Отдаем журнал бесплатно!

Процесс и результаты антикризисного управления

В сложных экономических условиях возрастает роль мониторинга и своевременного реагирования на кризисные ситуации в деятельности компании. В статье рассмотрим применяемые методики антикризисного менеджмента и оценки результатов его работы.

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Антикризисное управление применяют, чтобы предотвратить банкротство компании. К банкротству могут привести различные внешние и внутренние факторы. Основные факторы банкротства — падение выручки от реализации товаров (работ, услуг) и рост расходов компании.

Ключевые задачи антикризисного управления:

• отслеживать вероятность банкротства компании;

• разрабатывать мероприятия по выводу компании из сложных финансовых ситуаций, которые грозят ей банкротством.

 

 

Процесс антикризисного управления сводится к двум фазам:

1) мониторинг внешних (макроэкономических) условий и внутренних финансово-экономических показателей деятельности для предупреждения возникновения сложных финансовых (экономических) ситуаций в бизнесе;

2) разработка и реализация плана мероприятий по преодолению кризисных явлений, возникших вследствие действия макроэкономических или внутренних причин.

В таблице 1 представлены главные внешние и внутренние факторы, которые ведут бизнес к кризису. Эти факторы необходимо регулярно отслеживать.

Цель антикризисного менеджмента:

• правильно и точно определить ключевые причины возникновения кризисных ситуаций ведения бизнеса;

• разработать обоснованный и эффективный план антикризисных мероприятий.

ПРОЦЕСС АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Выбору направлений антикризисных мероприятий и разработке конкретного плана действий предшествует комплексный анализ конкретной ситуации, сложившейся в ходе ведения бизнеса. В первую очередь это оценка рисков банкротства и анализ финансового состояния компании, а также поиск кризисных явлений, определение их вида и масштаба.

Процесс антикризисного управления можно представить в виде модели (рис. 1).

Как видим, процесс антикризисного управления включает три этапа. Подробно рассмотрим каждый из них.

Этап 1. Оценка вероятности банкротства и анализ финансового состояния компании

Данный анализ в целях антикризисного управления проводят по классической схеме по следующим направлениям:

1. Оценка рисков банкротства бизнеса.

2. Анализ ликвидности (платежеспособности).

3. Анализ финансовой устойчивости.

4. Анализ деловой активности.

5. Анализ рентабельности (прибыльности) деятельности.

Оценка рисков банкротства бизнеса

Оценка вероятности наступления банкротства — первый этап поиска кризисных явлений в бизнесе, который дает общую оценку финансового положения анализируемого предприятия.

Банкротство бизнеса представляет собой неспособность компании удовлетворить в установленные сроки финансовые требования кредиторов, выполнить фискальные обязательства перед бюджетом.

Оценивая вероятность банкротства, необходимо учитывать, что существует несколько стадий банкротства компаний:

 

 

Рассмотрим каждую стадию отдельно.

 

Скрытая стадия банкротства. Скрытое банкротство представляет собой начальный этап системных негативных явлений бизнеса, среди которых можно выделить:

  • ежегодное снижение выручки от реализации;
  • рост удельных расходов бизнеса;
  • падение прибыли и рентабельности (прибыльности) результатов деятельности.

Признаки скрытого банкротства можно обнаружить с помощью оценки рыночной стоимости компаний (бизнеса). Ключевая характеристика скрытого банкротства — постоянное ежегодное снижение рыночной стоимости предприятия.

 

Состояние финансовой неустойчивости. На этой стадии обнаруживаются негативные факты низкой платежеспособности предприятия, вызванной несбалансированностью положительных и отрицательных денежных потоков: положительные притоки денежных средств становятся меньше отрицательных оттоков.

Главные причины финансовой неустойчивости:

• плохая структура капитала компаний (большая доля заемных средств по сравнению с собственными средствами);

• рост дебиторской задолженности с одновременным увеличением величины просроченной задолженности;

• увеличение полученных кредитов и займов, особенно краткосрочных.

 

Явное банкротство.  Это последняя стадия банкротства, когда компания фактически неспособна погашать имеющиеся долги.

Основные факторы, которые могут привести бизнес к банкротству:

• неэффективная организационная модель ведения бизнеса, характеризующаяся высоким уровнем необоснованных расходов, инертностью в принятии управленческих решений;

• низкий уровень используемых технологий и организации производства, обуславливающий слабую загрузку и простои производственных мощностей;

• большая доля незавершенного строительства, незавершенного производства, готовой продукции или производственных запасов в структуре активов компании, что резко снижает оборачиваемость финансовых ресурсов бизнеса и его деловую активность;

• неэффективная договорная политика компании (отсутствуют долгосрочные отношения с поставщиками и покупателями, что повышает факторы неопределенности и нестабильности ведения бизнеса);

• низкая по эффективности система управления персоналом компании, характеризующаяся слабой мотивацией сотрудников, отсутствием системы обучения и адаптации персонала, несоответствием системы оплаты труда сотрудников результатам их работы, что ведет к высокой текучести кадров и низкой производительности труда персонала;

• нехватка или постоянное снижение величины собственного оборотного капитала, что приводит к необходимости увеличения краткосрочных заемных средств и влечет повышение неоперационных (финансовых) расходов компании, уменьшение финансовой устойчивости бизнеса в целом;

• отсутствие достоверной информации о реальном положении дел, что является следствием неправильно разработанной системы учета данных, их противоречивости и недостоверности.

Важный момент: в ходе оценки причин кризисных явлений бизнеса антикризисному менеджменту нужно правильно расставить приоритеты, проранжировав факторы, вызвавшие кризис, по степени их значимости.

Существует несколько десятков различных методик оценки вероятности банкротства. Все методики можно разделить на три вида:

международные методики, ставшие классическими, которые основываются на международных стандартах составления финансовой отчетности;

отечественные методики, разработанные отдельными специалистами и образовательными учреждениями;

• методики, официально утвержденные уполномоченными государственными органами, применяемые в процедурах банкротства компаний.

Рассмотрим основные характеристики самых распространенных международных методик оценки вероятности банкротства (табл. 2).

Наиболее полно определить вероятность банкротства можно в динамике, оценив направленность изменения анализируемых показателей за ряд лет. Тогда можно делать вывод об увеличении/уменьшении рисков банкротства в течение анализируемого периода.

А. В. Миляев, ведущий аналитик, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Процесс и результаты антикризисного управления

В сложных экономических условиях возрастает роль мониторинга и своевременного реагирования на кризисные ситуации в деятельности компании. В статье рассмотрим применяемые методики антикризисного менеджмента и оценки результатов его работы.

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Антикризисное управление применяют, чтобы предотвратить банкротство компании. К банкротству могут привести различные внешние и внутренние факторы. Основные факторы банкротства — падение выручки от реализации товаров (работ, услуг) и рост расходов компании.

Ключевые задачи антикризисного управления:

• отслеживать вероятность банкротства компании;

• разрабатывать мероприятия по выводу компании из сложных финансовых ситуаций, которые грозят ей банкротством.

 

 

Процесс антикризисного управления сводится к двум фазам:

1) мониторинг внешних (макроэкономических) условий и внутренних финансово-экономических показателей деятельности для предупреждения возникновения сложных финансовых (экономических) ситуаций в бизнесе;

2) разработка и реализация плана мероприятий по преодолению кризисных явлений, возникших вследствие действия макроэкономических или внутренних причин.

В таблице 1 представлены главные внешние и внутренние факторы, которые ведут бизнес к кризису. Эти факторы необходимо регулярно отслеживать.

Цель антикризисного менеджмента:

• правильно и точно определить ключевые причины возникновения кризисных ситуаций ведения бизнеса;

• разработать обоснованный и эффективный план антикризисных мероприятий.

ПРОЦЕСС АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Выбору направлений антикризисных мероприятий и разработке конкретного плана действий предшествует комплексный анализ конкретной ситуации, сложившейся в ходе ведения бизнеса. В первую очередь это оценка рисков банкротства и анализ финансового состояния компании, а также поиск кризисных явлений, определение их вида и масштаба.

Процесс антикризисного управления можно представить в виде модели (рис. 1).

Как видим, процесс антикризисного управления включает три этапа. Подробно рассмотрим каждый из них.

Этап 1. Оценка вероятности банкротства и анализ финансового состояния компании

Данный анализ в целях антикризисного управления проводят по классической схеме по следующим направлениям:

1. Оценка рисков банкротства бизнеса.

2. Анализ ликвидности (платежеспособности).

3. Анализ финансовой устойчивости.

4. Анализ деловой активности.

5. Анализ рентабельности (прибыльности) деятельности.

Оценка рисков банкротства бизнеса

Оценка вероятности наступления банкротства — первый этап поиска кризисных явлений в бизнесе, который дает общую оценку финансового положения анализируемого предприятия.

Банкротство бизнеса представляет собой неспособность компании удовлетворить в установленные сроки финансовые требования кредиторов, выполнить фискальные обязательства перед бюджетом.

Оценивая вероятность банкротства, необходимо учитывать, что существует несколько стадий банкротства компаний:

 

 

Рассмотрим каждую стадию отдельно.

 

Скрытая стадия банкротства. Скрытое банкротство представляет собой начальный этап системных негативных явлений бизнеса, среди которых можно выделить:

  • ежегодное снижение выручки от реализации;
  • рост удельных расходов бизнеса;
  • падение прибыли и рентабельности (прибыльности) результатов деятельности.

Признаки скрытого банкротства можно обнаружить с помощью оценки рыночной стоимости компаний (бизнеса). Ключевая характеристика скрытого банкротства — постоянное ежегодное снижение рыночной стоимости предприятия.

 

Состояние финансовой неустойчивости. На этой стадии обнаруживаются негативные факты низкой платежеспособности предприятия, вызванной несбалансированностью положительных и отрицательных денежных потоков: положительные притоки денежных средств становятся меньше отрицательных оттоков.

Главные причины финансовой неустойчивости:

• плохая структура капитала компаний (большая доля заемных средств по сравнению с собственными средствами);

• рост дебиторской задолженности с одновременным увеличением величины просроченной задолженности;

• увеличение полученных кредитов и займов, особенно краткосрочных.

 

Явное банкротство.  Это последняя стадия банкротства, когда компания фактически неспособна погашать имеющиеся долги.

Основные факторы, которые могут привести бизнес к банкротству:

• неэффективная организационная модель ведения бизнеса, характеризующаяся высоким уровнем необоснованных расходов, инертностью в принятии управленческих решений;

• низкий уровень используемых технологий и организации производства, обуславливающий слабую загрузку и простои производственных мощностей;

• большая доля незавершенного строительства, незавершенного производства, готовой продукции или производственных запасов в структуре активов компании, что резко снижает оборачиваемость финансовых ресурсов бизнеса и его деловую активность;

• неэффективная договорная политика компании (отсутствуют долгосрочные отношения с поставщиками и покупателями, что повышает факторы неопределенности и нестабильности ведения бизнеса);

• низкая по эффективности система управления персоналом компании, характеризующаяся слабой мотивацией сотрудников, отсутствием системы обучения и адаптации персонала, несоответствием системы оплаты труда сотрудников результатам их работы, что ведет к высокой текучести кадров и низкой производительности труда персонала;

• нехватка или постоянное снижение величины собственного оборотного капитала, что приводит к необходимости увеличения краткосрочных заемных средств и влечет повышение неоперационных (финансовых) расходов компании, уменьшение финансовой устойчивости бизнеса в целом;

• отсутствие достоверной информации о реальном положении дел, что является следствием неправильно разработанной системы учета данных, их противоречивости и недостоверности.

Важный момент: в ходе оценки причин кризисных явлений бизнеса антикризисному менеджменту нужно правильно расставить приоритеты, проранжировав факторы, вызвавшие кризис, по степени их значимости.

Существует несколько десятков различных методик оценки вероятности банкротства. Все методики можно разделить на три вида:

международные методики, ставшие классическими, которые основываются на международных стандартах составления финансовой отчетности;

отечественные методики, разработанные отдельными специалистами и образовательными учреждениями;

• методики, официально утвержденные уполномоченными государственными органами, применяемые в процедурах банкротства компаний.

Рассмотрим основные характеристики самых распространенных международных методик оценки вероятности банкротства (табл. 2).

Наиболее полно определить вероятность банкротства можно в динамике, оценив направленность изменения анализируемых показателей за ряд лет. Тогда можно делать вывод об увеличении/уменьшении рисков банкротства в течение анализируемого периода.

А. В. Миляев, ведущий аналитик, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6, 2023.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам