Отдаем журнал бесплатно!

Пишем письмо в государственный орган

Переписка с государственными органами часто стоит особняком в деловых коммуникациях организации. А для физических лиц переписка с «инстанциями» – настоящая эпопея. В статье разберем нюансы составления текстов писем для каждого из адресантов, а также выясним, как отправить письмо и когда ждать ответа.

Правила обращения: нормативная база

Обратиться в государственный орган с «челобитной» может как физическое лицо, так и организация. Двум категориям заявителей, чтобы знать свои права при направлении обращения, нужно ознакомиться с разными документами.

Физические лица ориентируются на Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.11.2017; далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).

Юридические лица внимательно читают Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477, с изм. в ред. от 26.04.2016; далее – Правила делопроизводства для ФОИВ), а также Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452, в ред. от 10.07.2017; далее – Типовой регламент для ФОИВ).

ПРЕДЛАГАЕМ, ЗАЯВЛЯЕМ, ЖАЛУЕМСЯ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Каждая организация или физическое лицо имеет право обратиться в государственный орган с предложением, заявлением или жалобой. Рассмотрим, чем отличаются друг от друга эти три вида обращений. Определения раскрыты в ст. 4 Федерального закона № 59-ФЗ:

Таким образом, если мы хотим добиться установки знака пешеходного перехода там, где этот переход и так стихийно существует многие годы, составляется предложение.

Если желаем сообщить о бездействии управляющей компании, которая никак не отрегулирует освещение в подъезде, – пишем заявление.

К жалобе прибегаем, только если явно нарушены наши права. Например, при благоустройстве двора пострадал припаркованный там автомобиль, а подрядчик не торопится компенсировать ущерб.

Организация может предложить привести в порядок дорогу между несколькими тесно стоящими офисными зданиями, заявить о загрязнении окружающей среды, пожаловаться на проверяющего, который явно превышает свои полномочия.

Категории обращений достаточно условны, поэтому знать эти нюансы автору не требуется: обращение рассмотрят в любом случае. Но чем грамотнее составлено письмо, тем больше шансов продвинуться в достижении своей цели: тех, кто с порога заявляет о том, что знаком с правилами и знает закон, всегда слушают более внимательно и охотнее с ними контактируют.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

Кому пишем?

Важно знать, по адресу ли направляется обращение, находится ли вопрос в компетенции того государственного органа, который автор письма избрал своим адресатом?

Зачастую обычному гражданину сделать это сложно. Например, если физическое лицо хочет пожаловаться на состояние автомобильной дороги, то теоретически писать можно и в районную, и в городскую администрацию, а также в муниципалитет и даже в ГИБДД.

Пожалуй, сначала лучше обзвонить все перечисленные учреждения и попытаться выяснить, кто отвечает за конкретную дорогу, после чего писать письма.

«На деревню дедушке» не доставили еще ни одно письмо. Хотя согласно Федеральному закону № 59-ФЗ госорган, даже получив «не свое» обращение, должен перенаправить его по адресу с обязательным уведомлением отправителя. Однако пути перенаправлений столь извилисты, что до конечной инстанции доходят не все письма.

Как пишем?

Для граждан нет правил составления обращения в государственные органы. То есть форма письма – свободная. Однако авторам – физическим лицам важно знать: в тексте не нужно выкладываться эмоционально.

Обязанности работников госучреждения могут распределиться таким образом, что глава этого учреждения письма даже не увидит. С письмом ознакомится специалист канцелярии, который передаст его заместителю главы, в ведении которого находится этот вопрос. Заместитель главы переадресует письмо своему подчиненному, тот – специалисту, который и подготовит ответ на обращение. Поэтому саркастические формулировки, остроты, а также любой негатив по отношению к чиновнику лично, ситуации и целиком власти пропадут зря.

Текст письма должен быть коротким и информационно насыщенным, а если эмоциональные формулировки неудержимо рвутся наружу, то лучше выплеснуть их в личный блог, а не в письмо в адрес госучреждения. В этом вопросе стоит ориентироваться на авторов писем от имени организации, которые знают, что деловой текст лишен эмоций.

Что указываем в обращении?

Общие требования к оформлению письма, которое составляет физическое лицо, содержатся в ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ (к перечисленному ниже необязательно, но нелишним будет указать контактный номер телефона):

Письмо от физического лица можно оформить, как в Примере 1.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Обращаются в государственные органы и учреждения многие организации. От таких обращений часто зависит благополучие организации, а порой и само ее существование.

Если государственный орган по отношению к организации выполняет контролирующие, надзорные функции, то, скорее всего, переписка между ними ведется весьма активно, и учить ее вести не нужно.

Но есть и другие организации – как правило, небольшие, которые с государством практически не пересекаются, а все свои деловые вопросы решают с физическими лицами и коммерческими предприятиями. Обращение в госучреждение для такой организации – целое событие.

Писать в государственный орган организация может и в имиджевых целях, демонстрируя заботу о людях, городе или окружающей среде. Иногда даже удается чего-то добиться, хотя едва ли только при помощи переписки: без личного участия первого лица любое дело вряд ли сдвинется с мертвой точки, а переписке отводится роль вспомогательная и информационная. И в этом принципиальная разница между заявителями: переписка для физического лица – основное и часто единственное орудие для достижения цели.

Е.Н. Кожанова, специалист по ДОУ и кадровому делопроизводству

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 4, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Пишем письмо в государственный орган

Переписка с государственными органами часто стоит особняком в деловых коммуникациях организации. А для физических лиц переписка с «инстанциями» – настоящая эпопея. В статье разберем нюансы составления текстов писем для каждого из адресантов, а также выясним, как отправить письмо и когда ждать ответа.

Правила обращения: нормативная база

Обратиться в государственный орган с «челобитной» может как физическое лицо, так и организация. Двум категориям заявителей, чтобы знать свои права при направлении обращения, нужно ознакомиться с разными документами.

Физические лица ориентируются на Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.11.2017; далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).

Юридические лица внимательно читают Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477, с изм. в ред. от 26.04.2016; далее – Правила делопроизводства для ФОИВ), а также Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452, в ред. от 10.07.2017; далее – Типовой регламент для ФОИВ).

ПРЕДЛАГАЕМ, ЗАЯВЛЯЕМ, ЖАЛУЕМСЯ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Каждая организация или физическое лицо имеет право обратиться в государственный орган с предложением, заявлением или жалобой. Рассмотрим, чем отличаются друг от друга эти три вида обращений. Определения раскрыты в ст. 4 Федерального закона № 59-ФЗ:

Таким образом, если мы хотим добиться установки знака пешеходного перехода там, где этот переход и так стихийно существует многие годы, составляется предложение.

Если желаем сообщить о бездействии управляющей компании, которая никак не отрегулирует освещение в подъезде, – пишем заявление.

К жалобе прибегаем, только если явно нарушены наши права. Например, при благоустройстве двора пострадал припаркованный там автомобиль, а подрядчик не торопится компенсировать ущерб.

Организация может предложить привести в порядок дорогу между несколькими тесно стоящими офисными зданиями, заявить о загрязнении окружающей среды, пожаловаться на проверяющего, который явно превышает свои полномочия.

Категории обращений достаточно условны, поэтому знать эти нюансы автору не требуется: обращение рассмотрят в любом случае. Но чем грамотнее составлено письмо, тем больше шансов продвинуться в достижении своей цели: тех, кто с порога заявляет о том, что знаком с правилами и знает закон, всегда слушают более внимательно и охотнее с ними контактируют.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

Кому пишем?

Важно знать, по адресу ли направляется обращение, находится ли вопрос в компетенции того государственного органа, который автор письма избрал своим адресатом?

Зачастую обычному гражданину сделать это сложно. Например, если физическое лицо хочет пожаловаться на состояние автомобильной дороги, то теоретически писать можно и в районную, и в городскую администрацию, а также в муниципалитет и даже в ГИБДД.

Пожалуй, сначала лучше обзвонить все перечисленные учреждения и попытаться выяснить, кто отвечает за конкретную дорогу, после чего писать письма.

«На деревню дедушке» не доставили еще ни одно письмо. Хотя согласно Федеральному закону № 59-ФЗ госорган, даже получив «не свое» обращение, должен перенаправить его по адресу с обязательным уведомлением отправителя. Однако пути перенаправлений столь извилисты, что до конечной инстанции доходят не все письма.

Как пишем?

Для граждан нет правил составления обращения в государственные органы. То есть форма письма – свободная. Однако авторам – физическим лицам важно знать: в тексте не нужно выкладываться эмоционально.

Обязанности работников госучреждения могут распределиться таким образом, что глава этого учреждения письма даже не увидит. С письмом ознакомится специалист канцелярии, который передаст его заместителю главы, в ведении которого находится этот вопрос. Заместитель главы переадресует письмо своему подчиненному, тот – специалисту, который и подготовит ответ на обращение. Поэтому саркастические формулировки, остроты, а также любой негатив по отношению к чиновнику лично, ситуации и целиком власти пропадут зря.

Текст письма должен быть коротким и информационно насыщенным, а если эмоциональные формулировки неудержимо рвутся наружу, то лучше выплеснуть их в личный блог, а не в письмо в адрес госучреждения. В этом вопросе стоит ориентироваться на авторов писем от имени организации, которые знают, что деловой текст лишен эмоций.

Что указываем в обращении?

Общие требования к оформлению письма, которое составляет физическое лицо, содержатся в ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ (к перечисленному ниже необязательно, но нелишним будет указать контактный номер телефона):

Письмо от физического лица можно оформить, как в Примере 1.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Обращаются в государственные органы и учреждения многие организации. От таких обращений часто зависит благополучие организации, а порой и само ее существование.

Если государственный орган по отношению к организации выполняет контролирующие, надзорные функции, то, скорее всего, переписка между ними ведется весьма активно, и учить ее вести не нужно.

Но есть и другие организации – как правило, небольшие, которые с государством практически не пересекаются, а все свои деловые вопросы решают с физическими лицами и коммерческими предприятиями. Обращение в госучреждение для такой организации – целое событие.

Писать в государственный орган организация может и в имиджевых целях, демонстрируя заботу о людях, городе или окружающей среде. Иногда даже удается чего-то добиться, хотя едва ли только при помощи переписки: без личного участия первого лица любое дело вряд ли сдвинется с мертвой точки, а переписке отводится роль вспомогательная и информационная. И в этом принципиальная разница между заявителями: переписка для физического лица – основное и часто единственное орудие для достижения цели.

Е.Н. Кожанова, специалист по ДОУ и кадровому делопроизводству

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 4, 2018.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам