Статьи по рубрикам
- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС
Разработка декларации промышленной безопасности
Как правильно разработать декларацию промышленной безопасности на предприятии? Ответы на актуальные вопросы дают специалисты Ростехнадзора.
Вопрос
Согласно п. 3. ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
Согласно формулировке п. 3 ст.14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ однозначно ясно, что декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта.
В то же время из формулировки данной статьи ФЗ не ясно, требуется ли разрабатывать декларацию промышленной безопасности в составе проектной документации на консервацию опасного производственного объекта, т.к. в формулировке ФЗ в отношении консервации ОПО указан термин «документация», а не «проектная документация».
Требуется ли разрабатывать декларацию промышленной безопасности в составе проектной документации на консервацию опасного производственного объекта (магистрального трубопровода І класса опасности)?
Ответ
На данный вопрос ответ дан Управлением по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
При этом согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона № 116-ФЗ декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на консервацию опасного производственного объекта, проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке.
Обращаем внимание, что согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, проектная документация, разработанная в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой эксплуатируется опасный производственный объект, должна содержать также вопросы его ликвидации.
Таким образом, если документация на ликвидацию опасного производственного объекта разрабатывается отдельно от проектной документации, то на нее распространяются требования ст. 14 Федерального закона № 116-ФЗ о необходимости разработки в ее составе декларации промышленной безопасности.
Вопрос
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
Таким образом, обязательность разработки декларации промышленной безопасности зависит от одновременного выполнения двух условий:
1. отнесение опасного производственного объекта к I или II классу опасности;
2. наличие на опасном производственном объекте опасных веществ в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
При этом, если касательно первого условия разночтений быть не может, формулировка второго условия (получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону) вызывает постоянные разночтения и у представителей эксплуатирующих организаций, и у экспертов в области промышленной безопасности, и даже у представителей Ростехнадзора (включая отраслевые управления Центрального аппарата).
Проблема заключается в том, что данную формулировку можно интерпретировать тремя разными вариантами:
1. В связи с тем, что текст данной формулировки полностью совпадает с п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, обязательность разработки декларации промышленной безопасности устанавливается для всех опасных производственных объектов I или II класса опасности, имеющих признак опасности, установленный п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ (то есть для всех опасных производственных объектов I и II класса опасности, имеющих признак опасности 2.1 (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ)).
2. Класс опасности всех опасных производственных объектов, указанных в п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, устанавливается исходя из количества обращаемых на объекте опасных веществ. При этом приложением 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ количество опасных веществ для определения класса опасности ОПО установлено не только массой обращаемых на ОПО опасных веществ (согласно табл. 1 и 2 приложения 2 к 116-ФЗ), но и п. 2 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ (достаточно любого количества веществ химического оружия или спецхимии, важен сам факт наличия данных веществ), п. 3 приложения 2 к 116-ФЗ (класс опасности зависит от процентного содержания сернистого водорода, что тоже является количественной оценкой наличия опасного вещества) и п. 4 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ (количество опасных веществ выражается в давлении природного или сжиженного углеводородного газа, что также является количественной мерой наличия опасного вещества (в противном случае все сети газопотребления с массой природного газа менее 1 тонны не имели бы признака опасности и не являлись бы опасными производственными объектами)). Таким образом, по данному варианту обязательность разработки декларации промышленной безопасности устанавливается для опасных производственных объектов I и II класса опасности, на которых обращаются опасные вещества в количествах, позволяющих присвоить данному опасному производственному объекту I или II класс опасности по критериям, указанным в пп. 1–4 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
3. Обязательность разработки декларации промышленной безопасности устанавливается для опасных производственных объектов, на которых обращаются опасные вещества, указанные в п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, в количествах, позволяющих отнести данный опасный производственный объект к I или II классу опасности только согласно табл. 1 или 2 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
В связи с вышеизложенным и в связи с тем, что вопрос обязательности разработки декларации промышленной безопасности является крайне важным для обеспечения промышленной безопасности на ОПО, прошу вас дать четкое разъяснение касательно второго условия обязательности разработки декларации промышленной безопасности (наличие на опасном производственном объекте опасных веществ в количествах, указанных в приложении 2 к 116-ФЗ (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ)).
Ответ
Письмо Ростехнадзора от 16.06.2023 № 11-00-15/4364 «О предоставлении информации»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 16 июня 2023 г. № 11-00-15/4364
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии «со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов подлежат предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, в том числе на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ количествах опасные вещества.
Приложение 1 Федерального закона № 116-ФЗ определяет пороговые критерии для отнесения объектов к опасным производственным объектам. При этом приложение 2 Федерального закона № 116-ФЗ определяет критерии отнесения опасного производственного объекта к определенному классу опасности.
Классы опасности опасных производственных объектов устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с табл. 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к данному Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
Например, установление класса опасности газораспределительных станций (далее – ОПО ГРС) производится в соответствии с п. 4 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ – по давлению. При этом, в соответствии с примечанием 3 к табл. 2 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ, в случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида. Так, газораспределительные станции являются составной частью единого производственно-технологического комплекса магистрального газопровода (относятся к опасным производственным объектам магистральных газопроводов), а их технологическое оборудование до выходного крана включительно должно быть рассчитано на рабочее давление подводящих газопроводов-отводов от магистральных газопроводов. Исходя из вышеизложенного, разработка декларации промышленной безопасности в отношении ОПО ГРС является также обязательной в случае отнесения объекта к опасным производственным объектам I и II класса опасности.
Разрабатывать декларацию промышленной безопасности для опасного производственного объекта I и II класса опасности не требуется, если отсутствуют опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 (табл. 1, 2) к Федеральному закону № 116-ФЗ, с учетом суммарного количества опасных веществ одного вида, находящихся на опасных производственных объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.
Начальник Правового управления Д. А. ЯКОВЛЕВ
Вопрос
До какой даты эксплуатация опасных производственных объектов может осуществляться без представления в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности декларации промышленной безопасности, разработанной вновь в случае изменения требований промышленной безопасности?
Ответ
До 31 декабря 2023 г.
Вопрос
В управление поступило обращение по вопросу: предусмотрена ли обязательность разработки декларации промышленной безопасности в случае, если эксплуатируется объект ІІ класса опасности (по количеству расплава) и в технологии используются опасные вещества в количествах, соответствующих ІІІ классу опасности?
Ответ
Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) установлена обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 116-ФЗ).
Таким образом, декларация промышленной безопасности разрабатывается только для опасных производственных объектов I и II классов опасности, предусмотренных п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
Для опасных производственных объектов, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более, обязательность разработки декларации промышленной безопасности нормативно не установлена.
Письмо Ростехнадзора от 08.07.2019 № 11-00-15/6613 «О рассмотрении обращения»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 8 июля 2019 г. № 11-00-15/6613 «О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ»
Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 5 июля 2019 г. № 100/12483, сообщает.
Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона № 116-ФЗ декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
Таким образом, разработка декларации промышленной безопасности в составе документации на консервацию опасного производственного объекта является обязательной для опасного производственного объекта II класса опасности (за исключением опасных производственных объектов, на которых используются взрывчатые вещества при проведении взрывных работ).
Начальник Правового управления Д. А. ЯКОВЛЕВ
Вопрос
Для разработки деклараций промышленной безопасности ОПО чаще всего привлекаются специализированные организации. Процедура заключения договора в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 занимает 1–2 месяца, на разработку самой декларации, проведение экспертизы и внесение ее в реестр необходимо еще минимум 3–4 месяца. Исходя из сказанного, возникают вопросы:
Почему не учитываются данные обстоятельства при проверке вновь зарегистрированных ОПО?
В какие сроки должна быть разработана и внесена в реестр декларация промышленной безопасности на вновь зарегистрированный ОПО?
Ответ
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасного производственного объекта» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта. Наличие в проектной документации декларации определяется техническим заданием на проектирование, утвержденным руководителем. За полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, несет ответственность руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект (п. 5 ст. 14 Федерального закона № 116-ФЗ).
Строительство объектов капитального строительства осуществляется при наличии проектной документации, прошедшей государственную экспертизу. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, проходит экспертизу промышленной безопасности.
Согласно п. 3.1. ст.14 Федерального закона № 116-ФЗ декларация разрабатывается вновь в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте.
Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 116-ФЗ).
Указанные операции имеют временные затраты, в параллель с которыми разрабатывается декларация. Объект не вводится в эксплуатацию при отсутствии проектной документации, отсутствии строительной готовности и получения разрешений на ввод в эксплуатацию.
Согласно п. 7 Федерального закона № 116-ФЗ декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов, что не может существенно повлиять на временные параметры.
На практике возможны индивидуальные (исключительные) моменты с оформлением декларации. Однако без декларации промышленной безопасности (оценки риска аварий, угрозы жизни людей, оценки готовности к авариям) эксплуатация опасных производственных объектов I, II классов опасности не допускается.
23.01.2024, 12:11
Разработка декларации промышленной безопасности
Как правильно разработать декларацию промышленной безопасности на предприятии? Ответы на актуальные вопросы дают специалисты Ростехнадзора.
Вопрос
Согласно п. 3. ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
Согласно формулировке п. 3 ст.14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ однозначно ясно, что декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта.
В то же время из формулировки данной статьи ФЗ не ясно, требуется ли разрабатывать декларацию промышленной безопасности в составе проектной документации на консервацию опасного производственного объекта, т.к. в формулировке ФЗ в отношении консервации ОПО указан термин «документация», а не «проектная документация».
Требуется ли разрабатывать декларацию промышленной безопасности в составе проектной документации на консервацию опасного производственного объекта (магистрального трубопровода І класса опасности)?
Ответ
На данный вопрос ответ дан Управлением по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
При этом согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона № 116-ФЗ декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на консервацию опасного производственного объекта, проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке.
Обращаем внимание, что согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, проектная документация, разработанная в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой эксплуатируется опасный производственный объект, должна содержать также вопросы его ликвидации.
Таким образом, если документация на ликвидацию опасного производственного объекта разрабатывается отдельно от проектной документации, то на нее распространяются требования ст. 14 Федерального закона № 116-ФЗ о необходимости разработки в ее составе декларации промышленной безопасности.
Вопрос
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
Таким образом, обязательность разработки декларации промышленной безопасности зависит от одновременного выполнения двух условий:
1. отнесение опасного производственного объекта к I или II классу опасности;
2. наличие на опасном производственном объекте опасных веществ в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
При этом, если касательно первого условия разночтений быть не может, формулировка второго условия (получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону) вызывает постоянные разночтения и у представителей эксплуатирующих организаций, и у экспертов в области промышленной безопасности, и даже у представителей Ростехнадзора (включая отраслевые управления Центрального аппарата).
Проблема заключается в том, что данную формулировку можно интерпретировать тремя разными вариантами:
1. В связи с тем, что текст данной формулировки полностью совпадает с п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, обязательность разработки декларации промышленной безопасности устанавливается для всех опасных производственных объектов I или II класса опасности, имеющих признак опасности, установленный п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ (то есть для всех опасных производственных объектов I и II класса опасности, имеющих признак опасности 2.1 (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ)).
2. Класс опасности всех опасных производственных объектов, указанных в п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, устанавливается исходя из количества обращаемых на объекте опасных веществ. При этом приложением 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ количество опасных веществ для определения класса опасности ОПО установлено не только массой обращаемых на ОПО опасных веществ (согласно табл. 1 и 2 приложения 2 к 116-ФЗ), но и п. 2 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ (достаточно любого количества веществ химического оружия или спецхимии, важен сам факт наличия данных веществ), п. 3 приложения 2 к 116-ФЗ (класс опасности зависит от процентного содержания сернистого водорода, что тоже является количественной оценкой наличия опасного вещества) и п. 4 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ (количество опасных веществ выражается в давлении природного или сжиженного углеводородного газа, что также является количественной мерой наличия опасного вещества (в противном случае все сети газопотребления с массой природного газа менее 1 тонны не имели бы признака опасности и не являлись бы опасными производственными объектами)). Таким образом, по данному варианту обязательность разработки декларации промышленной безопасности устанавливается для опасных производственных объектов I и II класса опасности, на которых обращаются опасные вещества в количествах, позволяющих присвоить данному опасному производственному объекту I или II класс опасности по критериям, указанным в пп. 1–4 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
3. Обязательность разработки декларации промышленной безопасности устанавливается для опасных производственных объектов, на которых обращаются опасные вещества, указанные в п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, в количествах, позволяющих отнести данный опасный производственный объект к I или II классу опасности только согласно табл. 1 или 2 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
В связи с вышеизложенным и в связи с тем, что вопрос обязательности разработки декларации промышленной безопасности является крайне важным для обеспечения промышленной безопасности на ОПО, прошу вас дать четкое разъяснение касательно второго условия обязательности разработки декларации промышленной безопасности (наличие на опасном производственном объекте опасных веществ в количествах, указанных в приложении 2 к 116-ФЗ (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ)).
Ответ
Письмо Ростехнадзора от 16.06.2023 № 11-00-15/4364 «О предоставлении информации»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 16 июня 2023 г. № 11-00-15/4364
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии «со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов подлежат предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, в том числе на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ количествах опасные вещества.
Приложение 1 Федерального закона № 116-ФЗ определяет пороговые критерии для отнесения объектов к опасным производственным объектам. При этом приложение 2 Федерального закона № 116-ФЗ определяет критерии отнесения опасного производственного объекта к определенному классу опасности.
Классы опасности опасных производственных объектов устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с табл. 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к данному Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
Например, установление класса опасности газораспределительных станций (далее – ОПО ГРС) производится в соответствии с п. 4 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ – по давлению. При этом, в соответствии с примечанием 3 к табл. 2 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ, в случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида. Так, газораспределительные станции являются составной частью единого производственно-технологического комплекса магистрального газопровода (относятся к опасным производственным объектам магистральных газопроводов), а их технологическое оборудование до выходного крана включительно должно быть рассчитано на рабочее давление подводящих газопроводов-отводов от магистральных газопроводов. Исходя из вышеизложенного, разработка декларации промышленной безопасности в отношении ОПО ГРС является также обязательной в случае отнесения объекта к опасным производственным объектам I и II класса опасности.
Разрабатывать декларацию промышленной безопасности для опасного производственного объекта I и II класса опасности не требуется, если отсутствуют опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 (табл. 1, 2) к Федеральному закону № 116-ФЗ, с учетом суммарного количества опасных веществ одного вида, находящихся на опасных производственных объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.
Начальник Правового управления Д. А. ЯКОВЛЕВ
Вопрос
До какой даты эксплуатация опасных производственных объектов может осуществляться без представления в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности декларации промышленной безопасности, разработанной вновь в случае изменения требований промышленной безопасности?
Ответ
До 31 декабря 2023 г.
Вопрос
В управление поступило обращение по вопросу: предусмотрена ли обязательность разработки декларации промышленной безопасности в случае, если эксплуатируется объект ІІ класса опасности (по количеству расплава) и в технологии используются опасные вещества в количествах, соответствующих ІІІ классу опасности?
Ответ
Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) установлена обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 116-ФЗ).
Таким образом, декларация промышленной безопасности разрабатывается только для опасных производственных объектов I и II классов опасности, предусмотренных п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
Для опасных производственных объектов, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более, обязательность разработки декларации промышленной безопасности нормативно не установлена.
Письмо Ростехнадзора от 08.07.2019 № 11-00-15/6613 «О рассмотрении обращения»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 8 июля 2019 г. № 11-00-15/6613 «О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ»
Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 5 июля 2019 г. № 100/12483, сообщает.
Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона № 116-ФЗ декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
Таким образом, разработка декларации промышленной безопасности в составе документации на консервацию опасного производственного объекта является обязательной для опасного производственного объекта II класса опасности (за исключением опасных производственных объектов, на которых используются взрывчатые вещества при проведении взрывных работ).
Начальник Правового управления Д. А. ЯКОВЛЕВ
Вопрос
Для разработки деклараций промышленной безопасности ОПО чаще всего привлекаются специализированные организации. Процедура заключения договора в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 занимает 1–2 месяца, на разработку самой декларации, проведение экспертизы и внесение ее в реестр необходимо еще минимум 3–4 месяца. Исходя из сказанного, возникают вопросы:
Почему не учитываются данные обстоятельства при проверке вновь зарегистрированных ОПО?
В какие сроки должна быть разработана и внесена в реестр декларация промышленной безопасности на вновь зарегистрированный ОПО?
Ответ
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасного производственного объекта» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта. Наличие в проектной документации декларации определяется техническим заданием на проектирование, утвержденным руководителем. За полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, несет ответственность руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект (п. 5 ст. 14 Федерального закона № 116-ФЗ).
Строительство объектов капитального строительства осуществляется при наличии проектной документации, прошедшей государственную экспертизу. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, проходит экспертизу промышленной безопасности.
Согласно п. 3.1. ст.14 Федерального закона № 116-ФЗ декларация разрабатывается вновь в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте.
Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 116-ФЗ).
Указанные операции имеют временные затраты, в параллель с которыми разрабатывается декларация. Объект не вводится в эксплуатацию при отсутствии проектной документации, отсутствии строительной готовности и получения разрешений на ввод в эксплуатацию.
Согласно п. 7 Федерального закона № 116-ФЗ декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов, что не может существенно повлиять на временные параметры.
На практике возможны индивидуальные (исключительные) моменты с оформлением декларации. Однако без декларации промышленной безопасности (оценки риска аварий, угрозы жизни людей, оценки готовности к авариям) эксплуатация опасных производственных объектов I, II классов опасности не допускается.
23.01.2024, 12:11
Статьи по рубрикам
- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС