Отдаем журнал бесплатно!

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ: как учитывать передвижные источники выбросов?

В статье разбираемся с терминами «источник выброса» и «источник загрязнения атмосферного воздуха» и вопросом учета выбросов от них; публикуем разъяснение Минприроды России об учете передвижных источников выбросов. Показываем, с какими проблемами могут столкнуться природопользователи при заполнении данных о передвижных источниках, а также приводим толкование Росприроднадзором требований Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Терминология 

Начнем с определений: разберемся, что такое источник выброса и источник загрязнения атмосферного воздуха (далее — ИЗАВ).

Источник выброса 

Рассмотрим, какие определения дает законодательство.

Словарь
И
сточник выброса — сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.
Стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса[1].

 

Из этих определений можно вынести:

1. Стационарный источник выброса — это источник выброса.

2. Передвижной источник — это не источник выброса, а транспортное средство.

3. Стационарный источник выброса имеет определенное местоположение.

4. Передвижной источник не имеет определенного местоположения.

Другими словами, если перед нами источник выброса и мы можем определить его местоположение, то это стационарный источник.

Если перед нами транспортное средство, которое едет по маршруту от пункта А до пункта Б с остановками или без, то это передвижной источник.

Если перед нами сооружение (например, асфальтированная стоянка транспорта, асфальтированный проезд транспорта, сооружение, на котором работает транспорт), местоположение которого можно определить с применением единой государственной системы координат, то это стационарный источник выброса.

Если вас смутило, что асфальтированная дорога является сооружением, то вот формулировка из ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 14.07.2022):

3) искусственные дорожные сооружения — сооружения, предназначенные для движения транспортных средств […].

 

Таким образом, асфальтированная дорога — это сооружение.

Источник загрязнения атмосферного воздуха 

Чтобы окончательно запутать природопользователя, законодатель придумал дополнительный термин: помимо «источник выброса» появился термин «ИЗАВ», который повсеместно используется в Порядке проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденном Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 (далее — Порядок № 871).

Извлечение из Порядка № 871

I. Общие положения
1. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также — источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).
[…]

 

Попытаемся приблизиться к пониманию термина «ИЗАВ». Определение можно коротко сформулировать следующим образом: «Стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — это также источник загрязнения атмосферного воздуха и также это ИЗАВ».

Однако во многих пунктах того же Порядка № 871 передвижной источник определяется как ИЗАВ. Например:

Извлечение из Порядка № 871

I. Общие положения
[…]
5. При проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ[2], которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте.
[…]

 

Более точного определения ИЗАВ нет ни в приказах, ни в федеральных законах. А то, что есть, ставит перед нами больше вопросов, чем ответов. Например, если опираться на определение в п. 1 Порядка № 871 и прямо расшифровать термин «передвижной ИЗАВ», то получится: «Передвижной ИЗАВ — это передвижной стационарный источник выбросов». Этот вариант трактовки, на наш взгляд, не верен, т.к. противоречит другим пунктам Порядка № 871.

Учет выбросов 

Пункт 5 гл. I Порядка № 871 гласит: если выбросы от передвижных ИЗАВ учтены как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов не требуется:

5. […] Также учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ. В случае, если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВ как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.

 

На наш взгляд, повторный учет выбросов — это когда учтен стационарный источник (например, стоянка на 100 м/мест) и дополнительно учтены передвижные источники (например, 30 машин на балансе предприятия) на этой стоянке. Тем самым выброс «задваивается». Следовательно, на стоянке не 100, а 130 машин, что нарушает принцип п. 5 Порядка № 871.

Пример
На предприятии две стоянки по 100 м/мест и асфальтированная дорога.
На наш взгляд, опираясь на п. 5 Порядка № 871, допустимо учесть три стационарных источника (например: № 6001 и № 6002 — стоянки транспорта, а также № 6003 — проезд транспорта) и не учитывать дополнительно передвижные источники, чтобы избежать повторного учета, т.к. они уже учтены в стационарных[3].
Кроме того, п. 15 Порядка № 871 разрешает нумеровать передвижные источники как стационарные источники (например, № 6001, 6002 и т.д.). По нашему мнению, такое допущение справедливо в том случае, если передвижные источники учитываются как стационарные неорганизованные источники выбросов в составе выбросов от стационарного неорганизованного источника (например, стоянка транспорта, проезд автомобильного или железнодорожного транспорта).

Согласно п. 15 Порядка № 871 допускается нумерация стоянок и иных мест и сооружений, где эксплуатируются (функционируют) передвижные ИЗАВ, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для стационарных ИЗАВ.

Разъяснения Минприроды России

При проработке вопроса учета передвижных ИЗАВ мы запросили в Минприроды России дополнительное разъяснение, на что государственный орган нам ответил:


[1] Статья 1 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).

[2] Здесь и далее выделено автором (прим. ред.).

[3] В части «Толкование требований Порядка № 871 Росприроднадзором» приведен пример, как смотрят на Порядок № 871 некоторые территориальные управления Росприроднадзора.

О.В. Николаенко, заместитель генерального директора ООО «СИСТЕМАЭКО», общественный инспектор по охране окружающей среды Росприроднадзора

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ: как учитывать передвижные источники выбросов?

В статье разбираемся с терминами «источник выброса» и «источник загрязнения атмосферного воздуха» и вопросом учета выбросов от них; публикуем разъяснение Минприроды России об учете передвижных источников выбросов. Показываем, с какими проблемами могут столкнуться природопользователи при заполнении данных о передвижных источниках, а также приводим толкование Росприроднадзором требований Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Терминология 

Начнем с определений: разберемся, что такое источник выброса и источник загрязнения атмосферного воздуха (далее — ИЗАВ).

Источник выброса 

Рассмотрим, какие определения дает законодательство.

Словарь
И
сточник выброса — сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.
Стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса[1].

 

Из этих определений можно вынести:

1. Стационарный источник выброса — это источник выброса.

2. Передвижной источник — это не источник выброса, а транспортное средство.

3. Стационарный источник выброса имеет определенное местоположение.

4. Передвижной источник не имеет определенного местоположения.

Другими словами, если перед нами источник выброса и мы можем определить его местоположение, то это стационарный источник.

Если перед нами транспортное средство, которое едет по маршруту от пункта А до пункта Б с остановками или без, то это передвижной источник.

Если перед нами сооружение (например, асфальтированная стоянка транспорта, асфальтированный проезд транспорта, сооружение, на котором работает транспорт), местоположение которого можно определить с применением единой государственной системы координат, то это стационарный источник выброса.

Если вас смутило, что асфальтированная дорога является сооружением, то вот формулировка из ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 14.07.2022):

3) искусственные дорожные сооружения — сооружения, предназначенные для движения транспортных средств […].

 

Таким образом, асфальтированная дорога — это сооружение.

Источник загрязнения атмосферного воздуха 

Чтобы окончательно запутать природопользователя, законодатель придумал дополнительный термин: помимо «источник выброса» появился термин «ИЗАВ», который повсеместно используется в Порядке проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденном Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 (далее — Порядок № 871).

Извлечение из Порядка № 871

I. Общие положения
1. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также — источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).
[…]

 

Попытаемся приблизиться к пониманию термина «ИЗАВ». Определение можно коротко сформулировать следующим образом: «Стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — это также источник загрязнения атмосферного воздуха и также это ИЗАВ».

Однако во многих пунктах того же Порядка № 871 передвижной источник определяется как ИЗАВ. Например:

Извлечение из Порядка № 871

I. Общие положения
[…]
5. При проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ[2], которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте.
[…]

 

Более точного определения ИЗАВ нет ни в приказах, ни в федеральных законах. А то, что есть, ставит перед нами больше вопросов, чем ответов. Например, если опираться на определение в п. 1 Порядка № 871 и прямо расшифровать термин «передвижной ИЗАВ», то получится: «Передвижной ИЗАВ — это передвижной стационарный источник выбросов». Этот вариант трактовки, на наш взгляд, не верен, т.к. противоречит другим пунктам Порядка № 871.

Учет выбросов 

Пункт 5 гл. I Порядка № 871 гласит: если выбросы от передвижных ИЗАВ учтены как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов не требуется:

5. […] Также учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ. В случае, если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВ как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.

 

На наш взгляд, повторный учет выбросов — это когда учтен стационарный источник (например, стоянка на 100 м/мест) и дополнительно учтены передвижные источники (например, 30 машин на балансе предприятия) на этой стоянке. Тем самым выброс «задваивается». Следовательно, на стоянке не 100, а 130 машин, что нарушает принцип п. 5 Порядка № 871.

Пример
На предприятии две стоянки по 100 м/мест и асфальтированная дорога.
На наш взгляд, опираясь на п. 5 Порядка № 871, допустимо учесть три стационарных источника (например: № 6001 и № 6002 — стоянки транспорта, а также № 6003 — проезд транспорта) и не учитывать дополнительно передвижные источники, чтобы избежать повторного учета, т.к. они уже учтены в стационарных[3].
Кроме того, п. 15 Порядка № 871 разрешает нумеровать передвижные источники как стационарные источники (например, № 6001, 6002 и т.д.). По нашему мнению, такое допущение справедливо в том случае, если передвижные источники учитываются как стационарные неорганизованные источники выбросов в составе выбросов от стационарного неорганизованного источника (например, стоянка транспорта, проезд автомобильного или железнодорожного транспорта).

Согласно п. 15 Порядка № 871 допускается нумерация стоянок и иных мест и сооружений, где эксплуатируются (функционируют) передвижные ИЗАВ, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для стационарных ИЗАВ.

Разъяснения Минприроды России

При проработке вопроса учета передвижных ИЗАВ мы запросили в Минприроды России дополнительное разъяснение, на что государственный орган нам ответил:


[1] Статья 1 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).

[2] Здесь и далее выделено автором (прим. ред.).

[3] В части «Толкование требований Порядка № 871 Росприроднадзором» приведен пример, как смотрят на Порядок № 871 некоторые территориальные управления Росприроднадзора.

О.В. Николаенко, заместитель генерального директора ООО «СИСТЕМАЭКО», общественный инспектор по охране окружающей среды Росприроднадзора

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2023.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам