Лифтовое хозяйство: организуем систему планово-предупредительных ремонтов

«Промышленная безопасность» №3 2020 / Эксплуатация технических устройств

СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ ППР

Жизненный цикл любого оборудования, в том числе лифтового, состоит из нескольких этапов:

  • Производство.
  • Монтаж.
  • Эксплуатация.
  • Утилизация.

Мы рассмотрим, как для обеспечения безопасной и безотказной работы лифта организовать систему ППР (см. схему), которая предусматривает планирование, подготовку и реализацию осмотров, текущего и капитального ремонта, модернизацию лифтов с заданной последовательностью и периодичностью.

Система ППР

В качестве основы для разработки собственной системы ППР вы можете использовать:

  • ГОСТ 34303-2017 (EN 13015:2001+A1:2008) "Лифты. Общие требования к руководству по техническому обслуживанию лифтов"[1];
  • Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов[2].

В соответствии с Положением о ППР техническое обслуживание и ремонт лифта — это комплекс работ по обеспечению и восстановлению исправности и безопасности лифта на стадии эксплуатации.

ОРГАНИЗУЕМ СИСТЕМУ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Техническое обслуживание лифтов включает в себя[3]:

  • осмотры, проверки;
  • смазку, очистку механизмов лифта;
  • работы по регулировке, наладке оборудования лифта;
  • ремонт или замену изношенных или вышедших из строя элементов лифта, не влияющих на основные параметры и характеристики лифта;
  • безопасную эвакуацию людей из кабины лифта в случае аварии.

Осмотры лифтов

Осмотры диспетчеризированных лифтов, оборудованных системами автоматического контроля, следует выполнять ежемесячно и совмещать их с текущим ремонтом (техническим обслуживанием). Осмотры лифтов, не оборудованных устройствами автоматического контроля, выполняются в соответствии с требованиями Правил (табл. 1).

Инструкция изготовителя — главный документ, определяющий порядок техобслуживания, поддержания работоспособности и безопасности лифта[4]. А если ее нет? В этом случае следует руководствоваться ГОСТ Р 55964-2014 «Общие требования безопасности при эксплуатации» (далее — ГОСТ Р 55964-2014).

Если нет информации изготовителя о видах, составе и периодичности работ по техническому обслуживанию лифтов, устанавливается следующая периодичность выполнения данных работ[5]:

  • ежемесячное техническое обслуживание (ТО-1) проводится не реже 1 раза в месяц;
  • квартальное техническое обслуживание (ТО-3) — не реже 1 раза в 3 месяца;
  • полугодовое техническое обслуживание (ТО-6) — не реже 1 раза в 6 месяцев;
  • годовое техническое обслуживание (ТО-12) — не реже 1 раза в 12 месяцев.

Информацию о выполнении осмотров объекта, об обслуживании и о ремонте лифта сотрудники обслуживающей организации заносят в журнал периодического осмотра и журнал технического обслуживания и ремонта лифта[6]. Формы журналов установлены Ростехнадзором[7]. Отметки, внесенные в журнал технического обслуживания и ремонта объекта (см. пример), заверяются подписью лица, ответственного за обслуживание и ремонт лифта[8].

Текущие ремонты лифтового оборудования

Текущий ремонт обеспечивает восстановление работоспособности лифта и поддержание его эксплуатационных показателей. В соответствии с п. 3.5 Положения о ППР текущие ремонты подразделяются в зависимости от требований, предъявляемых к эксплуатации лифта его производителем, на:

  • ежемесячные;
  • квартальные;
  • полугодовые;
  • ежегодные.

Аварийно-техническое обслуживание

Аварийно-техническое обслуживание лифта предусматривает (п. 7.4.2 ГОСТ Р 55964-2014):

  • проведение работ по круглосуточному освобождению пассажиров из кабины лифта с использованием диспетчерских систем контроля работы лифта;
  • пуск остановившихся лифтов в работу, в том числе в выходные и праздничные дни.

Время эвакуации пассажиров из кабины остановившегося лифта не должно превышать 30 минут с момента поступления информации в аварийную службу[9].

ОРГАНИЗУЕМ СИСТЕМУ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕСУРСА ЛИФТОВ

Система восстановления ресурса лифта включает в себя проведение:

  • капитального ремонта (замены оборудования);
  • модернизации оборудования.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 19.12.2019 № 112 «О внесении изменения в технический регламент Таможенного союза “Безопасность лифтов” (ТР ТС 011/2011)» продлен срок приведения лифтов в соответствие требованиям ТР ТС  011/2011:

  • введенных в эксплуатацию до вступления в силу ТР ТС 011/2011;
  • назначенный срок службы у которых истек до даты вступления в силу ТР ТС 011/2011, т. е. до 15.02.2013.

Срок приведения таких лифтов в соответствие требованиям ТР ТС 011/2011 — не позднее 15.02.2025.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт обеспечивает восстановление исправности, полного или близкого к полному ресурса лифта.

Продолжительность циклов (в годах) между плановыми капитальными ремонтами устанавливается как средневзвешенная (по годам выпуска лифтов, находящихся в эксплуатации) величина (п. 3.6.1 Положения о ППР) (см. табл. 2).

При плановых капитальных ремонтах специализированная организация проводит работы по замене и регулировке узлов и деталей, выработавших свой ресурс или близких к его выработке. При этом дополнительно выполняются (п. 3.6.2 Положения о ППР):

  • работы, входящие в состав текущего ремонта;
  • пусконаладочные работы.

Чтобы сократить сроки простоя лифтов, капитальный ремонт составных частей и деталей специализированной организацией должен производиться вне зависимости от ремонтного цикла по мере необходимости (п. 3.6.3 Положения о ППР). Это обусловлено тем, что большое количество составных частей и деталей, входящих в комплект лифтового оборудования, имеет рабочий ресурс ниже регламентированного для лифта в целом.

Долговечность работы частей и деталей лифта зависит (п. 3.6.3 Положения о ППР):

  • от интенсивности и условий эксплуатации лифта;
  • требований безопасности;
  • качества заводского изготовления.

В состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования (работы капитального характера), входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов (п. 3.6.3 Положения о ППР):

  • электродвигателя главного привода;
  • редуктора лебедки или червячной пары редуктора;
  • тормозного устройства;
  • электрощита (панели) управления лифтом;
  • купе кабины;
  • ограничителя скорости;
  • створок дверей шахты и кабины;
  • пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины;
  • канатоведущего шкива;
  • канатов.

Капитальный ремонт лифта, имеющего преждевременный физический и моральный износ оборудования, проводится исходя из его технического состояния (п. 3.6.4 Положения о ППР).

Модернизация

Решение о модернизации лифта принимает его владелец[11] на основании требований технических стандартов, разработанных к ТР ТС 011/2011 и утвержденных Решением Коллегии ЕЭК от 29.05.2018 № 93.

В соответствии с п. 4.3 ГОСТ Р 58495-2019 владельцу лифта необходимо осуществить его модернизацию до истечения срока службы, указанного в паспорте лифта. Пошагово этот процесс выглядит следующим образом:

Если модернизацию лифта проводит специализированная организация, то она:

  • разрабатывает проект модернизации;
  • выполняет организационно-технические мероприятия для приостановки использования лифта по назначению на период модернизации;
  • поставляет требуемое для модернизации лифтовое оборудование;
  • демонтирует заменяемое лифтовое оборудование;
  • проводит монтаж устанавливаемого лифтового оборудования;
  • оформляет, в том числе дополняет сопроводительную документацию на модернизированный лифт[12].

После проведения модернизации лифта лицу, ответственному за эксплуатацию лифта в организации или на предприятии, необходимо будет получить от специализированной организации и хранить в архиве обновленную документацию (п. 6.4, 6.5, 6.6 ГОСТ Р 58495-2019):

  • руководство (инструкцию) по эксплуатации;
  • паспорт лифта;
  • монтажный чертеж;
  • принципиальную электрическую схему с перечнем элементов;
  • принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов);
  • копии сертификатов соответствия устройств безопасности требованиям ТР ТС 011/2011;
  • акт проверки функционирования модернизированного лифта;
  • акт оценки соответствия модернизированного лифта.

Кроме этого, в архиве могут храниться акты на скрытые работы и акты на электросварочные работы.

Требования к оформлению дополнений, вносимых в руководство по эксплуатации и паспорт модернизируемого лифта, содержатся в п. 6.4.1.1 ГОСТ Р 58495-2019. Так, в паспорт вносятся сведения:

  • о выполненных работах по модернизации лифта, в том числе об изменениях состава лифтового оборудования;
  • о дополнении руководства по эксплуатации лифта новой сопроводительной документацией.

Указанные сведения в паспорт лифта вносит и заверяет своей подписью представитель специализированной организации, выполнившей модернизацию лифта (п. 6.4.2 ГОСТ Р 58495-2019).

В случае сохранения хотя бы одной составной части старого лифта при замене лифтового оборудования такие работы следует относить в соответствии с положениями ТР ТС к модернизации лифта. Замена лифта предполагает полную замену всех его частей без исключения!

ПРОВОДИМ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ И ОБСЛЕДОВАНИЕ

Оценка содержания лифта в технически исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу, производится при его техническом освидетельствовании в соответствии с требованиями Правил (п. 4.1, 4.3 Положения о ППР) после выполнения ежегодного текущего ремонта. Проводят такую оценку специалисты по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности аккредитованной испытательной лаборатории. Срок технического освидетельствования для введенных в эксплуатацию лифтов не может быть реже одного раза в 12 месяцев (п. 25, 26 Правил).

Техническое освидетельствование

Техническое освидетельствование проводится в три шага (п. 3 ТР ТС 011/2011):

После проведения технического освидетельствования сотрудник организации, выполнившей его, оформляет акт и вносит запись о нем в паспорт лифта.

Техническое обследование

По истечении срока службы лифта проводится его техническое обследование, цель которого — определить, возможна ли дальнейшая эксплуатация этого лифта. Назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию[13].

Запрещено использовать лифты, срок службы которых истек, без:

  • проведения обследования;
  • оформления заключения о соответствии объекта условиям его использования[14].

Результаты обследования оформляются соответствующим актом.

Периодичность выполнения работ по ремонту, техническому обслуживанию и освидетельствованию лифтов см. в табл. 3.

Если средств на техническое обследование нет, то эксплуатация лифта должна быть прекращена путем его остановки.

Как и после монтажа лифта в связи с заменой или установкой во введенном в эксплуатацию здании или сооружении, так и после модернизации владелец объекта направляет в уполномоченный орган уведомление о вводе объекта в эксплуатацию.

ОРГАНИЗУЕМ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Естественно, на каждом этапе жизненного цикла лифта образуются документы и их нужно хранить, что является одной из обязанностей ответственных лиц. Требования к перечню документов установлены:

  • пунктом 3 ст. 3 ТР ТС 011/2011;
  • пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743;
  • разделом 1.8 Правил, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6.

Первый пакет документов

Первый пакет документов на лифты и устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение на рынке, комплектуется производителем оборудования. Это сопроводительная документация, включающая:

  • руководство (инструкцию) по эксплуатации;
  • паспорт;
  • монтажный чертеж;
  • принципиальную электрическую схему с перечнем элементов;
  • принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов);
  • копию сертификата на лифт, устройства безопасности лифта (с учетом п. 2.7 ст. 6 ТР ТС 011/2011), противопожарные двери (при наличии).

Руководство (инструкция) по эксплуатации включает:

  • инструкцию по монтажу, содержащую указания по сборке, наладке, регулировке, порядку проведения испытаний и проверок;
  • указания по использованию и меры по обеспечению безопасности лифтов в период эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, освидетельствование, осмотр, ремонт, испытания;
  • перечень быстро изнашиваемых деталей;
  • методы безопасной эвакуации людей из кабины;
  • указания по выводу из эксплуатации перед утилизацией.

Второй пакет документов

Второй пакет документов комплектует владелец лифта в процессе ввода его в эксплуатацию. В этот пакет входят:

  • декларация о соответствии лифта — для лифтов или сертификат соответствия подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора требованиям техрегламента - для подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора;
  • страховой полис, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте;
  • копии заключенных договора (договоров) со специализированными организациями о выполнении работ по монтажу (демонтажу) в случае их заключения в соответствии с п. 16 Правил и копию акта технического освидетельствования подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора по форме, утверждаемой в соответствии с п. 25 Правил, — для подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора;
  • акты контрольных осмотров и ввода в эксплуатацию;
  • уведомления о постановке на учет.

Третий пакет документов

Третий пакет документов комплектует ответственный за электрохозяйство в соответствии с требованиями ПТЭЭП[15].

Также организации, эксплуатирующей лифт, необходимо принять следующие локальные акты о назначении лиц, ответственных за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта:

  • приказ о назначении лиц, ответственных за организацию эксплуатации лифта;
  • список адресов лифтов, переданных заказчиком и принятым подрядчиком для выполнения работ по техобслуживанию, ремонту и модернизации;
  • список адресов лифтов, на которых согласно договору исполнитель выполняет работы по техосвидетельствованию и электрическим измерениям;
  • заявка на полное техосвидетельствование;
  • заявление о регистрации технического устройства;
  • заявление, договоры и копии документов об обучении обслуживающего персонала.

В обязанности владельца лифта входит также разработка производственных инструкций, учитывающих конкретные условия эксплуатации и требования инструкции по эксплуатации заводов-изготовителей лифтов[16].

ТОП-10 НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИФТОВ В I ПОЛУГОДИИ 2020 ГОДА

Порядок проведения проверки соблюдения требований к эксплуатации лифтов регулирует Административный регламент[17].

Непосредственно после завершения проверки инспектор Ростехнадзора составляет акт проверки и вручает его владельцу лифта[18]. Владелец лифта может обжаловать акт в судебном порядке. 

По информации Ростехнадзора[19], к топ-10 нарушений, выявляемых при проверке эксплуатации лифтового оборудования, относятся:

  • эксплуатация оборудования за пределами расчетного срока службы, установленного изготовителем, без проведения экспертизы промышленной безопасности;
  • ввод в эксплуатацию оборудования с нарушением требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также оборудования, не соответствующего требованиям технических регламентов;
  • допуск к работе неквалифицированного персонала, не прошедшего обучение и стажировку, назначение ответственных лиц, не прошедших аттестацию;
  • выполнение ремонта технических устройств с применением комплектующих, не прошедших подтверждение соответствия и не соответствующих установленным паспортным характеристикам технического устройства;
  • работа технических устройств с выявленными в процессе эксплуатации дефектами (трещинами, деформациями, недопустимым износом (утонением) толщин стенок элементов оборудования, в том числе по причине коррозионного износа и др.), непринятие своевременных мер по устранению выявленных дефектов;
  • нарушение сроков (периодичности) проведения технических освидетельствований, технического диагностирования оборудования;
  • несоблюдение обязательных требований безопасности, установленных техническим регламентом, руководством по эксплуатации изготовителя при эксплуатации лифтов, платформ подъемных, в том числе отсутствие подтверждения проведения оценки соответствия (периодического технического освидетельствования);
  • эксплуатация лифтов, отработавших назначенный срок службы, без проведения обследования с целью определения условий возможного продления использования лифта;
  • отсутствие связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне;
  • отсутствие средств по обеспечению электробезопасности пользователей, персонала.

Выводы

Надеемся, что систематизированная в данной статье информация поможет вам организовать техническое обслуживание лифтового оборудования на уровне, обеспечивающем его безотказную, безопасную и безаварийную работу.

В дополнение к данной статье рекомендуем ознакомиться с содержанием статей:

  • Лифтовое хозяйство: вводим в эксплуатацию // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы. 2020. № 1. С. 64–79.
  • На чужом опыте… Анализ причин аварий и несчастных случаев при эксплуатации лифтового оборудования // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы. 2020. № 1. С. 14–15.

 

[1] Имеет добровольный характер применения; далее — ГОСТ 34303-2017.

[2] Утверждено Приказом Минстроя России от 17.08.1998 № 53 (локальный нормативный акт ведомства; далее — Положение о ППР).

[3] Пункт 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (в ред. от 14.08.2019; далее — Правила), п. 4.1.1 ГОСТ 34303-2017.

[4] Пункт 17 Правил, п. 4.1.5 ГОСТ 34303-2017.

[5] Пункт 7.3.1 ГОСТ Р 55964-2014.

[6] Пункт 7.4.2 ГОСТ Р 55964-2014.

[7] См. Приказ Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309 «Об утверждении форм документов, необходимых для реализации пунктов 13, 15, 23 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743».

[8] Пункт 23 Правил.

[9] Пункт 7.4.3 ГОСТ Р 55964-2014.

[10] Журнал оформляется на каждый объект, должен быть прошнурован, пронумерован, подписан лицом, ответственным за организацию обслуживания и ремонта объекта, и скреплен печатью специализированной организации (при наличии).

[11] Пункт 4.2 ГОСТ Р 58495-2019.

[12] Пункты 5.4, 5.5 ГОСТ Р 58495-2019.

[13] Пункт 5 ст. 4 ТР ТС 011/2011

[14] Пункт 26 Правил.

[15] Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6.

[16] Пункт 2.4 Положения о порядке организации эксплуатации лифтов в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госстроя России от 30.06.1999 № 158.

[17] Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», утвержденный Приказом Ростехнадзора от 19.12.2013 № 631 (в ред. от 09.10.2017; далее — Административный регламент).

[18] Пункты 69, 72–73 Административного регламента.

[19] Обзор о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 6 месяцев 2020 года.

С. Г. Подберезина,
эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Статья опубликована в журнале «Промышленная безопасность» № 3, 2020.