказываются в потоках ТКО, а зачастую просто выбрасываются, нанося огромный вред окружающей среде.

На территории Российской Федерации около 70 компаний в разных регионах рекламируют услуги по утилизации такого оборудования, однако многие из них не имеют мощностей по переработке.

Причины отсутствия индустрии переработки данных отходов в России:

• нет мотива у собственника/производителя отходов, владельца вторичного сырья;

• не развита инфраструктура сбора у населения и предприятий;

• недостаточное количество подготовленных переработчиков таких отходов.

При этом существующие крупные компании-переработчики отмечают недозагрузку мощностей. Крупные сети магазинов электроники часто меняют устаревшую технику с доплатой на новую, при этом старую технику передают утилизирующим компаниям.

В перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, входят следующие группы товаров:

• компьютеры и периферийное оборудование;

• оборудование коммуникационное;

• техника бытовая электронная;

• приборы оптические и фотографическое оборудование;

• батареи аккумуляторные;

• оборудование электрическое осветительное;

• приборы бытовые электрические;

• приборы бытовые неэлектрические;

• инструменты ручные со встроенным электрическим двигателем;

• оборудование промышленное холодильное и вентиляционное.

Отходы шин, покрышек, камер автомобильных

Шины и покрышки являются наиболее крупнотоннажным отходом резинотехнических изделий. Объемы производства шин и покрышек в России растут, половина их идет на экспорт. Согласно статистике, 77 % объема отходов покрышек и шин передается на утилизацию, что является неплохим показателем, однако, по оценке экспертов, на переработку идет всего 10 %, а 20 % сжигается, при этом объем образующихся отходов в разы больше официальных данных. Предприятия по переработке недозагружены, сырье в дефиците, и полученная вторичная резина также не пользуется спросом.

Перспективное направление — производство резиновой крошки, объемы потребления и популярность которой в России возросли. В структуре рынка резиновой крошки преобладает продукция российских предприятий, вместе с тем отмечается рост импорта резиновой крошки. В структуре потребления резиновой крошки преобладает производство резинотехнических изделий — 36 %, доля резиновых и других покрытий оценивается в 20 %, шин и покрышек — в 15 %.

Основной проблемой отечественного производства крошки является отсутствие системы сбора использованных покрышек для последующей переработки.

Шины, покрышки и камеры резиновые включены в перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. В 2016 г. для данной группы товаров установлен норматив утилизации, равный 15 %, в 2017-м — 20 %.

Запрет на захоронение таких отходов будет способствовать формированию инфраструктуры сбора и утилизации отходов, загрузке существующих производственных мощностей.

Твердые коммунальные отходы

Один гражданин в год производит до 400 кг ТКО, ежегодно в стране накапливается более 50 млн т неутилизированных ТКО, при этом утилизируется по различным оценкам не более 5–8 % от общего объема отходов.

Утилизация полезных компонентов, содержащихся в ТКО, целесообразна только при условии раздельного сбора отходов, т.к. выборка ценных компонентов из массы мусора дорогостояща и нерентабельна.

Содержание компонентов, которые могут быть утилизированы, напрямую зависит от морфологического состава ТКО (на него влияют климатическая зона, степень благоустройства жилья, этажность, вид топлива и др.). Наибольшую часть ТКО составляет бумага, картон, пищевые отходы, пластик. При этом должна учитываться рентабельность транспортировки ценной фракции ТКО к потребителю. Наиболее рентабельна перевозка лома цветных металлов как фракции ТКО.

Условия, при которых сортировка ТКО перед их захоронением целесообразна и экономически выгодна:

• мощность совокупного потока ТКО не менее 100 тыс. т/год;

• количество утильных фракции в общем объеме ТКО не менее 20–30 % от общего объема ТКО;

• транспортное плечо не более 100 км, кроме транспортирования отходов цветных металлов, где оно может достигать 1000 км.

Введение запрета на захоронение несортированных ТКО потребует строительства мусоросортировочных комплексов и мусороперерабатывающих заводов.

Международный опыт

Международный опыт в сфере вовлечения отходов во вторичное использование показывает высокие результаты благодаря принятым соглашениям международного уровня.

Директива Совета Европейского Союза 1999/31/EC от 26.04.1999 «О захоронении отходов на полигонах» обязала страны-участницы разработать программу обращения с ТКО. Кроме того, она ввела запрет на размещение на полигонах определенных видов отходов, например автомобильных шин и жидких отходов. В документе предусмотрено, что на полигон может быть доставлен только предварительно переработанный мусор, что предопределяет необходимость увеличения числа мусороперерабатывающих заводов.

Второй важный документ — Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/98/EC от 19.11.2008 «Об отходах и признании утратившими силу некоторых распоряжений». Цель документа также в сокращении объема полигонов. Наиболее важным в содержании является введение количественных целей по переработке ряда видов ТБО.

Вывод

Проект постановления вписывается в общую политику государства по снижению количества образующихся и размещаемых отходов, повышению количества утилизированных отходов и в целом снижению вредного воздействия отходов на окружающую среду. При условии грамотной реализации постановления и своевременного появления инфраструктуры по раздельному сбору отходов, мусоросортировочных комплексов, утверждения прозрачных территориальных схем обращения с отходами результат не заставит себя ждать, особенно если реализация проекта стимулируется экономическими механизмами.

 

[1] Далее — ТКО.

[2] Далее — ТБО.

[3] Подробнее см.:

Бабич М.Е. Накопленный вред окружающей среде: что нас ждет в 2017 году? // Справочник эколога. 2016. № 11. С. 39–50;

Бабич М.Е. Возмещение вреда окружающей среде: действующее регулирование и законотворческие инициативы // Справочник эколога. 2016. № 9. С. 50–61 (прим. редакции).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 12, 2016.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.