- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС
Техническое перевооружение ОПО

Разъяснения Ростехнадзора
Вопрос
В целях совершенствования эффективности технологического процесса, в т. ч. для повышения уровня безопасности на эксплуатируемых объектах, в организациях возникает потребность внедрения новых, более совершенных технологических устройств, таких как, например, насосные агрегаты, сепараторы либо подогреватели с высоким КПД. С учетом климатических и геологических особенностей нашего района, а также в случаях недостаточной практики применения потенциально более эффективных технических устройств остается вероятность, что такие технические устройства не принесут ожидаемого результата. В соответствии с действующим законодательством не допускается эксплуатация опасных производственных объектов с отклонением от проектной документации таких объектов. Проведение работ по перепроектированию объектов — дорогостоящая услуга и не всегда соразмерна со стоимостью внедрения более современного оборудования, а при отсутствии гарантии повышения эффективности оборудования и вовсе может представляться нецелесообразной.?Возможно ли проведение опытно-промышленных испытаний на действующих опасных производственных объектах без проведения перепроектирования??Если да, то существуют ли какие-либо ограничения по объему опытно-промышленных испытаний и какие механизмы регулирования с точки зрения промышленной безопасности существуют?
Ответ
Пунктом 717?Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534 (в ред. от 31.01.2023; далее — ФНП № 534),?предусмотрено, что изменения в технологический процесс, схему, регламент, аппаратурное оформление могут вноситься только при наличии нормативно-технической и (или) проектной документации, согласованной с организацией-разработчиком технологического процесса и (или) организацией-разработчиком изменяемой документации.
Пунктом 718 ФНП № 534 предусмотрено, что реконструкция, замена элементов схемы технологического процесса без наличия утвержденной проектной документации не допускается.
Пунктом 730 ФНП № 534 предусмотрено, что оборудование для сбора нефти, газа и конденсата должно удовлетворять требованиям стандартов и технических условий на их изготовление, монтироваться в соответствии с проектной документацией и действующими нормами технологического проектирования и обеспечивать полную герметичность и сохранность продукции (закрытая система сбора и подготовки нефти и газа).
В соответствии с определением ст. 1?Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?(далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) техническое перевооружение опасного производственного объекта (далее — ОПО) — это приводящие к изменению технологического процесса на ОПО?внедрение новой технологии, автоматизация ОПО или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на ОПО технических устройств.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 116-ФЗ документация на техническое перевооружение ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение ОПО входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.
Следовательно, в указанном случае при проведении работ по техническому перевооружению ОПО, в объеме которых предусмотрена замена насосных агрегатов, сепараторов либо подогревателей с высоким КПД, документация на техническое перевооружение ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности, если данная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Вопрос
Требуется ли согласование с Ростехнадзором при смене регулятора давления газа (РДБК 1-100)? Или достаточно письменного оповещения? Какая последовательность действии? необходима?
Ответ
Замена оборудования на аналогичное может быть выполнена в соответствии с разработаннои? на основании федеральных норм и требовании? в области промышленнои? безопасности внутреннеи? документациеи? эксплуатирующеи? ОПО организации при условии соответствия параметров (характеристик) заменяемого оборудования требованиям проектнои? и разработаннои? на ее основе рабочеи? документации (опросныи? лист, спецификация и др.) на строительство, реконструкцию данного объекта и на техническое перевооружение (в случае его проведения).
При этом в соответствии с подп. 1.3 п. 27?Требовании? к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2020 № 61590?(далее — Требования), одним из основании? для внесения изменении? в сведения, содержащиеся в государственном реестре, является изменение состава технических устрои?ств (замена оборудования или реконструкция, модернизация, исключение, использование на ОПО новых (дополнительных) технических устрои?ств), эксплуатация которых обуславливает признаки опасности, перечисленные в приложении 1 к?Федеральному закону № 116-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ техническое перевооружение ОПО — это приводящие к изменению технологического процесса на ОПО внедрение новои? технологии, автоматизация ОПО или его отдельных частеи?, модернизация или замена применяемых на ОПО технических устрои?ств. Техническое перевооружение, капитальныи? ремонт, консервация и ликвидация ОПО осуществляются эксплуатирующеи? организациеи? на основании документации, разработаннои? в порядке, установленном Федеральным законом № 116-ФЗ, с учетом законодательства о градостроительнои? деятельности. Замена оборудования, не приводящая к изменению технологического процесса на ОПО, не является техническим перевооружением ОПО.
Следовательно, при замене технического устрои?ства на аналогичное документация на техническое перевооружение ОПО не разрабатывается.
Также обращаем внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устрои?ствам, применяемым на ОПО, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством России?скои? Федерации о техническом регулировании. Техническое устрои?ство, подлежащее замене, должно прои?ти процедуру подтверждения соответствия и иметь подтверждающие документы (декларации или сертификаты в зависимости от выбраннои? производителем (продавцом, поставщиком) схемы подтверждения соответствия).
Вопрос
Прошу разъяснить порядок замены технологического оборудования ГРПШ-400, входящего в состав ОПО рег. № А42-00959-0001, на новый ГРПШ без изменения места установки и технических параметров по газу.
Ответ
На данный вопрос ответ дан Управлением по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.
В соответствии с основными понятиями, установленными ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ, к техническому перевооружению ОПО относятся приводящие к изменению технологического процесса на ОПО внедрение новой технологии, автоматизация ОПО или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на ОПО технических устройств.
Замена в сети газопотребления и газораспределения ряда технических устройств на идентичные не может рассматриваться как техническое перевооружение, поскольку не приводит к изменению технологического процесса на ОПО.
Работы по замене в сети газопотребления и газораспределения ряда технических устройств на идентичные могут быть отнесены лицом, осуществляющим подготовку документации, к работам по капитальному ремонту.
В соответствии с п. 23?Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов (о заявителе и (или) характеристиках опасного производственного объекта), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению № 2 к Административному регламенту, подписанные руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа в одном экземпляре.
В качестве документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений, эксплуатирующая организация вправе предоставить соответствующий документ (акт), подтверждающий выполнение работ по замене оборудования.
Техническое перевооружение ОПО

Разъяснения Ростехнадзора
Вопрос
В целях совершенствования эффективности технологического процесса, в т. ч. для повышения уровня безопасности на эксплуатируемых объектах, в организациях возникает потребность внедрения новых, более совершенных технологических устройств, таких как, например, насосные агрегаты, сепараторы либо подогреватели с высоким КПД. С учетом климатических и геологических особенностей нашего района, а также в случаях недостаточной практики применения потенциально более эффективных технических устройств остается вероятность, что такие технические устройства не принесут ожидаемого результата. В соответствии с действующим законодательством не допускается эксплуатация опасных производственных объектов с отклонением от проектной документации таких объектов. Проведение работ по перепроектированию объектов — дорогостоящая услуга и не всегда соразмерна со стоимостью внедрения более современного оборудования, а при отсутствии гарантии повышения эффективности оборудования и вовсе может представляться нецелесообразной.?Возможно ли проведение опытно-промышленных испытаний на действующих опасных производственных объектах без проведения перепроектирования??Если да, то существуют ли какие-либо ограничения по объему опытно-промышленных испытаний и какие механизмы регулирования с точки зрения промышленной безопасности существуют?
Ответ
Пунктом 717?Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534 (в ред. от 31.01.2023; далее — ФНП № 534),?предусмотрено, что изменения в технологический процесс, схему, регламент, аппаратурное оформление могут вноситься только при наличии нормативно-технической и (или) проектной документации, согласованной с организацией-разработчиком технологического процесса и (или) организацией-разработчиком изменяемой документации.
Пунктом 718 ФНП № 534 предусмотрено, что реконструкция, замена элементов схемы технологического процесса без наличия утвержденной проектной документации не допускается.
Пунктом 730 ФНП № 534 предусмотрено, что оборудование для сбора нефти, газа и конденсата должно удовлетворять требованиям стандартов и технических условий на их изготовление, монтироваться в соответствии с проектной документацией и действующими нормами технологического проектирования и обеспечивать полную герметичность и сохранность продукции (закрытая система сбора и подготовки нефти и газа).
В соответствии с определением ст. 1?Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?(далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) техническое перевооружение опасного производственного объекта (далее — ОПО) — это приводящие к изменению технологического процесса на ОПО?внедрение новой технологии, автоматизация ОПО или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на ОПО технических устройств.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 116-ФЗ документация на техническое перевооружение ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение ОПО входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.
Следовательно, в указанном случае при проведении работ по техническому перевооружению ОПО, в объеме которых предусмотрена замена насосных агрегатов, сепараторов либо подогревателей с высоким КПД, документация на техническое перевооружение ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности, если данная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Вопрос
Требуется ли согласование с Ростехнадзором при смене регулятора давления газа (РДБК 1-100)? Или достаточно письменного оповещения? Какая последовательность действии? необходима?
Ответ
Замена оборудования на аналогичное может быть выполнена в соответствии с разработаннои? на основании федеральных норм и требовании? в области промышленнои? безопасности внутреннеи? документациеи? эксплуатирующеи? ОПО организации при условии соответствия параметров (характеристик) заменяемого оборудования требованиям проектнои? и разработаннои? на ее основе рабочеи? документации (опросныи? лист, спецификация и др.) на строительство, реконструкцию данного объекта и на техническое перевооружение (в случае его проведения).
При этом в соответствии с подп. 1.3 п. 27?Требовании? к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2020 № 61590?(далее — Требования), одним из основании? для внесения изменении? в сведения, содержащиеся в государственном реестре, является изменение состава технических устрои?ств (замена оборудования или реконструкция, модернизация, исключение, использование на ОПО новых (дополнительных) технических устрои?ств), эксплуатация которых обуславливает признаки опасности, перечисленные в приложении 1 к?Федеральному закону № 116-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ техническое перевооружение ОПО — это приводящие к изменению технологического процесса на ОПО внедрение новои? технологии, автоматизация ОПО или его отдельных частеи?, модернизация или замена применяемых на ОПО технических устрои?ств. Техническое перевооружение, капитальныи? ремонт, консервация и ликвидация ОПО осуществляются эксплуатирующеи? организациеи? на основании документации, разработаннои? в порядке, установленном Федеральным законом № 116-ФЗ, с учетом законодательства о градостроительнои? деятельности. Замена оборудования, не приводящая к изменению технологического процесса на ОПО, не является техническим перевооружением ОПО.
Следовательно, при замене технического устрои?ства на аналогичное документация на техническое перевооружение ОПО не разрабатывается.
Также обращаем внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устрои?ствам, применяемым на ОПО, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством России?скои? Федерации о техническом регулировании. Техническое устрои?ство, подлежащее замене, должно прои?ти процедуру подтверждения соответствия и иметь подтверждающие документы (декларации или сертификаты в зависимости от выбраннои? производителем (продавцом, поставщиком) схемы подтверждения соответствия).
Вопрос
Прошу разъяснить порядок замены технологического оборудования ГРПШ-400, входящего в состав ОПО рег. № А42-00959-0001, на новый ГРПШ без изменения места установки и технических параметров по газу.
Ответ
На данный вопрос ответ дан Управлением по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.
В соответствии с основными понятиями, установленными ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ, к техническому перевооружению ОПО относятся приводящие к изменению технологического процесса на ОПО внедрение новой технологии, автоматизация ОПО или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на ОПО технических устройств.
Замена в сети газопотребления и газораспределения ряда технических устройств на идентичные не может рассматриваться как техническое перевооружение, поскольку не приводит к изменению технологического процесса на ОПО.
Работы по замене в сети газопотребления и газораспределения ряда технических устройств на идентичные могут быть отнесены лицом, осуществляющим подготовку документации, к работам по капитальному ремонту.
В соответствии с п. 23?Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов (о заявителе и (или) характеристиках опасного производственного объекта), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению № 2 к Административному регламенту, подписанные руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа в одном экземпляре.
В качестве документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений, эксплуатирующая организация вправе предоставить соответствующий документ (акт), подтверждающий выполнение работ по замене оборудования.
- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС