Электронная версия журнала

Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного экологического надзора

«Справочник эколога» №11 2017 / Экологический надзор и контроль

Суммы расходов на контрольно-надзорные мероприятия увеличиваются из года в год[1], в то время как на законодательном уровне предпринимаются попытки по оптимизации и сокращению числа таких мероприятий.

 

В частности, предусмотренный Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» (далее — Федеральный закон № 246-ФЗ) риск-ориентированный подход призван обеспечить:

• оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора);

• снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

• повышение результативности деятельности уполномоченных органов.

 

СЛОВАРЬ

Риск-ориентированный подход — метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в законодательно установленных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

 

По словам А.В. Мартынова, «мировой опыт использования риск-ориентированного подхода свидетельствует, что его применение позволило сократить общее количество проверок от 30 до 90 процентов, а отдельные категории бизнеса — и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок»[2]. В свою очередь, Н. Егорова утверждает, что внедрение риск-ориентированного подхода в Российской Федерации «позволит снизить на 40 процентов количество проверок, на 30 процентов — число ревизоров, что позволит сэкономить 20 процентов средств бюджета»[3].

Внесенные Федеральным законом № 246-ФЗ изменения в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 01.01.2018.

В развитие указанных положений принято Постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое устанавливает новый порядок осуществления отдельных видов государственного экологического надзора — с применением риск-ориентированного подхода.

Указанное требование с 08.08.2017 распространяется на государственный надзор:

• в области обращения с отходами;

• в области охраны атмосферного воздуха;

• в области использования и охраны водных объектов;

• за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ;

• за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

• государственный земельный надзор.

Периодичность проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливается в зависимости от категории риска объектов государственного надзора, присваиваемой территориальным органом Росприроднадзора на основании утвержденных критериев[4].

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (объекты государственного надзора), относятся к следующим категориям риска:

категория значительного риска — объекты I категории[5], за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления;

категория среднего риска — объекты II категории, за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления;

категория умеренного риска — объекты III категории, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления, за исключением объектов IV категории;

категория низкого риска — объекты IV категории.

 

[1] Согласно Государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 (в ред. от 06.07.2017), на обеспечение эффективной реализации государственных функций по контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды в 2017 г. из федерального бюджета выделено 143 205,6 тыс. руб., на 2018 г. запланировано 148 933,9 тыс. руб., на 2019 г. — 154 891,3 тыс. руб., на 2020 г. — 161 086,9 тыс. руб.

[2] Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес // Юрист. 2016. № 18. С. 22–27.

[3] Егорова Н. Три года без проверок... // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2015. № 29.

[4] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска содержатся в приложении к Положению о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 (в ред. от 27.07.2017; далее — Положение).

[5] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

М.Е. Бабич, консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, магистр юриспруденции Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  •  Обучение специалистов, ответственных за эксплуатацию ГОУ

    Согласно старым Правилам эксплуатации установок очистки газа - требовалось организовывать техническую учебу и проверку знаний инженерно-технических работников и персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа. В новых Правилах эксплуатации установок очистки газа, такого требование нет. Означает ли это, что теперь не требуется обучать персонал? Или же есть документ, который регламентирует проведение обучения персонала, занятого эксплуатацией ГОУ?

  • Какое значение концентрации вещества принимать, если результат в протоколе ниже предела обнаружения?

    На нашем предприятии имеется аккредитованная лаборатория на проведение анализов загрязняющих веществ в сточных водах. Какое значение загрязняющего вещества (в мг/дм3) следует принимать при расчете суммы платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах в водные объекты, если при выполнении анализов загрязняющих веществ на выпуске в поверхностный водоем (реку) после городских очистных сооружений канализации и последующем составлении протоколов результатов аккредитованной лабораторией, определяемое значение загрязняющего вещества выходит за пределы области аккредитации лаборатории?

  • Привлечение к административной ответственности субъекта МСП за отсутствие утвержденных НООЛР

    В ходе плановой проверки инспектор Росприроднадзора привлекает предприятие I категории (субъект МСП) за отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не принимая во внимание, что до 01.01.2019 такая обязанность у предприятия отсутствовала, а с 01.01.2019 данные нормативы будут разрабатываться к КЭР. Законны ли данные претензии?