Вибрация железнодорожного транспорта: измерения

С недавнего времени при проектировании железнодорожных путей вблизи нормируемых объектов все чаще возникает необходимость в разработке мероприятий по защите от вибраций. Связано это в первую очередь с появлением СП 441.1325800.2019 «Защита зданий от вибрации, создаваемой железнодорожным транспортом. Правила проектирования» (далее — СП 441.1325800.2019). И хотя документ не включен в перечень обязательных сводов правил[1], как показывает практика, все чаще экспертиза предъявляет требование об учете фактора вибрации в проекте.

Что и как нормируем?

Как видно из названия документа, единственными объектами оценки являются жилые и общественные здания, которые нормируются для дневного и ночного времени по виброускорениям согласно СанПиН 1.2.3685-21[2] (табл. 5.36–5.37) и по виброскоростям согласно СП 441.1325800.2019 (табл. 4.2) как в абсолютных (эквивалентные значения, м/с2·10–3), так и в относительных (уровни, дБ) единицах измерения.

В отличие от акустического воздействия вибрация определяется для трех направлений действия по отношению к человеку (спина-живот — X, от плеча к плечу — Y и вертикальное направление — Z).

В отношении железнодорожного транспорта вибрация носит непостоянный характер воздействия, определяемого графиком движения поездов. Для вибрации характерны частоты от 4 до 250 Гц в зависимости от преобладающего типа поездов (например, для грузовых поездов характерны более низкие частоты — 4–63 Гц).

С чего начать и как замерять?

Зона влияния

Прежде всего следует начать с анализа ситуационного плана, на котором можно определить проекции расстояний от проектируемых путей до жилых (общественных) зданий для предварительного охвата территории зоны влияния. Все здания, которые подпадают под зону влияния, необходимо включить в оценку.

 

Размеры зоны влияния зависят от наличия/отсутствия на дороге грузовых поездов, а также тоннелей:

• 200 м — при наличии грузовых поездов;

• 60 м — при отсутствии грузовых поездов и наличии остальных типов (моторвагонных, скоростных и пассажирских);

• 40 м — при наличии тоннеля.

Исходные данные

Прежде чем приступить к расчетам вибрации, необходимо собрать исходные данные, этому следует уделить внимание уже на стадии проведения инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий (далее — ИГИ, ИЭИ), т.к. исходными данными для расчетов служат как инженерно-геологические и динамические характеристики грунтов, так и замеры по виброскорости для каждой расчетной точки.

Без проведения замеров расчеты вибрации выполнить невозможно по действующей методике.

 

Обратите внимание

Автор статьи автоматизировал обработку результатов в файле Excel, который вы найдете в Банке документов в разделе «Расчет вибрации» (код доступа опубликован в журнале).

 

[1] См. Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 № 815.

[2] СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Д.И. Орехов, главный специалист-эколог ООО «Желдорпроект»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2021.

Вибрация железнодорожного транспорта: измерения

С недавнего времени при проектировании железнодорожных путей вблизи нормируемых объектов все чаще возникает необходимость в разработке мероприятий по защите от вибраций. Связано это в первую очередь с появлением СП 441.1325800.2019 «Защита зданий от вибрации, создаваемой железнодорожным транспортом. Правила проектирования» (далее — СП 441.1325800.2019). И хотя документ не включен в перечень обязательных сводов правил[1], как показывает практика, все чаще экспертиза предъявляет требование об учете фактора вибрации в проекте.

Что и как нормируем?

Как видно из названия документа, единственными объектами оценки являются жилые и общественные здания, которые нормируются для дневного и ночного времени по виброускорениям согласно СанПиН 1.2.3685-21[2] (табл. 5.36–5.37) и по виброскоростям согласно СП 441.1325800.2019 (табл. 4.2) как в абсолютных (эквивалентные значения, м/с2·10–3), так и в относительных (уровни, дБ) единицах измерения.

В отличие от акустического воздействия вибрация определяется для трех направлений действия по отношению к человеку (спина-живот — X, от плеча к плечу — Y и вертикальное направление — Z).

В отношении железнодорожного транспорта вибрация носит непостоянный характер воздействия, определяемого графиком движения поездов. Для вибрации характерны частоты от 4 до 250 Гц в зависимости от преобладающего типа поездов (например, для грузовых поездов характерны более низкие частоты — 4–63 Гц).

С чего начать и как замерять?

Зона влияния

Прежде всего следует начать с анализа ситуационного плана, на котором можно определить проекции расстояний от проектируемых путей до жилых (общественных) зданий для предварительного охвата территории зоны влияния. Все здания, которые подпадают под зону влияния, необходимо включить в оценку.

 

Размеры зоны влияния зависят от наличия/отсутствия на дороге грузовых поездов, а также тоннелей:

• 200 м — при наличии грузовых поездов;

• 60 м — при отсутствии грузовых поездов и наличии остальных типов (моторвагонных, скоростных и пассажирских);

• 40 м — при наличии тоннеля.

Исходные данные

Прежде чем приступить к расчетам вибрации, необходимо собрать исходные данные, этому следует уделить внимание уже на стадии проведения инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий (далее — ИГИ, ИЭИ), т.к. исходными данными для расчетов служат как инженерно-геологические и динамические характеристики грунтов, так и замеры по виброскорости для каждой расчетной точки.

Без проведения замеров расчеты вибрации выполнить невозможно по действующей методике.

 

Обратите внимание

Автор статьи автоматизировал обработку результатов в файле Excel, который вы найдете в Банке документов в разделе «Расчет вибрации» (код доступа опубликован в журнале).

 

[1] См. Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 № 815.

[2] СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Д.И. Орехов, главный специалист-эколог ООО «Желдорпроект»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2021.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам