Электронная версия журнала

Отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО

«Справочник эколога» №11 2014 / Больная тема

1 августа 2014 г. вступил в силу Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее — Приказ № 792), устанавливающий порядок ведения государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО), банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

 

ГРОРО представляет собой свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.11.2013; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

В настоящее время все эксплуатируемые объекты размещения отходов (далее — ОРО) необходимо привести в соответствие с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации, а также провести инвентаризацию ОРО и обратиться в письменном виде в территориальный орган Росприроднадзора для регистрации ОРО в ГРОРО.

 

СПРАВКА
На сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов» расположен подраздел «Государственный реестр объектов размещения отходов»[1], в котором размещены для скачивания два архива, включающие в себя:
•Приказ Росприроднадзора от 01.08.2014 № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» (далее — Приказ № 479) и приложение к нему «Объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов»;
•Приказ Росприроднадзора от 25.09.2014 № 592 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» и приложение к нему «Объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов».

 

На основании п. 17 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом № 792 (далее — Порядок ведения кадастра), не подлежат включению в ГРОРО:

  • ОРО, выведенные из эксплуатации (в т.ч. рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
  • объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
  • специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
  • скотомогильники.

Кроме того, в соответствии с письмом Минприроды России от 05.09.2014 № 05-12-44/20156 «О ведении государственного реестра объектов размещения отходов» (далее — письмо № 05-12-44/20156) ОРО, на которых превышена вместимость, также не подлежат включению в ГРОРО.

 

КСТАТИ
Е.Б. Масловец в своей статье, опубликованной в сентябрьском номере журнала «Справочник эколога»[2], отметила, что полигон ТБО «Каргашино» в Мытищинском районе, который в соответствии с Приказом № 479 вошел в перечень ОРО, внесенных в ГРОРО, ранее планировалось закрыть в связи с исчерпанием проектной емкости (информация о выдаче положительного заключения государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации на реконструкцию рассматриваемого полигона в реестрах, опубликованных на официальных сайтах Департамента Росприроднадзора по ЦФО по адресу http://rpncfo.ru/expert/eko.html и центрального аппарата Росприроднадзора по адресу http://rpn.gov.ru/node/2042, отсутствует).

 

Следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

На объектах, включенных в ГРОРО, можно осуществлять только хранение или захоронение отходов.

На основании п. 5 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов:

  • в границах населенных пунктов;
  • в границах лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон;
  • в границах водоохранных зон;
  • на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ — в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

В этой связи отметим, что согласно Приказу № 479 более чем в 20 регионах Российской Федерации выявлены ОРО, не соответствующие установленным требованиям и по этой причине исключенные из ГРОРО[3]. Большая часть таких объектов расположена на землях населенных пунктов, что напрямую противоречит приведенным выше требованиям[4].

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
В соответствии с письмом Росприроднадзора от 09.06.2014 № ВК-03-03-36/8833 «О разъяснении норм законодательства в области обращения с отходами и направлении рекомендаций по заполнению форм предоставления информации по Приказу Росприроднадзора № 255 от 28.04.2014»:
навал мусора — несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком не более 6 месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
свалка — несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком более 6 месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, свалки твердых бытовых и промышленных отходов являются несанкционированными ОРО.

 

Для того чтобы ОРО был включен в ГРОРО, он должен соответствовать следующим требованиям:

ОРО должен представлять собой специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.) (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ);

 

СЛОВАРЬ
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
•хранение отходов — содержание отходов в ОРО в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
•захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

 

•собственники ОРО, а также лица, в пользовании или во владении которых находятся ОРО, обязаны проводить на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды (п. 3 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с письмом № 05-12-44/20156 помимо требований к ОРО, установленных ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ, необходимо учитывать требования, предъявляемые к таким объектам как к сооружениям и объектам капитального строительства согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также требования природоохранного законодательства.

Кроме того, на ОРО должна быть разработана следующая документация:

1. Лицензия на осуществление деятельности по размещению отходов I–IV классов опасности[5] (на основании п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; в ред. от 21.07.2014).

2. Характеристика ОРО , составленная по результатам инвентаризации ОРО в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 (в ред. от 09.12.2010; далее — Правила инвентаризации ОРО) на каждый ОРО.

Характеристика ОРО, форма которой приведена в приложении к Правилам инвентаризации ОРО, составляется в 2 экземплярах, один из которых хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный ОРО, а второй — в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО.

Источниками информации для инвентаризации ОРО, которая должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет, являются:

  • проектная документация на строительство ОРО;
  • данные обследований (натурных, инструментальных, иных) ОРО;
  • фондовые материалы;
  • иная документация.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
В письме № 05-12-44/20156 отмечается, что Правилами инвентаризации ОРО предусмотрено внесение информации в пп. 6 «Проектная документация на строительство ОРО» и 7 «Заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО» характеристики ОРО с указанием в ячейках данных строк «нулей». При этом отсутствие информации либо указание «нулей» в других пунктах характеристики ОРО Правилами инвентаризации не предусмотрены.
В случае представления в Росприроднадзор характеристики ОРО, не содержащей информации в пунктах, по которым Правилами инвентаризации ОРО не предусмотрено отсутствие информации, Росприроднадзор информирует территориальный орган Росприроднадзора о необходимости доработки представленной информации в соответствии с Правилами инвентаризации ОРО и представления ее в Росприроднадзор.

 

При поступлении в территориальный орган Росприроднадзора характеристики ОРО, содержащей информацию о превышении вместимости ОРО, территориальный орган Росприроднадзора применяет меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя), эксплуатирующего ОРО.

Росприроднадзор предупреждает о том, что в случае нарушения хозяйствующими субъектами требований к осуществлению инвентаризации ОРО данные объекты не будут включены в ГРОРО. Следовательно, передача отходов на данные объекты и их прием от сторонних организаций будут являться незаконными. «Виновные лица будут привлекаться к административной, имущественной или уголовной ответственности. При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду будет взиматься с учетом пятикратного повышающего коэффициента. При выявлении правонарушений в данной сфере со стороны глав органов местного самоуправления все материалы будут передаваться в органы прокуратуры», — отметил заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Р. Гизатулин[6].

3. Проектная документация на строительство ОРО и положительное заключение государственной экологической экспертизы на нее. В этой связи приведем извлечение из письма № 05-12-44/20156:

 

Извлечение
из письма № 05-12-44/20156
[…] в соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» […] проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I–V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы[7].
При этом требование по наличию положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I–V класса опасности, не применимо, в случае, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть в период с 01.01.2007 до 11.01.2009.
Наряду с этим, очередность прохождения проектной документации, в которой предусматривается создание объектов размещения отходов I–V класса опасности, нормативными правовыми актами Российской Федерации не закреплена.
[…]

 

В рассматриваемом письме Минприроды России рекомендует Росприроднадзору в целях проведения всестороннего анализа соответствия ОРО требованиям законодательства Российской Федерации, кроме информации, указанной в характеристике ОРО, учитывать также информацию об ОРО (хозяйствующем субъекте, его эксплуатирующем), находящуюся в распоряжении как территориального органа Росприроднадзора, так и Росприроднадзора:

  • сведения из утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • данные отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) ;
  • формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» ;
  • информацию по результатам осуществления надзорной деятельности;
  • прочие официальные источники данных.

 

К СВЕДЕНИЮ
В соответствии с письмом № 05-12-44/20156 в целях установления более четких критериев для включения ОРО в ГРОРО Минприроды России ведет активную работу совместно с Росприроднадзором по проекту приказа «О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра отходов, утвержденный Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792» и проекту приказа «О внесении изменений в Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49».

 

На основании письма № 05-12-44/20156 началом проведения процедуры по включению ОРО в ГРОРО считается дата поступления в территориальный орган Росприроднадзора от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего ОРО, характеристики ОРО.

Согласно Порядку ведения кадастра территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления характеристики ОРО представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном ОРО, предлагаемом для включения в ГРОРО:

  • наименование ОРО;
  • назначение ОРО («хранение отходов» либо «захоронение отходов») с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
  • местонахождение ОРО — код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
  • сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду ОРО («имеется» либо «отсутствует») на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду;
  • предложение по порядковому номеру ОРО по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем ОРО, включая:

– наименование, место нахождения юридического лица;

– фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.

Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об ОРО, поступившей из территориального органа Росприроднадзора:

  • рассматривает указанную информацию;
  • присваивает номер ОРО в ГРОРО;
  • принимает правовые акты о включении ОРО в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц.

Окончанием процедуры по включению ОРО в ГРОРО является принятие Росприроднадзором правового акта о включении ОРО в ГРОРО либо регистрация информационного письма территориального органа Росприроднадзора в адрес хозяйствующего субъекта о необходимости доработки представленной информации в соответствии с Правилами инвентаризации ОРО.

 


[1] http://rpn.gov.ru/node/9672.

[2] См. Масловец Е.Б. Новый порядок ведения государственного кадастра отходов в действии // Справочник эколога. 2014. № 9. С. 17–21 (http://www.profiz.ru/eco/9_2014/kadastr_othodov/).

[3] Информацию о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов на ОРО, не включенных в ГРОРО, содержит письмо Росприроднадзора от 08.10.2014 № АА-06-01-36/15648 «О плате за размещение отходов» (см. Справочник эколога. 2014. № 11. С. 7).

[4] http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=134883.

[5] О подготовке материалов обоснования для получения данной лицензии см.: Ламихова М. Подготовка материалов обоснования лицензии на обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 12–19.

[6] http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=134883.

[7] Выделено автором.

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 11, 2014.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.