Отдаем журнал бесплатно!

Условия и направления рекультивации нарушенных земель в промышленности

Рекультивация нарушенных земель и экологическая реабилитация территорий относятся к основным задачам государственной политики обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, утвержденной в составе Стратегии национальной безопасности Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400.

Правовые основы рекультивации нарушенных земель 

Рамочные нормы в отношении лиц, деятельность которых привела к нарушению или ухудшению качества земель (в т.ч. в результате их загрязнения) на всех этапах жизненного цикла производственных объектов, по обязательному обеспечению рекультивации таких земель установлены многими федеральными законами:
• ст. 13 ЗК РФ[1];
• ст. 13, 21, 60.12, 60.14, 121 Лесного кодекса РФ;
• ст. 34, 39, 46, 78 Закона № 7-ФЗ[2];
• ст. 11 Закона № 174-ФЗ[3];
• ст. 9, 12, 22, 23.4, 23.5 Закона «О недрах»[4].

Общие правила проведения рекультивации земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (в ред. от 07.03.2019)[5] и регламентируют:
• основные требования к рекультивации земель с обязательной разработкой, согласованием (в определенных случаях) и утверждением проекта рекультивации земель в соответствии с утвержденным содержанием;
• порядок определения лиц, обязанных разрабатывать, согласовывать и утверждать проекты рекультивации земель;
• основные процедуры разработки, согласования и утверждения проектов рекультивации земель и сроки их выполнения.

Согласно Правилам № 800 рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением (т.е. с категорией земель, установленной согласно нормам ЗК РФ) и разрешенным видом использования (согласно Классификатору[6]). В зависимости от целевого назначения и разрешенного использования возможно, что в отношении конкретного земельного участка не требуется перемещать плодородный слой почвы.

Например, если в пределах территории предприятия (прежде всего на землях промышленности или в производственных зонах населенных пунктов) земельный участок предоставлен для размещения сооружений по хранению, распределению и перевалке грузов, то приведение земель на таком участке в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием под склады, требует наличия твердого покрытия, а не почвенного покрова.

 

При рекультивации земель предусмотрено обеспечение соответствия качества земель требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В отношении почв населенных пунктов (там, где они имеются), земель сельскохозяйственных угодий, зон санитарной охраны источников водоснабжения, территории курортных зон действуют СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»[7].

Правила № 800 являются основным правовым актом, определяющим:
1) требования в отношении проекта рекультивации земель, включающего технические мероприятия (планировка, нанесение плодородного слоя почвы и др.) и биологические (агротехнические и фитомелиоратив­ные) мероприятия (с особенностями рекультивации на землях лесного фонда);
2) содержание проекта с указанием его обязательных разделов.

Обязанности по разработке и утверждению проекта рекультивации земель, согласно Правилам № 800, возлагаются на лиц, деятельность которых привела к деградации земель, в т.ч. на правообладателей  земельных участков,  на лиц, использующих земельные участки на условиях сервитута, а также на лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (т.е. на основании разрешений).

ГЭЭ проектов рекультивации 

В отдельных случаях проект рекультивации земель до его утверждения подлежит ГЭЭ[8]. Объектами ГЭЭ федерального уровня являются проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов всех классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов[9], а с 01.09.2023 наряду с проектами ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, ГЭЭ подлежат проекты рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов от сжигания угля и фосфогипса V класса опасности.

В остальных случаях ГЭЭ проектов рекультивации не предусмотрена.

Исходя из положений Правил № 800, при осуществлении рекультивации на земельном участке, находящемся в частной собственности, собственником этого земельного участка согласование проекта рекультивации земель в общем случае не предусмотрено.

В иных случаях, если проект рекультивации земель не входит в состав ПД[10] на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и не является объектом ГЭЭ, этот проект до его утверждения подлежат согласованию:
• с собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, не является собственником земельного участка;
• арендатором земельного участка (землевладельцем, землепользователем), если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;
• органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Лицам и органам, которые согласовывали проект, должны сначала направляться уведомления об утверждении проекта рекультивации земель (с приложением утвержденного проекта) и впоследствии — о завершении работ по рекультивации земель (с приложением копии акта о рекультивации земель в срок не позднее 30 календарных дней со дня его подписания).

Срок проведения рекультивации 

Правилами № 800 определены сроки начала выполнения работ по утвержденному проекту рекультивации земель. Лица, обязанные выполнять рекультивацию, должны приступить к работам в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли либо земельный участок, или ПД на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства.

Если срок в ПД проведения рекультивации земель не указан, а также в случаях, если произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, согласно Правилам № 800 работы по рекультивации должны быть начаты в срок не позднее чем через семь месяцев:
• со дня окончания деятельности, осуществление которой привело к деградации земель;
• со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
• со дня выявления деградации земель;
• со дня получения предписания, выданного Росприроднадзором, Росреестром или (в случае использования земель сельхозназначения) Россельхознадзором о необходимости проведения рекультивации земель.

В случае проведения рекультивации земель лицом, не являющимся правообладателем земельного участка, такое лицо в срок не позднее чем 10 календарных дней до дня начала выполнения работ уведомляет об этом правообладателя земельного участка с указанием даты начала и сроков проведения работ.

Взаимоотношения с государственными надзорными органами, согласно Правилам № 800, должны носить уведомительный характер. Лица, разрабатывающие, утверждающие и выполняющие проекты рекультивации земель, обязаны направлять в Россельхознадзор (в отношении земель сельскохозяйственного назначения) или в Росприроднадзор (в прочих случаях) уведомления об утверждении проекта рекультивации земель (с приложением утвержденного проекта), а также о завершении работ по рекультивации земель (с приложением копии акта о рекультивации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его подписания).

Далее в статье:
технологические аспекты рекультивации;
• особенности рекультивации земель при недропользовании;
• особенности рекультивации нефтезагрязненных земель.


[1] Земельный кодекс РФ.

[2] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 04.08.2023).

[3] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 10.07.2023).

[4] Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 28.04.2023).

[5] Далее — Правила № 800.

[6] Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 (в ред. от 23.06.2022).

[7] В случаях, если какие-либо производственные объекты (прежде всего линейные — трубопроводы, кабели и т.п.) в силу различных обстоятельств оказались на землях сельскохозяйственного назначения, установлено требование о соответствии нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельхозназначения, порядок государственного учета которых устанавливается Минсельхоз России применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельхозугодий.

[8] Государственная экологическая экспертиза.

[9] Пункты 7.2 и 7.4 ст. 11 Закона № 174-ФЗ (в ред. от 14.07.2022).

[10] Проектная документация.

Ю.В. Бабина, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, д.э.н.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Условия и направления рекультивации нарушенных земель в промышленности

Рекультивация нарушенных земель и экологическая реабилитация территорий относятся к основным задачам государственной политики обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, утвержденной в составе Стратегии национальной безопасности Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400.

Правовые основы рекультивации нарушенных земель 

Рамочные нормы в отношении лиц, деятельность которых привела к нарушению или ухудшению качества земель (в т.ч. в результате их загрязнения) на всех этапах жизненного цикла производственных объектов, по обязательному обеспечению рекультивации таких земель установлены многими федеральными законами:
• ст. 13 ЗК РФ[1];
• ст. 13, 21, 60.12, 60.14, 121 Лесного кодекса РФ;
• ст. 34, 39, 46, 78 Закона № 7-ФЗ[2];
• ст. 11 Закона № 174-ФЗ[3];
• ст. 9, 12, 22, 23.4, 23.5 Закона «О недрах»[4].

Общие правила проведения рекультивации земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (в ред. от 07.03.2019)[5] и регламентируют:
• основные требования к рекультивации земель с обязательной разработкой, согласованием (в определенных случаях) и утверждением проекта рекультивации земель в соответствии с утвержденным содержанием;
• порядок определения лиц, обязанных разрабатывать, согласовывать и утверждать проекты рекультивации земель;
• основные процедуры разработки, согласования и утверждения проектов рекультивации земель и сроки их выполнения.

Согласно Правилам № 800 рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением (т.е. с категорией земель, установленной согласно нормам ЗК РФ) и разрешенным видом использования (согласно Классификатору[6]). В зависимости от целевого назначения и разрешенного использования возможно, что в отношении конкретного земельного участка не требуется перемещать плодородный слой почвы.

Например, если в пределах территории предприятия (прежде всего на землях промышленности или в производственных зонах населенных пунктов) земельный участок предоставлен для размещения сооружений по хранению, распределению и перевалке грузов, то приведение земель на таком участке в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием под склады, требует наличия твердого покрытия, а не почвенного покрова.

 

При рекультивации земель предусмотрено обеспечение соответствия качества земель требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В отношении почв населенных пунктов (там, где они имеются), земель сельскохозяйственных угодий, зон санитарной охраны источников водоснабжения, территории курортных зон действуют СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»[7].

Правила № 800 являются основным правовым актом, определяющим:
1) требования в отношении проекта рекультивации земель, включающего технические мероприятия (планировка, нанесение плодородного слоя почвы и др.) и биологические (агротехнические и фитомелиоратив­ные) мероприятия (с особенностями рекультивации на землях лесного фонда);
2) содержание проекта с указанием его обязательных разделов.

Обязанности по разработке и утверждению проекта рекультивации земель, согласно Правилам № 800, возлагаются на лиц, деятельность которых привела к деградации земель, в т.ч. на правообладателей  земельных участков,  на лиц, использующих земельные участки на условиях сервитута, а также на лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (т.е. на основании разрешений).

ГЭЭ проектов рекультивации 

В отдельных случаях проект рекультивации земель до его утверждения подлежит ГЭЭ[8]. Объектами ГЭЭ федерального уровня являются проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов всех классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов[9], а с 01.09.2023 наряду с проектами ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, ГЭЭ подлежат проекты рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов от сжигания угля и фосфогипса V класса опасности.

В остальных случаях ГЭЭ проектов рекультивации не предусмотрена.

Исходя из положений Правил № 800, при осуществлении рекультивации на земельном участке, находящемся в частной собственности, собственником этого земельного участка согласование проекта рекультивации земель в общем случае не предусмотрено.

В иных случаях, если проект рекультивации земель не входит в состав ПД[10] на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и не является объектом ГЭЭ, этот проект до его утверждения подлежат согласованию:
• с собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, не является собственником земельного участка;
• арендатором земельного участка (землевладельцем, землепользователем), если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;
• органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Лицам и органам, которые согласовывали проект, должны сначала направляться уведомления об утверждении проекта рекультивации земель (с приложением утвержденного проекта) и впоследствии — о завершении работ по рекультивации земель (с приложением копии акта о рекультивации земель в срок не позднее 30 календарных дней со дня его подписания).

Срок проведения рекультивации 

Правилами № 800 определены сроки начала выполнения работ по утвержденному проекту рекультивации земель. Лица, обязанные выполнять рекультивацию, должны приступить к работам в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли либо земельный участок, или ПД на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства.

Если срок в ПД проведения рекультивации земель не указан, а также в случаях, если произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, согласно Правилам № 800 работы по рекультивации должны быть начаты в срок не позднее чем через семь месяцев:
• со дня окончания деятельности, осуществление которой привело к деградации земель;
• со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
• со дня выявления деградации земель;
• со дня получения предписания, выданного Росприроднадзором, Росреестром или (в случае использования земель сельхозназначения) Россельхознадзором о необходимости проведения рекультивации земель.

В случае проведения рекультивации земель лицом, не являющимся правообладателем земельного участка, такое лицо в срок не позднее чем 10 календарных дней до дня начала выполнения работ уведомляет об этом правообладателя земельного участка с указанием даты начала и сроков проведения работ.

Взаимоотношения с государственными надзорными органами, согласно Правилам № 800, должны носить уведомительный характер. Лица, разрабатывающие, утверждающие и выполняющие проекты рекультивации земель, обязаны направлять в Россельхознадзор (в отношении земель сельскохозяйственного назначения) или в Росприроднадзор (в прочих случаях) уведомления об утверждении проекта рекультивации земель (с приложением утвержденного проекта), а также о завершении работ по рекультивации земель (с приложением копии акта о рекультивации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его подписания).

Далее в статье:
технологические аспекты рекультивации;
• особенности рекультивации земель при недропользовании;
• особенности рекультивации нефтезагрязненных земель.


[1] Земельный кодекс РФ.

[2] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 04.08.2023).

[3] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 10.07.2023).

[4] Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 28.04.2023).

[5] Далее — Правила № 800.

[6] Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 (в ред. от 23.06.2022).

[7] В случаях, если какие-либо производственные объекты (прежде всего линейные — трубопроводы, кабели и т.п.) в силу различных обстоятельств оказались на землях сельскохозяйственного назначения, установлено требование о соответствии нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельхозназначения, порядок государственного учета которых устанавливается Минсельхоз России применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельхозугодий.

[8] Государственная экологическая экспертиза.

[9] Пункты 7.2 и 7.4 ст. 11 Закона № 174-ФЗ (в ред. от 14.07.2022).

[10] Проектная документация.

Ю.В. Бабина, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, д.э.н.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2023.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам