- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС
Внесение в реестр заключений промышленной безопасности

Разъяснения Ростехнадзора.
Вопрос
На официальном сайте Центрального управления Ростехнадзора изменилась форма реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, в нем отсутствует информация об экспертных организациях, номерах удостоверений экспертов. С какой целью это сделано?
Ответ
В настоящее время порядок предоставления государственной услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра» (далее — Услуга) установлен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра», утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.01.2025 № 30 (далее — Административный регламент № 30).
Ранее государственная услуга по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности (далее — Реестр) предоставлялась в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 141 (далее — Административный регламент № 141).
Согласно п. 69 Административного регламента № 141 структурное подразделение территориального органа Ростехнадзора, ответственное за ведение Реестра, публиковало сведения, содержащиеся в Реестре, не позднее десяти рабочих дней с даты внесения заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора в сети Интернет в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении № 5.
Административным регламентом № 30 порядок размещения сведений из Реестра не предусмотрен.
Вопрос
С февраля 20205 г. вступил в действие новый регламент по внесению в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) — Приказ Ростехнадзора от 29.01.2025 № 30 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра».
Данным регламентом не предусмотрена выдача заявителю результата оказания услуги (уведомления о внесении или отказе во внесении). На сегодняшний день, если заявитель обращается в Ростехнадзор за оказанием данной услуги через портал Госуслуг, то результат приходит, но если обращаешься напрямую в Ростехнадзор, то никакого результата не получаешь. Таким образом, единственный способ узнать, внесены ли заключения в реестр — это мониторить сайт территориального Управления Ростехнадзора и скачивать последний опубликованный файл *.XLS со сведениями из реестра.
Однако данный способ крайне неудобный по ряду причин:
Сведения из реестра публикуются с большими задержками, по некоторым управлениям доходит до нескольких недель и месяца (см. Приложение 1). Как правило, заказчики экспертизы оплачивают услуги по проведению экспертизы только после внесения заключений в реестр, поэтому для экспертов и экспертных организаций (ЭО) этот срок очень важен.
Начиная с 2025 г. некоторые управления сократили формат сведений и в результате были убраны такие колонки, как «удостоверения экспертов», «объект экспертизы» и даже «экспертная организация». Разные управления по-разному сократили сведения (см. Приложение 1).
Например, Центральное Управление полностью убрало из публикуемых сведений информацию об объекте экспертизы. Абсолютно обоснованно, так как в этом столбце раскрываются сведения об объемах, структуре, составе, местонахождении наших российских стратегических предприятий.
Но при этом ряд управлений не публикуют критически важную информацию для разных категорий заявителей и пользователей данной услуги, такую, например, как «номер заключения» (не публикуют 9 из 25 управлений), информацию об экспертной организации, проводившей ЭПБ (не публикуют 3 из 25), номера удостоверений экспертов (не публикуют 17 из 25).
Полный анализ сведений из реестра по всем 25 Управлениям Ростехнадзора, которые публикуют этот реестр, по состоянию на 05.08.2025 см. в Приложении 1.
Отдельно хочется отметить, что Центральное Управление убрало информацию не только об объекте экспертизы, но и об экспертной организации, оставив только номер заключения ЭПБ. С учетом того, что номера заключений могут совпадать в разных организациях, это не позволяет однозначно найти ЭО свое заключение в реестре. Более того, создаются условия для злоупотребления этой информацией некоторыми ЭО. Как пример, можно сделать несколько заключений под одним номером или взять из данного реестра чужой номер на данном предприятии и поставить его на титульный лист своего заключения.
Вообще, реестр заключений экспертиз промышленной безопасности используют в своей работе всего три категории пользователей данной услуги:
Таблица 1. Пользователи информации из реестра заключений ЭПБ и их цели
№ |
Пользователи |
Цель получения информации из реестра |
Сколько управлений дают возможность выполнить цель |
1 |
Эксплуатирующие ОПО организации |
Получить подтверждение факта внесения заключения ЭПБ в реестр |
25 из 25 |
2 |
Экспертные организации (ЭО) |
Получить подтверждение факта внесения заключения ЭПБ в реестр в случае, если эксплуатирующая организация возложила эту обязанность на ЭО |
24 из 25 (в Центральном управлении однозначно не идентифицируешь свое заключение) |
Отслеживать «поддельные» заключения, когда некоторые организации просто копируют предыдущие заключения ЭО и ставят «поддельные» печати и подписи |
22 из 25 (отсутствие информации об ЭО в реестре не дает это сделать) |
||
Отслеживать заключения, выполненные трудоустроенными экспертами – в каких организациях он еще привлекался |
8 из 25 (отсутствие информации об удостоверениях не дает это сделать) |
||
3 |
Эксперты в области промышленной безопасности |
Отслеживать заключения с «поддельными» подписями эксперта, когда некоторые организации просто копируют сведения об эксперте и ставят за него подпись |
8 из 25 (отсутствие информации об удостоверениях не дает это сделать) |
|
Прочие |
Сбор информации о российских предприятиях в собственных целях |
24 из 25 (отсутствие информации об объекте не дает это сделать) |
Учитывая все вышесказанное прошу ответить на вопросы:
1. Каким образом экспертной организации отслеживать свои заключения в реестре с целью контроля «поддельных», если не публикуются данные в реестре? Можно ли ЭО сделать запрос в Ростехнадзор с целью получения информации обо всех внесенных заключениях?
2. Если не публикуются сведения об удостоверениях, то каким образом эксперту в области промышленной безопасности защититься от того, что его удостоверение используют другие ЭО (ведь его присутствие на объекте обязательно)? Можно ли эксперту периодически запрашивать у Ростехнадзора сведения о внесенных заключениях в реестр по всем Управлениям, где указано его удостоверение?
3. Срок оказания услуги в соответствии с регламентом — 5 рабочих дней. Когда сведения будут публиковаться на сайтах Управлений в этот срок? У Вас существует автоматизированная информационная система, это же можно сделать автоматически или онлайн (по API).
4. Поскольку Ростехнадзор сам не контролирует внесение в реестр «поддельных» заключений, почему бы не добавить в реестр сведения об удостоверениях и наименовании экспертной организации, тем самым дать возможность представителям экспертного сообщества защищать свои интересы?
Ответ
Государственная услуга по внесению заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключению сведений из указанного реестра предоставляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра» (далее — Реестр), утвержденному приказом Ростехнадзора от 29.01.2025 № 30 (далее — Административный регламент).
В соответствии с п. 2 Административного регламента государственная услуга предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации или на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и являющимися заказчиками экспертизы промышленной безопасности, а также их уполномоченным представителям (далее — заявители), указанным в таблице 1 приложения № 1 к настоящему Административному регламенту.
При этом юридические лица, индивидуальные предприниматели, не являющиеся заказчиками проведенной экспертизы промышленной безопасности, не могут выступать заявителем в рамках предоставления государственной услуги.
Обращаем внимание, что юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, а также эксперт в области промышленной безопасности являются исполнителем, а не заказчиком экспертизы промышленной безопасности и соответственно не могут выступать заявителем в рамках предоставления государственной услуги.
Кроме того, действующим Административным регламентом не предусмотрено предоставление сведений из Реестра.
Вместе с тем, согласно подп. 1 и 2 ст. 7.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», результаты предоставления государственных и муниципальных услуг учитываются и подтверждаются путем внесения органами, предоставляющими указанные услуги, в государственные и муниципальные информационные системы сведений в электронной форме.
Результат предоставления государственной или муниципальной услуги не оформляется в форме документа на бумажном носителе, если иное не установлено нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления такой услуги.
Согласно Административному регламенту результатом предоставления государственной услуги по внесению заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности является внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
Таким образом, предоставление результата государственной услуги Административным регламентом не предусмотрено, так как результат государственной услуги — реестровая запись.
Уведомления о предоставлении государственной услуги либо об отказе в предоставлении государственной услуги — это документы, выдаваемые в целях подтверждения оказания государственной услуги, которые возникают после результата государственной услуги.
Пунктом 23 раздела «Показатели качества и доступности Услуги» Административного регламента предусмотрено уведомление о ходе предоставления государственной услуги по внесению заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключению сведений из указанного реестра.
Информирование заявителя (направление уведомлений) будет осуществляться территориальными органами Ростехнадзора после принятия решения, в рамках срока, соответствующего варианту предоставления государственной услуги.
Административным регламентом периодичность обновления сведений из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора, ответственных за предоставление государственной услуги, а также объем сведений обязательный для их публикации, не установлен.
Внесение в реестр заключений промышленной безопасности

Разъяснения Ростехнадзора.
Вопрос
На официальном сайте Центрального управления Ростехнадзора изменилась форма реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, в нем отсутствует информация об экспертных организациях, номерах удостоверений экспертов. С какой целью это сделано?
Ответ
В настоящее время порядок предоставления государственной услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра» (далее — Услуга) установлен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра», утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.01.2025 № 30 (далее — Административный регламент № 30).
Ранее государственная услуга по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности (далее — Реестр) предоставлялась в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 141 (далее — Административный регламент № 141).
Согласно п. 69 Административного регламента № 141 структурное подразделение территориального органа Ростехнадзора, ответственное за ведение Реестра, публиковало сведения, содержащиеся в Реестре, не позднее десяти рабочих дней с даты внесения заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора в сети Интернет в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении № 5.
Административным регламентом № 30 порядок размещения сведений из Реестра не предусмотрен.
Вопрос
С февраля 20205 г. вступил в действие новый регламент по внесению в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) — Приказ Ростехнадзора от 29.01.2025 № 30 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра».
Данным регламентом не предусмотрена выдача заявителю результата оказания услуги (уведомления о внесении или отказе во внесении). На сегодняшний день, если заявитель обращается в Ростехнадзор за оказанием данной услуги через портал Госуслуг, то результат приходит, но если обращаешься напрямую в Ростехнадзор, то никакого результата не получаешь. Таким образом, единственный способ узнать, внесены ли заключения в реестр — это мониторить сайт территориального Управления Ростехнадзора и скачивать последний опубликованный файл *.XLS со сведениями из реестра.
Однако данный способ крайне неудобный по ряду причин:
Сведения из реестра публикуются с большими задержками, по некоторым управлениям доходит до нескольких недель и месяца (см. Приложение 1). Как правило, заказчики экспертизы оплачивают услуги по проведению экспертизы только после внесения заключений в реестр, поэтому для экспертов и экспертных организаций (ЭО) этот срок очень важен.
Начиная с 2025 г. некоторые управления сократили формат сведений и в результате были убраны такие колонки, как «удостоверения экспертов», «объект экспертизы» и даже «экспертная организация». Разные управления по-разному сократили сведения (см. Приложение 1).
Например, Центральное Управление полностью убрало из публикуемых сведений информацию об объекте экспертизы. Абсолютно обоснованно, так как в этом столбце раскрываются сведения об объемах, структуре, составе, местонахождении наших российских стратегических предприятий.
Но при этом ряд управлений не публикуют критически важную информацию для разных категорий заявителей и пользователей данной услуги, такую, например, как «номер заключения» (не публикуют 9 из 25 управлений), информацию об экспертной организации, проводившей ЭПБ (не публикуют 3 из 25), номера удостоверений экспертов (не публикуют 17 из 25).
Полный анализ сведений из реестра по всем 25 Управлениям Ростехнадзора, которые публикуют этот реестр, по состоянию на 05.08.2025 см. в Приложении 1.
Отдельно хочется отметить, что Центральное Управление убрало информацию не только об объекте экспертизы, но и об экспертной организации, оставив только номер заключения ЭПБ. С учетом того, что номера заключений могут совпадать в разных организациях, это не позволяет однозначно найти ЭО свое заключение в реестре. Более того, создаются условия для злоупотребления этой информацией некоторыми ЭО. Как пример, можно сделать несколько заключений под одним номером или взять из данного реестра чужой номер на данном предприятии и поставить его на титульный лист своего заключения.
Вообще, реестр заключений экспертиз промышленной безопасности используют в своей работе всего три категории пользователей данной услуги:
Таблица 1. Пользователи информации из реестра заключений ЭПБ и их цели
№ |
Пользователи |
Цель получения информации из реестра |
Сколько управлений дают возможность выполнить цель |
1 |
Эксплуатирующие ОПО организации |
Получить подтверждение факта внесения заключения ЭПБ в реестр |
25 из 25 |
2 |
Экспертные организации (ЭО) |
Получить подтверждение факта внесения заключения ЭПБ в реестр в случае, если эксплуатирующая организация возложила эту обязанность на ЭО |
24 из 25 (в Центральном управлении однозначно не идентифицируешь свое заключение) |
Отслеживать «поддельные» заключения, когда некоторые организации просто копируют предыдущие заключения ЭО и ставят «поддельные» печати и подписи |
22 из 25 (отсутствие информации об ЭО в реестре не дает это сделать) |
||
Отслеживать заключения, выполненные трудоустроенными экспертами – в каких организациях он еще привлекался |
8 из 25 (отсутствие информации об удостоверениях не дает это сделать) |
||
3 |
Эксперты в области промышленной безопасности |
Отслеживать заключения с «поддельными» подписями эксперта, когда некоторые организации просто копируют сведения об эксперте и ставят за него подпись |
8 из 25 (отсутствие информации об удостоверениях не дает это сделать) |
|
Прочие |
Сбор информации о российских предприятиях в собственных целях |
24 из 25 (отсутствие информации об объекте не дает это сделать) |
Учитывая все вышесказанное прошу ответить на вопросы:
1. Каким образом экспертной организации отслеживать свои заключения в реестре с целью контроля «поддельных», если не публикуются данные в реестре? Можно ли ЭО сделать запрос в Ростехнадзор с целью получения информации обо всех внесенных заключениях?
2. Если не публикуются сведения об удостоверениях, то каким образом эксперту в области промышленной безопасности защититься от того, что его удостоверение используют другие ЭО (ведь его присутствие на объекте обязательно)? Можно ли эксперту периодически запрашивать у Ростехнадзора сведения о внесенных заключениях в реестр по всем Управлениям, где указано его удостоверение?
3. Срок оказания услуги в соответствии с регламентом — 5 рабочих дней. Когда сведения будут публиковаться на сайтах Управлений в этот срок? У Вас существует автоматизированная информационная система, это же можно сделать автоматически или онлайн (по API).
4. Поскольку Ростехнадзор сам не контролирует внесение в реестр «поддельных» заключений, почему бы не добавить в реестр сведения об удостоверениях и наименовании экспертной организации, тем самым дать возможность представителям экспертного сообщества защищать свои интересы?
Ответ
Государственная услуга по внесению заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключению сведений из указанного реестра предоставляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра» (далее — Реестр), утвержденному приказом Ростехнадзора от 29.01.2025 № 30 (далее — Административный регламент).
В соответствии с п. 2 Административного регламента государственная услуга предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации или на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и являющимися заказчиками экспертизы промышленной безопасности, а также их уполномоченным представителям (далее — заявители), указанным в таблице 1 приложения № 1 к настоящему Административному регламенту.
При этом юридические лица, индивидуальные предприниматели, не являющиеся заказчиками проведенной экспертизы промышленной безопасности, не могут выступать заявителем в рамках предоставления государственной услуги.
Обращаем внимание, что юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, а также эксперт в области промышленной безопасности являются исполнителем, а не заказчиком экспертизы промышленной безопасности и соответственно не могут выступать заявителем в рамках предоставления государственной услуги.
Кроме того, действующим Административным регламентом не предусмотрено предоставление сведений из Реестра.
Вместе с тем, согласно подп. 1 и 2 ст. 7.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», результаты предоставления государственных и муниципальных услуг учитываются и подтверждаются путем внесения органами, предоставляющими указанные услуги, в государственные и муниципальные информационные системы сведений в электронной форме.
Результат предоставления государственной или муниципальной услуги не оформляется в форме документа на бумажном носителе, если иное не установлено нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления такой услуги.
Согласно Административному регламенту результатом предоставления государственной услуги по внесению заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности является внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
Таким образом, предоставление результата государственной услуги Административным регламентом не предусмотрено, так как результат государственной услуги — реестровая запись.
Уведомления о предоставлении государственной услуги либо об отказе в предоставлении государственной услуги — это документы, выдаваемые в целях подтверждения оказания государственной услуги, которые возникают после результата государственной услуги.
Пунктом 23 раздела «Показатели качества и доступности Услуги» Административного регламента предусмотрено уведомление о ходе предоставления государственной услуги по внесению заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключению сведений из указанного реестра.
Информирование заявителя (направление уведомлений) будет осуществляться территориальными органами Ростехнадзора после принятия решения, в рамках срока, соответствующего варианту предоставления государственной услуги.
Административным регламентом периодичность обновления сведений из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора, ответственных за предоставление государственной услуги, а также объем сведений обязательный для их публикации, не установлен.
- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС