Отдаем журнал бесплатно!

Знаменитые коэффициенты 25 и 100: все решено

Ключевые темы: применение коэффициентов 25 и 100 при расчете платы за НВОС, новые Правила исчисления и взимания платы за НВОС.

Кажется, все наслышаны о крупных спорах между природопользователями и даже между природопользователями и администраторами платы о знаменитых коэффициентах 25 и 100 при расчете платы за НВОС[1]. В основном вопрос возникал у хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на объектах НВОС II категории, когда срок действия разрешения на выброс или сброс истек, а ДВОС[2] еще не представлена.

Основой для споров стало изложение Правил № 255[3]. Практика в разных субъектах РФ сложилась как всегда разная. Если природопользователь применял коэффициент 25, то администратор платы:
1) либо принимал такой расчет и такую Декларацию о плате за НВОС;
2) либо не принимал такой расчет и такую Декларацию о плате за НВОС, менял статус в Личном кабинете природопользователя у отчета на «Отклонено» и требовал доначисления платы с применением коэффициента 100 и уточнения Декларации о плате за НВОС.

Бывали случаи, когда статус «Отклонено» сменял даже статус «Принято» спустя год-два по той же самой причине.

В случае отклонения Декларации о плате за НВОС у природопользователя также был выбор: 
1) игнорировать;
2) спорить;
3) принять и простить.

Но пришло время перемен — Правила № 255 сменяются Правилами № 881[4]. Внимание, вопрос: изменилось ли что-то в отношении коэффициентов 25 и 100 со вступлением в силу 01.09.2023 новых Правил № 881? Разберем в статье.

Как было до 01.09.2023 

Вспомним, в чем, собственно, было дело и в чем глобальное сопротивление со стороны природопользователей применять еще более повышенный коэффициент к плате за НВОС.

Плата за НВОС по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату за НВОС, самостоятельно:
1) путем умножения:
• величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень № 1316-р[5], по классу опасности отходов производства и потребления;
• ставок платы;
• коэффициентов, установленных ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ[6];
2) суммированием полученных величин (п. 1 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ).

В целях стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяются коэффициенты[7]:
25 — за объем или массу выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах ВРВ[8] (ВРС[9]), а также за объем или массу выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории НДВ[10] (НДС[11]);
100 — за объем или массу выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в ДВОС для объектов II категории такие объем или массу.

Коэффициенты 25 и 100 являются стимулирующими для объектов I, II, III категорий при определенных обстоятельствах, но Закон № 7-ФЗ не предусматривает их применение для переходного положения, когда у объектов НВОС I и II категорий все еще могут быть разрешения на выбросы или сбросы. Отдельных коэффициентов он также не предусматривает для подобных случаев.

Согласно Правилам № 255, которые утратили силу 01.09.2023, при исчислении платы за НВОС в части выбросов (сбросов) применяются:
• коэффициент Квр, равный 25, если наблюдается превышение НДВ (НДС), но выброс (сброс) загрязняющих веществ осуществляется в пределах установленных ВРВ (ВРС) — применимо к объектам I, II, III категорий;
• коэффициент Кпр, равный 100, если объем или масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ превышены над объемом или массой выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, установленных КЭР[12],  — применимо к объектам I категории; если объем или масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ превышены над объемом или массой выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, указанных в ДВОС, — применимо к объектам II категории;
• коэффициент Кср, равный 25, применяется вместо Кпр лицами, обязанными вносить плату за НВОС, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, если объем или масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ превышены над указанными в отчете ПЭК[13], а также лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, указанные в п. 12.1 Правил № 255 (п. 21 Правил № 255), т.е. в случае превышения установленных НДВ (НДС) разрешением на выбросы (сбросы) в отсутствие установленных ВРВ (ВРС).

Во всех вариантах указано применение стимулирующего коэффициента в случае превышения установленных (утвержденных какой-то документацией или указанных в какой-то документации) массы или объема выбросов (сбросов), но нет упоминания случая, когда эта документация отсутствует, например, если для объекта II категории разрешения на выброс (сброс) никогда не было, а ДВОС еще не представлена, или разрешение на выброс (сброс) уже завершило свое действие, а ДВОС все еще не представлена.

В подобном случае была надежда на п. 21.1 Правил № 255, в котором сказано, что при отсутствии КЭР (непредставлении ДВОС и отчета ПЭК) применяется следующая формула:

          n
Пср = ∑ (Мcpi × Hплi × Kот × Кср × Кво),
         i=1

где из коэффициентов присутствуют:
• дополнительный коэффициент Кот, равный 2, — применяется в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами;
• коэффициент Кср, равный 1, — для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, на период реализации программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (исключение — масса сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов); равный 25, — для лиц, обязанных вносить плату за НВОС, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории (п. 21.1 Правил № 255);
• коэффициент Кво, равный 0,5, — для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросах загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (исключение — период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).

В п. 21.1 Правил № 255 в отношении коэффициента Кср делается отсылка к п. 12.1 Правил № 255 как раз для тех, кто попал в условия переходного периода. А в п. 12.1 Правил № 255 делается отсылка на п. 21.1 Правил № 255 единожды в контексте хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, которые 01.01.2019 получили или переоформили в установленном порядке разрешения на выброс (сброс) загрязняющих веществ, лимиты на выброс (сброс) загрязняющих веществ. Иронично, но в формуле п. 21.1 Правил № 255 нет в принципе коэффициента, который должен был бы использоваться объектами I категории.

В любом случае, путаница возникает из-за коэффициентов Кср и Кпр и из-за формул, указанных в пп. 21 и 21.1 Правил № 255. Не было бы этой путаницы — природопользователи не задавались бы вопросом о применении того самого коэффициента, не издавалось бы Письмо Минприроды от 17.03.2021 № 19-50/3222-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», в котором как раз говорится, что коэффициент 100 должен применяться объектами I и II категорий при отсутствии любой разрешительной документации на выбросы или сбросы, будь то разрешение или КЭР (ДВОС).

Как стало с 01.09.2023 

Но Правила № 255 дожили свои последние деньки в 2023 г., а 01.09.2023 вступили в силу Правила № 881.

формула расчета платы за НВОС

Далее в статье объяснили, кому и в каких случаях нужно использовать формулу из п. 33 (или из п. 34) Правил № 881 при расчете платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и какой коэффициент при этом применять.


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Декларация о воздействии на окружающую среду.

[3] Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (утратили силу 31.08.2023).

[4] Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 (вступили в силу 01.09.2023).

[5] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).

[6] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 04.08.2023).

[7] Пункт 5 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ.

[8] Временно разрешенные выбросы.

[9] Временно разрешенные сбросы.

[10] Нормативы допустимых выбросов.

[11] Нормативы допустимых сбросов.

[12] Комплексное экологическое разрешение.

[13] Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Знаменитые коэффициенты 25 и 100: все решено

Ключевые темы: применение коэффициентов 25 и 100 при расчете платы за НВОС, новые Правила исчисления и взимания платы за НВОС.

Кажется, все наслышаны о крупных спорах между природопользователями и даже между природопользователями и администраторами платы о знаменитых коэффициентах 25 и 100 при расчете платы за НВОС[1]. В основном вопрос возникал у хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на объектах НВОС II категории, когда срок действия разрешения на выброс или сброс истек, а ДВОС[2] еще не представлена.

Основой для споров стало изложение Правил № 255[3]. Практика в разных субъектах РФ сложилась как всегда разная. Если природопользователь применял коэффициент 25, то администратор платы:
1) либо принимал такой расчет и такую Декларацию о плате за НВОС;
2) либо не принимал такой расчет и такую Декларацию о плате за НВОС, менял статус в Личном кабинете природопользователя у отчета на «Отклонено» и требовал доначисления платы с применением коэффициента 100 и уточнения Декларации о плате за НВОС.

Бывали случаи, когда статус «Отклонено» сменял даже статус «Принято» спустя год-два по той же самой причине.

В случае отклонения Декларации о плате за НВОС у природопользователя также был выбор: 
1) игнорировать;
2) спорить;
3) принять и простить.

Но пришло время перемен — Правила № 255 сменяются Правилами № 881[4]. Внимание, вопрос: изменилось ли что-то в отношении коэффициентов 25 и 100 со вступлением в силу 01.09.2023 новых Правил № 881? Разберем в статье.

Как было до 01.09.2023 

Вспомним, в чем, собственно, было дело и в чем глобальное сопротивление со стороны природопользователей применять еще более повышенный коэффициент к плате за НВОС.

Плата за НВОС по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату за НВОС, самостоятельно:
1) путем умножения:
• величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень № 1316-р[5], по классу опасности отходов производства и потребления;
• ставок платы;
• коэффициентов, установленных ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ[6];
2) суммированием полученных величин (п. 1 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ).

В целях стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяются коэффициенты[7]:
25 — за объем или массу выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах ВРВ[8] (ВРС[9]), а также за объем или массу выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории НДВ[10] (НДС[11]);
100 — за объем или массу выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в ДВОС для объектов II категории такие объем или массу.

Коэффициенты 25 и 100 являются стимулирующими для объектов I, II, III категорий при определенных обстоятельствах, но Закон № 7-ФЗ не предусматривает их применение для переходного положения, когда у объектов НВОС I и II категорий все еще могут быть разрешения на выбросы или сбросы. Отдельных коэффициентов он также не предусматривает для подобных случаев.

Согласно Правилам № 255, которые утратили силу 01.09.2023, при исчислении платы за НВОС в части выбросов (сбросов) применяются:
• коэффициент Квр, равный 25, если наблюдается превышение НДВ (НДС), но выброс (сброс) загрязняющих веществ осуществляется в пределах установленных ВРВ (ВРС) — применимо к объектам I, II, III категорий;
• коэффициент Кпр, равный 100, если объем или масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ превышены над объемом или массой выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, установленных КЭР[12],  — применимо к объектам I категории; если объем или масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ превышены над объемом или массой выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, указанных в ДВОС, — применимо к объектам II категории;
• коэффициент Кср, равный 25, применяется вместо Кпр лицами, обязанными вносить плату за НВОС, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, если объем или масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ превышены над указанными в отчете ПЭК[13], а также лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, указанные в п. 12.1 Правил № 255 (п. 21 Правил № 255), т.е. в случае превышения установленных НДВ (НДС) разрешением на выбросы (сбросы) в отсутствие установленных ВРВ (ВРС).

Во всех вариантах указано применение стимулирующего коэффициента в случае превышения установленных (утвержденных какой-то документацией или указанных в какой-то документации) массы или объема выбросов (сбросов), но нет упоминания случая, когда эта документация отсутствует, например, если для объекта II категории разрешения на выброс (сброс) никогда не было, а ДВОС еще не представлена, или разрешение на выброс (сброс) уже завершило свое действие, а ДВОС все еще не представлена.

В подобном случае была надежда на п. 21.1 Правил № 255, в котором сказано, что при отсутствии КЭР (непредставлении ДВОС и отчета ПЭК) применяется следующая формула:

          n
Пср = ∑ (Мcpi × Hплi × Kот × Кср × Кво),
         i=1

где из коэффициентов присутствуют:
• дополнительный коэффициент Кот, равный 2, — применяется в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами;
• коэффициент Кср, равный 1, — для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, на период реализации программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (исключение — масса сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов); равный 25, — для лиц, обязанных вносить плату за НВОС, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории (п. 21.1 Правил № 255);
• коэффициент Кво, равный 0,5, — для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросах загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (исключение — период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).

В п. 21.1 Правил № 255 в отношении коэффициента Кср делается отсылка к п. 12.1 Правил № 255 как раз для тех, кто попал в условия переходного периода. А в п. 12.1 Правил № 255 делается отсылка на п. 21.1 Правил № 255 единожды в контексте хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, которые 01.01.2019 получили или переоформили в установленном порядке разрешения на выброс (сброс) загрязняющих веществ, лимиты на выброс (сброс) загрязняющих веществ. Иронично, но в формуле п. 21.1 Правил № 255 нет в принципе коэффициента, который должен был бы использоваться объектами I категории.

В любом случае, путаница возникает из-за коэффициентов Кср и Кпр и из-за формул, указанных в пп. 21 и 21.1 Правил № 255. Не было бы этой путаницы — природопользователи не задавались бы вопросом о применении того самого коэффициента, не издавалось бы Письмо Минприроды от 17.03.2021 № 19-50/3222-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», в котором как раз говорится, что коэффициент 100 должен применяться объектами I и II категорий при отсутствии любой разрешительной документации на выбросы или сбросы, будь то разрешение или КЭР (ДВОС).

Как стало с 01.09.2023 

Но Правила № 255 дожили свои последние деньки в 2023 г., а 01.09.2023 вступили в силу Правила № 881.

формула расчета платы за НВОС

Далее в статье объяснили, кому и в каких случаях нужно использовать формулу из п. 33 (или из п. 34) Правил № 881 при расчете платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и какой коэффициент при этом применять.


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Декларация о воздействии на окружающую среду.

[3] Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (утратили силу 31.08.2023).

[4] Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 (вступили в силу 01.09.2023).

[5] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).

[6] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 04.08.2023).

[7] Пункт 5 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ.

[8] Временно разрешенные выбросы.

[9] Временно разрешенные сбросы.

[10] Нормативы допустимых выбросов.

[11] Нормативы допустимых сбросов.

[12] Комплексное экологическое разрешение.

[13] Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2023.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам