«Регуляторная гильотина»: как специалисту по промышленной безопасности действовать после масштабной замены нормативных актов по промышленной безопасности

«Промышленная безопасность» №1 2021 / Больная тема

«Регуляторная гильотина» не коснулась главного документа для специалистов по промышленной безопасности — Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 08.12.2020). Он продолжает действовать в своем неизменном виде. А значит, в силе остаются и все его основополагающие требования. Но расслабляться не стоит, поскольку продолжается работа над проектом Федерального закона «О промышленной безопасности»[1]. Пока он получил отрицательную оценку регулирующего воздействия (см. скриншот на рис. 1):

Тем не менее изменений много. Только примерно один из трех отмененных документов заменен новым, остальные благополучно канули в Лету:

Безусловно, масштабная замена нормативных актов в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» — обстоятельство уникальное и требующее комплексного подхода. Мы привыкли к тому, что между опубликованием нормативного акта и его вступлением в законную силу проходит некоторое время, за которое мы успеваем подготовить внесение изменений в локальные акты организации, спланировать и подготовить мероприятия по реализации новых требований. Но в конце декабря 2020 г. мы столкнулись с ситуацией, когда менее чем за месяц до вступления в силу были опубликованы десятки новых ФНП и других документов в области промбезопасности, — это 3–4 документа в сутки!

В этой ситуации даже бывалых специалистов накрывает паника. Мы предлагаем пошаговую инструкцию, чтобы снять ряд возникающих вопросов и без суеты ввести в действие новые требования.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРОМБЕЗОПАСНИКУ ПОСЛЕ «РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ»? ЕСТЬ ПЛАН!

Большинство специалистов озадачились этим вопросом еще весной 2020 г., поскольку информация о размещении на сайте проектов нормативных актов текстов новых правил появилась именно в 1 квартале прошедшего года. В процессе отслеживания обновлений складывалось понимание масштаба будущей проблемы. Но даже если вы этого не делали, то порядок введения в действие новых нормативных актов на предприятии будет для всех един.

Схематично можно визуализировать его в виде пошагового алгоритма:

Шаг 1. Выбираем нормативные акты, касающиеся деятельности предприятия, исходя из их сферы регулирования

Чтобы это выяснить, нужно пересмотреть список новых нормативных актов и вычленить актуальные для вашей организации. И на этом шаге обзор нормативных актов, размещенный в этом номере[2], будет отличным помощником! Все, что вам нужно, это скачать электронный вариант перечня[3], просмотреть его и выбрать только то, что касается деятельности вашего предприятия.

Узнать это просто, поскольку каждый документ содержит информацию о сфере регулирования. Но помните, что некоторые документы изменили сферу регулирования. Например, вместо нескольких документов принят один с расширенной сферой регулирования. Так произошло с ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»[4].

По объему документ «утяжелили». Если "старые" ФНП НГП умещали на 204 страницах, то новые ФНП НГП — на 356. Спасибо, что не на 700!

 

Шаг 2. Проводим сравнительный анализ требований нормативных актов.

Для этого можно воспользоваться услугами одной из справочных правовых систем, если есть такая возможность, или воспользоваться специальными онлайн-сервисами[5] и программами типа ABBYY Comparator[6].

Но есть и более простой вариант, который будет у вас всегда под рукой, универсальный, бесплатный и простой, как кирпич. Это старый добрый Word и кнопка «Сравнить» в режиме рецензирования. Инструкцию по применению смотрите в этом номере в статье об изменении порядка лицензирования[10].

Так вы автоматизируете работу и наглядно поймете, в чем различие.

По результатам сравнения видно, что фактически изменилось. Именно так мы и поступили, сравнивая сферы регулирования старых и новых ФНП НГП (рис. 2).

Остается внимательно просмотреть документ и сразу пометить себе, каких именно локальных актов коснутся эти новшества и в чем они заключаются. Вот пример формулировки одного и того же пункта в старых и новых ФНП НГП (отличия выделены):

В данном случае работы добавилось только у ремонтных организаций.

 

[2] См. статью «Нормативные акты по промышленной безопасности, принятые и отмененные в рамках реализации механизма “регуляторной гильотины”». Перечень для работы» на с. 2–15 нашего журнала (№ 1/2021).

[3] Чтобы скачать электронную версию, воспользуйтесь услугой «Сервис форм».

[4] Далее — ФНП НГП.

[7] Утверждены Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613 (в ред. от 18.09.2018).

[8]Утверждены Приказом Ростехнадзора от 18.03.2014 № 105.

[9]Утверждены Приказом Ростехнадзора от 28.11.2016 № 501.

[10] См. статью «Нормативное регулирование лицензирования после регуляторной гильотины» в нашем журнале (№ 1/2021).

С. Г. Подберезина, эксперт и консультант по ОТ,
главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 1, 2021.