Отдаем журнал бесплатно!

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

В сложных экономических условиях резко возрастает необходимость управления задолженностью компании. Вся работа по управлению задолженностью строится на результатах комплексного анализа состояния, динамики и оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей. В статье рассмотрим практические аспекты формирования системы управления долгами компании, представим пример комплексного анализа состояния задолженности бизнеса.

ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ КОМПАНИИ

Высокая конкуренция между различными компаниями вынуждает бизнес искать, предлагать и предоставлять своим клиентам лучшие условия сотрудничества. Кредитование покупателей — одно из основных конкурентных преимуществ в части финансовых условий сотрудничества.

Предоставление разных видов кредитов, отсрочек или рассрочек платежей позволяет привлекать новых и удерживать действующих клиентов компаний. Однако кредитование покупателей отвлекает денежные средства из хозяйственного оборота, порождает различие между учетными (бухгалтерскими) и реально-денежными показателями деятельности бизнеса. До момента поступления денег на счета или в кассу предприятия фактический процесс реализации еще не окончен, что обуславливает возникновение дебиторской и кредиторской задолженностей.

 

 

Получается, что кредитование покупателей имеет преимущества и недостатки. С одной стороны, кредитование увеличивает количество клиентов и позволяет повышать объемы реализации, то есть выручку от продаж.

С другой стороны, кредитование покупателей порождает дополнительные расходы и финансовые риски, так как из-за несвоевременной оплаты/неоплаты покупателями дебиторской задолженности возникают проблемы с погашением имеющейся «кредиторки», что обуславливает возникновение рисков банкротства бизнеса в целом.

В связи с этим главная цель управления дебиторской и кредиторской задолженностями компании — найти оптимальный баланс величины и сроков задолженности, который позволит бизнесу добиться максимальных финансовых результатов, оставляя при этом финансовые риски неплатежей на приемлемо низком уровне.

Другими словами, получаемые преимущества от кредитования покупателей для увеличения объемов сбыта должны быть больше, чем совокупные финансовые затраты. Только в этом случае бизнес может стабильно функционировать и развиваться. Для достижения данной цели компании нужно решить следующие задачи:

• сформировать свою кредитную политику, разработав систему кредитования покупателей по объему и срокам предоставления отсрочек платежей, для максимизации выручки от реализации и операционной прибыли;

• определить максимально допустимый уровень задолженности отдельных клиентов и бизнеса в целом;

• разработать эффективную процедуру оплаты счетов и контроля своевременности платежей;

• оптимизировать сроки расчета покупателей, чтобы ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности;

• разработать и внедрить методику кредитного анализа потенциальных и действующих клиентов для их дифференциации в зависимости от кредитного рейтинга и минимизации риска неплатежей;

• регулярно анализировать имеющуюся дебиторскую задолженность в различных срезах аналитики (по объему, срокам возникновения, видам продукции и др.);

• разработать систему финансового контроля исполнения заключенных договоров, выставления претензий и мероприятий по взысканию просроченной дебиторской задолженности;

• регулярно оценивать влияние динамики дебиторской и кредиторской задолженностей на финансовые показатели компании, в первую очередь на ее ликвидность и финансовую устойчивость.

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КОМПАНИИ

Формирование кредитной политики бизнеса — это первый этап процесса управления долгами предприятия. От масштабов и сроков кредитования покупателей зависит величина дебиторской задолженности, которая определяет размер полученных кредитов и займов предприятия.

Получается, что наиболее эффективная кредитная политика должна определять и поддерживать оптимальный размер дебиторской задолженности компании, обеспечивать своевременность ее погашения.

Компания формирует кредитную политику, определяя стратегию развития бизнеса. В ходе функционирования бизнеса кредитную политику корректируют в зависимости от финансовых результатов деятельности компании и макроэкономических факторов.

Сначала руководство и собственники компании выбирают конкретный тип кредитной политики. Различают следующие типы кредитования покупателей (см. рисунок).

Типы кредитования покупателей

 

Консервативный тип кредитной политики: приоритетом развития бизнеса является минимизация финансовых рисков. Кредитуют только особо ценных клиентов. Как следствие, величина дебиторской задолженности поддерживается на минимальном уровне. Достоинство данного типа кредитной политики — минимизация финансовых потерь и затрат на взыскание долгов.

Умеренный тип кредитной политики: применяет большинство компаний, достигших стабильности и устойчивого развития, для поддержания имеющегося объема сбыта своей продукции при средних кредитных рисках.

Агрессивный тип кредитной политики: компании идут на максимальные финансовые риски для максимизации объемов реализации. Данный тип кредитования покупателей применяют новые предприятия при выходе на новые рынки или с новым продуктом.

Чем выше конкуренция на рынке, тем чаще компании вынуждены выбирать агрессивный тип кредитной политики. Монополистичный рынок обуславливает применение консервативной кредитной политики.

 

Ключевые факторы выбора типа кредитной политики:

• макроэкономические условия, главное из которых — уровень платежеспособности населения;

• уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ, услуг) и динамика спроса на данный вид продукции;

• производственный потенциал предприятия, то есть способность увеличивать производство продукции при увеличении ее сбыта за счет кредитования покупателей;

• финансовое состояние компании, в первую очередь ее финансовая независимость от заемного капитала;

• отношение собственников бизнеса к приемлемому уровню финансового риска.

 

Выбирая тип кредитной политики, необходимо дифференцировать всех покупателей продукции по группам. При этом нужно учитывать, что покупатели имеют разные потребности в объемах закупки продукции (работ, услуг) и разные возможности по срокам ее оплаты. В связи с этим следует определить критерии дифференциации покупателей по различным группам и условия коммерческого кредитования для каждого из них. Эта работа строится в такой последовательности:

На заключительном этапе формирования кредитной политики проводится финансовое обоснование ее эффективности. Финансовые расчеты эффективности кредитования покупателей нужно проводить при любых изменениях кредитной политики компании.

Это означает, что рост доходов и прибыли от изменения условий кредитования покупателей должен превышать затраты на взыскание дебиторской задолженности и другие расходы. Только в этом случае изменение кредитной политики оправданно.

Существуют разные методики оценки целесообразности изменения кредитной политики. Каждая компания может выбрать наиболее подходящий способ или разработать собственный.

А. В. Миляев, ведущий аналитик, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

В сложных экономических условиях резко возрастает необходимость управления задолженностью компании. Вся работа по управлению задолженностью строится на результатах комплексного анализа состояния, динамики и оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей. В статье рассмотрим практические аспекты формирования системы управления долгами компании, представим пример комплексного анализа состояния задолженности бизнеса.

ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ КОМПАНИИ

Высокая конкуренция между различными компаниями вынуждает бизнес искать, предлагать и предоставлять своим клиентам лучшие условия сотрудничества. Кредитование покупателей — одно из основных конкурентных преимуществ в части финансовых условий сотрудничества.

Предоставление разных видов кредитов, отсрочек или рассрочек платежей позволяет привлекать новых и удерживать действующих клиентов компаний. Однако кредитование покупателей отвлекает денежные средства из хозяйственного оборота, порождает различие между учетными (бухгалтерскими) и реально-денежными показателями деятельности бизнеса. До момента поступления денег на счета или в кассу предприятия фактический процесс реализации еще не окончен, что обуславливает возникновение дебиторской и кредиторской задолженностей.

 

 

Получается, что кредитование покупателей имеет преимущества и недостатки. С одной стороны, кредитование увеличивает количество клиентов и позволяет повышать объемы реализации, то есть выручку от продаж.

С другой стороны, кредитование покупателей порождает дополнительные расходы и финансовые риски, так как из-за несвоевременной оплаты/неоплаты покупателями дебиторской задолженности возникают проблемы с погашением имеющейся «кредиторки», что обуславливает возникновение рисков банкротства бизнеса в целом.

В связи с этим главная цель управления дебиторской и кредиторской задолженностями компании — найти оптимальный баланс величины и сроков задолженности, который позволит бизнесу добиться максимальных финансовых результатов, оставляя при этом финансовые риски неплатежей на приемлемо низком уровне.

Другими словами, получаемые преимущества от кредитования покупателей для увеличения объемов сбыта должны быть больше, чем совокупные финансовые затраты. Только в этом случае бизнес может стабильно функционировать и развиваться. Для достижения данной цели компании нужно решить следующие задачи:

• сформировать свою кредитную политику, разработав систему кредитования покупателей по объему и срокам предоставления отсрочек платежей, для максимизации выручки от реализации и операционной прибыли;

• определить максимально допустимый уровень задолженности отдельных клиентов и бизнеса в целом;

• разработать эффективную процедуру оплаты счетов и контроля своевременности платежей;

• оптимизировать сроки расчета покупателей, чтобы ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности;

• разработать и внедрить методику кредитного анализа потенциальных и действующих клиентов для их дифференциации в зависимости от кредитного рейтинга и минимизации риска неплатежей;

• регулярно анализировать имеющуюся дебиторскую задолженность в различных срезах аналитики (по объему, срокам возникновения, видам продукции и др.);

• разработать систему финансового контроля исполнения заключенных договоров, выставления претензий и мероприятий по взысканию просроченной дебиторской задолженности;

• регулярно оценивать влияние динамики дебиторской и кредиторской задолженностей на финансовые показатели компании, в первую очередь на ее ликвидность и финансовую устойчивость.

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КОМПАНИИ

Формирование кредитной политики бизнеса — это первый этап процесса управления долгами предприятия. От масштабов и сроков кредитования покупателей зависит величина дебиторской задолженности, которая определяет размер полученных кредитов и займов предприятия.

Получается, что наиболее эффективная кредитная политика должна определять и поддерживать оптимальный размер дебиторской задолженности компании, обеспечивать своевременность ее погашения.

Компания формирует кредитную политику, определяя стратегию развития бизнеса. В ходе функционирования бизнеса кредитную политику корректируют в зависимости от финансовых результатов деятельности компании и макроэкономических факторов.

Сначала руководство и собственники компании выбирают конкретный тип кредитной политики. Различают следующие типы кредитования покупателей (см. рисунок).

Типы кредитования покупателей

 

Консервативный тип кредитной политики: приоритетом развития бизнеса является минимизация финансовых рисков. Кредитуют только особо ценных клиентов. Как следствие, величина дебиторской задолженности поддерживается на минимальном уровне. Достоинство данного типа кредитной политики — минимизация финансовых потерь и затрат на взыскание долгов.

Умеренный тип кредитной политики: применяет большинство компаний, достигших стабильности и устойчивого развития, для поддержания имеющегося объема сбыта своей продукции при средних кредитных рисках.

Агрессивный тип кредитной политики: компании идут на максимальные финансовые риски для максимизации объемов реализации. Данный тип кредитования покупателей применяют новые предприятия при выходе на новые рынки или с новым продуктом.

Чем выше конкуренция на рынке, тем чаще компании вынуждены выбирать агрессивный тип кредитной политики. Монополистичный рынок обуславливает применение консервативной кредитной политики.

 

Ключевые факторы выбора типа кредитной политики:

• макроэкономические условия, главное из которых — уровень платежеспособности населения;

• уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ, услуг) и динамика спроса на данный вид продукции;

• производственный потенциал предприятия, то есть способность увеличивать производство продукции при увеличении ее сбыта за счет кредитования покупателей;

• финансовое состояние компании, в первую очередь ее финансовая независимость от заемного капитала;

• отношение собственников бизнеса к приемлемому уровню финансового риска.

 

Выбирая тип кредитной политики, необходимо дифференцировать всех покупателей продукции по группам. При этом нужно учитывать, что покупатели имеют разные потребности в объемах закупки продукции (работ, услуг) и разные возможности по срокам ее оплаты. В связи с этим следует определить критерии дифференциации покупателей по различным группам и условия коммерческого кредитования для каждого из них. Эта работа строится в такой последовательности:

На заключительном этапе формирования кредитной политики проводится финансовое обоснование ее эффективности. Финансовые расчеты эффективности кредитования покупателей нужно проводить при любых изменениях кредитной политики компании.

Это означает, что рост доходов и прибыли от изменения условий кредитования покупателей должен превышать затраты на взыскание дебиторской задолженности и другие расходы. Только в этом случае изменение кредитной политики оправданно.

Существуют разные методики оценки целесообразности изменения кредитной политики. Каждая компания может выбрать наиболее подходящий способ или разработать собственный.

А. В. Миляев, ведущий аналитик, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2023.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам