Отдаем журнал бесплатно!

Санитарно-эпидемиологические проблемы миграции

В настоящее время Россия испытывает иммиграционный бум. Большей частью к нам стремятся трудовые иммигранты из стран бывшего Советского Союза. Из истории мы знаем несколько примеров переселения больших масс людей из одного региона страны в другой. Во всех этих случаях перед властями стояла одна и та же задача — обеспечить безопасность здоровья населения: как приезжающего, так и местного. Какие угрозы здоровью появляются в случаях миграции большого количества людей?

Миграционные бумы

В истории СССР происходило несколько иммиграционных бумов. Это и массовые, всенародные стройки первых пятилеток в тридцатые годы — Магнитка, Новокузнецк, Комсомольск-на-Амуре. Освоение целинных земель. Но наиболее массовой миграцией были потоки эвакуированных граждан во время Великой Отечественной войны. И если миграции в мирное время носили более или менее организованный характер, то «военная эвакуация» проходила в короткий промежуток времени, зачастую в условиях боевых действий и организация была на невысоком уровне. В результате население испытывало значительные лишения, нередко часть людей гибла, особенно те, кто страдал хроническими заболеваниями.

Две стороны одной проблемы

Для удобства обсуждения проблемы угрозы здоровью в случаях миграции большого количества людей всю совокупность возникающих вопросов необходимо разделить на две части. Первая — часть – это проблемы иммигрантов. Вторая — возможные риски здоровью принимающей стороны.

И у принимающей, и у иммигрирующей сторон появляются схожие проблемы: социально-бытовые и противоэпидемические условия. На мой взгляд, плохо то, что в настоящее время на территории Российской Федерации нет действующих санитарных нормативов и правил, регулирующих вышеперечисленные аспекты. Поэтому попытаемся обсудить проблемы и изложить предложение по их решению.

Подавляющее большинство иммигрантов — граждане стран средней Азии и дальнего Востока. Указанные регионы, к сожаленью, являются не самыми благополучными по инфекционным заболеваниям. Соответственно, необходимо проводить мероприятия, направленные на недопущение ввоза возбудителей инфекционных заболеваний. Противоэпидемические мероприятия необходимо начинать на стадии оформления иммиграционных карт. Следовательно, необходимы законодательные акты, регламентирующие противоэпидемические условия получения иммиграционных карт. Речь идет о медицинских документах, подтверждающих отсутствие инфекционных болезней у въезжающих и наличие профилактических прививок против ряда инфекционных болезней, которые являются характерными для региона выбытия. Перечень таких заболеваний должен актуализироваться в зависимости от эпидемиологической ситуации. К сожалению, противоэпидемические мероприятия на въезде на территорию России проводятся только в период эпидемий. Чтобы противодействовать завозу инфекций, необходимо проводить также и работу, направленную на улучшение социально-бытовых условий тех, кто приезжает в нашу страну.

Мигранты трудовые и политико-экономические

В настоящее время имеется два вида мигрантов — трудовые мигранты (гастарбайтеры) и политико-экономические. Трудовые въезжают на территорию Российской Федерации на период работы. Мигранты политико-экономические предполагают постоянно проживать на территории России.

И в первом, и во втором случае при въезде на территорию России необходимо проводить противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Лучшее решение — отслеживание эпидситуаций в регионах, откуда прибывают основные массы мигрантов, и оперативное принятие решений о тех или иных противоэпидемических мероприятиях. К примеру, составления списка обязательных вакцинаций, о введении карантина и т. д.

Обратите внимание. Необходимы законодательные акты, регламентирующие противоэпидемические условия получения иммиграционных карт. Речь идет о медицинских документах, подтверждающих отсутствие инфекционных болезней у въезжающих и наличие профилактических прививок против ряда инфекционных болезней, которые являются характерными для региона, из которого прибывают мигранты. Перечень таких заболеваний должен актуализироваться в зависимости от эпидемиологической ситуации.

Нормативно-правовая база

В настоящее время на территории России действует Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 18.07.2011). Согласно ему население (в том числе и иностранцы) подлежат вакцинации при возникновении угрозы распространения инфекционных заболеваний. Однако согласно п. 2 ст. 11 «профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Таким образом, любой въезжающий в Россию иностранец, даже из страны, неблагополучной по инфекционным заболеваниям, имеет право отказаться от вакцинации и пересечь границу Российской Федерации на абсолютно законном основании.

В постановлении Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» не указаны работы, связанные со строительством, жилищно-коммунальным хозяйством и другими видами работ, которыми в основном занимаются трудовые мигранты. При этом данное постановление направлено на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний у лиц, занимающихся перечисленными работами. Конечно же, мы не против заботы о здоровье работников. Напротив. Но данное постановление, да и вышеуказанный закон совершенно не препятствуют завозу инфекций на территорию Российской Федерации.

Что делать?

Как ни парадоксально, но действующие ныне Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 19.07.2011) и профильные санитарные правила только обязывают работников проходить обязательные профилактические медосмотры и вакцинации. Однако в них ничего не говорится о том, что же необходимо предпринять при обнаружении какого-либо инфекционного заболевания. Ни отправить на принудительное лечение, ни отстранить от работы работника с инфекционным заболеванием никто не имеет права. Как пример — прошедшая по телевидению передача о социальной адаптации ВИЧ-инфицированных лиц, в которой милая девушка из Чебоксар с гордостью рассказывала о том, что, будучи ВИЧ-инфицированной, она продолжает работать в салоне красоты. Никто не призывает к дискриминации инфицированных лиц, но в борьбе за права меньшинства напрочь нарушены права большинства населения, которое подвергается риску инфицирования лицами, чьи права защищает закон, призванный защищать санитарно-эпидемиологическое благополучие того самого населения.

Остается только надеяться на то, что все въезжающие в Россию трудовые мигранты и лица, желающие получить вид на жительство, абсолютно здоровы.

После пересечения государственной границы все вышеперечисленные лица растворяются на просторах России.

 

Обратите внимание. Если, к примеру, уволить продавца продуктового магазина, болеющего брюшным тифом и холерой, и парикмахера, в крови у которого обнаружены возбудители сифилиса и вирус иммунодефицита человека, то данное действие будет рассматриваться как нарушение трудового законодательства с вытекающими последствиями.

 

В случае с трудовыми мигрантами происходит примерно следующее — компактное проживание в малоприспособленных помещениях (подвалы, дома, подготовленные к сносу, заводские цеха, переоборудованные под общежития), отсутствие медицинского обслуживания. Ни первое, ни второе не способствует улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации. Заявляя о том, что Россия нуждается в иностранных трудовых резервах, необходимо предоставить им не только работу, но и нормальные социально-бытовые условия, отвечающие санитарным требованиям. То же самое касается и мигрантов, ожидающих получения вида на жительства.

В данной ситуации санитарно-эпидемиологической службе необходимо требовать соблюдение санитарных требований к условиям проживания мигрантов — соблюдение санитарных требований к общежитиям. К сожалению, имеющиеся санитарные требования устарели и не учитывают современных реалий.

Предложенный в этом году проект санитарных правил к центрам временного размещения мигрантов получил отрицательный отзыв рецензентов по ряду причин. Авторами предусматривались условия для временно проживающих иностранцев во много раз комфортнее, чем для условий постоянного проживания граждан Российской Федерации. Что заведомо делало указанные требования невыполнимыми. Так, требования к участку общежития и его благоустройству аналогичны требованиям, предъявляемым к санаториям. Требования к набору и оборудованию помещений, техническому оснащению могли бы вызвать зависть людей, проживающих во многих домах старой постройки. В случае выполнения предлагаемых требований появились бы закономерные вопросы: чем вызвана дискриминация по отношению к своим согражданам?

Таким образом, в настоящее время наша санитарно-законодательная база не готова к решению проблем иммиграции и иммигрантов.


ГЕВОНДЯН А. Р., санитарный врач, канд. мед. наук

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 1, 2012.

Отдаем журнал бесплатно!

Санитарно-эпидемиологические проблемы миграции

В настоящее время Россия испытывает иммиграционный бум. Большей частью к нам стремятся трудовые иммигранты из стран бывшего Советского Союза. Из истории мы знаем несколько примеров переселения больших масс людей из одного региона страны в другой. Во всех этих случаях перед властями стояла одна и та же задача — обеспечить безопасность здоровья населения: как приезжающего, так и местного. Какие угрозы здоровью появляются в случаях миграции большого количества людей?

Миграционные бумы

В истории СССР происходило несколько иммиграционных бумов. Это и массовые, всенародные стройки первых пятилеток в тридцатые годы — Магнитка, Новокузнецк, Комсомольск-на-Амуре. Освоение целинных земель. Но наиболее массовой миграцией были потоки эвакуированных граждан во время Великой Отечественной войны. И если миграции в мирное время носили более или менее организованный характер, то «военная эвакуация» проходила в короткий промежуток времени, зачастую в условиях боевых действий и организация была на невысоком уровне. В результате население испытывало значительные лишения, нередко часть людей гибла, особенно те, кто страдал хроническими заболеваниями.

Две стороны одной проблемы

Для удобства обсуждения проблемы угрозы здоровью в случаях миграции большого количества людей всю совокупность возникающих вопросов необходимо разделить на две части. Первая — часть – это проблемы иммигрантов. Вторая — возможные риски здоровью принимающей стороны.

И у принимающей, и у иммигрирующей сторон появляются схожие проблемы: социально-бытовые и противоэпидемические условия. На мой взгляд, плохо то, что в настоящее время на территории Российской Федерации нет действующих санитарных нормативов и правил, регулирующих вышеперечисленные аспекты. Поэтому попытаемся обсудить проблемы и изложить предложение по их решению.

Подавляющее большинство иммигрантов — граждане стран средней Азии и дальнего Востока. Указанные регионы, к сожаленью, являются не самыми благополучными по инфекционным заболеваниям. Соответственно, необходимо проводить мероприятия, направленные на недопущение ввоза возбудителей инфекционных заболеваний. Противоэпидемические мероприятия необходимо начинать на стадии оформления иммиграционных карт. Следовательно, необходимы законодательные акты, регламентирующие противоэпидемические условия получения иммиграционных карт. Речь идет о медицинских документах, подтверждающих отсутствие инфекционных болезней у въезжающих и наличие профилактических прививок против ряда инфекционных болезней, которые являются характерными для региона выбытия. Перечень таких заболеваний должен актуализироваться в зависимости от эпидемиологической ситуации. К сожалению, противоэпидемические мероприятия на въезде на территорию России проводятся только в период эпидемий. Чтобы противодействовать завозу инфекций, необходимо проводить также и работу, направленную на улучшение социально-бытовых условий тех, кто приезжает в нашу страну.

Мигранты трудовые и политико-экономические

В настоящее время имеется два вида мигрантов — трудовые мигранты (гастарбайтеры) и политико-экономические. Трудовые въезжают на территорию Российской Федерации на период работы. Мигранты политико-экономические предполагают постоянно проживать на территории России.

И в первом, и во втором случае при въезде на территорию России необходимо проводить противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Лучшее решение — отслеживание эпидситуаций в регионах, откуда прибывают основные массы мигрантов, и оперативное принятие решений о тех или иных противоэпидемических мероприятиях. К примеру, составления списка обязательных вакцинаций, о введении карантина и т. д.

Обратите внимание. Необходимы законодательные акты, регламентирующие противоэпидемические условия получения иммиграционных карт. Речь идет о медицинских документах, подтверждающих отсутствие инфекционных болезней у въезжающих и наличие профилактических прививок против ряда инфекционных болезней, которые являются характерными для региона, из которого прибывают мигранты. Перечень таких заболеваний должен актуализироваться в зависимости от эпидемиологической ситуации.

Нормативно-правовая база

В настоящее время на территории России действует Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 18.07.2011). Согласно ему население (в том числе и иностранцы) подлежат вакцинации при возникновении угрозы распространения инфекционных заболеваний. Однако согласно п. 2 ст. 11 «профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Таким образом, любой въезжающий в Россию иностранец, даже из страны, неблагополучной по инфекционным заболеваниям, имеет право отказаться от вакцинации и пересечь границу Российской Федерации на абсолютно законном основании.

В постановлении Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» не указаны работы, связанные со строительством, жилищно-коммунальным хозяйством и другими видами работ, которыми в основном занимаются трудовые мигранты. При этом данное постановление направлено на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний у лиц, занимающихся перечисленными работами. Конечно же, мы не против заботы о здоровье работников. Напротив. Но данное постановление, да и вышеуказанный закон совершенно не препятствуют завозу инфекций на территорию Российской Федерации.

Что делать?

Как ни парадоксально, но действующие ныне Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 19.07.2011) и профильные санитарные правила только обязывают работников проходить обязательные профилактические медосмотры и вакцинации. Однако в них ничего не говорится о том, что же необходимо предпринять при обнаружении какого-либо инфекционного заболевания. Ни отправить на принудительное лечение, ни отстранить от работы работника с инфекционным заболеванием никто не имеет права. Как пример — прошедшая по телевидению передача о социальной адаптации ВИЧ-инфицированных лиц, в которой милая девушка из Чебоксар с гордостью рассказывала о том, что, будучи ВИЧ-инфицированной, она продолжает работать в салоне красоты. Никто не призывает к дискриминации инфицированных лиц, но в борьбе за права меньшинства напрочь нарушены права большинства населения, которое подвергается риску инфицирования лицами, чьи права защищает закон, призванный защищать санитарно-эпидемиологическое благополучие того самого населения.

Остается только надеяться на то, что все въезжающие в Россию трудовые мигранты и лица, желающие получить вид на жительство, абсолютно здоровы.

После пересечения государственной границы все вышеперечисленные лица растворяются на просторах России.

 

Обратите внимание. Если, к примеру, уволить продавца продуктового магазина, болеющего брюшным тифом и холерой, и парикмахера, в крови у которого обнаружены возбудители сифилиса и вирус иммунодефицита человека, то данное действие будет рассматриваться как нарушение трудового законодательства с вытекающими последствиями.

 

В случае с трудовыми мигрантами происходит примерно следующее — компактное проживание в малоприспособленных помещениях (подвалы, дома, подготовленные к сносу, заводские цеха, переоборудованные под общежития), отсутствие медицинского обслуживания. Ни первое, ни второе не способствует улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации. Заявляя о том, что Россия нуждается в иностранных трудовых резервах, необходимо предоставить им не только работу, но и нормальные социально-бытовые условия, отвечающие санитарным требованиям. То же самое касается и мигрантов, ожидающих получения вида на жительства.

В данной ситуации санитарно-эпидемиологической службе необходимо требовать соблюдение санитарных требований к условиям проживания мигрантов — соблюдение санитарных требований к общежитиям. К сожалению, имеющиеся санитарные требования устарели и не учитывают современных реалий.

Предложенный в этом году проект санитарных правил к центрам временного размещения мигрантов получил отрицательный отзыв рецензентов по ряду причин. Авторами предусматривались условия для временно проживающих иностранцев во много раз комфортнее, чем для условий постоянного проживания граждан Российской Федерации. Что заведомо делало указанные требования невыполнимыми. Так, требования к участку общежития и его благоустройству аналогичны требованиям, предъявляемым к санаториям. Требования к набору и оборудованию помещений, техническому оснащению могли бы вызвать зависть людей, проживающих во многих домах старой постройки. В случае выполнения предлагаемых требований появились бы закономерные вопросы: чем вызвана дискриминация по отношению к своим согражданам?

Таким образом, в настоящее время наша санитарно-законодательная база не готова к решению проблем иммиграции и иммигрантов.


ГЕВОНДЯН А. Р., санитарный врач, канд. мед. наук

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 1, 2012.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам