Корпоративный яхтинг

«Современные технологии управления персоналом» №2 2005 /

Беларусь — страна сухопутная. Но это совсем не значит, что граждане тоже должны быть сухопутными.  И у нас есть любители отдыха на воде, а именно на яхте. А если такой отдых сделать корпоративным, то это позволит, например, сплотить коллектив. Так вот, спешим сообщить, что появляются реальные возможности корпоративного отдыха на яхте у наших российских соседей. О том, что представляет собой корпоративный яхтинг, мы беседуем с одним из учредителей проекта Marin.ru Валерием ШИРЯЕВЫМ.

«СУПЕР: Насколько известно, законодателями моды в яхтинге считаются США и некоторые европейские страны. Расскажите о том, как «заражение» происходило в России. Как появился на свет проект Marin.ru?

Валерий Ширяев: В наибольшей степени на выход яхтинга из ограниченной потребительской ниши, превращение его в массовый вид активного отдыха сыграли Франция и особенно ФРГ в рамках традиционной немецкой пропаганды спорта и здорового образа жизни. Благодаря этому, а также росту благосостояния еще в 1960-е годы в Европе резко выросло количество яхт-клубов и яхтсменов. Сегодня на Западе это область туризма, по объемам инвестиций и количеству вовлеченных людей соизмеримая, например, с горнолыжным спортом. В России яхтинг стал заметным явлением с большим опозданием. В СССР это был удел государственных организаций и спортивных обществ, спорт, недоступный частным лицам. Особенно бурно яхтинг развивается в России последние 5 лет. Каждый год количество людей, решивших провести отпуск на яхте, удваивается. 

Нашей компании Marin.ru недавно исполнилось 4 года. В 2001 году трое энтузиастов с большим советским яхтенным прошлым приступили к развитию нового и довольно специфического для России сегмента туристического бизнеса — яхтенного чартера. Приход на рынок специалистов с советским опытом вообще характерен для нашей страны. Часто этот опыт только вредит бизнесу, ведь рынка в СССР вообще не было. Но именно в яхтинге такой опыт бесценен — это свод конкретных знаний, без них не обойтись.

Яхта довольно сложное устройство. Оно присутствует в многообразных бизнес-обстоятельствах и требует знания различных дисциплин, абсолютно ненужных в обычном туризме: навигации, особенностей районов плавания и так далее. Спасибо Петру I: в России соответствующие специалисты есть, и не хуже, чем в Европе. Благодаря этому Marin.ru успешно развивает все виды услуг на рынке яхтинга, включая аренду, ремонт, покупку и продажу яхт и сопутствующего оборудования, организует корпоративные мероприятия. В последний год активно развиваются такие направления, как дайвинг, серфинг и парасейлинг.

 

«СУПЕР»: Сегодня эксперты говорят о росте рынка корпоративного обслуживания во многих сферах бизнеса. Корпоративный клиент в яхтинге — явление распространенное?

В.Ш.: Существует мировая тенденция: все больше самых разных компаний переносят свои традиционные корпоративные мероприятия из отелей и «сухопутных» курортов на борт яхты. Это связано в первую очередь с появлением целого спектра предложений в каждой ценовой нише, на которую ориентируется конкретная фирма. Иными словами, помимо традиционно дорогих крупных судов престижных классов, по большей части моторных, сегодня можно найти варианты даже для совсем небогатых по европейским меркам компаний. Это организованные под ключ мини-ралли, аренда недорогих, но вместительных судов для выездных семинаров, календарных мероприятий и многое другое. Маршруты, которые разрабатываются для таких заказчиков, проходят по недорогим районам плавания. Но преимущества чистой природы, самой атмосферы круиза позволяют добавить к любому такому мероприятию прилагательные «эксклюзивный» и «элитный».

Что касается России, то обслуживание корпоративных клиентов как отдельно организованный рынок здесь только формируется. Многие руководители наших компаний все еще полагают, что корпоративный яхтинг чреват чрезмерным превышением бюджета. Стремление соответствовать определению «современный бизнес» нередко ограничивается закупками технических «примочек», выбором экстравагантных интерьеров, механическим копированием корпоративных кодексов.

Не сразу приходит понимание, что современность, простота, демократизм и элитарность легко могут уживаться в рамках одного подхода. Например, в яхтинге. Но несколько лет назад лед был сломан, появились первые корпоративные клиенты из числа наиболее продвинутых. Буквально единицы. Сегодня их количество растет, хотя и медленно.

 

«СУПЕР»: Слово «яхта» всегда ассоциировалось с чем-то буржуазным, доступным только избранным. Какие компании сегодня могут позволить себе проведение корпоративного мероприятия на яхте?

В.Ш.: Характерный эпизод из жизни Marin.ru: одними из первых, кто пробовал освоить яхту как вид активного отдыха, были представители нашего преступного мира. Их как раз и привлекал навеянный западным кино видеоряд: яхта, пальма, море, шезлонг, коктейль, девочки в бикини. Очень быстро они поняли, что яхта, пьянка и гулянка мало совместимы. Они ушли и более не появлялись. Яхта буквально вынуждает человека к активному, здоровому образу жизни. В реальной, некиношной жизни корабль предлагает совсем иное — спорт, познание мира, интересные встречи, самодисциплина. Это и есть мир западной элиты, если познавать его на собственном опыте, а не по кинохитам.

На Западе очень важно выглядеть в своих и чужих глазах современным человеком, бизнесменом. И огромное количество людей из европейского среднего класса устремилось в яхтинг именно из этих соображений. В ответ яхтенные агентства стали предлагать клиентам «бюджетные», экономичные решения. Сегодня средняя цена отдыха на яхте в Средиземном море на 30-40 % дороже традиционного пляжного отдыха. В некоторых случаях она уже сравнялась со стоимостью проживания в отеле. Но, являясь своеобразным плавучим отелем, сама яхта имеет перед ним неоспоримые преимущества.

Поэтому  в наступающем сезоне несложно будет найти вариант, устраивающий компании, традиционно ориентирующиеся в проведении своих корпоративных мероприятий на недорогие курорты Турции и Египта.

 

«СУПЕР»: Логично предположить, что владельцы или руководство компаний, которые серьезно увлечены проведением корпоративных мероприятий на яхте, могут, в конце концов, купить судно. Вам приходилось сталкиваться с подобными случаями?

В.Ш.: Для крупных мировых компаний, иметь не одно судно, а даже яхтенную флотилию — рядовая практика. Дело в том, что, помимо корпоративных мероприятий, эти яхты постоянно используют для проведения конфиденциальных переговоров с самыми важными партнерами в престижной обстановке. Кроме того, эти же суда защищают честь фирмы и представляют ее логотип на престижных гонках, которых в любом районе плавания достаточно. Эти регаты и учреждены именно с такими целями.

При всех изменениях на мировом рынке яхт и связанных с ними услуг, понятия «яхта» и «престиж» до сих пор разорвать невозможно. Что касается отечественного бизнеса, могу сказать, что сегодня мы ведем ряд переговоров с нашими компаниями о покупке судов именно для этих целей.

 

«СУПЕР»: Существует дискуссия по поводу того, чего в инсентив-программах больше — отдыха или делового общения. Что вы думаете по этому поводу и как настроен ваш корпоративный клиент?

В.Ш.: Каждый руководитель по-своему понимает разницу между отдыхом и работой в комфортных условиях. Соответственно, определяет пропорции этих сегментов в программе. Но только в «наземных» условиях и, как только разговор заходит о яхте, дискуссия становится бессмысленной. Строгое подчинение капитану, отвечающему перед фирмой и законом за безопасность судна и команды, необходимость осваивать новое пространство и специфические знания существуют только здесь. Кроме того, яхта — маленькая деревня. Надо иметь в виду вынужденное тесное общение на борту, невозможность спрятать свою лень и некомпетентность в отдельный номер отеля. Я уже не говорю, что во время плавания вся команда — единый экипаж с четко расписанными функциями. Все это в совокупности при правильной организации инсентив-программы исключает такое явление, как безделье. В таких условиях на первый план выходят дисциплина, самоконтроль, взаимная вежливость, интеллектуальная конкуренция.

 

«СУПЕР»: В чем, на ваш взгляд, преимущество совмещения корпоративного отдыха и делового мероприятия на яхте?

В.Ш.: Это новая, весьма современная форма поощрения сотрудников. Участие в учебном семинаре на борту, совмещенное с празднованиями дней рождения, привлечение сотрудника к выработке планов подразделения компании на будущее, оглашение специфических, индивидуальных поручений сотруднику в условиях престижного плавания — все это предполагает куда большую отдачу и коммерческий результат, нежели традиционный подарок работнику от фирмы, скажем, на юбилей или за особые достижения в работе. А по стоимости может быть и дешевле.

По существующей мировой статистике, большинству компаний, имеющих соответствующие расходам на этом рынке бюджеты корпоративных мероприятий, достаточно одного правильно организованного плавания, чтобы понять все его преимущества и вернуться на этот рынок снова.

«СУПЕР»: Приходилось слышать, что в яхтинге у корпоративных клиентов пользуются популярностью программы Team building. Не потому ли, что, как на «веревочных курсах», основная цель которых — сплочение коллектива, на яхте много  различных «веревок»? А если серьезно, хотелось бы спросить вот о чем. В тех же «веревочных курсах» есть инструкторы. Думаем, что реки и моря дилетантов тоже не терпят. Наверное, на судне должна быть команда специалистов? Существует ли подготовка для участников мероприятия, если кто-то захочет порулить? Существуют ли права на управление яхтой, аналогичные водительским?

В.Ш.: Цели программ Team building достигаются на яхте куда быстрее. Они обеспечиваются непрерывностью цикла. За исключением времени схода на берег все сотрудники компании — временный экипаж. Все обязанности расписываются на берегу и неукоснительно выполняются не потому, что инструктор оплачен. Просто по-другому нельзя — яхту угробишь. Неразрывную взаимосвязь личных обязанностей и работы коллег каждый видит и ощущает ежесекундно в любое время суток.

На борту яхты по правилам, принятым в большинстве наиболее популярных районов плавания, достаточно присутствия сертифицированного уполномоченной  международной яхтенной школой капитана с соответствующим правом на вождение судна необходимого класса. Разумеется, любой клиент может пройти на борту обучение, состоящее из нескольких этапов. И первый этап — сертификация матроса — готовы оплатить для своих сотрудников в ходе корпоративных мероприятий практически все клиенты. Дело это совсем нехлопотное, недорогое и позволяет в процессе учебы повысить сплоченность коллектива. Да и взглянуть друг на друга и на свои реакции в совершенно других условиях, нежели в офисе, очень полезно.

Получение прав на вождение судна — следующий этап. Он предполагает, что компания по-настоящему оценила все преимущества корпоративного яхтинга и решила развивать его на плановой основе. То есть фирма уже задумалась о корпоративных соревнованиях, удешевлении мероприятий (не надо в следующий раз платить за капитана), узнает о скидках на арендуемые яхты для постоянных клиентов и так далее. Собственно, все это и организует Marin.ru, имеющая собственную яхтенную школу.

«СУПЕР»: Практикуются ли в рамках корпоративного мероприятия регаты, если арендовано несколько яхт и клиентам захотелось погоняться?

В.Ш.: Такие ралли организуются по согласованию с заказчиком. Компания сама утверждает график и маршрут плавания. Она же утверждает на основе наших рекомендаций тип и продолжительность гонки. Равно как учреждает призы. Нередко компании участвуют в престижных соревнованиях. Это позволяет всем ее сотрудникам на борту ощутить значимость происходящего, поднять их самооценку. Сразу же повышается авторитет фирмы. В случае если время мероприятия совпадает подобными гонками, мы сами рекомендуем фирме-клиенту и район плавания, и форму участия в соревновании.

«СУПЕР»: Если разделить корпоративные мероприятия отечественного бизнеса по месту проведения, какие пользуются большей популярностью: зарубежные или отечественные?

В.Ш.: На сегодняшний день — пополам. Мероприятия во внутренних водных бассейнах России (Волга, Онега, Ока, водохранилища) чаще всего дешевле в транспортной составляющей. Если говорить о мероприятиях проводимых в европейской части России, то их проще организовать, дело облегчает родная языковая среда.

Очень важный момент: внутри страны такие мероприятия можно планировать на один день, даже на пол дня. Это может быть праздник фирмы, день рождения. И тут мы легко организуем для клиентов массу сопутствующих удовольствий, предоставляем собственных талантливых аниматоров, в том числе из популярных актеров. Соревнования, которые мы организуем на воде, легко согласовать по уровню сложности с заказчиком. Существующий парк пароходов позволяет выбрать оптимальный, посильный по финансам вариант, «упаковать» в мероприятие все замыслы руководства, не скатываясь при этом до уровня банального русского банкета.

Но есть, к сожалению, и минусы. В России очень короткий сезон для корпоративных праздников на воде. Все яхты и моторные суда открывают навигацию в конце апреля и заканчивают, как правило, в конце сентября. Но и летом мы не можем гарантировать клиенту и хорошую погоду. Ведь плавание планируется заранее, обычно не позднее чем за две недели. А на две недели Гидрометцентр достоверных прогнозов не дает. Кроме того, надо честно признать, что, у нас по сравнению со странами Средиземноморья, береговая инфраструктура этого бизнеса, развита плохо, даже в Московской области. Выручает сам корабль или яхта. С ними и дождь не страшен.

Таким образом, выбор страны и района плавания определяется целями заказчика при учете затрат и особенностей сезона, на который выпало мероприятие, и вышеприведенными соображениями.

 

«СУПЕР»: Существуют компании большие и маленькие. Как подбираются яхты в зависимости от количества участников и от финансовых возможностей корпоративного клиента?

В.Ш.: Тактика внутрифирменного планирования заказчика проста. После того как он определил время мероприятия и количество участников, мы проводим с ним ряд консультаций, последовательно приближая его к пониманию преимуществ определенных районов плавания в выбранный сезон. Как правило, стоимость аренды судов не слишком отличается. При планировании, важнейшую роль играет цена перелета к месту проведения мероприятия.

При определении затрат, которые заказчик согласен понести в расчете на одного члена экипажа, учитываются те, от которых отказаться невозможно. Например, гонорар капитана и питание на борту. А вот брать ли с собой на борт кока, стюарда, аниматора, посещать ли рестораны, какой будет стоимость туров на берегу и лекционного цикла, которые мы обязательно предлагаем всем, — это решать заказчику. В конечном итоге, он оказывает решающее влияние на формирование цены мероприятия. Она зависит, прежде всего, от поставленных целей. Кстати, лекционный цикл мы готовим всякий раз индивидуально по личному заказу клиента. Просто вынуждены так поступать: слишком разные компании, слишком разные цели мероприятий.

Разумеется, бюджетом мероприятия определяется и тип яхт, их комфортабельность, автономность плавания. Но при любых, самых скромных раскладах современный яхтинг позволяет предоставить очень достойные условия и корабли.

«СУПЕР»: Когда корпоративное мероприятие проходит на суше, вопросы питания берет на себя кейтеринговая компания. Как организовано питание на яхте?

В.Ш.: Питание на яхте организует само яхтенное агентство. Любое судно имеет более чем достаточно места, чтобы сделать запас на все плавание. Рацион согласовывается с заказчиком в процессе подготовки мероприятия. Завтрак, как правило, мало отличается от того, к чему мы привыкли в гостиницах. Для него закупаются продукты, не требующие вторичной тепловой обработки. Это упакованные для длительного хранения яйца, суфле, нарезки, йогурты и другие молочные продукты, мюсли, кукурузные хлопья, каши быстрого приготовления, фрукты, салаты и овощи всех видов. Обязательно свежий хлеб, для этого, соответственно, маршрут планируется с регулярными заходами в торговые зоны.

Каждая яхта независимо от класса оборудована камбузом, позволяющим готовить на ходу в условиях любого крена. Мой личный опыт позволяет утверждать, что качество еды, приготовленной на борту современных чартерных яхт мировых брендов, например Sun Odyssey или Dufour не отличается от качества стационарного питания в отеле. Поэтому обед на борту будет таким, какой пожелает клиент.

А вот дальше начинаются вопросы бюджета мероприятия. Будут сотрудники готовить сами или наймут кока? Нередко вопрос решается клиентом кардинально: питание организуется на берегу, в многочисленных ресторанах береговой яхтенной инфраструктуры. Действительно, существуют районы плавания, где такое решение ненамного увеличивает его стоимость. Надо только помнить, что в этом случае плавать придется в буквальном смысле от ресторана к ресторану.

«СУПЕР»: Один из стереотипов, связанных с морем, — морская болезнь. У ваших клиентов возникали подобные проблемы?

В.Ш.: По статистике, 5 % людей укачивается всегда и при всех обстоятельствах. В их число входил и знаменитый адмирал Нельсон. 5 % в принципе не знают, что такое качка. Остальные люди находятся в процессе непрерывной адаптации. Существуют методы быстрой адаптации, но все это строго индивидуально. Сказанное относится только к специальному случаю — сильной длительной качке, когда людям становится действительно невмоготу, например при сильном шторме.

Но почти все районы плавания с развитой яхтенной инфраструктурой, которые мы используем, в сезон навигации вообще не знают, что такое сильное волнение. Средиземноморье мелко и спокойно. Собственно, поэтому и катается по нему на собственных и арендованных яхтах весь средний класс ФРГ, Франции и Италии — обычные бюргеры, а никакие не морские волки. Тем не менее агентства, которые организуют отдых на яхтах, страхуются и от случайного летнего шторма.

Все маршруты, которые мы разрабатываем, строго индивидуальны. Они учитывают личный опыт заказчика и его команды. Для людей, знакомящихся с яхтингом впервые, обязательно предусматриваются маршруты через зоны островов, изрезанной береговой линии, способной в считанные минуты укрыть яхту от волнения. Поэтому проблемы морской болезни как постоянного фактора, сопутствующего нашему бизнесу, мы не знаем. Клиенты, идущие в плавание во второй раз, а таких более 70 %, уже не спрашивают ни о качке, ни о морской болезни. Для них важен маршрут, цены, что-то еще.

Тем не менее, хочется специально отметить, что морская болезнь – явление не совсем физиологическое. Оно связано в первую очередь с психикой человека. Это доказано многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых. Например, на Онежском озере в 1970-е годы проходило подробное изучение этого явления в интересах космонавтики (изучались возможности тренинга вестибулярного аппарата космонавтов). Они показали прямую зависимость личной оценки человека проблемы качки и его укачиваемости. Существует ряд препаратов от качки, выполняющих в первую очередь роль психологической поддержки. 

 

«СУПЕР»: В заключение — ваше мнение о перспективах развития яхтинга в России.

В.Ш.: Внутренний яхтинг будет развиваться медленно, так как инвестиции в его инфраструктуру (пристани, дороги, пирсы, оборудованные марины, топливные заправки) требуют вложений, к которым отечественный бизнес не готов. Очевидно, что существующая инфраструктура не удовлетворяет растущим потребностям этого бизнеса. Но положение может изменить только приток крупного международного капитала, как это случилось, например, с гостиничным строительством. Клиентская база как раз вполне достойная.

В этих условиях гораздо быстрее будет расти поток российских клиентов в зоны хорошо развитого яхтинга, в первую очередь Средиземноморье. В этих районах предоставляется наибольший комплекс самых качественных услуг яхтинга. Зимой можно плавать в Таиланде, хотя не менее интересные возможности в этот сезон предоставляет зона Карибского бассейна и частично Канарские острова.

В целом яхтенный рынок в России будет динамично развиваться в ближайшие пять лет. Границы его насыщения пока не видны, пока их даже трудно определить. Задача яхтенных агентств — сделать этот вид активного отдыха таким же доступным и массовым, как в Европе. Он является безошибочным индикатором становления и развития отечественного среднего класса. Именно по темпам развития яхтинга, а не обычного туризма, в России можно судить о положении этого слоя населения, образующего основы государства.

Статья опубликована в журнале «Современные технологии управления персоналом» № 2, 2005.

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.