Отдаем журнал бесплатно!

Административная ответственность по новым правилам

Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"» в законодательство внесен ряд важных изменений, касающихся порядка привлечения к административной ответственности. Рассмотрим суть этих изменений — какие возможности и правовые риски создали новеллы правового регулирования для природопользователей.

Летом 2022 г. произошел ряд значимых изменений в вопросах привлечения природопользователей к административной ответственности. Они коснулись нескольких блоков регулирования: возбуждения дела об административном правонарушении, состава участников производства по делу об административном правонарушении, назначения и исполнения наказания. Рассмотрим содержание изменений, особенности и риски подробнее.

Возбуждение дела об административном правонарушении 

Теперь должностное лицо, которое выявило признаки правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий, не может быть одновременно должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ[1]).

Единственное исключение — правонарушения, выявленные автоматическими средствами (ст. 28.6 КоАП РФ). Это исключение будет действовать для составов, предусматривающих наказание за выброс мусора из транспортных средств (чч. 3.1–3.4 ст. 8.2 КоАП РФ).

Вопрос компетентного органа всегда был одним из ключевых при привлечении к ответственности. Теперь также важно уточнять, выявило ли лицо факт правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий. Запрет привлечения к ответственности одним и тем же лицом создает основу для более объективного рассмотрения дела.

Если административное правонарушение состоит в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых происходит в рамках государственного контроля (надзора), то дело может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия, предполагающего взаимодействие с контролируемым лицом (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Поводом к возбуждению дела в данном случае, согласно ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, может быть:

• непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

• поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

• сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Обратите внимание
В экологической сфере перечень обязательных требований нормативно закреплен. Он содержится в Приказе Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования» (в ред. от 06.09.2022). Поэтому, определяя, может ли контролирующий орган в данном случае привлечь к административной ответственности минуя контрольно-надзорные мероприятия, необходимо руководствоваться информацией из этого перечня.

 

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольно-надзорного мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении​ (ч. 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ).

Это следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ), арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ), временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ). В частности, временный запрет может быть назначен по делам, где в качестве наказания возможно приостановление деятельности (ч. 1 ст. 26.17 КоАП РФ), — например, нарушение режима использования земельных участков в водоохранных зонах.

Обратите внимание
Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, которое составило протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в обязательном порядке уведомляет прокурора в течение 24 часов. Отсутствие уведомления может стать основанием для оспаривания назначенной меры обеспечения.

Состав участников производства по делу об административном правонарушении 

Предусмотрена возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (ст. 25.1.1 КоАП РФ).

Ранее КоАП РФ предусматривал допуск к участию в деле только федерального уполномоченного, теперь же есть возможность прибегнуть к помощи регионального уполномоченного.

Правовое регулирование
Деятельность уполномоченных по защите прав предпринимателей регулируется Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (в ред. от 30.04.2021; далее — Закон № 78-ФЗ).

 

В компетенцию уполномоченных входит защита прав бизнеса, поэтому к ним можно обращаться за дополнительной юридической поддержкой в случае возникновения конфликта с государственными органами в суде или вне суда. В частности, уполномоченные могут направить в орган жалобу с заключением о мерах по восстановлению прав предпринимателя-природопользователя, обжаловать действия (бездействия) органов, вступившие в силу судебные акты с целью защиты прав природопользователя (ч. 5 ст. 4 Закона № 78-ФЗ). Для этого предпринимателю необходимо направить уполномоченному по защите прав предпринимателей жалобу в порядке ст. 4 Закона № 78-ФЗ.

Тем не менее вопрос о привлечении их к участию в деле необходимо тщательно оценивать на предмет наличия правовых рисков.

Назначение и исполнение наказания 

Законодатель ввел одно из особых условий назначения административного штрафа — если вредные последствия предотвращены или вред добровольно устранен, то штраф назначается в минимальном размере.


[1] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

П.В. Позднякова,
основатель бюро экологического комплаенса FUTUR,
эксперт Российского экологического общества

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Административная ответственность по новым правилам

Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"» в законодательство внесен ряд важных изменений, касающихся порядка привлечения к административной ответственности. Рассмотрим суть этих изменений — какие возможности и правовые риски создали новеллы правового регулирования для природопользователей.

Летом 2022 г. произошел ряд значимых изменений в вопросах привлечения природопользователей к административной ответственности. Они коснулись нескольких блоков регулирования: возбуждения дела об административном правонарушении, состава участников производства по делу об административном правонарушении, назначения и исполнения наказания. Рассмотрим содержание изменений, особенности и риски подробнее.

Возбуждение дела об административном правонарушении 

Теперь должностное лицо, которое выявило признаки правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий, не может быть одновременно должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ[1]).

Единственное исключение — правонарушения, выявленные автоматическими средствами (ст. 28.6 КоАП РФ). Это исключение будет действовать для составов, предусматривающих наказание за выброс мусора из транспортных средств (чч. 3.1–3.4 ст. 8.2 КоАП РФ).

Вопрос компетентного органа всегда был одним из ключевых при привлечении к ответственности. Теперь также важно уточнять, выявило ли лицо факт правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий. Запрет привлечения к ответственности одним и тем же лицом создает основу для более объективного рассмотрения дела.

Если административное правонарушение состоит в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых происходит в рамках государственного контроля (надзора), то дело может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия, предполагающего взаимодействие с контролируемым лицом (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Поводом к возбуждению дела в данном случае, согласно ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, может быть:

• непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

• поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

• сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Обратите внимание
В экологической сфере перечень обязательных требований нормативно закреплен. Он содержится в Приказе Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования» (в ред. от 06.09.2022). Поэтому, определяя, может ли контролирующий орган в данном случае привлечь к административной ответственности минуя контрольно-надзорные мероприятия, необходимо руководствоваться информацией из этого перечня.

 

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольно-надзорного мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении​ (ч. 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ).

Это следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ), арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ), временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ). В частности, временный запрет может быть назначен по делам, где в качестве наказания возможно приостановление деятельности (ч. 1 ст. 26.17 КоАП РФ), — например, нарушение режима использования земельных участков в водоохранных зонах.

Обратите внимание
Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, которое составило протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в обязательном порядке уведомляет прокурора в течение 24 часов. Отсутствие уведомления может стать основанием для оспаривания назначенной меры обеспечения.

Состав участников производства по делу об административном правонарушении 

Предусмотрена возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (ст. 25.1.1 КоАП РФ).

Ранее КоАП РФ предусматривал допуск к участию в деле только федерального уполномоченного, теперь же есть возможность прибегнуть к помощи регионального уполномоченного.

Правовое регулирование
Деятельность уполномоченных по защите прав предпринимателей регулируется Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (в ред. от 30.04.2021; далее — Закон № 78-ФЗ).

 

В компетенцию уполномоченных входит защита прав бизнеса, поэтому к ним можно обращаться за дополнительной юридической поддержкой в случае возникновения конфликта с государственными органами в суде или вне суда. В частности, уполномоченные могут направить в орган жалобу с заключением о мерах по восстановлению прав предпринимателя-природопользователя, обжаловать действия (бездействия) органов, вступившие в силу судебные акты с целью защиты прав природопользователя (ч. 5 ст. 4 Закона № 78-ФЗ). Для этого предпринимателю необходимо направить уполномоченному по защите прав предпринимателей жалобу в порядке ст. 4 Закона № 78-ФЗ.

Тем не менее вопрос о привлечении их к участию в деле необходимо тщательно оценивать на предмет наличия правовых рисков.

Назначение и исполнение наказания 

Законодатель ввел одно из особых условий назначения административного штрафа — если вредные последствия предотвращены или вред добровольно устранен, то штраф назначается в минимальном размере.


[1] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

П.В. Позднякова,
основатель бюро экологического комплаенса FUTUR,
эксперт Российского экологического общества

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2022.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам