Отдаем журнал бесплатно!

Ежегодный анализ СУПБ: как его провести и отразить в виде отчета

Анализ функционирования системы управления промышленной безопасностью за прошедший год (далее — Анализ функционирования СУПБ) — это одновременно и процесс, и документ на его основе, который ежегодно обязана проводить и разрабатывать эксплуатирующая организация (далее — ЭО), имеющая систему управления промышленной безопасностью (далее — СУПБ). При этом в нормативно-правовых актах РФ подробно не раскрывается, как именно проводить этот анализ, не регламентируется, что должен содержать Анализ функционирования СУПБ как документ и как он должен быть оформлен. Расскажем об этом в статье.

Нормативная база

Проводить анализ функционирования системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) и документально фиксировать его результаты обязывают эксплуатирующую организацию два НПА:

1. Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасности», утв. Постановлением Правительства РФ  от 17 августа 2020 г. № 1243 (п. 12; далее — Требования к ДО СУПБ).

2. Руководство по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 марта 2023 г. № 103 (п. 24, 35–37; далее — МР СУПБ).

Эти нормативно-правовые акты определяют требования к системе управления промышленной безопасности, в том числе к проведению анализа функционирования СУПБ. Рассмотрим их пункты подробнее и ответим на самые распространенные вопросы.

Все ли организации, имеющие ОПО, обязаны проводить анализ СУПБ

Анализ СУПБ надо проводить всем организациям, на которых распространяется требование по созданию СУПБ.

Кто на предприятии должен проводить анализ СУПБ и готовить ЛНА о его результатах

ЭО определяет это сама в положениях о структурных подразделениях. Обычно в процессе участвуют служба охраны труда, отдел ПБ и ПК. Проводит анализ, как правило, должностное лицо, ответственное за осуществление ПК. Это либо технический директор (заместитель руководителя), либо главный инженер.

Будет ли инспектор РТН требовать анализ СУПБ при проверке

ЭО может быть привлечена к административной ответственности по ст. 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» КоАП РФ как за отсутствие разработанного Положения о СУПБ, так и за несоответствие его Порядку:

• на должностных лиц — штраф от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;

• на юридических лиц — штраф от 200 000 до 300 000 руб. или даже приостановление деятельности ЭО на срок до 90 суток.

Рассмотрим анализ функционирования СУПБ и как процесс, и как отдельный ЛНА из семейства обязательных документов СУПБ.

Анализ функционирования СУПБ как процесс. как его проводить

Почему анализ необходим

Функционирование любой системы управления должно с заданной периодичностью анализироваться с обязательной оценкой ее результативности (достижения поставленных задач). Анализ необходим для принятия корректирующих или предупредительных мер, а также для понимания руководства эксплуатирующей организации, «все ли в порядке в датском королевстве».

Ана́лиз (др.-греч. ἀνάλυσις «разложение, разделение, расчленение, разборка») — метод исследования, в ходе которого выделяются и изучаются отдельные части объектов исследования.

Анализ — одна из основных функций управления. Он представляет собой процесс всестороннего исследования системы управления, внутренней и внешней среды ее функционирования. Является обязательным инструментом познавательной деятельности руководства, используется при исследовании системы управления и позволяет сопоставить теоретические, нормативные требования к системе, организационной структуре и процессу управления с фактическими характеристиками их выполнения. Качественный анализ практически всегда может выявить расхождения между данными характеристиками. Поэтому он используется в целях обнаружения резервов и сдерживающих факторов стабильного функционирования, сохранения и развития организации.

Исходя из сказанного, можно сделать следующий вывод. Чтобы проанализировать СУПБ, ее необходимо разделить на составляющие элементы. Затем проанализировать все условия и ограничения, которые предъявляются к этим составляющим, соотнести достигнутые количественные показатели с плановыми и выяснить, как эта часть влияет на другие элементы системы управления.

Например, чтобы восполнить материально-технический резерв для ликвидации аварийной ситуации, запланировали приобрести позиции, которые были использованы в текущем году для устранения аварийных ситуаций или инцидентов. Но в связи со сложившейся ситуацией (ограниченная возможность приобретения комплектующих у зарубежных производителей) этот пункт плана не был выполнен в полном объеме: приобрели оригинальные комплектующие, но без документов, подтверждающих качество продукции (нет сертификата соответствия). То есть плановый показатель выполнили, но ограничения, которые существуют для данного пункта, не соблюдены.

В пункте 35 МР СУПБ указано, какие аспекты СУПБ надо анализировать:

Какие аспекиы СУПБ надо анализировать

Прокомментируем, как это сделать и что с чем сравнивать.

Результаты выполнения решений предыдущего анализа

При документарном оформлении результатов анализа функционирования СУПБ, если он выявил какие-то провалы или несоответствия в функционировании СУПБ, принимаются технические и/или организационные решения для приведения функционирования СУПБ в удовлетворительное состояние. Например, при анализе функционирования СУПБ выявили нарушение соблюдения сроков первичной аттестации у вновь принятых сотрудников. Причина — недостаточно времени на подготовку к аттестации. Было принято организационное решение, что при первичной аттестации работнику предоставляется в течение первого месяца работы на данное мероприятие 50 % рабочего времени.

Первое, что делают при анализе СУПБ, — проверяют, выполнены ли такие решения. Это один из ключевых аспектов работоспособности СУПБ. Если система способна выявлять в своей работе недостатки — это положительный фактор. А если СУПБ не может устранить выявленные недостатки, это показатель ее несовершенности.

Соответственно, если анализ функционирования СУПБ за текущий год не выявил больше проблем при первичной аттестации вновь принятых сотрудников, то СУПБ работоспособна, если нет — система управления несовершенна.

Степень достижения целей в области промышленной безопасности

Достижение поставленных целей в области промышленной безопасности — второй из ключевых аспектов работоспособности СУПБ. И если цели имеют количественные характеристики, то анализ поможет определить степень их достижения (в долях или в процентах).

Например, на текущий год было запланировано проведение на ОПО четырех тактико-специальный учений (ТСУ) с привлечением указанных в ПМЛА сил и средств, но провели всего 3. Значит, степень достижения цели по данному показателю составит 0,75, или 75 %, а если провели 5 ТСУ (одно по рекомендации РТН), то степень достижения цели по данному показателю составит 1,25, или 125 %.

В этом разделе надо анализировать исполнение плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, который включает такие мероприятия, как:

1. Организация подготовки и аттестации персонала в области промышленной безопасности (количество запланированных аттестованных работников к количеству к фактически аттестованных).

2. Проведение проверок соблюдения требований промышленной безопасности (сравнивается количество запланированных проверок и фактически проведенных).

3. Разработка графиков технического освидетельствования, диагностирования, испытания ТУ (разработаны и утверждены в установленное время — да/нет).

4. Контроль сроков проведения технического освидетельствования, диагностирования, испытания ТУ (сравнивается запланированное количество технического освидетельствования, диагностирования, испытания ТУ с фактически проведенными).

5. Разработка и утверждение графиков проверок соблюдения требований промышленной безопасности на ОПО (разработаны и утверждены в установленное время — да/нет).

6. Проведение экспертиз промышленной безопасности (сравнивается количество запланированных экспертиз промышленной безопасности и фактически проведенных).

7. Организация разработки, согласование и утверждение планов по локализации и ликвидации аварии на ОПО (сравнивается количество запланированных к разработке ПМЛА и фактически утвержденных).

8. Организация разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (разработана и утверждена, зарегистрированная в установленное время — да/нет).

9. Обеспечение контроля за соблюдением персоналом требований промышленной безопасности (можно использовать данные по проведенным оперативным проверкам, количество выявленных нарушений).

10. Контроль выполнения лицензионных требований при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности (можно использовать данные по проведенной проверке по соблюдению лицензионных обязательств, количество выявленных несоответствий).

11. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО (застрахованы в запланированные сроки — да/нет).

12. Контроль за наличием сертификатов соответствия (деклараций) на вводимое оборудование (есть документы, подтверждающие техническое соответствие — да/нет).

13. Проведение технического перевооружения, реконструкции или капитального ремонта опасного производственного объекта (наличие разрешительных документов и их соответствие фактической реализации — да/нет).

14. Разработка обоснования безопасности ОПО (выполнено в запланированные сроки — да/нет).

15. Введение опытного применения ТУ на ОПО (выполнено в запланированные сроки — да/нет).

16. Контроль над выполнением мероприятий по актам и предписаниям Ростехнадзора (выполнено в запланированные сроки — да/нет).

17. Расследование аварий, инцидентов и НС на ОПО, а также случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (выполнено в установленные сроки — да/нет).

18. Анализ причин возникновения аварий и инцидентов на ОПО (по актам расследования технологических нарушений), а также случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (проведено в установленные сроки — да/нет).

19. Контроль за выполнением мероприятий по актам технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (выполнено в установленные сроки — да/нет).

20. Разработка и утверждение графиков поверки контрольных средств измерений, приборов безопасности и предохранительных устройств (выполнено в установленные сроки — да/нет).

Тенденции аварийности и количество инцидентов на эксплуатируемых ОПО

При анализе количества инцидентов количественный анализ самый простой — сравнивается количество инцидентов (аварий) за прошедший год с количеством инцидентов (аварий) в текущем году. Например, в прошлом году было 2 инцидента, а в текущем году ни одного, снижение в два раза, или на 200 %, — это очень хороший показатель.

Что касается тенденции аварийности, это более сложный процесс. Он предполагает работу с материалами технического расследования инцидентов (аварий), и его качество во многом будет зависеть от достоверности предоставленных материалов. В ходе такого анализа выявляются наиболее проблемные аварийные места.

 

Д. А. Степанов,
независимый консультант по промышленной безопасности

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 6, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Ежегодный анализ СУПБ: как его провести и отразить в виде отчета

Анализ функционирования системы управления промышленной безопасностью за прошедший год (далее — Анализ функционирования СУПБ) — это одновременно и процесс, и документ на его основе, который ежегодно обязана проводить и разрабатывать эксплуатирующая организация (далее — ЭО), имеющая систему управления промышленной безопасностью (далее — СУПБ). При этом в нормативно-правовых актах РФ подробно не раскрывается, как именно проводить этот анализ, не регламентируется, что должен содержать Анализ функционирования СУПБ как документ и как он должен быть оформлен. Расскажем об этом в статье.

Нормативная база

Проводить анализ функционирования системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) и документально фиксировать его результаты обязывают эксплуатирующую организацию два НПА:

1. Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасности», утв. Постановлением Правительства РФ  от 17 августа 2020 г. № 1243 (п. 12; далее — Требования к ДО СУПБ).

2. Руководство по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 марта 2023 г. № 103 (п. 24, 35–37; далее — МР СУПБ).

Эти нормативно-правовые акты определяют требования к системе управления промышленной безопасности, в том числе к проведению анализа функционирования СУПБ. Рассмотрим их пункты подробнее и ответим на самые распространенные вопросы.

Все ли организации, имеющие ОПО, обязаны проводить анализ СУПБ

Анализ СУПБ надо проводить всем организациям, на которых распространяется требование по созданию СУПБ.

Кто на предприятии должен проводить анализ СУПБ и готовить ЛНА о его результатах

ЭО определяет это сама в положениях о структурных подразделениях. Обычно в процессе участвуют служба охраны труда, отдел ПБ и ПК. Проводит анализ, как правило, должностное лицо, ответственное за осуществление ПК. Это либо технический директор (заместитель руководителя), либо главный инженер.

Будет ли инспектор РТН требовать анализ СУПБ при проверке

ЭО может быть привлечена к административной ответственности по ст. 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» КоАП РФ как за отсутствие разработанного Положения о СУПБ, так и за несоответствие его Порядку:

• на должностных лиц — штраф от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;

• на юридических лиц — штраф от 200 000 до 300 000 руб. или даже приостановление деятельности ЭО на срок до 90 суток.

Рассмотрим анализ функционирования СУПБ и как процесс, и как отдельный ЛНА из семейства обязательных документов СУПБ.

Анализ функционирования СУПБ как процесс. как его проводить

Почему анализ необходим

Функционирование любой системы управления должно с заданной периодичностью анализироваться с обязательной оценкой ее результативности (достижения поставленных задач). Анализ необходим для принятия корректирующих или предупредительных мер, а также для понимания руководства эксплуатирующей организации, «все ли в порядке в датском королевстве».

Ана́лиз (др.-греч. ἀνάλυσις «разложение, разделение, расчленение, разборка») — метод исследования, в ходе которого выделяются и изучаются отдельные части объектов исследования.

Анализ — одна из основных функций управления. Он представляет собой процесс всестороннего исследования системы управления, внутренней и внешней среды ее функционирования. Является обязательным инструментом познавательной деятельности руководства, используется при исследовании системы управления и позволяет сопоставить теоретические, нормативные требования к системе, организационной структуре и процессу управления с фактическими характеристиками их выполнения. Качественный анализ практически всегда может выявить расхождения между данными характеристиками. Поэтому он используется в целях обнаружения резервов и сдерживающих факторов стабильного функционирования, сохранения и развития организации.

Исходя из сказанного, можно сделать следующий вывод. Чтобы проанализировать СУПБ, ее необходимо разделить на составляющие элементы. Затем проанализировать все условия и ограничения, которые предъявляются к этим составляющим, соотнести достигнутые количественные показатели с плановыми и выяснить, как эта часть влияет на другие элементы системы управления.

Например, чтобы восполнить материально-технический резерв для ликвидации аварийной ситуации, запланировали приобрести позиции, которые были использованы в текущем году для устранения аварийных ситуаций или инцидентов. Но в связи со сложившейся ситуацией (ограниченная возможность приобретения комплектующих у зарубежных производителей) этот пункт плана не был выполнен в полном объеме: приобрели оригинальные комплектующие, но без документов, подтверждающих качество продукции (нет сертификата соответствия). То есть плановый показатель выполнили, но ограничения, которые существуют для данного пункта, не соблюдены.

В пункте 35 МР СУПБ указано, какие аспекты СУПБ надо анализировать:

Какие аспекиы СУПБ надо анализировать

Прокомментируем, как это сделать и что с чем сравнивать.

Результаты выполнения решений предыдущего анализа

При документарном оформлении результатов анализа функционирования СУПБ, если он выявил какие-то провалы или несоответствия в функционировании СУПБ, принимаются технические и/или организационные решения для приведения функционирования СУПБ в удовлетворительное состояние. Например, при анализе функционирования СУПБ выявили нарушение соблюдения сроков первичной аттестации у вновь принятых сотрудников. Причина — недостаточно времени на подготовку к аттестации. Было принято организационное решение, что при первичной аттестации работнику предоставляется в течение первого месяца работы на данное мероприятие 50 % рабочего времени.

Первое, что делают при анализе СУПБ, — проверяют, выполнены ли такие решения. Это один из ключевых аспектов работоспособности СУПБ. Если система способна выявлять в своей работе недостатки — это положительный фактор. А если СУПБ не может устранить выявленные недостатки, это показатель ее несовершенности.

Соответственно, если анализ функционирования СУПБ за текущий год не выявил больше проблем при первичной аттестации вновь принятых сотрудников, то СУПБ работоспособна, если нет — система управления несовершенна.

Степень достижения целей в области промышленной безопасности

Достижение поставленных целей в области промышленной безопасности — второй из ключевых аспектов работоспособности СУПБ. И если цели имеют количественные характеристики, то анализ поможет определить степень их достижения (в долях или в процентах).

Например, на текущий год было запланировано проведение на ОПО четырех тактико-специальный учений (ТСУ) с привлечением указанных в ПМЛА сил и средств, но провели всего 3. Значит, степень достижения цели по данному показателю составит 0,75, или 75 %, а если провели 5 ТСУ (одно по рекомендации РТН), то степень достижения цели по данному показателю составит 1,25, или 125 %.

В этом разделе надо анализировать исполнение плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, который включает такие мероприятия, как:

1. Организация подготовки и аттестации персонала в области промышленной безопасности (количество запланированных аттестованных работников к количеству к фактически аттестованных).

2. Проведение проверок соблюдения требований промышленной безопасности (сравнивается количество запланированных проверок и фактически проведенных).

3. Разработка графиков технического освидетельствования, диагностирования, испытания ТУ (разработаны и утверждены в установленное время — да/нет).

4. Контроль сроков проведения технического освидетельствования, диагностирования, испытания ТУ (сравнивается запланированное количество технического освидетельствования, диагностирования, испытания ТУ с фактически проведенными).

5. Разработка и утверждение графиков проверок соблюдения требований промышленной безопасности на ОПО (разработаны и утверждены в установленное время — да/нет).

6. Проведение экспертиз промышленной безопасности (сравнивается количество запланированных экспертиз промышленной безопасности и фактически проведенных).

7. Организация разработки, согласование и утверждение планов по локализации и ликвидации аварии на ОПО (сравнивается количество запланированных к разработке ПМЛА и фактически утвержденных).

8. Организация разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (разработана и утверждена, зарегистрированная в установленное время — да/нет).

9. Обеспечение контроля за соблюдением персоналом требований промышленной безопасности (можно использовать данные по проведенным оперативным проверкам, количество выявленных нарушений).

10. Контроль выполнения лицензионных требований при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности (можно использовать данные по проведенной проверке по соблюдению лицензионных обязательств, количество выявленных несоответствий).

11. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО (застрахованы в запланированные сроки — да/нет).

12. Контроль за наличием сертификатов соответствия (деклараций) на вводимое оборудование (есть документы, подтверждающие техническое соответствие — да/нет).

13. Проведение технического перевооружения, реконструкции или капитального ремонта опасного производственного объекта (наличие разрешительных документов и их соответствие фактической реализации — да/нет).

14. Разработка обоснования безопасности ОПО (выполнено в запланированные сроки — да/нет).

15. Введение опытного применения ТУ на ОПО (выполнено в запланированные сроки — да/нет).

16. Контроль над выполнением мероприятий по актам и предписаниям Ростехнадзора (выполнено в запланированные сроки — да/нет).

17. Расследование аварий, инцидентов и НС на ОПО, а также случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (выполнено в установленные сроки — да/нет).

18. Анализ причин возникновения аварий и инцидентов на ОПО (по актам расследования технологических нарушений), а также случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (проведено в установленные сроки — да/нет).

19. Контроль за выполнением мероприятий по актам технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (выполнено в установленные сроки — да/нет).

20. Разработка и утверждение графиков поверки контрольных средств измерений, приборов безопасности и предохранительных устройств (выполнено в установленные сроки — да/нет).

Тенденции аварийности и количество инцидентов на эксплуатируемых ОПО

При анализе количества инцидентов количественный анализ самый простой — сравнивается количество инцидентов (аварий) за прошедший год с количеством инцидентов (аварий) в текущем году. Например, в прошлом году было 2 инцидента, а в текущем году ни одного, снижение в два раза, или на 200 %, — это очень хороший показатель.

Что касается тенденции аварийности, это более сложный процесс. Он предполагает работу с материалами технического расследования инцидентов (аварий), и его качество во многом будет зависеть от достоверности предоставленных материалов. В ходе такого анализа выявляются наиболее проблемные аварийные места.

 

Д. А. Степанов,
независимый консультант по промышленной безопасности

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 6, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам