- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС
Поправки в 116-ФЗ приняты!
В 3 чтении принят законопроект, обязывающий организации, эксплуатирующие ОПО I класса опасности, проводить аудит СУПБ и предусматривающий ряд иных важных изменений.
Законопроектом № 1144919-7 предполагается внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и некоторые иные федеральные законы.
Согласно законопроекту:
1. Уточняется содержание нормативного определения эксперт в области промышленной безопасности.
В частности, предусматривается, что эксперт может соответствовать квалификационным требованиям профстандарта либо быть аттестованным в порядке, установленном Правительством РФ.
Кроме того, применительно к вопросам экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) уточнено, что положительным заключением ЭПБ технического устройства, применяемого на ОПО, а также здания и сооружения на ОПО следует считать заключение, содержащее вывод о полном соответствии рассматриваемых объектов ЭПБ требованиям промышленной безопасности, установленным по отношению к ним.
2. Лицо, осуществляющее подготовку документации на техническое перевооружение ОПО, при необходимости отступления от требований промышленной безопасности (и в иных предусмотренных случаях) сможет установить требования промышленной безопасности к техническому перевооружению ОПО в обосновании безопасности.
Аналогичная возможность появится и у лиц, осуществляющих подготовку проектной документации на капитальный ремонт линейных объектов.
При указанных обстоятельствах обоснование безопасности потребуется направить в Ростехнадзор в течение 10 рабочих дней со дня завершения капитального ремонта или технического перевооружения.
Отдельно закрепляется норма о том, что обоснование безопасности ОПО и изменения, вносимые в него, подлежат утверждению застройщиком или техническим заказчиком (при проектировании ОПО) либо руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, при наличии положительного заключения ЭПБ.
3. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит ЭПБ при отсутствии в технической документации данных о сроке службы, если фактический срок службы технического устройства превышает 10 лет, а не 20 лет, как сейчас.
4. Исключается норма о том, что изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение ОПО, подлежат согласованию с Ростехнадзором или его территориальным органом.
5. Предусматривается, что организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны:
- принимать меры по устранению выявленных по результатам аудита системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) нарушений требований промышленной безопасности;
- осуществлять корректировку мер по снижению риска аварий на ОПО с учётом рекомендаций, полученных по результатам аудита.
Одновременно закрепляется, что организации, эксплуатирующие ОПО I класса опасности, обязаны обеспечивать проведение аудита СУПБ. При этом сведения о результатах аудита ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года необходимо будет представлять коллегиальным органам управления данных организаций и их учредителям.
6. Решение о возможности эксплуатации зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, после истечения срока их эксплуатации, установленного проектной или технической документацией, либо по истечении сроков, установленных ранее принятыми решениями о возможности эксплуатации данных зданий и сооружений, может приниматься руководителем эксплуатирующей организации или её обособленного структурного подразделения на основании положительного заключения ЭПБ.
Указанное решение может быть оформлено как в бумажном виде, так и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом решение должно будет содержать срок дальнейшей безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
7. В состав комиссии, которая проводит техническое расследование причин аварии на ОПО, необходимо будет дополнительно включать представителей:
- профессиональных аварийно-спасательных служб (ПАСС) или профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ), обслуживающих ОПО;
- профессионального объединения страховщиков (при отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца ОПО).
8. Уточняется перечень случаев, при которых декларация промышленной безопасности ОПО, находящегося в эксплуатации, должна разрабатываться вновь.
9. Устанавливается, что на объектах, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, госнадзор в области промышленной безопасности должен осуществляться подразделениями Минобороны России.
Необходимые изменения также вносятся в:
- Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»;
- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности№: так, предусматривается, что деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемая на объектах и в организациях федеральных органов исполнительной власти в области обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также исполнения наказаний, не подлежит лицензированию»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Обновлённые требования должны начать применяться с 1 сентября 2024 года, отдельные нормы - с 1 сентября 2025 года.
Поправки в 116-ФЗ приняты!
В 3 чтении принят законопроект, обязывающий организации, эксплуатирующие ОПО I класса опасности, проводить аудит СУПБ и предусматривающий ряд иных важных изменений.
Законопроектом № 1144919-7 предполагается внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и некоторые иные федеральные законы.
Согласно законопроекту:
1. Уточняется содержание нормативного определения эксперт в области промышленной безопасности.
В частности, предусматривается, что эксперт может соответствовать квалификационным требованиям профстандарта либо быть аттестованным в порядке, установленном Правительством РФ.
Кроме того, применительно к вопросам экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) уточнено, что положительным заключением ЭПБ технического устройства, применяемого на ОПО, а также здания и сооружения на ОПО следует считать заключение, содержащее вывод о полном соответствии рассматриваемых объектов ЭПБ требованиям промышленной безопасности, установленным по отношению к ним.
2. Лицо, осуществляющее подготовку документации на техническое перевооружение ОПО, при необходимости отступления от требований промышленной безопасности (и в иных предусмотренных случаях) сможет установить требования промышленной безопасности к техническому перевооружению ОПО в обосновании безопасности.
Аналогичная возможность появится и у лиц, осуществляющих подготовку проектной документации на капитальный ремонт линейных объектов.
При указанных обстоятельствах обоснование безопасности потребуется направить в Ростехнадзор в течение 10 рабочих дней со дня завершения капитального ремонта или технического перевооружения.
Отдельно закрепляется норма о том, что обоснование безопасности ОПО и изменения, вносимые в него, подлежат утверждению застройщиком или техническим заказчиком (при проектировании ОПО) либо руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, при наличии положительного заключения ЭПБ.
3. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит ЭПБ при отсутствии в технической документации данных о сроке службы, если фактический срок службы технического устройства превышает 10 лет, а не 20 лет, как сейчас.
4. Исключается норма о том, что изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение ОПО, подлежат согласованию с Ростехнадзором или его территориальным органом.
5. Предусматривается, что организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны:
- принимать меры по устранению выявленных по результатам аудита системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) нарушений требований промышленной безопасности;
- осуществлять корректировку мер по снижению риска аварий на ОПО с учётом рекомендаций, полученных по результатам аудита.
Одновременно закрепляется, что организации, эксплуатирующие ОПО I класса опасности, обязаны обеспечивать проведение аудита СУПБ. При этом сведения о результатах аудита ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года необходимо будет представлять коллегиальным органам управления данных организаций и их учредителям.
6. Решение о возможности эксплуатации зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, после истечения срока их эксплуатации, установленного проектной или технической документацией, либо по истечении сроков, установленных ранее принятыми решениями о возможности эксплуатации данных зданий и сооружений, может приниматься руководителем эксплуатирующей организации или её обособленного структурного подразделения на основании положительного заключения ЭПБ.
Указанное решение может быть оформлено как в бумажном виде, так и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом решение должно будет содержать срок дальнейшей безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
7. В состав комиссии, которая проводит техническое расследование причин аварии на ОПО, необходимо будет дополнительно включать представителей:
- профессиональных аварийно-спасательных служб (ПАСС) или профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ), обслуживающих ОПО;
- профессионального объединения страховщиков (при отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца ОПО).
8. Уточняется перечень случаев, при которых декларация промышленной безопасности ОПО, находящегося в эксплуатации, должна разрабатываться вновь.
9. Устанавливается, что на объектах, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, госнадзор в области промышленной безопасности должен осуществляться подразделениями Минобороны России.
Необходимые изменения также вносятся в:
- Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»;
- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности№: так, предусматривается, что деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемая на объектах и в организациях федеральных органов исполнительной власти в области обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также исполнения наказаний, не подлежит лицензированию»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Обновлённые требования должны начать применяться с 1 сентября 2024 года, отдельные нормы - с 1 сентября 2025 года.
- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС