- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС
Проектирование модульных зданий и сооружений

Разъяснения Минстроя.
В адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поступают обращения о предоставлении информации о нормативно-правовом регулировании применения модульных зданий и сооружений при строительстве социально значимых объектов в части их возведения, получения заключения государственной экспертизы и ввода в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон № 384-ФЗ):
– здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
– сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Безопасность зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий, сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла зданий, сооружений, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также — строительство) зданий, сооружений и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации и сноса зданий, сооружений (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 384-ФЗ).
Законодательство о градостроительной деятельности не оперирует понятиями «модульное здание», «модульное сооружение», «модульные конструкции», «модуль».
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено понятие «объект капитального строительства», под которым понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.).
В ситуации, когда модульные объекты (конструкции) могут быть отнесены к некапитальным строениям, сооружениям, определение которых дано в п. 10.2 ст. 1 Кодекса, а именно в случае, если их конструктивные характеристики позволяют осуществить перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения, сооружения, их функциональное назначение в большинстве своем имеет временный характер, проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении таких объектов Кодексом не предусмотрено.
Монтаж таких объектов включает монтаж сетей инженерно-технического обеспечения, благоустройство территории, подключение к инженерным сетям, оснащение оборудованием/изделиями различного назначения.
Отнесение объектов к объектам капитального строительства или к некапитальным строениям, сооружениям необходимо осуществлять в соответствии с указанными критериями, при этом модульное строительство является технологией строительства и не связано с отнесением объектов, созданных с использованием данных технологий, к объектам капитального строительства или некапитальным строениям, сооружениям.
Проектная документация для объектов капитального строительства, которая включает использование заводских изделий (модулей), должна содержать проектные решения с их обоснованием и описанием. Эти решения должны соответствовать требованиям технических регламентов и других нормативных документов.
Таким образом, технология модульного строительства является всего лишь одной из технологий строительства, не исключающей необходимость проведения в отношении строящегося объекта предусмотренных градостроительным законодательством процедур.
Необходимость проведения экспертизы проектной документации устанавливается нормами Кодекса и другими нормативными правовыми актами.
Прошу довести указанную информацию до организаций, осуществляющих экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также до организаций, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование и выполняющих функции застройщика (технического заказчика).
Письмо Минстроя России от 23.01.2025 № 3236-СМ/08 «О нормативно-правовом регулировании применения модульных зданий и сооружений при строительстве социально значимых объектов в части их возведения, получения заключения государственной экспертизы и ввода в эксплуатацию»
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Источник: © КонсультантПлюс
Проектирование модульных зданий и сооружений

Разъяснения Минстроя.
В адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поступают обращения о предоставлении информации о нормативно-правовом регулировании применения модульных зданий и сооружений при строительстве социально значимых объектов в части их возведения, получения заключения государственной экспертизы и ввода в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон № 384-ФЗ):
– здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
– сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Безопасность зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий, сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла зданий, сооружений, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также — строительство) зданий, сооружений и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации и сноса зданий, сооружений (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 384-ФЗ).
Законодательство о градостроительной деятельности не оперирует понятиями «модульное здание», «модульное сооружение», «модульные конструкции», «модуль».
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено понятие «объект капитального строительства», под которым понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.).
В ситуации, когда модульные объекты (конструкции) могут быть отнесены к некапитальным строениям, сооружениям, определение которых дано в п. 10.2 ст. 1 Кодекса, а именно в случае, если их конструктивные характеристики позволяют осуществить перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения, сооружения, их функциональное назначение в большинстве своем имеет временный характер, проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении таких объектов Кодексом не предусмотрено.
Монтаж таких объектов включает монтаж сетей инженерно-технического обеспечения, благоустройство территории, подключение к инженерным сетям, оснащение оборудованием/изделиями различного назначения.
Отнесение объектов к объектам капитального строительства или к некапитальным строениям, сооружениям необходимо осуществлять в соответствии с указанными критериями, при этом модульное строительство является технологией строительства и не связано с отнесением объектов, созданных с использованием данных технологий, к объектам капитального строительства или некапитальным строениям, сооружениям.
Проектная документация для объектов капитального строительства, которая включает использование заводских изделий (модулей), должна содержать проектные решения с их обоснованием и описанием. Эти решения должны соответствовать требованиям технических регламентов и других нормативных документов.
Таким образом, технология модульного строительства является всего лишь одной из технологий строительства, не исключающей необходимость проведения в отношении строящегося объекта предусмотренных градостроительным законодательством процедур.
Необходимость проведения экспертизы проектной документации устанавливается нормами Кодекса и другими нормативными правовыми актами.
Прошу довести указанную информацию до организаций, осуществляющих экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также до организаций, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование и выполняющих функции застройщика (технического заказчика).
Письмо Минстроя России от 23.01.2025 № 3236-СМ/08 «О нормативно-правовом регулировании применения модульных зданий и сооружений при строительстве социально значимых объектов в части их возведения, получения заключения государственной экспертизы и ввода в эксплуатацию»
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Источник: © КонсультантПлюс
- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС