Отдаем журнал бесплатно!

Обобщение практики надзора за 2013 г. и первый квартал 2014 г.

Анализ сообщений о нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства, произошедших в 2013 г и I квартале 2014 г., позволяет сделать вывод о том, что наиболее остро вопросы его соблюдения по-прежнему стоят в таких сферах деятельности, как образование, прежде всего общее, сельское хозяйство, в частности животноводство, пользование некоторыми видами природных ресурсов, утилизация отходов, здравоохранение. Сошлемся на ряд примеров.

 

Образовательные организации

В рассматриваемый период значительное число нарушений нормативных требований в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения было выявлено в деятельности образовательных организаций, преимущественно в детских садах и школах. По сравнению с прошлым годом в целом ситуация не улучшилась. По данным Роспотребнадзора, в 2013 г. в 25 субъектах федерации условия обучения и воспитания, в первую очередь в образовательных организациях, оценивались как подверженные воздействию неблагоприятных факторов, формирующих негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения. Последствиями такого воздействия следует считать, например, повышенный уровень заболеваемости органов дыхания, инфекционной заболеваемости несовершеннолетних, проживающих на территории соответствующих регионов РФ. Несомненно, такие негативные тенденции связаны с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В большинстве случаев нарушения выявляются в ходе контрольно-надзорных мероприятий, включая плановые проверки деятельности организаций, не относящихся к сфере образования. Так, в конце февраля 2014 г. прокуратура Комсомольского района Хабаровского края провела проверку соблюдения ресурсоснабжающей организацией ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс» (далее — ООО «ШелТЭК») нормативного уровня обеспечения услугами по отоплению образовательных учреждений Кенайского сельского поселения. В ходе проверки было выявлено нарушение Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (в ред. от 03.02.2014), которое в свою очередь повлекло несоблюдение расположенными в данном поселении школой и детским садом обязательных требований в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Из-за того, что ООО «ШелТЭК» не обеспечило подачу тепловой энергии потребителям в необходимом объеме, в зданиях школы и детского сада, в т. ч. в помещениях, в которых проводятся учебно-воспитательные занятия, был нарушен температурный режим. К примеру, в спортивном зале, библиотеке и учебных кабинетах школы температура поддерживалась на уровне от 0 до +15 °С, вместо +17… +24 °С, как того требует СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [1]. В игровых комнатах детского сада температура воздуха составляла +13 °С при нормативном значении показателя — от 20 до 24 °С.

Прокурором района было внесено представление об устранении выявленных нарушений, в порядке исполнения которого температурный режим в школе и детском саду был приведен к соответствию требованиям нормативных правовых актов. Три должностных лица, по вине которых произошел сбой в подаче тепловой энергии, были привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, в отношении ООО «ШелТЭК» и его руководства было возбуждено дело о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Напомним, что ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По результатам рассмотрения дела ресурсоснабжающая организация и ее директор были привлечены к административной ответственности в виде наложения штрафа. За совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, возможно наложение административного штрафа в размере до 20 тыс. руб. — на юридических лиц, до 1 тыс. руб. — на должностных лиц.

В середине марта прокуратура Саратовской области провела внеплановую проверку в МБОУ «Средняя школа № 3 г. Аткарска» по факту обрушения потолочного покрытия в кабинете начальных классов. Последствия случившегося оказались более тяжелыми, нежели в предыдущем примере: двое учеников 1 класса были госпитализированы с телесными повреждениями. В ходе проверки было установлено, что администрация школы не осуществляла должный контроль за техническим состоянием здания, которое было построено в 1901 г., соответственно не принимала надлежащие меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся. В связи с происшествием прокуратура внесла представление начальнику управления образования администрации Аткарского муниципального района с требованием об устранении выявленных нарушений. Одновременно прокурор уведомил главу районной администрации о необходимости незамедлительного проведения технического обследования здания школы на предмет безопасности пребывания в нем обучающихся.

Специалисты Аткарской межрайонной прокуратуры и управления Роспотребнадзора по Саратовской области провели совместную проверку соответствия здания школы требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В ходе обследования было выявлено, что на потолке в кабинетах начальных классов имеются трещины, на потолке библиотеки — трещины, щели и деформация. Следы протекания, поражения грибком имеются на потолке и стенах в гардеробной для старшеклассников и в кабинете математики. На потолке в кабинетах физики, английского языка, информатики обнаружены следы протекания и трещины. Перечисленные факты говорят о том, что одной из основных причин обрушения потолочного покрытия стало несоблюдение нормативных требований в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Виновным в случившемся грозит не только административная, но и уголовная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 118 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, наказывается ограничением свободы на срок до 4 лет, либо принудительными работами на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 3 лет или без такового.

Подытоживая эту часть нашего обзора, отметим, что только благодаря своевременному вмешательству работников прокуратуры удалось предотвратить аналогичное, а возможно, и более тяжелое по совокупности вероятных последствий происшествие в соседнем с Саратовской областью регионе — Республике Мордовия. В декабре 2013 г. прокуратура Чамзинского района провела проверку соблюдения законодательства об охране здоровья обучающихся в одной из местных общеобразовательных организаций — в МБОУ «Лицей № 1» р. п. Чамзинка. В ходе проверки было установлено, что кровля, оконные блоки и двери здания, в котором обучается начальное звено, находятся в аварийном состоянии и требуют проведения ремонта либо реконструкции. Состояние оборудования столовой также неудовлетворительное. Поскольку выявленные нарушения могли неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья обучающихся и персонала лицея, районный прокурор направил в суд заявление о приостановлении эксплуатации здания начальной школы до приведения его в состояние, обеспечивающее оптимальные условия для осуществления учебно-воспитательной деятельности. Прокурор также потребовал обязать лицей произвести ремонт оборудования столовой. Суд полностью удовлетворил требования прокуратуры. Во время зимних каникул в лицее были произведены необходимые ремонтные работы. Согласно акту обследования технического состояния здания на сегодняшний день в нем обеспечена возможность для организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями законодательства, включая требования к санитарно-эпидемиологическому режиму.

 

Субъекты сельского хозяйства

По итогам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в первом квартале 2014 г., выявлено немалое число нарушений нормативных требований в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в деятельности субъектов сельского хозяйства, в особенности животноводческих предприятий. При этом нарушения санитарно-эпидемиологических норм, как правило, являлись прямым следствием ненадлежащего соблюдения требований ветеринарного и экологического законодательства.

В начале марта 2014 г. прокуратура Республики Бурятия провела проверку деятельности ЗАО «Свинокомплекс “Восточно-Сибирский”». В результате оказалось, что строительство объектов комплекса ведется с нарушениями. Из материалов проверки следует, что с 2012 г. (т. е. на протяжении 2 лет!) предприятие работает без документов, подтверждающих соответствие строений нормам санитарно-эпидемиологической, экологической и ветеринарной безопасности. Кроме того, региональным управлением ветеринарии предприятию был разрешен ввоз сельскохозяйственных животных из другого государства, несмотря на отсутствие надлежащих условий для их карантинирования и дальнейшего содержания. Это создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний животных, безопасности жизни и здоровья граждан при эксплуатации животноводческого комплекса.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Следствием нарушений, связанных с несоблюдением животноводческими предприятиями санитарно-эпидемиологических правил, является, в частности, не сокращающееся на протяжении последних лет число случаев заболевания такими инфекциями, как бруцеллез, сибирская язва, крымская геморрагическая лихорадка, среди лиц, трудовая деятельность которых связана с животноводством.

 

По результатам проверки прокурор республики внес в адрес главы Республики Бурятия представление. Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении ЗАО «Свинокомплекс “Восточно-Сибирский”» было возбуждено административное производство по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ (эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию). Административный материал направили на рассмотрение в арбитражный суд. Кроме того, в районный суд было подано исковое заявление с требованием обязать ЗАО «Свинокомплекс “Восточно-Сибирский”» устранить выявленные в процессе проверки нарушения законодательства. Ход их устранения взят прокуратурой под особый контроль.

 

Утилизация отходов

Отмечается определенное улучшение ситуации с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства при утилизации отходов. Тем не менее нарушения в данной сфере по-прежнему довольно распространены. Одно из них — весьма показательное — в начале марта было выявлено в пос. Шушары Пушкинского района (Санкт-Петербург). По инициативе местных жителей районная прокуратура организовала внеплановую проверку несанкционированной, как впоследствии было установлено, свалки. На одном из участков территории поселка, в относительной близости от жилых и общественных зданий неизвестными было организовано складирование грунта, строительного мусора и иных продуктов хозяйственной деятельности 4-го и 5-го классов опасности, что было подтверждено заключением аккредитованной лаборатории ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу». Из-за несанкционированной свалки возникла реальная угроза здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию местных жителей. По результатам рассмотрения материалов проверки возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 254 УК РФ (отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде). Ход расследования уголовного дела был поставлен на контроль прокуратуры района.

В настоящее время загрязнение почв населенных мест химическими веществами и факторами микробной природы отмечается более чем в 50 регионах страны. Полностью соответствуют гигиеническим нормативам показатели почв только 7 субъектов федерации. По данным Роспотребнадзора, одной из основных причин загрязнения почвы на территории жилой застройки и в непосредственной близости к ней, продолжают оставаться несанкционированные свалки.

 

Пользование некоторыми видами природных ресурсов

Значительные усилия контрольно-надзорных органов по-прежнему сосредоточены на выявлении и предупреждении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при пользовании некоторыми видами природных ресурсов. Об этом свидетельствует и содержание сообщения прокуратуры РФ об итогах работы, проделанной в данном направлении в 2013 г.

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о распространенности нарушений законодательства об охране вод и атмосферного воздуха. Между тем в населенных пунктах РФ с высоким и очень высоким уровнем загрязненности атмосферы в настоящее время проживают более 55 млн человек. А согласно данным Роспотребнадзора, каждый девятый случай смертности связан с воздействием на здоровье граждан сверхнормативного загрязнения атмосферного воздуха химическими веществами. Напомним также, что превышения максимально разовых предельно допустимых концентраций (ПДКмр) содержания химических примесей в атмосферном воздухе регистрировались в течение 2013 г. на территориях 73 субъектов федерации. Наиболее распространенными загрязнителями атмосферного воздуха являются бензапирен, оксид углерода, формальдегид, сероводород, фенол, а также пыль (взвешенные вещества).

Наиболее высокая доля проб атмосферного воздуха городских поселений, в которых превышены ПДКмр химических примесей, была отмечена в Магаданской и Архангельской областях, Забайкальском крае, Республиках Бурятия, Хакасия и Дагестан. Наиболее высокая доля проб атмосферного воздуха сельских поселений, в которых превышены ПДКмр, химических примесей, наблюдалась в Калужской, Свердловской, Сахалинской областях и Красноярском крае. Источниками загрязнения атмосферного воздуха продолжают оставаться промышленные объекты и транспорт. При этом сохраняется тенденция роста загрязненности атмосферного воздуха вблизи автомагистралей и на улицах городов с интенсивным движением транспорта.

В 2013 г. в ходе проверок прокурорами повсеместно устанавливались факты осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения уполномоченного органа, функционирования стационарных источников загрязнения без утвержденных проектов нормативов предельно допустимых выбросов или с их превышением. Так, на промышленных площадках одного из нефтехимических предприятий в Республике Башкортостан не осуществлялась очистка газов от аммиака, выброс вещества производился без соответствующего разрешения. По материалам природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 251 УК РФ (загрязнение атмосферы). Кроме того, решением Салаватского городского суда удовлетворено заявление прокуратуры с требованием обязать хозяйствующий субъект обеспечить соблюдение проектных показателей эффективности очистки газа.

В Воронежской области выявлен факт осуществления организацией, выпускающей огнеупорную продукцию, выбросов загрязняющих веществ без разрешения и при отсутствии проекта нормативов предельно допустимых выбросов. По заявлению Воронежской межрайонной природоохранной прокуроры суд обязал предприятие получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в воздух. Постановлением прокурора организация привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (нарушение правил охраны атмосферного воздуха).

Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в результате возгорания неуплотненных отходов на территории полигона, расположенного в Ломоносовском районе Ленинградской области, произошло превышение предельно допустимой концентрации содержания диоксида азота в 1,02–2,5 раза на территории ближайшей жилой застройки. По материалам проверки возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 251 УК РФ.

Среди нарушений законодательства в области охраны и использования вод наиболее распространены несанкционированный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, невключение сведений о водоемах в Государственный водный реестр, неправомерное ограничение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования. При этом, подчеркнем, по данным Роспотребнадзора, доброкачественной питьевой водой обеспечено лишь чуть более 60 % населения России, около 60 млн жителей в той или иной мере ограничены в доступе к ней. Основными причинами неудовлетворительного состояния питьевой воды продолжают оставаться:

  • увеличивающееся антропотехногенное загрязнение поверхностных и подземных вод;
  • отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны источников водоснабжения;
  • отсутствие производственного контроля или осуществление производственного контроля в сокращенном объеме;
  • использование устаревших технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды.

В ходе одной из проверок Татарской межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что сведения об озере в д. Ключище (Республика Татарстан) не внесены в Государственный водный реестр. Из-за отсутствия ухода водоем заиливается, территория замусорена и сокращается, водоохранная зона озера используется в сельскохозяйственных целях без учета особенностей режима водного объекта, что создает угрозу для его существования, а также опасность для здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия местных жителей. Исковые требования природоохранной прокуратуры были удовлетворены судом в полном объеме.

Прокуратурой Санкт-Петербурга в Приморский районный суд предъявлено исковое заявление к организации, эксплуатирующей гостиницу и осуществляющей сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Вступившим в законную силу решением суда требование прокурора о взыскании с хозяйствующего субъекта 2,3 млн руб. удовлетворено в полном объеме. В Свердловской области по заявлению природоохранного прокурора на аналогичных основаниях с муниципального унитарного предприятия судом был взыскан ущерб, причиненный р. Исеть, в размере 26 млн руб.

Всего в 2013 г. органы прокуратуры выявили 59 тыс. нарушений в сфере охраны вод и атмосферного воздуха. С целью их устранения внесено около 10 тыс. представлений. На незаконные правовые акты принесено почти 700 протестов, в суды предъявлено более 6 тыс. заявлений. По инициативе прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 17,7 тыс. лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 18 уголовных дел.

 

Организации здравоохранения

Большинство медицинских организаций должным образом соблюдают требования санитарно-эпидемиологического законодательства. Однако, увы, встречаются и примеры иного рода. Отметим, что сохраняющееся значительным из года в год число нарушений отчасти объясняется (но никак не оправдывается!) постепенным ужесточением требований к санитарно-эпидемиологическому режиму функционирования учреждений здравоохранения.

В ходе проверки, проведенной Петроградской районной прокуратурой в поликлинике № 34 Санкт-Петербурга, были выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, здравоохранении и лицензировании при осуществлении медицинской деятельности, а также ряд иных нарушений. В частности, проверяющими было установлено, что в кабинете вакцинопрофилактики не соблюдались сроки и температурный режим хранения иммунобиологических препаратов, что могло привести к изменению их физических свойств, и, как следствие, причинить или создать опасность причинения вреда здоровью граждан.

По результатам проверки в отношении главной медицинской сестры поликлиники возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ. Благодаря мерам прокурорского реагирования выявленные нарушения устранены, а просроченные иммунобиологические препараты изъяты из обращения и в установленном порядке утилизированы.

 

[1] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

Михайлов Ю. М., эксперт

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 3, 2014.

Отдаем журнал бесплатно!

Обобщение практики надзора за 2013 г. и первый квартал 2014 г.

Анализ сообщений о нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства, произошедших в 2013 г и I квартале 2014 г., позволяет сделать вывод о том, что наиболее остро вопросы его соблюдения по-прежнему стоят в таких сферах деятельности, как образование, прежде всего общее, сельское хозяйство, в частности животноводство, пользование некоторыми видами природных ресурсов, утилизация отходов, здравоохранение. Сошлемся на ряд примеров.

 

Образовательные организации

В рассматриваемый период значительное число нарушений нормативных требований в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения было выявлено в деятельности образовательных организаций, преимущественно в детских садах и школах. По сравнению с прошлым годом в целом ситуация не улучшилась. По данным Роспотребнадзора, в 2013 г. в 25 субъектах федерации условия обучения и воспитания, в первую очередь в образовательных организациях, оценивались как подверженные воздействию неблагоприятных факторов, формирующих негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения. Последствиями такого воздействия следует считать, например, повышенный уровень заболеваемости органов дыхания, инфекционной заболеваемости несовершеннолетних, проживающих на территории соответствующих регионов РФ. Несомненно, такие негативные тенденции связаны с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В большинстве случаев нарушения выявляются в ходе контрольно-надзорных мероприятий, включая плановые проверки деятельности организаций, не относящихся к сфере образования. Так, в конце февраля 2014 г. прокуратура Комсомольского района Хабаровского края провела проверку соблюдения ресурсоснабжающей организацией ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс» (далее — ООО «ШелТЭК») нормативного уровня обеспечения услугами по отоплению образовательных учреждений Кенайского сельского поселения. В ходе проверки было выявлено нарушение Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (в ред. от 03.02.2014), которое в свою очередь повлекло несоблюдение расположенными в данном поселении школой и детским садом обязательных требований в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Из-за того, что ООО «ШелТЭК» не обеспечило подачу тепловой энергии потребителям в необходимом объеме, в зданиях школы и детского сада, в т. ч. в помещениях, в которых проводятся учебно-воспитательные занятия, был нарушен температурный режим. К примеру, в спортивном зале, библиотеке и учебных кабинетах школы температура поддерживалась на уровне от 0 до +15 °С, вместо +17… +24 °С, как того требует СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [1]. В игровых комнатах детского сада температура воздуха составляла +13 °С при нормативном значении показателя — от 20 до 24 °С.

Прокурором района было внесено представление об устранении выявленных нарушений, в порядке исполнения которого температурный режим в школе и детском саду был приведен к соответствию требованиям нормативных правовых актов. Три должностных лица, по вине которых произошел сбой в подаче тепловой энергии, были привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, в отношении ООО «ШелТЭК» и его руководства было возбуждено дело о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Напомним, что ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По результатам рассмотрения дела ресурсоснабжающая организация и ее директор были привлечены к административной ответственности в виде наложения штрафа. За совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, возможно наложение административного штрафа в размере до 20 тыс. руб. — на юридических лиц, до 1 тыс. руб. — на должностных лиц.

В середине марта прокуратура Саратовской области провела внеплановую проверку в МБОУ «Средняя школа № 3 г. Аткарска» по факту обрушения потолочного покрытия в кабинете начальных классов. Последствия случившегося оказались более тяжелыми, нежели в предыдущем примере: двое учеников 1 класса были госпитализированы с телесными повреждениями. В ходе проверки было установлено, что администрация школы не осуществляла должный контроль за техническим состоянием здания, которое было построено в 1901 г., соответственно не принимала надлежащие меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся. В связи с происшествием прокуратура внесла представление начальнику управления образования администрации Аткарского муниципального района с требованием об устранении выявленных нарушений. Одновременно прокурор уведомил главу районной администрации о необходимости незамедлительного проведения технического обследования здания школы на предмет безопасности пребывания в нем обучающихся.

Специалисты Аткарской межрайонной прокуратуры и управления Роспотребнадзора по Саратовской области провели совместную проверку соответствия здания школы требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В ходе обследования было выявлено, что на потолке в кабинетах начальных классов имеются трещины, на потолке библиотеки — трещины, щели и деформация. Следы протекания, поражения грибком имеются на потолке и стенах в гардеробной для старшеклассников и в кабинете математики. На потолке в кабинетах физики, английского языка, информатики обнаружены следы протекания и трещины. Перечисленные факты говорят о том, что одной из основных причин обрушения потолочного покрытия стало несоблюдение нормативных требований в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Виновным в случившемся грозит не только административная, но и уголовная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 118 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, наказывается ограничением свободы на срок до 4 лет, либо принудительными работами на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 3 лет или без такового.

Подытоживая эту часть нашего обзора, отметим, что только благодаря своевременному вмешательству работников прокуратуры удалось предотвратить аналогичное, а возможно, и более тяжелое по совокупности вероятных последствий происшествие в соседнем с Саратовской областью регионе — Республике Мордовия. В декабре 2013 г. прокуратура Чамзинского района провела проверку соблюдения законодательства об охране здоровья обучающихся в одной из местных общеобразовательных организаций — в МБОУ «Лицей № 1» р. п. Чамзинка. В ходе проверки было установлено, что кровля, оконные блоки и двери здания, в котором обучается начальное звено, находятся в аварийном состоянии и требуют проведения ремонта либо реконструкции. Состояние оборудования столовой также неудовлетворительное. Поскольку выявленные нарушения могли неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья обучающихся и персонала лицея, районный прокурор направил в суд заявление о приостановлении эксплуатации здания начальной школы до приведения его в состояние, обеспечивающее оптимальные условия для осуществления учебно-воспитательной деятельности. Прокурор также потребовал обязать лицей произвести ремонт оборудования столовой. Суд полностью удовлетворил требования прокуратуры. Во время зимних каникул в лицее были произведены необходимые ремонтные работы. Согласно акту обследования технического состояния здания на сегодняшний день в нем обеспечена возможность для организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями законодательства, включая требования к санитарно-эпидемиологическому режиму.

 

Субъекты сельского хозяйства

По итогам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в первом квартале 2014 г., выявлено немалое число нарушений нормативных требований в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в деятельности субъектов сельского хозяйства, в особенности животноводческих предприятий. При этом нарушения санитарно-эпидемиологических норм, как правило, являлись прямым следствием ненадлежащего соблюдения требований ветеринарного и экологического законодательства.

В начале марта 2014 г. прокуратура Республики Бурятия провела проверку деятельности ЗАО «Свинокомплекс “Восточно-Сибирский”». В результате оказалось, что строительство объектов комплекса ведется с нарушениями. Из материалов проверки следует, что с 2012 г. (т. е. на протяжении 2 лет!) предприятие работает без документов, подтверждающих соответствие строений нормам санитарно-эпидемиологической, экологической и ветеринарной безопасности. Кроме того, региональным управлением ветеринарии предприятию был разрешен ввоз сельскохозяйственных животных из другого государства, несмотря на отсутствие надлежащих условий для их карантинирования и дальнейшего содержания. Это создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний животных, безопасности жизни и здоровья граждан при эксплуатации животноводческого комплекса.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Следствием нарушений, связанных с несоблюдением животноводческими предприятиями санитарно-эпидемиологических правил, является, в частности, не сокращающееся на протяжении последних лет число случаев заболевания такими инфекциями, как бруцеллез, сибирская язва, крымская геморрагическая лихорадка, среди лиц, трудовая деятельность которых связана с животноводством.

 

По результатам проверки прокурор республики внес в адрес главы Республики Бурятия представление. Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении ЗАО «Свинокомплекс “Восточно-Сибирский”» было возбуждено административное производство по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ (эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию). Административный материал направили на рассмотрение в арбитражный суд. Кроме того, в районный суд было подано исковое заявление с требованием обязать ЗАО «Свинокомплекс “Восточно-Сибирский”» устранить выявленные в процессе проверки нарушения законодательства. Ход их устранения взят прокуратурой под особый контроль.

 

Утилизация отходов

Отмечается определенное улучшение ситуации с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства при утилизации отходов. Тем не менее нарушения в данной сфере по-прежнему довольно распространены. Одно из них — весьма показательное — в начале марта было выявлено в пос. Шушары Пушкинского района (Санкт-Петербург). По инициативе местных жителей районная прокуратура организовала внеплановую проверку несанкционированной, как впоследствии было установлено, свалки. На одном из участков территории поселка, в относительной близости от жилых и общественных зданий неизвестными было организовано складирование грунта, строительного мусора и иных продуктов хозяйственной деятельности 4-го и 5-го классов опасности, что было подтверждено заключением аккредитованной лаборатории ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу». Из-за несанкционированной свалки возникла реальная угроза здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию местных жителей. По результатам рассмотрения материалов проверки возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 254 УК РФ (отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде). Ход расследования уголовного дела был поставлен на контроль прокуратуры района.

В настоящее время загрязнение почв населенных мест химическими веществами и факторами микробной природы отмечается более чем в 50 регионах страны. Полностью соответствуют гигиеническим нормативам показатели почв только 7 субъектов федерации. По данным Роспотребнадзора, одной из основных причин загрязнения почвы на территории жилой застройки и в непосредственной близости к ней, продолжают оставаться несанкционированные свалки.

 

Пользование некоторыми видами природных ресурсов

Значительные усилия контрольно-надзорных органов по-прежнему сосредоточены на выявлении и предупреждении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при пользовании некоторыми видами природных ресурсов. Об этом свидетельствует и содержание сообщения прокуратуры РФ об итогах работы, проделанной в данном направлении в 2013 г.

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о распространенности нарушений законодательства об охране вод и атмосферного воздуха. Между тем в населенных пунктах РФ с высоким и очень высоким уровнем загрязненности атмосферы в настоящее время проживают более 55 млн человек. А согласно данным Роспотребнадзора, каждый девятый случай смертности связан с воздействием на здоровье граждан сверхнормативного загрязнения атмосферного воздуха химическими веществами. Напомним также, что превышения максимально разовых предельно допустимых концентраций (ПДКмр) содержания химических примесей в атмосферном воздухе регистрировались в течение 2013 г. на территориях 73 субъектов федерации. Наиболее распространенными загрязнителями атмосферного воздуха являются бензапирен, оксид углерода, формальдегид, сероводород, фенол, а также пыль (взвешенные вещества).

Наиболее высокая доля проб атмосферного воздуха городских поселений, в которых превышены ПДКмр химических примесей, была отмечена в Магаданской и Архангельской областях, Забайкальском крае, Республиках Бурятия, Хакасия и Дагестан. Наиболее высокая доля проб атмосферного воздуха сельских поселений, в которых превышены ПДКмр, химических примесей, наблюдалась в Калужской, Свердловской, Сахалинской областях и Красноярском крае. Источниками загрязнения атмосферного воздуха продолжают оставаться промышленные объекты и транспорт. При этом сохраняется тенденция роста загрязненности атмосферного воздуха вблизи автомагистралей и на улицах городов с интенсивным движением транспорта.

В 2013 г. в ходе проверок прокурорами повсеместно устанавливались факты осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения уполномоченного органа, функционирования стационарных источников загрязнения без утвержденных проектов нормативов предельно допустимых выбросов или с их превышением. Так, на промышленных площадках одного из нефтехимических предприятий в Республике Башкортостан не осуществлялась очистка газов от аммиака, выброс вещества производился без соответствующего разрешения. По материалам природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 251 УК РФ (загрязнение атмосферы). Кроме того, решением Салаватского городского суда удовлетворено заявление прокуратуры с требованием обязать хозяйствующий субъект обеспечить соблюдение проектных показателей эффективности очистки газа.

В Воронежской области выявлен факт осуществления организацией, выпускающей огнеупорную продукцию, выбросов загрязняющих веществ без разрешения и при отсутствии проекта нормативов предельно допустимых выбросов. По заявлению Воронежской межрайонной природоохранной прокуроры суд обязал предприятие получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в воздух. Постановлением прокурора организация привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (нарушение правил охраны атмосферного воздуха).

Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в результате возгорания неуплотненных отходов на территории полигона, расположенного в Ломоносовском районе Ленинградской области, произошло превышение предельно допустимой концентрации содержания диоксида азота в 1,02–2,5 раза на территории ближайшей жилой застройки. По материалам проверки возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 251 УК РФ.

Среди нарушений законодательства в области охраны и использования вод наиболее распространены несанкционированный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, невключение сведений о водоемах в Государственный водный реестр, неправомерное ограничение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования. При этом, подчеркнем, по данным Роспотребнадзора, доброкачественной питьевой водой обеспечено лишь чуть более 60 % населения России, около 60 млн жителей в той или иной мере ограничены в доступе к ней. Основными причинами неудовлетворительного состояния питьевой воды продолжают оставаться:

  • увеличивающееся антропотехногенное загрязнение поверхностных и подземных вод;
  • отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны источников водоснабжения;
  • отсутствие производственного контроля или осуществление производственного контроля в сокращенном объеме;
  • использование устаревших технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды.

В ходе одной из проверок Татарской межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что сведения об озере в д. Ключище (Республика Татарстан) не внесены в Государственный водный реестр. Из-за отсутствия ухода водоем заиливается, территория замусорена и сокращается, водоохранная зона озера используется в сельскохозяйственных целях без учета особенностей режима водного объекта, что создает угрозу для его существования, а также опасность для здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия местных жителей. Исковые требования природоохранной прокуратуры были удовлетворены судом в полном объеме.

Прокуратурой Санкт-Петербурга в Приморский районный суд предъявлено исковое заявление к организации, эксплуатирующей гостиницу и осуществляющей сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Вступившим в законную силу решением суда требование прокурора о взыскании с хозяйствующего субъекта 2,3 млн руб. удовлетворено в полном объеме. В Свердловской области по заявлению природоохранного прокурора на аналогичных основаниях с муниципального унитарного предприятия судом был взыскан ущерб, причиненный р. Исеть, в размере 26 млн руб.

Всего в 2013 г. органы прокуратуры выявили 59 тыс. нарушений в сфере охраны вод и атмосферного воздуха. С целью их устранения внесено около 10 тыс. представлений. На незаконные правовые акты принесено почти 700 протестов, в суды предъявлено более 6 тыс. заявлений. По инициативе прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 17,7 тыс. лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 18 уголовных дел.

 

Организации здравоохранения

Большинство медицинских организаций должным образом соблюдают требования санитарно-эпидемиологического законодательства. Однако, увы, встречаются и примеры иного рода. Отметим, что сохраняющееся значительным из года в год число нарушений отчасти объясняется (но никак не оправдывается!) постепенным ужесточением требований к санитарно-эпидемиологическому режиму функционирования учреждений здравоохранения.

В ходе проверки, проведенной Петроградской районной прокуратурой в поликлинике № 34 Санкт-Петербурга, были выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, здравоохранении и лицензировании при осуществлении медицинской деятельности, а также ряд иных нарушений. В частности, проверяющими было установлено, что в кабинете вакцинопрофилактики не соблюдались сроки и температурный режим хранения иммунобиологических препаратов, что могло привести к изменению их физических свойств, и, как следствие, причинить или создать опасность причинения вреда здоровью граждан.

По результатам проверки в отношении главной медицинской сестры поликлиники возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ. Благодаря мерам прокурорского реагирования выявленные нарушения устранены, а просроченные иммунобиологические препараты изъяты из обращения и в установленном порядке утилизированы.

 

[1] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

Михайлов Ю. М., эксперт

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 3, 2014.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Как проконтролировать, все ли работники прошли вакцинацию?
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация в медицине, общепите и на промышленных предприятиях
СОПы: 5 примеров + приказ о разработке
Первая помощь: методические материалы для обучения работников
Тревожная папка по расследованию НС: алгоритм, НПА, формы и примеры заполнения
Проверочные листы Роструда-2022
Санитарная безопасность для организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам