Электронная версия журнала

Декларация о составе и свойствах сточных вод: 5 заблуждений

«Справочник эколога» №11 2015 / Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение

Со вступлением в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ) абоненты централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ) узнали о такой форме взаимодействия с организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ), как представление декларации о составе и свойствах сточных вод (далее — декларация). Данный документ в короткий срок оброс заблуждениями, касающимися его назначения, формы и особенностей представления. В настоящем материале мы постараемся развенчать эти заблуждения.

 

Заблуждение № 1

Декларация является документом, устанавливающим для конкретного абонента ЦСВ допустимые значения сброса в ЦСВ.

 

Существует мнение, что указание абонентом в декларации сведений о фактических концентрациях загрязняющих веществ в составе сточных вод, превышающих установленные нормативные требования к качеству сточных вод, фактически санкционирует такой сброс, приравнивая его к разрешенному.

Указанная позиция противоречит положениям законодательства в сфере водоотведения.

Следует отметить, что назначение декларации, действительно, донести до сведения организации ВКХ информацию о фактическом качестве сточных вод абонентов. При этом предполагается, что данная информация должна быть достоверной вне зависимости от того, соответствуют сточные воды абонента нормативным требованиям к качеству сточных вод или нет.

Так, в соответствии с подп. «г» п. 128 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 14.10.2015; далее — Правила ХВиВ), декларация содержит в том числе концентрации загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и работу ЦСВ, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ, с указанием показателей, не отвечающих нормативам, лимитам и другим установленным требованиям.

Однако такое «чистосердечное признание» никоим образом не отменяет обязанность абонентов ЦСВ соблюдать установленные требования к составу и свойствам сточных вод.

Данные, отраженные в декларации, дают право организации ВКХ при определенных условиях использовать представленную абонентом информацию для исчисления платы за негативное воздействие сточных вод на ЦСВ и служат косвенным оправданием организации ВКХ перед лицом органов государственного экологического надзора за ненадлежащее качество сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

При этом сознательное указание в декларации недостоверных сведений о фактических концентрациях загрязняющих веществ в большинстве случаев не является решением проблемы, т.к. информация о качестве сбрасываемых в ЦСВ сточных вод, так или иначе, будет получена организацией ВКХ в рамках проведения мероприятий по контролю.

 

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2015.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Крупнейшее на Северо-Западе мероприятие в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, природоохранного оборудования, технологий и услуг.

  • Мероприятие традиционно проходит под Патронатом ТПП РФ и проводится при организационном участии Центра экологической промышленной политики Минпромторга России, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, Ассоциации «ЕРБА», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Центра ЮНИДО, Ассоциаций «АПЭТ» и «РАТЭК».

  • Некорректная работа Модуля — штраф для природопользователя?

    Наше предприятие сдало декларацию о плате в срок до 10.03.2017, но в связи с некорректной работой Модуля природопользователя мы не смогли отобразить наличие на предприятии отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) и срок сдачи ее в уполномоченный орган. Позже, когда Модуль заработал, мы сделали уточненный расчет и подали его в Департамент Росприроднадзора 27.04.2017. Суммы платы остались прежними, и в расчете кроме одной новой строчки с данными об отчетности СМСП ничего не поменялось. Может ли Росприроднадзор оштрафовать нас за то, что уточненный расчет не был сдан в срок до 10.03.2017?