Отдаем журнал бесплатно!

Манипуляции в бизнесе

Новая страница 1

Пассивность, безынициативность, привитая еще в советское время, когда все отвечали за все и никто конкретно ни за что, желание не напрягаться, не прикладывать лишних усилий, упростить себе задачу – весьма распространенные явления. В конце концов, кому хочется нести горы ответственности за мизерную зарплату? Так «думает» Коллектив и начинает перекладывать на Адресата ответственность за принимаемые решения. А Адресат – Начальник, и если он современный просвещенный менеджер, вовсе не собирается всю работу делать за своих подчиненных. Бизнес не терпит остановок: поручения Начальника сыплются как из рога изобилия, Начальник требует творческого подхода к решению поставленной проблемы, оперативности выполнения принятого решения, а все это как раз предполагает, что подчиненные должны «напрягаться», прикладывать усилия, искать новую информацию, должны быть инициативными и активными.

Простейшие манипуляции можно обнаружить уже на уровне речевого общения.

Например, когда вам дают указания вроде Говорите медленнее; Смените тон, то в таких случаях не только демонстрируют свою силу и превосходство, а заставляют делать несвойственные вам вещи, заставляют поменять темперамент (когда вы не можете тараторить, как ваш Начальник), убрать эмоцию (только неизвестно, куда ее можно убрать, если она – эмоция – уже возникла). Разумеется, Начальник может и должен отдавать приказы, но если от требует изменить присущую человеку интонацию изложения или темп речи – это уже манипулирование.

Что делать в таких случаях? Во-первых, знать об этом. Во-вторых, не позволять кому бы то ни было переделывать вас. Очень часто такой манипулятор стремится воздействовать на вас физически, врывается в ваше личное пространство: подходит слишком близко (а вам это неприятно), без спроса перебирает вещи на вашем столе и т.п. Как бы это ни было сложно, постарайтесь не тратить свой драгоценный адреналин на подобных людей. Не реагируйте негативно, хотя вас и провоцируют на это. Спокойно, сохраняя собственное достоинство, скажите, что «говорить быстрее» вы не можете, что у вас другой темперамент и что вы не можете быть «клоном» собеседника. Если же вам указывают на недопустимый тон речи, то здесь необходимо учитывать обстоятельства. На Начальника, видимо, не стоит повышать голос (хотя, если вы готовы нести ответственность за последствия и вас очень сильно задели, то можно), а в других ситуациях вы имеете полное право испытывать любые чувства: и гнев, и раздражение, и агрессию – потому что вы живой человек и потому что эмоции старше интеллекта на много миллионов лет. Врачи и психологи утверждают, что подавление эмоций ведет к появлению многих психосоматических заболеваний, и излишняя наша покорность не способствует сохранению психического здоровья.

Унижение, обвинение (Что вы натворили!) – разновидность сильнейшей формы манипулирования. Вина – мафия чувств! Если вы вселяете чувство вины в человека, вы можете вить из него веревки. Вечно недовольное лицо Начальника, его внезапные «набеги» с проверками (кто тут чем занимается?), ворчание, доносящееся из кабинета, вызовы «на ковер» – все это создает нервозную обстановку, приводит к тому, что у всех постоянно держится высокий уровень напряжения и тревоги (а у некоторых – и давления). Совет здесь только один: даже если имеются все признаки надвигающейся «грозы», не концентрируйте на этом внимание, постарайтесь (хотя это и трудно) абстрагироваться от витающего в воздухе негатива. Сосредоточьтесь на деле, думайте о приятном.

Оценки, ярлыки, упреки (Это неправильно! Вы чем думаете? и т.п.) унижают его человеческое достоинство и ставят собеседника на более низкую ступень иерархической лестницы. Если вы считаете себя «маленьким человеком», то вас это, скорее всего, не заденет. Но если вы себя уважаете, то у вас есть два пути реагирования на такие ситуации. Первый – уход (молчание, пассив, игнорирование). Если соперник сильнее, грубее, бестактнее – не переиграете и не сумеете защититься. «Не стоит связываться с безумным пьяницей, если он может убить вас». Второй путь называется «игра в научное исследование»: А Вы не могли бы уточнить суть этого слова? От какого это корня? Я не замечал за собой такого, а вы часто замечали это за мной? и т. п. Можно, конечно, использовать и некорректный прием – оскорбление в ответ, если это не противоречит вашим моральным принципам. Ну а самое правильное, что вы можете сказать: Почему вы позволяете себе со мной так обходиться? Почему вы оскорбляете (унижаете) меня?

Интерпретация (Я знаю, почему вы так себя ведете; Я знаю, что вы сейчас скажете) – это вообще одна из форм подавления. Под таким прессом «психотерапевтического» анализа и диагноза находиться очень неприятно. Тебя как бы лишают твоей индивидуальности – ты становишься набором чьих-то, невесть откуда взявшихся теоретических предположений. Кто-то интеллектуально забавляется, экспериментируя с твоей личностью. Пресекайте такие попытки. Скажите: Я не на приеме у психоаналитика, вы не имеете никакого права строить разные предположения насчет мотивов моего поведения. Мне виднее, почему я так думаю и поступаю.

Как мы уже говорили, секретарь находится между двух огней: руководитель часто использует его как собственный «указующий перст», «ходячий приказ», а подчиненные весьма справедливо не считаются с такой позицией секретаря. И тогда у секретаря возникает проблема выбора, причем выбора непростого, порождающего большую внутреннюю напряженность и тревогу: бесконфликтное общение, которое часто отнимает много сил (некоторых нужно уговаривать, под других подстраиваться, а от третьих терпеть грубости и намеки), или же положение конфликтогена (твердость в донесении приказа до исполнителя). А здесь опять встает проблема выбора: либо ты вступаешь в конфликт с нерадивым подчиненным и наживаешь себе очередного врага, либо прибегаешь ко всякого рода хитростям, то есть к манипуляциям. Получается, что секретарь – фигура, обреченная на использование разного рода манипуляций, ведь он должен выполнять свои профессиональные обязанности.

Из этого следует, что секретарь должен иметь психологическую подготовку почти на уровне университетского курса, а еще лучше – второе психологическое образование по специальности «практический психолог». Если человек не знаком с основами психологии, не знает своих слабых сторон, неверно определяет тип своего характера – он будет находкой для манипулятора.

Веселова Н.В.

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 2, 2003.

Отдаем журнал бесплатно!

Манипуляции в бизнесе

Новая страница 1

Пассивность, безынициативность, привитая еще в советское время, когда все отвечали за все и никто конкретно ни за что, желание не напрягаться, не прикладывать лишних усилий, упростить себе задачу – весьма распространенные явления. В конце концов, кому хочется нести горы ответственности за мизерную зарплату? Так «думает» Коллектив и начинает перекладывать на Адресата ответственность за принимаемые решения. А Адресат – Начальник, и если он современный просвещенный менеджер, вовсе не собирается всю работу делать за своих подчиненных. Бизнес не терпит остановок: поручения Начальника сыплются как из рога изобилия, Начальник требует творческого подхода к решению поставленной проблемы, оперативности выполнения принятого решения, а все это как раз предполагает, что подчиненные должны «напрягаться», прикладывать усилия, искать новую информацию, должны быть инициативными и активными.

Простейшие манипуляции можно обнаружить уже на уровне речевого общения.

Например, когда вам дают указания вроде Говорите медленнее; Смените тон, то в таких случаях не только демонстрируют свою силу и превосходство, а заставляют делать несвойственные вам вещи, заставляют поменять темперамент (когда вы не можете тараторить, как ваш Начальник), убрать эмоцию (только неизвестно, куда ее можно убрать, если она – эмоция – уже возникла). Разумеется, Начальник может и должен отдавать приказы, но если от требует изменить присущую человеку интонацию изложения или темп речи – это уже манипулирование.

Что делать в таких случаях? Во-первых, знать об этом. Во-вторых, не позволять кому бы то ни было переделывать вас. Очень часто такой манипулятор стремится воздействовать на вас физически, врывается в ваше личное пространство: подходит слишком близко (а вам это неприятно), без спроса перебирает вещи на вашем столе и т.п. Как бы это ни было сложно, постарайтесь не тратить свой драгоценный адреналин на подобных людей. Не реагируйте негативно, хотя вас и провоцируют на это. Спокойно, сохраняя собственное достоинство, скажите, что «говорить быстрее» вы не можете, что у вас другой темперамент и что вы не можете быть «клоном» собеседника. Если же вам указывают на недопустимый тон речи, то здесь необходимо учитывать обстоятельства. На Начальника, видимо, не стоит повышать голос (хотя, если вы готовы нести ответственность за последствия и вас очень сильно задели, то можно), а в других ситуациях вы имеете полное право испытывать любые чувства: и гнев, и раздражение, и агрессию – потому что вы живой человек и потому что эмоции старше интеллекта на много миллионов лет. Врачи и психологи утверждают, что подавление эмоций ведет к появлению многих психосоматических заболеваний, и излишняя наша покорность не способствует сохранению психического здоровья.

Унижение, обвинение (Что вы натворили!) – разновидность сильнейшей формы манипулирования. Вина – мафия чувств! Если вы вселяете чувство вины в человека, вы можете вить из него веревки. Вечно недовольное лицо Начальника, его внезапные «набеги» с проверками (кто тут чем занимается?), ворчание, доносящееся из кабинета, вызовы «на ковер» – все это создает нервозную обстановку, приводит к тому, что у всех постоянно держится высокий уровень напряжения и тревоги (а у некоторых – и давления). Совет здесь только один: даже если имеются все признаки надвигающейся «грозы», не концентрируйте на этом внимание, постарайтесь (хотя это и трудно) абстрагироваться от витающего в воздухе негатива. Сосредоточьтесь на деле, думайте о приятном.

Оценки, ярлыки, упреки (Это неправильно! Вы чем думаете? и т.п.) унижают его человеческое достоинство и ставят собеседника на более низкую ступень иерархической лестницы. Если вы считаете себя «маленьким человеком», то вас это, скорее всего, не заденет. Но если вы себя уважаете, то у вас есть два пути реагирования на такие ситуации. Первый – уход (молчание, пассив, игнорирование). Если соперник сильнее, грубее, бестактнее – не переиграете и не сумеете защититься. «Не стоит связываться с безумным пьяницей, если он может убить вас». Второй путь называется «игра в научное исследование»: А Вы не могли бы уточнить суть этого слова? От какого это корня? Я не замечал за собой такого, а вы часто замечали это за мной? и т. п. Можно, конечно, использовать и некорректный прием – оскорбление в ответ, если это не противоречит вашим моральным принципам. Ну а самое правильное, что вы можете сказать: Почему вы позволяете себе со мной так обходиться? Почему вы оскорбляете (унижаете) меня?

Интерпретация (Я знаю, почему вы так себя ведете; Я знаю, что вы сейчас скажете) – это вообще одна из форм подавления. Под таким прессом «психотерапевтического» анализа и диагноза находиться очень неприятно. Тебя как бы лишают твоей индивидуальности – ты становишься набором чьих-то, невесть откуда взявшихся теоретических предположений. Кто-то интеллектуально забавляется, экспериментируя с твоей личностью. Пресекайте такие попытки. Скажите: Я не на приеме у психоаналитика, вы не имеете никакого права строить разные предположения насчет мотивов моего поведения. Мне виднее, почему я так думаю и поступаю.

Как мы уже говорили, секретарь находится между двух огней: руководитель часто использует его как собственный «указующий перст», «ходячий приказ», а подчиненные весьма справедливо не считаются с такой позицией секретаря. И тогда у секретаря возникает проблема выбора, причем выбора непростого, порождающего большую внутреннюю напряженность и тревогу: бесконфликтное общение, которое часто отнимает много сил (некоторых нужно уговаривать, под других подстраиваться, а от третьих терпеть грубости и намеки), или же положение конфликтогена (твердость в донесении приказа до исполнителя). А здесь опять встает проблема выбора: либо ты вступаешь в конфликт с нерадивым подчиненным и наживаешь себе очередного врага, либо прибегаешь ко всякого рода хитростям, то есть к манипуляциям. Получается, что секретарь – фигура, обреченная на использование разного рода манипуляций, ведь он должен выполнять свои профессиональные обязанности.

Из этого следует, что секретарь должен иметь психологическую подготовку почти на уровне университетского курса, а еще лучше – второе психологическое образование по специальности «практический психолог». Если человек не знаком с основами психологии, не знает своих слабых сторон, неверно определяет тип своего характера – он будет находкой для манипулятора.

Веселова Н.В.

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 2, 2003.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам