Промышленная безопасность: внесли поправки в пять Федеральных законов

    /upl/Group%2036%20(25).png

    Поправки касаются экспертизы промбезопасности, лицензирования, обоснования безопасности и декларирования, сроков эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений, расследований аварий, аудита системы управлению промышленной безопасностью.

    Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. № 637-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и некоторые иные федеральные законы.
     
    Документ опубликован на портале правовой информации 
     
    Поправками:
     
    1. Про экспертов. 
    Уточнили определение «эксперт в области промышленной безопасности».
    Эксперт в области промышленной безопасности - физическое лицо, которое соответствует квалификационным требованиям профессионального стандарта либо аттестовано в установленном Правительством Российской Федерации порядке, обладает специальными знаниями в области промышленной безопасности и соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
     
    2. Про отступление от правил в обосновании безопасности ОПО.
    В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований ФНП, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицами, осуществляющими подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, документации на техперевооружение ОПО, проектной документации на капремонт линейного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации этого объекта в обосновании безопасности ОПО.
     
    Обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в него, подлежат ЭПБ, утверждаются застройщиком или техническим заказчиком (при проектировании опасного производственного объекта) либо руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, при наличии её положительного заключения.
     
    Обоснование безопасности опасного производственного объекта и внесённые в него изменения (при их наличии) направляются эксплуатирующей организацией в Ростехнадзор при регистрации ОПО в госреестре, а в случае проведения капремонта линейного объекта или техперевооружения ОПО с применением обоснования безопасности – в течение десяти рабочих дней со дня их завершения.
     
    Изменения, внесённые в обоснование безопасности зарегистрированного в государственном реестре ОПО, направляются эксплуатирующей организацией в Ростехнадзор в течение десяти рабочих дней со дня их утверждения.
     
    3. Про положительное заключение ЭПБ.
    Уточнили, что положительным заключением ЭПБ технического устройства, применяемого на ОПО, а также здания и сооружения на ОПО следует считать заключение, содержащее вывод о полном соответствии рассматриваемых объектов ЭПБ требованиям промышленной безопасности, установленным по отношению к ним.
     
    4. Про сокращение сроков службы ТУ.
    Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит ЭПБ при отсутствии в технической документации данных о сроке службы, если фактический срок службы технического устройства превышает 10 лет, а не 20 лет, как сейчас.
     
    5. Про согласование документации на техперевооружение.
    Исключена норма о том, что изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение ОПО, подлежат согласованию с Ростехнадзором или его территориальным органом.
     
    6. Про аудит СУПБ.
    Предусмотрено, что организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны:
    принимать меры по устранению выявленных по результатам аудита системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) нарушений требований промышленной безопасности;
    осуществлять корректировку мер по снижению риска аварий на ОПО с учётом рекомендаций, полученных по результатам аудита.
    Одновременно закреплено, что организации, эксплуатирующие ОПО I класса опасности, обязаны обеспечивать проведение аудита СУПБ. При этом сведения о результатах аудита ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года необходимо представлять коллегиальным органам управления данных организаций и их учредителям.
     
    7. О продлении сроков эксплуатации ЗиС
    Решение о возможности эксплуатации зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, после истечения срока их эксплуатации, установленного проектной или технической документацией, либо по истечении сроков, установленных ранее принятыми решениями о возможности эксплуатации данных зданий и сооружений, может приниматься руководителем эксплуатирующей организации или её обособленного структурного подразделения на основании положительного заключения ЭПБ.
     
    Указанное решение может быть оформлено как в бумажном виде, так и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом решение должно содержать срок дальнейшей безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
     
    8. О составе комиссии по расследованию аварии.
    В состав комиссии, которая проводит техническое расследование причин аварии на ОПО, необходимо дополнительно включать представителей:
    профессиональных аварийно-спасательных служб (ПАСС) или профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ), обслуживающих ОПО;
    профессионального объединения страховщиков (при отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца ОПО).
     
     
    9. Про декларации промышленной безопасности. 
    Уточнён перечень случаев, при которых декларация промышленной безопасности ОПО, находящегося в эксплуатации, должна разрабатываться вновь.
     
    10. Про надзор на военных ядерных объектах
    Подразделения Минобороны будут осуществлять федеральный госнадзор в области промышленной безопасности на объектах, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
     
    11. Про лицензирование.
    Решено отменить лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на объектах (в организациях) федеральных органов исполнительной власти в области обороны, обеспечения безопасности, госохраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний.
     
    Необходимые изменения также внесены в:
    Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
    Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»;
    Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
    Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: так, предусмотрено, что деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемая на объектах и в организациях федеральных органов исполнительной власти в области обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также исполнения наказаний, не подлежит лицензированию;
    Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
     
    Поправки вступят в силу с 1 сентября 2024 года и с 1 сентября 2025 года.
    27.12.2023, 12:22

    Промышленная безопасность: внесли поправки в пять Федеральных законов

    /upl/Group%2036%20(25).png

    Поправки касаются экспертизы промбезопасности, лицензирования, обоснования безопасности и декларирования, сроков эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений, расследований аварий, аудита системы управлению промышленной безопасностью.

    Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. № 637-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и некоторые иные федеральные законы.
     
    Документ опубликован на портале правовой информации 
     
    Поправками:
     
    1. Про экспертов. 
    Уточнили определение «эксперт в области промышленной безопасности».
    Эксперт в области промышленной безопасности - физическое лицо, которое соответствует квалификационным требованиям профессионального стандарта либо аттестовано в установленном Правительством Российской Федерации порядке, обладает специальными знаниями в области промышленной безопасности и соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
     
    2. Про отступление от правил в обосновании безопасности ОПО.
    В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований ФНП, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицами, осуществляющими подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, документации на техперевооружение ОПО, проектной документации на капремонт линейного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации этого объекта в обосновании безопасности ОПО.
     
    Обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в него, подлежат ЭПБ, утверждаются застройщиком или техническим заказчиком (при проектировании опасного производственного объекта) либо руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, при наличии её положительного заключения.
     
    Обоснование безопасности опасного производственного объекта и внесённые в него изменения (при их наличии) направляются эксплуатирующей организацией в Ростехнадзор при регистрации ОПО в госреестре, а в случае проведения капремонта линейного объекта или техперевооружения ОПО с применением обоснования безопасности – в течение десяти рабочих дней со дня их завершения.
     
    Изменения, внесённые в обоснование безопасности зарегистрированного в государственном реестре ОПО, направляются эксплуатирующей организацией в Ростехнадзор в течение десяти рабочих дней со дня их утверждения.
     
    3. Про положительное заключение ЭПБ.
    Уточнили, что положительным заключением ЭПБ технического устройства, применяемого на ОПО, а также здания и сооружения на ОПО следует считать заключение, содержащее вывод о полном соответствии рассматриваемых объектов ЭПБ требованиям промышленной безопасности, установленным по отношению к ним.
     
    4. Про сокращение сроков службы ТУ.
    Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит ЭПБ при отсутствии в технической документации данных о сроке службы, если фактический срок службы технического устройства превышает 10 лет, а не 20 лет, как сейчас.
     
    5. Про согласование документации на техперевооружение.
    Исключена норма о том, что изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение ОПО, подлежат согласованию с Ростехнадзором или его территориальным органом.
     
    6. Про аудит СУПБ.
    Предусмотрено, что организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны:
    принимать меры по устранению выявленных по результатам аудита системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) нарушений требований промышленной безопасности;
    осуществлять корректировку мер по снижению риска аварий на ОПО с учётом рекомендаций, полученных по результатам аудита.
    Одновременно закреплено, что организации, эксплуатирующие ОПО I класса опасности, обязаны обеспечивать проведение аудита СУПБ. При этом сведения о результатах аудита ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года необходимо представлять коллегиальным органам управления данных организаций и их учредителям.
     
    7. О продлении сроков эксплуатации ЗиС
    Решение о возможности эксплуатации зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, после истечения срока их эксплуатации, установленного проектной или технической документацией, либо по истечении сроков, установленных ранее принятыми решениями о возможности эксплуатации данных зданий и сооружений, может приниматься руководителем эксплуатирующей организации или её обособленного структурного подразделения на основании положительного заключения ЭПБ.
     
    Указанное решение может быть оформлено как в бумажном виде, так и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом решение должно содержать срок дальнейшей безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
     
    8. О составе комиссии по расследованию аварии.
    В состав комиссии, которая проводит техническое расследование причин аварии на ОПО, необходимо дополнительно включать представителей:
    профессиональных аварийно-спасательных служб (ПАСС) или профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ), обслуживающих ОПО;
    профессионального объединения страховщиков (при отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца ОПО).
     
     
    9. Про декларации промышленной безопасности. 
    Уточнён перечень случаев, при которых декларация промышленной безопасности ОПО, находящегося в эксплуатации, должна разрабатываться вновь.
     
    10. Про надзор на военных ядерных объектах
    Подразделения Минобороны будут осуществлять федеральный госнадзор в области промышленной безопасности на объектах, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
     
    11. Про лицензирование.
    Решено отменить лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на объектах (в организациях) федеральных органов исполнительной власти в области обороны, обеспечения безопасности, госохраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний.
     
    Необходимые изменения также внесены в:
    Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
    Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»;
    Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
    Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: так, предусмотрено, что деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемая на объектах и в организациях федеральных органов исполнительной власти в области обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также исполнения наказаний, не подлежит лицензированию;
    Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
     
    Поправки вступят в силу с 1 сентября 2024 года и с 1 сентября 2025 года.
    27.12.2023, 12:22
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам