Отдаем журнал бесплатно!

Чем грозит сброс на рельеф: свежие судебные решения

Ключевые вопросы

Регулируемые виды негативного воздействия на окружающую среду

Ответственность за сброс на рельеф

Регулируемые виды негативного воздействия на окружающую среду

Сброс загрязняющих веществ, как и другие виды негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

При этом плата за НВОС взимается за следующие его виды (п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ):

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

 

СЛОВАРЬ

Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ:
негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

 

Ранее к видам НВОС относились:

• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

• загрязнение недр, почв;

• размещение отходов производства и потребления;

• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий;

• иные виды НВОС.

Сегодня из видов НВОС, за которые взимается плата, сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади исключен[1].

Таким образом, сброс на рельеф — это вид негативного воздействия, но обязанность вносить плату за НВОС при сбросе на рельеф законодательно не установлена.

 

В Водном кодексе Российской Федерации (в ред. от 03.08.2018; далее — ВК РФ) понятие сброса на рельеф (на водосборную площадь) также отсутствует.

В статье 44 ВК РФ для целей сброса сточных вод рассматривается только использование водных объектов. Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1 ВК РФ).

Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти (п. 4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ).

Порядок получения разрешения на сброс утвержден только в части сброса в водные объекты[2].

Порядок выдачи разрешений на сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности) не установлен.

Для получения разрешения на сброс заявитель должен представить нормативы допустимого сброса (далее — НДС), утвержденные в установленном порядке для каждого выпуска сточных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных вод, оформленных в установленном порядке (п. 13 Административного регламента).

Методика разработки НДС утверждена только для сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты[3].

Методика установления и порядок утверждения НДС для сброса на водосборные площади (рельеф местности) отсутствует.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Получить разрешение на сброс на рельеф (на водосборные площади) сегодня невозможно ввиду отсутствия нормативной базы.

 

В письме от 20.02.2014 № СН-08-02-31/2469 «Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади» Росприроднадзор разъяснил, что территориальные органы Росприроднадзора не вправе выдавать и продлевать разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности)[4]. Согласно письму Минприроды России от 10.10.2016 № 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения» сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения.

Ответственность за сброс на рельеф

В случае сброса на рельеф природопользователю грозит:

• привлечение к административной ответственности[5] с наказанием вплоть до приостановления деятельности;

• предъявление иска о возмещении вреда почвам[6];

• прекращение такого сброса решением суда.

Приведем примеры судебных актов по каждому виду ответственности за сброс на рельеф.

 

[1] См. Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] См. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2 (далее — Административный регламент).

[3] См. Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную Приказом МПР России от 17.12.2007 № 333 (в ред. от 31.07.2018).

[4] Аналогичный вывод содержится в письме Росприроднадзора от 18.11.2014 № СМ-08-02-32/18383 «О сбросе сточных вод на водосборные площади».

[5] См. чч. 8.6 и 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 11.10.2018).

[6] См. ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03.08.2018); Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 262 (в ред. от 31.03.2015).

Т.А. Петрова, начальник отдела охраны окружающей среды ООО «ЭТНО»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Чем грозит сброс на рельеф: свежие судебные решения

Ключевые вопросы

Регулируемые виды негативного воздействия на окружающую среду

Ответственность за сброс на рельеф

Регулируемые виды негативного воздействия на окружающую среду

Сброс загрязняющих веществ, как и другие виды негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

При этом плата за НВОС взимается за следующие его виды (п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ):

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

 

СЛОВАРЬ

Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ:
негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

 

Ранее к видам НВОС относились:

• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

• загрязнение недр, почв;

• размещение отходов производства и потребления;

• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий;

• иные виды НВОС.

Сегодня из видов НВОС, за которые взимается плата, сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади исключен[1].

Таким образом, сброс на рельеф — это вид негативного воздействия, но обязанность вносить плату за НВОС при сбросе на рельеф законодательно не установлена.

 

В Водном кодексе Российской Федерации (в ред. от 03.08.2018; далее — ВК РФ) понятие сброса на рельеф (на водосборную площадь) также отсутствует.

В статье 44 ВК РФ для целей сброса сточных вод рассматривается только использование водных объектов. Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1 ВК РФ).

Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти (п. 4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ).

Порядок получения разрешения на сброс утвержден только в части сброса в водные объекты[2].

Порядок выдачи разрешений на сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности) не установлен.

Для получения разрешения на сброс заявитель должен представить нормативы допустимого сброса (далее — НДС), утвержденные в установленном порядке для каждого выпуска сточных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных вод, оформленных в установленном порядке (п. 13 Административного регламента).

Методика разработки НДС утверждена только для сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты[3].

Методика установления и порядок утверждения НДС для сброса на водосборные площади (рельеф местности) отсутствует.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Получить разрешение на сброс на рельеф (на водосборные площади) сегодня невозможно ввиду отсутствия нормативной базы.

 

В письме от 20.02.2014 № СН-08-02-31/2469 «Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади» Росприроднадзор разъяснил, что территориальные органы Росприроднадзора не вправе выдавать и продлевать разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности)[4]. Согласно письму Минприроды России от 10.10.2016 № 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения» сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения.

Ответственность за сброс на рельеф

В случае сброса на рельеф природопользователю грозит:

• привлечение к административной ответственности[5] с наказанием вплоть до приостановления деятельности;

• предъявление иска о возмещении вреда почвам[6];

• прекращение такого сброса решением суда.

Приведем примеры судебных актов по каждому виду ответственности за сброс на рельеф.

 

[1] См. Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] См. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2 (далее — Административный регламент).

[3] См. Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную Приказом МПР России от 17.12.2007 № 333 (в ред. от 31.07.2018).

[4] Аналогичный вывод содержится в письме Росприроднадзора от 18.11.2014 № СМ-08-02-32/18383 «О сбросе сточных вод на водосборные площади».

[5] См. чч. 8.6 и 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 11.10.2018).

[6] См. ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03.08.2018); Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 262 (в ред. от 31.03.2015).

Т.А. Петрова, начальник отдела охраны окружающей среды ООО «ЭТНО»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2018.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам