Отдаем журнал бесплатно!

Как составить текст приказа по основной деятельности

В статье подробно расскажем, как составить текст приказа по основной деятельности, и разберемся, как оформить два тесно связанных с ним реквизита: «Заголовок к тексту» и «Отметка о наличии приложения». А также ответим на ваши вопросы по оформлению элементов приказа.

ЗАГОЛОВОК К ТЕКСТУ

 Формулировка: правильная или неудачная. Любое произведение, художественное или официально-деловое, начинается с заголовка. Приказ – не исключение.

Заголовок к тексту приказа традиционно отвечает на вопрос «О чем?», реже – «О ком?» и представляет собой конструкцию в предложном падеже:

Как видно, в формулировках заголовков присутствуют в основном имена существительные, реже – глаголы. Прилагательные не используются – с ними заголовок перестанет быть кратким:

Таким образом, заголовок кратко информирует нас о содержании приказа. Официально-деловой стиль абсолютно исключает какой-либо креатив в формулировках заголовков документов. Еще один (реальный) пример неудачного заголовка к приказу о субботнике:

Такой заголовок отлично смотрелся бы в корпоративном блоге, рассылке, газете – где угодно, но только не в официальном распорядительном документе.

 Расположение: слева или по центру. Встречается два варианта размещения заголовка в приказе: выровнять от левого края или разместить по центру (Пример 1).

 При внесении изменений, дополнений в приказ или отмене приказа нужно ли выносить в заголовок выходные данные изменяемого приказа? А если изменяется несколько приказов?

 Приведем три варианта заголовков к приказу, который вносит изменения сразу в три изданных ранее приказа.

Вариант А:

Вариант Б:

Вариант В:

Для ответа на вопрос нужно понимать, для чего вообще приказу нужен заголовок. Помимо формулирования темы документа, заголовок выполняет еще и функцию идентификации. Он выносится в учетную форму наряду с номером, датой и автором документа. Зачастую именно по заголовку ищут приказ, поэтому вариант В неинформативен. Вряд ли кто-то вспомнит номер и дату, а вот то, что приказ был о создании экспертной комиссии, наверняка вспомнят. И в строку поиска введут именно эту фразу.

Ответ на вопрос зависит также от того, как организован учет приказов. Если документы регистрируют:

 в бумажной книге учета, оформлять заголовок нужно только по варианту А. Иначе среди сотен других приказов найти именно тот, в котором говорится об экспертной комиссии, невозможно. Придется вручную искать заголовок, содержащий ключевую фразу «экспертная комиссия»;

 в простой электронной форме – табличном редакторе (например, Excel). В этом случае придется выбирать или вариант А, или вариант Б. Последний – с оговоркой, что секретарь вносит в записи о приказах отметки об их изменении;

 в СЭД или в другой программе, которая позволяет связывать между собой регистрационные записи. В этой ситуации подойдет как вариант Б, так и вариант А. Главное – найти исходный приказ, а от него по ссылкам добраться до изменяющего.

ТЕКСТ ПРИКАЗА: СТРУКТУРА

Текст приказа по основной деятельности делится на две части. Первая – констатирующая. В ней приводится основание для издания приказа. Вторая – распорядительная. Она содержит управленческие решения. Части отделяются друг от друга словом «приказываю».

Констатирующая часть текста

Методические рекомендации для ФОИВ требуют приводить основание для издания любого приказа по основной деятельности.

Руководитель не может просто так взять и приказать что-либо: для этого обязательно должна быть причина (основание), и это основание излагается в констатирующей части. Основания для издания приказа можно разделить на внешние и внутренние.

 Внешние основания, как правило, такие:

• нормативное указание, полученное от вышестоящей, контролирующей организации, государственного органа, например:

• принятие нового закона, стандарта, введение «извне» новых правил выполнения организацией производственных или бизнес-процессов, например:

Внутренние основания для издания приказа зависят от сферы деятельности организации и не поддаются подсчету. К общим внутренним основаниям относятся:

• введение нового или изменение существующего производственного или бизнес-процесса, например:

Е.Н. Кожанова, специалист по ДОУ и кадровому делопроизводству

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 4, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Как составить текст приказа по основной деятельности

В статье подробно расскажем, как составить текст приказа по основной деятельности, и разберемся, как оформить два тесно связанных с ним реквизита: «Заголовок к тексту» и «Отметка о наличии приложения». А также ответим на ваши вопросы по оформлению элементов приказа.

ЗАГОЛОВОК К ТЕКСТУ

 Формулировка: правильная или неудачная. Любое произведение, художественное или официально-деловое, начинается с заголовка. Приказ – не исключение.

Заголовок к тексту приказа традиционно отвечает на вопрос «О чем?», реже – «О ком?» и представляет собой конструкцию в предложном падеже:

Как видно, в формулировках заголовков присутствуют в основном имена существительные, реже – глаголы. Прилагательные не используются – с ними заголовок перестанет быть кратким:

Таким образом, заголовок кратко информирует нас о содержании приказа. Официально-деловой стиль абсолютно исключает какой-либо креатив в формулировках заголовков документов. Еще один (реальный) пример неудачного заголовка к приказу о субботнике:

Такой заголовок отлично смотрелся бы в корпоративном блоге, рассылке, газете – где угодно, но только не в официальном распорядительном документе.

 Расположение: слева или по центру. Встречается два варианта размещения заголовка в приказе: выровнять от левого края или разместить по центру (Пример 1).

 При внесении изменений, дополнений в приказ или отмене приказа нужно ли выносить в заголовок выходные данные изменяемого приказа? А если изменяется несколько приказов?

 Приведем три варианта заголовков к приказу, который вносит изменения сразу в три изданных ранее приказа.

Вариант А:

Вариант Б:

Вариант В:

Для ответа на вопрос нужно понимать, для чего вообще приказу нужен заголовок. Помимо формулирования темы документа, заголовок выполняет еще и функцию идентификации. Он выносится в учетную форму наряду с номером, датой и автором документа. Зачастую именно по заголовку ищут приказ, поэтому вариант В неинформативен. Вряд ли кто-то вспомнит номер и дату, а вот то, что приказ был о создании экспертной комиссии, наверняка вспомнят. И в строку поиска введут именно эту фразу.

Ответ на вопрос зависит также от того, как организован учет приказов. Если документы регистрируют:

 в бумажной книге учета, оформлять заголовок нужно только по варианту А. Иначе среди сотен других приказов найти именно тот, в котором говорится об экспертной комиссии, невозможно. Придется вручную искать заголовок, содержащий ключевую фразу «экспертная комиссия»;

 в простой электронной форме – табличном редакторе (например, Excel). В этом случае придется выбирать или вариант А, или вариант Б. Последний – с оговоркой, что секретарь вносит в записи о приказах отметки об их изменении;

 в СЭД или в другой программе, которая позволяет связывать между собой регистрационные записи. В этой ситуации подойдет как вариант Б, так и вариант А. Главное – найти исходный приказ, а от него по ссылкам добраться до изменяющего.

ТЕКСТ ПРИКАЗА: СТРУКТУРА

Текст приказа по основной деятельности делится на две части. Первая – констатирующая. В ней приводится основание для издания приказа. Вторая – распорядительная. Она содержит управленческие решения. Части отделяются друг от друга словом «приказываю».

Констатирующая часть текста

Методические рекомендации для ФОИВ требуют приводить основание для издания любого приказа по основной деятельности.

Руководитель не может просто так взять и приказать что-либо: для этого обязательно должна быть причина (основание), и это основание излагается в констатирующей части. Основания для издания приказа можно разделить на внешние и внутренние.

 Внешние основания, как правило, такие:

• нормативное указание, полученное от вышестоящей, контролирующей организации, государственного органа, например:

• принятие нового закона, стандарта, введение «извне» новых правил выполнения организацией производственных или бизнес-процессов, например:

Внутренние основания для издания приказа зависят от сферы деятельности организации и не поддаются подсчету. К общим внутренним основаниям относятся:

• введение нового или изменение существующего производственного или бизнес-процесса, например:

Е.Н. Кожанова, специалист по ДОУ и кадровому делопроизводству

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 4, 2018.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам