Отдаем журнал бесплатно!

Большие перемены в отчетных циклах… а в каких?

Столько всего изменилось… А отчетный цикл по РОП[1] — три года и два года. Как же учесть все эти нововведения в таком пространном временном горизонте при таких правилах? В статье объясним, какой отчетный цикл именуется «сбитым», и расскажем о надлежащем самостоятельном выполнении нормативов утилизации, ведь поменялось правда очень многое.

Ключевые вопросы:
- Какое значение имеет правовой статус утилизатора?
- Что мы вправе считать продукцией утилизации?
- Какая форма акта утилизации применяется?
- Кто может выдать акт утилизации?

Выполнение нормативов утилизации ОИТ с 2024 года 

1 января 2024 г. вступили в силу изменения, внесенные Законом № 451-ФЗ[2] в Закон «Об отходах»[3] и направленные на совершенствование механизма РОП.

Самостоятельная утилизация 

В п. 3 ст. 24.2-1 Закона «Об отходах» в ред. Закона № 451-ФЗ предусматривается, что производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию ОИТ[4] самостоятельно путем создания и использования собственной инфраструктуры по утилизации ОИТ или путем заключения договора с ЮЛ, ИП[5], осуществляющими деятельность по утилизации ОИТ и включенными в Реестр утилизаторов[6].

Самостоятельная утилизация может признаваться выполненной только в случае осуществления утилизации ОИТ ЮЛ, ИП, сведения о которых внесены в Реестр утилизаторов, в т.ч. привлекаемыми на основании договора с производителем, импортером товаров (п. 1 ст. 24.2-2 Закона «Об отходах» в ред. Закона № 451-ФЗ).

Реестр утилизаторов 

1 января 2024 г. вступили в силу Правила ведения Реестра утилизаторов[7].

В Реестр утилизаторов будут включены, в частности, следующие сведения[8]:
• код и наименование видов отходов, включенных в ФККО[9];
• код и наименование по ОКПД 2[10] вторичного сырья, используемого для производства товара (продукции);
• код и наименование по ОКПД 2 товаров (продукции), производимых с использованием отходов от использования товаров и (или) полученных из них вторичного сырья.

Заявление о включении сведений в Реестр утилизаторов, заявление о внесении изменений в Реестр утилизаторов оформляются по формам согласно Приложениям № 2 и 3 к Правилам ведения Реестра утилизаторов посредством заполнения интерактивных форм электронного сервиса «Личный кабинет» ФГИС УОИТ или электронного сервиса, представленного на официальном сайте Росприроднадзора (п. 6 Правил ведения Реестра утилизаторов). В случае подачи указанных заявлений посредством Госуслуг они оформляются путем заполнения интерактивных форм такой системы.

К сведению
По сообщению Росприроднадзора[11], заявление о включении сведений в Реестр утилизаторов можно будет подать через Личный кабинет природопользователя. Возможность подачи заявления через портал Госуслуг в настоящее время не реализована.
На сайте ФГИС УОИТ доступна инструкция по входу в систему с помощью портала Госуслуг.

Отчетные циклы

Периодизация отчетных циклов изменяется на двухлетние (до 2024 г. цикл был трехлетним). Синхронизировано представление отчетности о выполнении норматива утилизации и декларации о количестве выпущенных товаров. Система регулирования дополнена отчетностью утилизаторов, отчетный период — квартал.

Сравним разные редакции нормативных правовых актов:

* Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417.

Выполнение нормативов утилизации для отчетных периодов до 2024 года 

В ст. 7 Закона № 451-ФЗ предусмотрены особенности вступления в силу и применения его отдельных положений.

В частности, согласно ч. 15 ст. 7 Закона № 451-ФЗ выполнение установленных нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 01.01.2022 по 31.12.2023, уплату экологического сбора в случае невыполнения самостоятельной утилизации в их отношении обеспечивают ЮЛ и ИП, указанные в п. 1 ст. 24.2 Закона «Об отходах» (в ред., действовавшей до 01.01.2024), в соответствии со ст. 24.2 и 24.5 Закона «Об отходах» (в ред., действовавшей до 01.01.2024) и с принятыми согласно ним нормативными правовыми актами с использованием сервисов, предусмотренных пп. 2.1, 2.3 ст. 24.4 Закона «Об отходах» (в ред. Закона № 451-ФЗ). При этом учитываются следующие особенности:
1) представление отчетности о выполнении нормативов утилизации, расчет суммы экологического сбора и уплата экологического сбора в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января по 31 декабря 2022 г., представление декларации о количестве выпущенных с 1 января по 31 декабря 2023 г. в обращение на территории РФ товаров, упаковки обеспечиваются до 15 апреля 2024 г.;
2) представление отчетности о выполнении нормативов утилизации, расчет суммы экологического сбора и уплата экологического сбора в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января по 31 декабря 2023 г., обеспечиваются до 15 апреля 2025 г.

Подтверждение выполнения нормативов утилизации 

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самим производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации ОИТ или путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО[12], региональным оператором, ИП, ЮЛ, осуществляющими утилизацию ОИТ (за исключением ТКО)[13].

Выполнение нормативов утилизации подтверждается[14]: …

Далее в статье рассказали:
- о составлении акта утилизации;
- "сбитом" отчетном цикле;
- результатах утилизации отходов.


[1] Расширенная ответственность производителя.

[2] Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2023).

[3] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 04.08.2023).

[4] Отходы от использования товаров и упаковки.

[5] Юридические лица, индивидуальные предприниматели.

[6] Реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров.

[7] Правила ведения реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2400.

[8] См. подп. «д», «е», «ж» п. 4 Правил ведения Реестра утилизаторов.

[9] Федеральный классификационный каталог отходов.

[10] Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности.

[12] Твердые коммунальные отходы.

[13] Пункт 4 ст. 24.2 Закона «Об отходах» (в ред., действовавшей до 01.01.2024).

[14] Пункт 9.1 ст. 24.2 Закона «Об отходах» (в ред., действовавшей до 01.01.2024).

Д.М. Обухова, заместитель генерального директора Юридического центра промышленной экологии

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Большие перемены в отчетных циклах… а в каких?

Столько всего изменилось… А отчетный цикл по РОП[1] — три года и два года. Как же учесть все эти нововведения в таком пространном временном горизонте при таких правилах? В статье объясним, какой отчетный цикл именуется «сбитым», и расскажем о надлежащем самостоятельном выполнении нормативов утилизации, ведь поменялось правда очень многое.

Ключевые вопросы:
- Какое значение имеет правовой статус утилизатора?
- Что мы вправе считать продукцией утилизации?
- Какая форма акта утилизации применяется?
- Кто может выдать акт утилизации?

Выполнение нормативов утилизации ОИТ с 2024 года 

1 января 2024 г. вступили в силу изменения, внесенные Законом № 451-ФЗ[2] в Закон «Об отходах»[3] и направленные на совершенствование механизма РОП.

Самостоятельная утилизация 

В п. 3 ст. 24.2-1 Закона «Об отходах» в ред. Закона № 451-ФЗ предусматривается, что производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию ОИТ[4] самостоятельно путем создания и использования собственной инфраструктуры по утилизации ОИТ или путем заключения договора с ЮЛ, ИП[5], осуществляющими деятельность по утилизации ОИТ и включенными в Реестр утилизаторов[6].

Самостоятельная утилизация может признаваться выполненной только в случае осуществления утилизации ОИТ ЮЛ, ИП, сведения о которых внесены в Реестр утилизаторов, в т.ч. привлекаемыми на основании договора с производителем, импортером товаров (п. 1 ст. 24.2-2 Закона «Об отходах» в ред. Закона № 451-ФЗ).

Реестр утилизаторов 

1 января 2024 г. вступили в силу Правила ведения Реестра утилизаторов[7].

В Реестр утилизаторов будут включены, в частности, следующие сведения[8]:
• код и наименование видов отходов, включенных в ФККО[9];
• код и наименование по ОКПД 2[10] вторичного сырья, используемого для производства товара (продукции);
• код и наименование по ОКПД 2 товаров (продукции), производимых с использованием отходов от использования товаров и (или) полученных из них вторичного сырья.

Заявление о включении сведений в Реестр утилизаторов, заявление о внесении изменений в Реестр утилизаторов оформляются по формам согласно Приложениям № 2 и 3 к Правилам ведения Реестра утилизаторов посредством заполнения интерактивных форм электронного сервиса «Личный кабинет» ФГИС УОИТ или электронного сервиса, представленного на официальном сайте Росприроднадзора (п. 6 Правил ведения Реестра утилизаторов). В случае подачи указанных заявлений посредством Госуслуг они оформляются путем заполнения интерактивных форм такой системы.

К сведению
По сообщению Росприроднадзора[11], заявление о включении сведений в Реестр утилизаторов можно будет подать через Личный кабинет природопользователя. Возможность подачи заявления через портал Госуслуг в настоящее время не реализована.
На сайте ФГИС УОИТ доступна инструкция по входу в систему с помощью портала Госуслуг.

Отчетные циклы

Периодизация отчетных циклов изменяется на двухлетние (до 2024 г. цикл был трехлетним). Синхронизировано представление отчетности о выполнении норматива утилизации и декларации о количестве выпущенных товаров. Система регулирования дополнена отчетностью утилизаторов, отчетный период — квартал.

Сравним разные редакции нормативных правовых актов:

* Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417.

Выполнение нормативов утилизации для отчетных периодов до 2024 года 

В ст. 7 Закона № 451-ФЗ предусмотрены особенности вступления в силу и применения его отдельных положений.

В частности, согласно ч. 15 ст. 7 Закона № 451-ФЗ выполнение установленных нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 01.01.2022 по 31.12.2023, уплату экологического сбора в случае невыполнения самостоятельной утилизации в их отношении обеспечивают ЮЛ и ИП, указанные в п. 1 ст. 24.2 Закона «Об отходах» (в ред., действовавшей до 01.01.2024), в соответствии со ст. 24.2 и 24.5 Закона «Об отходах» (в ред., действовавшей до 01.01.2024) и с принятыми согласно ним нормативными правовыми актами с использованием сервисов, предусмотренных пп. 2.1, 2.3 ст. 24.4 Закона «Об отходах» (в ред. Закона № 451-ФЗ). При этом учитываются следующие особенности:
1) представление отчетности о выполнении нормативов утилизации, расчет суммы экологического сбора и уплата экологического сбора в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января по 31 декабря 2022 г., представление декларации о количестве выпущенных с 1 января по 31 декабря 2023 г. в обращение на территории РФ товаров, упаковки обеспечиваются до 15 апреля 2024 г.;
2) представление отчетности о выполнении нормативов утилизации, расчет суммы экологического сбора и уплата экологического сбора в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января по 31 декабря 2023 г., обеспечиваются до 15 апреля 2025 г.

Подтверждение выполнения нормативов утилизации 

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самим производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации ОИТ или путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО[12], региональным оператором, ИП, ЮЛ, осуществляющими утилизацию ОИТ (за исключением ТКО)[13].

Выполнение нормативов утилизации подтверждается[14]: …

Далее в статье рассказали:
- о составлении акта утилизации;
- "сбитом" отчетном цикле;
- результатах утилизации отходов.


[1] Расширенная ответственность производителя.

[2] Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2023).

[3] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 04.08.2023).

[4] Отходы от использования товаров и упаковки.

[5] Юридические лица, индивидуальные предприниматели.

[6] Реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров.

[7] Правила ведения реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2400.

[8] См. подп. «д», «е», «ж» п. 4 Правил ведения Реестра утилизаторов.

[9] Федеральный классификационный каталог отходов.

[10] Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности.

[12] Твердые коммунальные отходы.

[13] Пункт 4 ст. 24.2 Закона «Об отходах» (в ред., действовавшей до 01.01.2024).

[14] Пункт 9.1 ст. 24.2 Закона «Об отходах» (в ред., действовавшей до 01.01.2024).

Д.М. Обухова, заместитель генерального директора Юридического центра промышленной экологии

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2024.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам