- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС
- согласно новой редакции ч. 2 ст. 16 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, к предмету федерального госнадзора в области промышленной безопасности относится соблюдение различных требований на ОПО (к которым лифты не относятся), а также соблюдение изготовителем, исполнителем, продавцом требований, установленных техрегламентами (однако УК не производит и не продает лифты);
- к тому же, в перечне Техрегламентов, которые должны быть поименно перечислены в положении о госнадзоре в области промышленной безопасности, Техрегламент ТР ТС 011/2011 о безопасности лифтов не значится.
- общий износ лифтов, из которых более 27% отработали назначенный срок службы,
- а также исключение лифтов из категории ОПО (с 15 марта 2013 г.)
- и отсутствие федерального надзорного органа, уполномоченного надзирать за соблюдением требований Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, исключают возможность проверки соблюдения требований указанных Правил в отношении организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию объектов.
- эти Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 743,
- они содержат обязательные требования, причем проверка этих требований никогда не входила в предмет жилищного надзора или лицензионного контроля за управляющими МКД организациями (см. также вполне определенную позицию Минстроя России по данному вопросу в письме от 16 марта 2021 г. № 6148-ОГ/04), а относилась к компетенции Ростехнадзора (о чем там же определенно высказался и Минстрой России);
- следовательно, можно предположить, что на эти Правила должна распространяться «регуляторная гильотина», со всеми вытекающими последствиями.
- ведомство оказывает госуслугу по вводу лифтов в эксплуатацию после их замены или модернизации;
- ведомство по-прежнему принимает уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов,
- ведомство ведет реестр лифтов.
- к числу опасных технических устройств зданий и сооружений относятся: лифт, подъемная платформа для инвалидов, пассажирский конвейер (движущаяся пешеходная дорожка), эскалатор (вне метрополитенов);
- ОГВ, уполномоченный Кабмином (очевидно, это будет Ростехнадзор), вправе установить Порядок организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, решение о вводе лифтов и подъемных платформ в эксплуатацию после их замены /модернизации принимает Ростехнадзор;
- один или несколько ОГВ, уполномоченных Кабмином / Президентом РФ (в том числе, очевидно, Ростехнадзор), будут осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания лифтов и подъемных платформ в МКД – везде, кроме Москвы. В столице этот надзор предложено осуществлять уполномоченным органам г. Москвы;
- в положении об этом виде надзора будут указаны соответствующие обязательные требования, а также виды продукции, являющиеся объектами данного контроля (надзора);
- предмет этого надзора, в том числе, – соблюдение обязательных требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений. Кроме того, в рамках этого же надзора будут проверять заключение договоров обязательного страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Напомним, что заключение такого договора для УК (ТСЖ, иного владельца лифта в МКД) обязательно и сейчас, и даже под страхом административной ответственности по ст. 9.19 КоАП РФ, однако механизм госнадзора за исполнением этого требования не прописан настолько четко, насколько этого требует Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- этот надзор будет осуществляться по правилам нового Закона о госконтроле, плановых КНМ не будет в принципе (только внеплановые), и вообще – если владелец лифта будет состоять в таком СРО, которое договорится с надзорным органом, то надзорный орган будет признавать результаты контроля СРО за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию опасных технических устройств зданий и сооружений.
С марта 2023 года в России может появиться полноценный «лифтнадзор»
С июля 2021 года Ростехнадзор не проводит ни плановых, ни внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении лифтов и их владельцев (например, УК, управляющих МКД). Дело в том, что соответствующий предмет надзора попросту исчез из законодательства:
Кроме того, Ростехнадзор уже давно предупреждал о том, что лифты в МКД «отбиваются от рук», – в Программе профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год на ОПО с подъемными сооружениями (в феврале 2021 года), в разделе о ключевых рисках уже тогда утверждалось, что наиболее значимым риском является риск аварий на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях, при этом:
Наконец, есть вопросы к статусу самих Правил организации безопасного использования и содержания лифтов:
В качестве утешения отметим, что Ростехнадзор все же «оставил за собой» три смежные сферы:
И вот, Ростехнадзор представил проект поправок в ГрК РФ и ряд иных федеральных законов, призванных установить государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, в том числе лифтов в МКД (о «безвластии» и отсутствии четких полномочий в данной сфере мы подробно писали ранее)
Ознакомиться с проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений» можно на сайте regulation.gov.ru.
Публичное обсуждение проекта продлится до 15 ноября 2021 г.
При этом ГрК РФ предлагается дополнить нормами о том, что:
Предварительная дата вступления в силу предложенных поправок – 1 марта 2023 года.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ
- согласно новой редакции ч. 2 ст. 16 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, к предмету федерального госнадзора в области промышленной безопасности относится соблюдение различных требований на ОПО (к которым лифты не относятся), а также соблюдение изготовителем, исполнителем, продавцом требований, установленных техрегламентами (однако УК не производит и не продает лифты);
- к тому же, в перечне Техрегламентов, которые должны быть поименно перечислены в положении о госнадзоре в области промышленной безопасности, Техрегламент ТР ТС 011/2011 о безопасности лифтов не значится.
- общий износ лифтов, из которых более 27% отработали назначенный срок службы,
- а также исключение лифтов из категории ОПО (с 15 марта 2013 г.)
- и отсутствие федерального надзорного органа, уполномоченного надзирать за соблюдением требований Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, исключают возможность проверки соблюдения требований указанных Правил в отношении организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию объектов.
- эти Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 743,
- они содержат обязательные требования, причем проверка этих требований никогда не входила в предмет жилищного надзора или лицензионного контроля за управляющими МКД организациями (см. также вполне определенную позицию Минстроя России по данному вопросу в письме от 16 марта 2021 г. № 6148-ОГ/04), а относилась к компетенции Ростехнадзора (о чем там же определенно высказался и Минстрой России);
- следовательно, можно предположить, что на эти Правила должна распространяться «регуляторная гильотина», со всеми вытекающими последствиями.
- ведомство оказывает госуслугу по вводу лифтов в эксплуатацию после их замены или модернизации;
- ведомство по-прежнему принимает уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов,
- ведомство ведет реестр лифтов.
- к числу опасных технических устройств зданий и сооружений относятся: лифт, подъемная платформа для инвалидов, пассажирский конвейер (движущаяся пешеходная дорожка), эскалатор (вне метрополитенов);
- ОГВ, уполномоченный Кабмином (очевидно, это будет Ростехнадзор), вправе установить Порядок организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, решение о вводе лифтов и подъемных платформ в эксплуатацию после их замены /модернизации принимает Ростехнадзор;
- один или несколько ОГВ, уполномоченных Кабмином / Президентом РФ (в том числе, очевидно, Ростехнадзор), будут осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания лифтов и подъемных платформ в МКД – везде, кроме Москвы. В столице этот надзор предложено осуществлять уполномоченным органам г. Москвы;
- в положении об этом виде надзора будут указаны соответствующие обязательные требования, а также виды продукции, являющиеся объектами данного контроля (надзора);
- предмет этого надзора, в том числе, – соблюдение обязательных требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений. Кроме того, в рамках этого же надзора будут проверять заключение договоров обязательного страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Напомним, что заключение такого договора для УК (ТСЖ, иного владельца лифта в МКД) обязательно и сейчас, и даже под страхом административной ответственности по ст. 9.19 КоАП РФ, однако механизм госнадзора за исполнением этого требования не прописан настолько четко, насколько этого требует Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- этот надзор будет осуществляться по правилам нового Закона о госконтроле, плановых КНМ не будет в принципе (только внеплановые), и вообще – если владелец лифта будет состоять в таком СРО, которое договорится с надзорным органом, то надзорный орган будет признавать результаты контроля СРО за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию опасных технических устройств зданий и сооружений.
С марта 2023 года в России может появиться полноценный «лифтнадзор»
С июля 2021 года Ростехнадзор не проводит ни плановых, ни внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении лифтов и их владельцев (например, УК, управляющих МКД). Дело в том, что соответствующий предмет надзора попросту исчез из законодательства:
Кроме того, Ростехнадзор уже давно предупреждал о том, что лифты в МКД «отбиваются от рук», – в Программе профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год на ОПО с подъемными сооружениями (в феврале 2021 года), в разделе о ключевых рисках уже тогда утверждалось, что наиболее значимым риском является риск аварий на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях, при этом:
Наконец, есть вопросы к статусу самих Правил организации безопасного использования и содержания лифтов:
В качестве утешения отметим, что Ростехнадзор все же «оставил за собой» три смежные сферы:
И вот, Ростехнадзор представил проект поправок в ГрК РФ и ряд иных федеральных законов, призванных установить государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, в том числе лифтов в МКД (о «безвластии» и отсутствии четких полномочий в данной сфере мы подробно писали ранее)
Ознакомиться с проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений» можно на сайте regulation.gov.ru.
Публичное обсуждение проекта продлится до 15 ноября 2021 г.
При этом ГрК РФ предлагается дополнить нормами о том, что:
Предварительная дата вступления в силу предложенных поправок – 1 марта 2023 года.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ
- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС