- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС
Как идентифицируют склады различных веществ?
Разъяснения Ростехнадзора.
Вопрос
На основании нижеизложенного прошу дать комментарий: требуется ли Обществу оформление ОПО 2 или 3 класса на хранение, транспортировку опасного груза (селитры)?
Терминал планирует заниматься перегрузкой опасного груза «Аммиачная селитра класс 5.1». Планируется выгрузка груза с судна на причал, затем его временное накопление на терминале, после – отгрузка по ж/д и наоборот. Никаких операций с упаковкой и, следовательно, с грузом терминал осуществлять не будет. Накопление на терминале займет не более месяца, после груз будет отбывать по ж/д или морю в место назначения, затем приход новой партии и т.д.
Вполне вероятно, что какое-то количество опасного груза на терминале находиться все-таки будет, пока не прибудет новая партия груза. Максимальное количество опасного груза, которое может одновременно находиться на терминале 10000 т (заявленное клиентом количество груза, которое он намерен направить через терминал, поэтому и берем эту цифру).
Терминал имеет лицензию на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем и водном транспорте, морских портах. Работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад. Разрешенный класс опасных грузов: 1 по 9 класс опасности.
Ответ
Письмо Центрального управления Ростехнадзора от 26 марта 2024 года № 210-6583 «О необходимости оформления ОПО при осуществлении временного хранения селитры». Заместитель руководителя А. В. Гвоздев.
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение и сообщает следующее.
В соответствии с приложением № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) к категории опасных производственных объектов (далее – ОПО) относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, опасные вещества.
Нитрат аммония по своим химическим свойствам является сильным окислителем; легко образует взрывоопасные смеси с различными свойствами в сочетании со взрывчатыми веществами, разными видами топлива, поддерживает и ускоряет горение органических и неорганических материалов.
Согласно таблице № 2 Федерального закона № 116-ФЗ на ОПО, на которых осуществляется хранение нитрата аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 % массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 % массы), устанавливаются следующие классы опасности:
• I – 25000 т и более;
• II – 2500 т и более, но менее 25000 т;
• III – 250 т и более, но менее 2500 т;
• IV – 50 т и более, но менее 250 т.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с п.6, 8 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 № 471, отнесение объектов к ОПО осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации. При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:
• проектной документации (документации) объекта с учетом внесенных изменений (при их наличии);
• обоснования безопасности ОПО (в случае, если такое обоснование разработано);
• декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);
• технологических регламентов (при наличии);
• генерального плана расположения зданий и сооружений;
• сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
• спецификации установленного оборудования;
• документации на технические устройства, применяемые на объекте;
• данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем 500 м от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными.
На основании вышеизложенного Управление сообщает, что склады хранения нитрата аммония идентифицируются как ОПО.
Обязанности по обеспечению соблюдения требований промышленной безопасности возлагаются на руководителя организации, который несет ответственность за несоблюдение требований промышленной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопрос
Необходимо ли регистрировать как ОПО склад, не являющийся объектом капитального строительства, для временного хранения сроком до 6 месяцев пестицидов и агрохимикатов (удобрения) весом до 20 т единовременно для дальнейшего применения на земельных участках сельскохозяйственного назначения при выращивании сельскохозяйственных культур? Склад не имеет технической документации и на учете не стоит, так как не является объектом капитального строения.
Ответ
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — закон № 116-ФЗ) к опасным производственным объектам относятся в том числе, но не ограничиваясь, площадки и (или) склады, на которых хранятся удобрения (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 % массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием)) единовременно в количестве 200 т и более.
Продолжительность хранения на площадках и в стационарно оборудованных складах независимо от капитальности здания или сооружения законом не регламентируется.
В случае хранения иных химических удобрений и ядохимикатов необходимо руководствоваться информацией, указанной в следующих разделах «Паспорта безопасности химической продукции»:
• № 5. «Меры и средства обеспечения пожаровзрывобезопасности». Применяется только для жидких удобрений, относящихся к горючим жидкостям, которые хранятся в количестве 1000 т и более;
• № 11. «Информация о токсичности». Применяется для веществ, имеющих характеристики в пределах, указанных в подпунктах д), е) пункта 1 Приложения 1 закона №ФЗ-116, и хранящихся единовременно в количествах, указанных в таблице 2 Приложения 2 закона ФЗ-116;
• №12 «Информация о воздействии на окружающую среду». Применяется для веществ, имеющих характеристики в пределах, указанных в подпункте ж) пункта 1 Приложения 1 закона №ФЗ-116 и хранящихся единовременно в количествах, указанных в таблице 2 Приложения 2 закона №ФЗ-116.
Сообщаем, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Источник: Ростехнадзор
Как идентифицируют склады различных веществ?
Разъяснения Ростехнадзора.
Вопрос
На основании нижеизложенного прошу дать комментарий: требуется ли Обществу оформление ОПО 2 или 3 класса на хранение, транспортировку опасного груза (селитры)?
Терминал планирует заниматься перегрузкой опасного груза «Аммиачная селитра класс 5.1». Планируется выгрузка груза с судна на причал, затем его временное накопление на терминале, после – отгрузка по ж/д и наоборот. Никаких операций с упаковкой и, следовательно, с грузом терминал осуществлять не будет. Накопление на терминале займет не более месяца, после груз будет отбывать по ж/д или морю в место назначения, затем приход новой партии и т.д.
Вполне вероятно, что какое-то количество опасного груза на терминале находиться все-таки будет, пока не прибудет новая партия груза. Максимальное количество опасного груза, которое может одновременно находиться на терминале 10000 т (заявленное клиентом количество груза, которое он намерен направить через терминал, поэтому и берем эту цифру).
Терминал имеет лицензию на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем и водном транспорте, морских портах. Работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад. Разрешенный класс опасных грузов: 1 по 9 класс опасности.
Ответ
Письмо Центрального управления Ростехнадзора от 26 марта 2024 года № 210-6583 «О необходимости оформления ОПО при осуществлении временного хранения селитры». Заместитель руководителя А. В. Гвоздев.
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение и сообщает следующее.
В соответствии с приложением № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) к категории опасных производственных объектов (далее – ОПО) относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, опасные вещества.
Нитрат аммония по своим химическим свойствам является сильным окислителем; легко образует взрывоопасные смеси с различными свойствами в сочетании со взрывчатыми веществами, разными видами топлива, поддерживает и ускоряет горение органических и неорганических материалов.
Согласно таблице № 2 Федерального закона № 116-ФЗ на ОПО, на которых осуществляется хранение нитрата аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 % массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 % массы), устанавливаются следующие классы опасности:
• I – 25000 т и более;
• II – 2500 т и более, но менее 25000 т;
• III – 250 т и более, но менее 2500 т;
• IV – 50 т и более, но менее 250 т.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с п.6, 8 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 № 471, отнесение объектов к ОПО осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации. При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:
• проектной документации (документации) объекта с учетом внесенных изменений (при их наличии);
• обоснования безопасности ОПО (в случае, если такое обоснование разработано);
• декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);
• технологических регламентов (при наличии);
• генерального плана расположения зданий и сооружений;
• сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
• спецификации установленного оборудования;
• документации на технические устройства, применяемые на объекте;
• данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем 500 м от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными.
На основании вышеизложенного Управление сообщает, что склады хранения нитрата аммония идентифицируются как ОПО.
Обязанности по обеспечению соблюдения требований промышленной безопасности возлагаются на руководителя организации, который несет ответственность за несоблюдение требований промышленной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопрос
Необходимо ли регистрировать как ОПО склад, не являющийся объектом капитального строительства, для временного хранения сроком до 6 месяцев пестицидов и агрохимикатов (удобрения) весом до 20 т единовременно для дальнейшего применения на земельных участках сельскохозяйственного назначения при выращивании сельскохозяйственных культур? Склад не имеет технической документации и на учете не стоит, так как не является объектом капитального строения.
Ответ
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — закон № 116-ФЗ) к опасным производственным объектам относятся в том числе, но не ограничиваясь, площадки и (или) склады, на которых хранятся удобрения (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 % массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием)) единовременно в количестве 200 т и более.
Продолжительность хранения на площадках и в стационарно оборудованных складах независимо от капитальности здания или сооружения законом не регламентируется.
В случае хранения иных химических удобрений и ядохимикатов необходимо руководствоваться информацией, указанной в следующих разделах «Паспорта безопасности химической продукции»:
• № 5. «Меры и средства обеспечения пожаровзрывобезопасности». Применяется только для жидких удобрений, относящихся к горючим жидкостям, которые хранятся в количестве 1000 т и более;
• № 11. «Информация о токсичности». Применяется для веществ, имеющих характеристики в пределах, указанных в подпунктах д), е) пункта 1 Приложения 1 закона №ФЗ-116, и хранящихся единовременно в количествах, указанных в таблице 2 Приложения 2 закона ФЗ-116;
• №12 «Информация о воздействии на окружающую среду». Применяется для веществ, имеющих характеристики в пределах, указанных в подпункте ж) пункта 1 Приложения 1 закона №ФЗ-116 и хранящихся единовременно в количествах, указанных в таблице 2 Приложения 2 закона №ФЗ-116.
Сообщаем, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Источник: Ростехнадзор
- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС