Отдаем журнал бесплатно!

Как обеспечить работников средствами индивидуальной защиты по новым Правилам

Подробно расскажем, как обеспечить работников СИЗ по новым Правилам, приведем пример Стандарта предприятия по обеспечению работников СИЗ.

С 1 сентября 2023 г. вступают в силу Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами[1], Единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств[2] и отменяется действие:

• Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты[3];

• типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств» и Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»[4].По новым правилам работодатель обязан не только составить нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств, но и разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ[5]. Это может быть стандарт, положение, порядок, регламент и т. п. (далее — ЛА). Такой обязанности нет у организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

ЛА должен включать:

• порядок выявления потребности работников в СИЗ;

• порядок предупредительно-плановой закупки (аренды, аутсорсинга) СИЗ;

• порядок выдачи, эксплуатации (использования), входного контроля, хранения, ухода (обслуживания), вывода из эксплуатации и утилизации СИЗ;

• порядок информирования работников по вопросам обеспечения СИЗ;

• распределение обязанностей и ответственности руководителей структурных подразделений по организации и обеспечению функционирования процесса обеспечения работников СИЗ с учетом особенностей структуры управления организации в целом;

• требования по организации отдельных этапов процесса обеспечения работников СИЗ:

– планирование потребности в СИЗ, включая подбор СИЗ;

– обеспечение работников СИЗ (выдача, эксплуатация, хранение, уход (обслуживание), вывод из эксплуатации);

– контроль за обеспеченностью работников СИЗ и их применением, а также анализ результатов контроля.

Пример такого ЛА для транспортного предприятия с учетом его структуры и характера производственной деятельности см. на с. 66.

Рассмотрим порядок составления норм выдачи СИЗ и смывающих средств. Он состоит из двух этапов:

1) подбор СИЗ исходя из должности/профессии работника;

2) подбор СИЗ исходя из существующих вредных и опасных производственных факторов, рисков (далее — ВиОПФ) на данном рабочем месте.

Если раньше перечень выдачи СИЗ был четко установлен и меняться он мог только в большую сторону на основании результатов специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), то теперь устанавливаются:

• минимальный перечень в зависимости от должности, который не зависит от сферы деятельности организации;

• дополнительные виды СИЗ в зависимости от рисков и опасностей на рабочем месте, выявленных по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков (далее — ОПР).

Новый порядок позволяет избежать выдачи лишних СИЗ. Например, часто встречались ситуации, когда работникам были положены наушники противошумные, а работник в условиях повышенного шума никогда не работал, или страховочная привязь, но работник не работал на высоте. А не выдавать эти СИЗ работодатель не мог — это было бы нарушением.

Важно! Новый порядок обеспечения СИЗ и смывающими средствами косвенно предъявляет требования к проведению СОУТ и ОПР. Нужно очень внимательно относиться к исходным данным для проведения СОУТ и ОПР и проверке их результатов. Если мы не учтем какое-то оборудование, инструменты, материалы, вещества, с которыми работает работник, то работодатель не сможет обеспечить работника необходимыми ему СИЗ, т. к. такая выдача будет не обоснована. А если понапишем лишнего в СОУТ и ОПР, придется обеспечивать работников СИЗами, которые им не нужны (или ждать штрафа за необеспечение СИЗ, которые положены исходя из результатов, например, ОПР).

Пошагово разберем, как составить нормы СИЗ по новым ЕТН для подсобного рабочего и чем они отличаются от прежних.

Раньше мы открывали соответствующее ТОН (приложение 1 к Приказу № 357н), искали необходимую профессию и получали список СИЗ, которыми следует обеспечить работника. Также мы могли добавить, в зависимости от характера выполняемых работ (например, работы на улице зимой), зимнюю одежду и обувь, другие СИЗ на основании примечаний к Нормам.

Минимальный набор СИЗ в Нормах выглядел так:

набор СИЗ

Кроме того, отдельным локальным актом утверждались нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств.

В соответствии с новыми Правилами работодатель должен утвердить единые нормы выдачи СИЗ, в том числе дерматологических СИЗ и смывающих средств.

Поэтому сегодня составить Нормы выдачи СИЗ такой же универсальности для всех подсобных рабочих не получится, потому что при составлении Норм должны учитываться результаты СОУТ и ОПР конкретно в этой организации. А они могут значительно отличаться из-за особенностей условий труда, в силу конкретного перечня видов выполняемых работ работником у конкретного работодателя, и даже в силу особенностей проведения СОУТ и ОПР.

 

 

[1] Утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н (далее — Правила).

[2] Утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 767н (далее — ЕТН).

[3] Утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н.

[4] Утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н.

[5] Подробнее см.: Антонович О. А. СИЗ в 2023 году: ликбез // Санэпидконтроль. Охрана труда. — 2023. — № 1. — С. 118.

О. А. АНТОНОВИЧ, руководитель службы охраны труда Новосибирского метрополитена

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Как обеспечить работников средствами индивидуальной защиты по новым Правилам

Подробно расскажем, как обеспечить работников СИЗ по новым Правилам, приведем пример Стандарта предприятия по обеспечению работников СИЗ.

С 1 сентября 2023 г. вступают в силу Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами[1], Единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств[2] и отменяется действие:

• Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты[3];

• типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств» и Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»[4].По новым правилам работодатель обязан не только составить нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств, но и разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ[5]. Это может быть стандарт, положение, порядок, регламент и т. п. (далее — ЛА). Такой обязанности нет у организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

ЛА должен включать:

• порядок выявления потребности работников в СИЗ;

• порядок предупредительно-плановой закупки (аренды, аутсорсинга) СИЗ;

• порядок выдачи, эксплуатации (использования), входного контроля, хранения, ухода (обслуживания), вывода из эксплуатации и утилизации СИЗ;

• порядок информирования работников по вопросам обеспечения СИЗ;

• распределение обязанностей и ответственности руководителей структурных подразделений по организации и обеспечению функционирования процесса обеспечения работников СИЗ с учетом особенностей структуры управления организации в целом;

• требования по организации отдельных этапов процесса обеспечения работников СИЗ:

– планирование потребности в СИЗ, включая подбор СИЗ;

– обеспечение работников СИЗ (выдача, эксплуатация, хранение, уход (обслуживание), вывод из эксплуатации);

– контроль за обеспеченностью работников СИЗ и их применением, а также анализ результатов контроля.

Пример такого ЛА для транспортного предприятия с учетом его структуры и характера производственной деятельности см. на с. 66.

Рассмотрим порядок составления норм выдачи СИЗ и смывающих средств. Он состоит из двух этапов:

1) подбор СИЗ исходя из должности/профессии работника;

2) подбор СИЗ исходя из существующих вредных и опасных производственных факторов, рисков (далее — ВиОПФ) на данном рабочем месте.

Если раньше перечень выдачи СИЗ был четко установлен и меняться он мог только в большую сторону на основании результатов специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), то теперь устанавливаются:

• минимальный перечень в зависимости от должности, который не зависит от сферы деятельности организации;

• дополнительные виды СИЗ в зависимости от рисков и опасностей на рабочем месте, выявленных по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков (далее — ОПР).

Новый порядок позволяет избежать выдачи лишних СИЗ. Например, часто встречались ситуации, когда работникам были положены наушники противошумные, а работник в условиях повышенного шума никогда не работал, или страховочная привязь, но работник не работал на высоте. А не выдавать эти СИЗ работодатель не мог — это было бы нарушением.

Важно! Новый порядок обеспечения СИЗ и смывающими средствами косвенно предъявляет требования к проведению СОУТ и ОПР. Нужно очень внимательно относиться к исходным данным для проведения СОУТ и ОПР и проверке их результатов. Если мы не учтем какое-то оборудование, инструменты, материалы, вещества, с которыми работает работник, то работодатель не сможет обеспечить работника необходимыми ему СИЗ, т. к. такая выдача будет не обоснована. А если понапишем лишнего в СОУТ и ОПР, придется обеспечивать работников СИЗами, которые им не нужны (или ждать штрафа за необеспечение СИЗ, которые положены исходя из результатов, например, ОПР).

Пошагово разберем, как составить нормы СИЗ по новым ЕТН для подсобного рабочего и чем они отличаются от прежних.

Раньше мы открывали соответствующее ТОН (приложение 1 к Приказу № 357н), искали необходимую профессию и получали список СИЗ, которыми следует обеспечить работника. Также мы могли добавить, в зависимости от характера выполняемых работ (например, работы на улице зимой), зимнюю одежду и обувь, другие СИЗ на основании примечаний к Нормам.

Минимальный набор СИЗ в Нормах выглядел так:

набор СИЗ

Кроме того, отдельным локальным актом утверждались нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств.

В соответствии с новыми Правилами работодатель должен утвердить единые нормы выдачи СИЗ, в том числе дерматологических СИЗ и смывающих средств.

Поэтому сегодня составить Нормы выдачи СИЗ такой же универсальности для всех подсобных рабочих не получится, потому что при составлении Норм должны учитываться результаты СОУТ и ОПР конкретно в этой организации. А они могут значительно отличаться из-за особенностей условий труда, в силу конкретного перечня видов выполняемых работ работником у конкретного работодателя, и даже в силу особенностей проведения СОУТ и ОПР.

 

 

[1] Утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н (далее — Правила).

[2] Утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 767н (далее — ЕТН).

[3] Утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н.

[4] Утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н.

[5] Подробнее см.: Антонович О. А. СИЗ в 2023 году: ликбез // Санэпидконтроль. Охрана труда. — 2023. — № 1. — С. 118.

О. А. АНТОНОВИЧ, руководитель службы охраны труда Новосибирского метрополитена

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2023.

Охрана труда в условиях меняющегося климата
Как проконтролировать, все ли работники прошли вакцинацию?
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация в медицине, общепите и на промышленных предприятиях
СОПы: 5 примеров + приказ о разработке
Первая помощь: методические материалы для обучения работников
Тревожная папка по расследованию НС: алгоритм, НПА, формы и примеры заполнения
Проверочные листы Роструда-2022
Санитарная безопасность для организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам