Электронная версия журнала

Требования к созданию локальных очистных сооружений

«Справочник эколога» №11 2014 / Больная тема

7 декабря 2011 г. Президентом Российской Федерации был подписан «многострадальный» Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ), который является первым в истории законодательства Российской Федерации отраслевым законом в сфере водоснабжения и водоотведения. Данный нормативно-правовой акт предъявляет серьезные требования к предприятиям, осуществляющим сброс в канализацию сточных вод. Одним из таких требований согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 416-ФЗ является обязательное наличие локальных очистных сооружений (далее — ЛОС) у абонентов, которым установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — НДС).

 

Ранее необходимость очистки сточных вод на очистных сооружениях была условием получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод , типовая форма которого утверждена Приказом Минприроды России от 14.03.2007 № 56 (в ред. от 26.06.2009) (см. подп. 8, 14 п. 2.3 Приложения 1 к типовой форме). Теперь очищать сточные воды до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ) в целях соблюдения установленных НДС должны будут и отдельные абоненты ЦСВ с использованием принадлежащих им сооружений и устройств, предназначенных для этих целей, т.е. ЛОС.

Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 416-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются НДС, а также лимиты на сбросы.

Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» (далее — Постановление № 230) к абонентам, для объектов которых устанавливаются НДС, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения , единый договор холодного водоснабжения и водоотведения , осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в ЦСВ. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 м3/сут. суммарно по всем выпускам в одну ЦСВ.

На основании ч. 8 ст. 42 Федерального закона № 416-ФЗ НДС указанных абонентов и лимиты на сбросы для объектов таких абонентов должны быть установлены до 1 января 2015 г. До этого дня данные абоненты должны также обеспечить ввод в эксплуатацию ЛОС и (или) разработать планы снижения сбросов  в соответствии с Положением о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 № 317 (далее — Положение о плане снижения сбросов), и утвердить такие планы (ч. 9 ст. 42 Федерального закона № 416-ФЗ).

Однако стоит отметить, что в соответствии с п. 116 действующих на сегодняшний момент Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 30.12.2013; далее — Правила ХВиВ), абоненты ЦСВ обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать ЛОС и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в ЦСВ, в случаях:

  • если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются НДС (см. Постановление № 230);
  • если на объектах абонентов осуществляются производственные процессы, указанные в приложении № 4 к Правилам ХВиВ:

 

Извлечение
из Правил ХВиВ
Приложение № 4
к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения
Перечень
производственных процессов, при осуществлении которых
абонент обязан иметь локальные очистные сооружения и осуществлять сброс
в централизованную систему водоотведения сточных вод, прошедших предварительную очистку

1. Нефтепереработка, химический и органический синтез, фармацевтическое производство
2. Целлюлозно-бумажное и картонное производство
3. Спиртовое, дрожжевое, пиво безалкогольное (включая солодовенное), кондитерское, крахмало-паточное, маслодельное производства, переработка молока, рыбы, мяса (включая скотобойни), фруктов и овощей
4. Выращивание скота и птицы
5. Гальваническое производство
6. Машиностроение и металлообработка
7. Металлургия черная и цветная
8. Производство строительных материалов и конструкций, стекла и стеклоизделий, керамических изделий
9. Производство лако-красочных материалов, синтетических поверхностно-активных веществ
10. Обработка поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей
11. Производственные процессы, в ходе которых используются или образуются следующие вещества:
    неэмульгированные жиры, пищевые отходы
    нефтепродукты
    кислоты и щелочи, а также их растворы
    ионы тяжелых металлов, соединения мышьяка и ртути
    свободный сероводород и свободные сульфид-ионы, меркаптаны, а также восстановленные серные соединения (сульфиты, тиосульфаты, элементарная сера), сероуглерод
    циановодород, ароматические углеводороды, органические растворители, летучие органические соединения (толуол, бензол, ацетон, метанол, бутанол, пропанол, их изомеры и алкилпроизводные)
    хлорорганические соединения, 2, 4, 6-трихлорфенол, дихлорметан, дихлорэтан, пентахлорфенол, полихлорбифенилы (сумма ПХБ) и полихлортерфенилы (сумма ПХТ), тетрахлорэтилен, трихлорэтилен, триэтиламин, хлороформ (трихлорметан), тетрахлорметан, (четыреххлористый углерод), бенз(а)пирен, этилбензол (фенилэтан), диоксины
    синтетические поверхностно-активные вещества, не подвергающиеся биологическому окислению
    биологически неокисляемые красители натурального, искусственного и синтетического происхождения
    биологически резистентные пестициды
    оседающие минеральные включения гидравлической крупностью более 2 мм/с
    всплывающие вещества (включения) гравитационной крупностью более 20 мм/с
    волокнистые включения, в том числе пряжа, ворс, волос, шерсть, перо
    активный хлор более 5 мг/л, за исключением случаев введения на объекте водоотведения санитарного карантина
    радионуклиды

 

В соответствии с п. 116 Правил ХВиВ абоненты, указанные в данном пункте, не имеющие ЛОС, обязаны обеспечить их строительство (создание) в течение 2 лет после вступления в силу указанных Правил, если иной срок не предусмотрен планом снижения сбросов сточных вод на объектах такого абонента, который разрабатывается и утверждается абонентом по согласованию с территориальным органом Росприроднадзора на срок до 7 лет (пп. 4, 7 Положения о плане снижения сбросов). Таким образом, указанный пункт Правил ХВиВ не только существенно расширяет круг природопользователей, обязанных иметь ЛОС, но и устанавливает другие временные границы исполнения вышеуказанных условий — до 14.08.2015 (Правила ХВиВ вступили в силу 14.08.2013).

Согласно п. 108 Правил ХВиВ отведение (прием) в ЦСВ сточных вод абонентов, обязанных в соответствии с п. 116 данных Правил использовать ЛОС, допускается только при условии обеспечения такими абонентами очистки сточных вод до их отведения в ЦСВ с использованием принадлежащих абонентам ЛОС.

Требование о наличии у абонентов ЛОС содержится также в типовом договоре водоотведения  и едином типовом договоре холодного водоснабжения и водоотведения , формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645:

 

Извлечение
из Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 645
«Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»
ТИПОВОЙ ДОГОВОР
водоотведения
[…]
IV. Права и обязанности сторон
[…]
12. Абонент обязан:
[…]
с) обеспечивать локальную очистку сточных вод в случаях, предусмотренных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации»;
[…]
ЕДИНЫЙ ТИПОВОЙ ДОГОВОР
холодного водоснабжения и водоотведения
[…]
IV. Права и обязанности сторон
[…]
14. Абонент обязан:
[…]
ф) обеспечивать локальную очистку сточных вод в случаях, предусмотренных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
[…]

 

А согласно пп. 36 и, соответственно, 39 данных договоров при отсутствии у абонента устройств по усреднению сточных вод и (или) ЛОС (или при их неэффективной работе) значения фактических концентраций и фактические свойства сточных вод в составе декларации о составе и свойствах сточных вод[1] определяются абонентом в интервале от среднего до максимального значения (но не ниже среднего), при этом в обязательном порядке:

а) учитываются результаты, полученные в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод[2], проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;

б) исключаются значения любого залпового или запрещенного сброса загрязняющих веществ;

в) исключаются результаты определений состава и свойств сточных вод в пределах установленных абоненту НДС и требований к составу и свойствам сточных вод.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ отсутствие у абонента ЛОС или плана снижения сбросов в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 27 данного Федерального закона, либо неисполнение абонентом плана снижения сбросов может стать основанием для прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод. А согласно подп. «в» п. 9 Правил осуществления контроля состава и сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525, обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения ЛОС либо работы ЛОС с нарушением условий их эксплуатации является основанием для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод.

Отметим, что произошедшие в законодательстве изменения предусматривают не только обязательное наличие ЛОС в ряде случаев, а также финансовые, правовые или иные последствия их отсутствия, но и возможность зачета потраченных на строительство (создание) ЛОС средств в счет платы за НВОС. Так, Правила уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.04.2013 № 347 (далее — Правила уменьшения платы), устанавливают порядок уменьшения платы за НВОС в случае проведения абонентами организаций, осуществляющих водоотведение, природоохранных мероприятий, в т.ч. по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений.

На основании п. 6 Правил уменьшения платы расчет платы за НВОС  с учетом фактически произведенных затрат на реализацию природоохранных мероприятий представляется абонентами в Росприроднадзор с приложением следующих документов:

  • копия плана снижения сбросов;
  • копии договоров о выполнении работ по строительству, реконструкции и модернизации ЛОС и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты работ за период с начала реализации плана снижения сбросов;
  • копии документов, подтверждающих выполнение работ по строительству, реконструкции и модернизации ЛОС, в т.ч. копии актов ввода указанных объектов в эксплуатацию и актов сдачи-приемки таких работ;
  • пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию природоохранных мероприятий, принимаемых к зачету в счет платы за НВОС;
  • данные анализов отводимых сточных вод (по каждому веществу, по которому производится расчет платы за НВОС), осуществленных лабораториями, аккредитованными в установленном порядке.

 

В заключение отметим, что на сегодняшний момент в сети Интернет представлен достаточно широкий выбор поставщиков и производителей ЛОС, в которых применяются разнообразные методы очистки сточных вод[3].

 

[1] См. разд. VIII Правил ХВиВ.

[2] Подробнее об этом см.: Севрюгина В.В. Контроль за качеством сточных вод // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 36–42.

[3] О биологической очистке сточных вод см.:

Большаков Н.Ю. Математическое моделирование и внедрение эффективных биотехнологий очистки сточных вод от азота и фосфора на действующих очистных сооружениях канализации // Справочник эколога. 2013. № 7. С. 81–89;

Харькин С.В. Канализационные очистные сооружения: вопросы эксплуатации, экономики, реконструкции // Справочник эколога. 2013. № 8. С. 87–96;

Куликов Н.И., Куликова Е.Н., Ножевникова А.Н., Приходько Л.Н. Биотехнология очистки городских сточных вод сообществами прикрепленных микроорганизмов (биоценоз анаммокс) // Справочник эколога. 2013. № 9. С. 71–75;

Большаков Н.Ю. Глубокая биологическая очистка городских сточных вод от фосфора // Справочник эколога. 2013. № 10. С. 14–19;

Харькин С.В. Базовые подходы к разработке технологического регламента эксплуатации канализационных очистных сооружений // Справочник эколога. 2013. № 10. С. 82–96;

Большаков Н.Ю. Обеспечение эффективного биологического удаления биогенных элементов на городских очистных сооружениях // Справочник эколога. 2014. № 11. С. 92–96.

О.Н. Лаврухина, специалист по экологии и охране труда

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 11, 2014.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.