Проектирование модульных зданий и сооружений

    /upl/Group%2036_205.png

    Разъяснения Минстроя.

    В адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поступают обращения о предоставлении информации о нормативно-правовом регулировании применения модульных зданий и сооружений при строительстве социально значимых объектов в части их возведения, получения заключения государственной экспертизы и ввода в эксплуатацию.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон № 384-ФЗ):

    – здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

    – сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

    Безопасность зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий, сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла зданий, сооружений, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также — строительство) зданий, сооружений и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации и сноса зданий, сооружений (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 384-ФЗ).

    Законодательство о градостроительной деятельности не оперирует понятиями «модульное здание», «модульное сооружение», «модульные конструкции», «модуль».

    Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено понятие «объект капитального строительства», под которым понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.).

    В ситуации, когда модульные объекты (конструкции) могут быть отнесены к некапитальным строениям, сооружениям, определение которых дано в п. 10.2 ст. 1 Кодекса, а именно в случае, если их конструктивные характеристики позволяют осуществить перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения, сооружения, их функциональное назначение в большинстве своем имеет временный характер, проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении таких объектов Кодексом не предусмотрено.

    Монтаж таких объектов включает монтаж сетей инженерно-технического обеспечения, благоустройство территории, подключение к инженерным сетям, оснащение оборудованием/изделиями различного назначения.

    Отнесение объектов к объектам капитального строительства или к некапитальным строениям, сооружениям необходимо осуществлять в соответствии с указанными критериями, при этом модульное строительство является технологией строительства и не связано с отнесением объектов, созданных с использованием данных технологий, к объектам капитального строительства или некапитальным строениям, сооружениям.

    Проектная документация для объектов капитального строительства, которая включает использование заводских изделий (модулей), должна содержать проектные решения с их обоснованием и описанием. Эти решения должны соответствовать требованиям технических регламентов и других нормативных документов.

    Таким образом, технология модульного строительства является всего лишь одной из технологий строительства, не исключающей необходимость проведения в отношении строящегося объекта предусмотренных градостроительным законодательством процедур.

    Необходимость проведения экспертизы проектной документации устанавливается нормами Кодекса и другими нормативными правовыми актами.

    Прошу довести указанную информацию до организаций, осуществляющих экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также до организаций, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование и выполняющих функции застройщика (технического заказчика).

     

    Письмо Минстроя России от 23.01.2025 № 3236-СМ/08 «О нормативно-правовом регулировании применения модульных зданий и сооружений при строительстве социально значимых объектов в части их возведения, получения заключения государственной экспертизы и ввода в эксплуатацию»

     

    Обращаем внимание, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

     

    Источник: © КонсультантПлюс

    21.05.2025, 12:37

    Проектирование модульных зданий и сооружений

    /upl/Group%2036_205.png

    Разъяснения Минстроя.

    В адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поступают обращения о предоставлении информации о нормативно-правовом регулировании применения модульных зданий и сооружений при строительстве социально значимых объектов в части их возведения, получения заключения государственной экспертизы и ввода в эксплуатацию.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон № 384-ФЗ):

    – здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

    – сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

    Безопасность зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий, сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла зданий, сооружений, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также — строительство) зданий, сооружений и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации и сноса зданий, сооружений (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 384-ФЗ).

    Законодательство о градостроительной деятельности не оперирует понятиями «модульное здание», «модульное сооружение», «модульные конструкции», «модуль».

    Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено понятие «объект капитального строительства», под которым понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.).

    В ситуации, когда модульные объекты (конструкции) могут быть отнесены к некапитальным строениям, сооружениям, определение которых дано в п. 10.2 ст. 1 Кодекса, а именно в случае, если их конструктивные характеристики позволяют осуществить перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения, сооружения, их функциональное назначение в большинстве своем имеет временный характер, проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении таких объектов Кодексом не предусмотрено.

    Монтаж таких объектов включает монтаж сетей инженерно-технического обеспечения, благоустройство территории, подключение к инженерным сетям, оснащение оборудованием/изделиями различного назначения.

    Отнесение объектов к объектам капитального строительства или к некапитальным строениям, сооружениям необходимо осуществлять в соответствии с указанными критериями, при этом модульное строительство является технологией строительства и не связано с отнесением объектов, созданных с использованием данных технологий, к объектам капитального строительства или некапитальным строениям, сооружениям.

    Проектная документация для объектов капитального строительства, которая включает использование заводских изделий (модулей), должна содержать проектные решения с их обоснованием и описанием. Эти решения должны соответствовать требованиям технических регламентов и других нормативных документов.

    Таким образом, технология модульного строительства является всего лишь одной из технологий строительства, не исключающей необходимость проведения в отношении строящегося объекта предусмотренных градостроительным законодательством процедур.

    Необходимость проведения экспертизы проектной документации устанавливается нормами Кодекса и другими нормативными правовыми актами.

    Прошу довести указанную информацию до организаций, осуществляющих экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также до организаций, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование и выполняющих функции застройщика (технического заказчика).

     

    Письмо Минстроя России от 23.01.2025 № 3236-СМ/08 «О нормативно-правовом регулировании применения модульных зданий и сооружений при строительстве социально значимых объектов в части их возведения, получения заключения государственной экспертизы и ввода в эксплуатацию»

     

    Обращаем внимание, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

     

    Источник: © КонсультантПлюс

    21.05.2025, 12:37
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам