Отдаем журнал бесплатно!

Новый календарь школьных каникул глазами гигиениста

Проблема создания адекватных детскому организму здоровьесберегающих условий обучения в настоящее время приобрела особую актуальность. Это связано, во-первых, с негативными тенденциями в состоянии здоровья детей и подростков, а во-вторых, с изменениями, которые произошли в школьном образовании за последние годы. Известно, что существенное значение в профилактике утомления играет рациональное чередование учебы и отдыха школьников в течение не только учебных дня и недели, но и всего учебного года. 

Суть проблемы

Большинство школ нашей страны уже не одно десятилетие работают по единому учебному календарному графику, в котором учебные четверти разной продолжительности сменяются осенними, зимними и весенними каникулами.

Однако в ходе многолетних гигиенических исследований накоплено довольно много убедительных аргументов в пользу того, что традиционная структура учебного года не соответствует психофизиологическим особенностям детей и подростков школьного возраста. Особенно эти доводы верны в отношении самой продолжительной третьей четверти. В лексиконе школьных психологов даже появился новый «диагноз» — «синдром третьей четверти», за которым стоят наиболее выраженная усталость, жалобы на плохое самочувствие, головные боли, сонливость, сниженное внимание. К этому следует добавить, что на большей части территории России третья четверть (середина января – конец марта) приходится на период, характеризующийся холодной погодой, коротким световым днем, эпидемиологическим неблагополучием, прежде всего в отношении острой инфекционной заболеваемости, усилением авитаминоза.

Одновременно третья четверть — это время освоения основного, наиболее трудного учебного материала. Продолжительные и интенсивные учебные нагрузки на фоне традиционно низкой двигательной активности не только утомительны, но и усиливают неблагоприятные сезонные воздействия на сердечно-сосудистую систему школьников и способствуют увеличению сосудистых расстройств со склонностью к гипертоническим реакциям.

Прежде решение о пересмотре структуры учебного года представлялось весьма проблематичным, поскольку согласно Уставу средней общеобразовательной школы, одобренному Постановлением Совета Министров СССР от 08.09.1970 № 749, эта структура была унифицирована для всех школ страны. С принятием Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 12.11.2012) школы получили возможность выбора образовательных программ, режимов и технологий обучения. Отказ от единообразия в организации обучения детей коснулся также возможности пересмотра периодов чередования учебного и каникулярного времени в течение учебного года.

Возможность корректив структуры учебного года определяет Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (в ред. от 10.03.2009), согласно которому годовой календарный график разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно. При этом указанное Типовое положение определяет и общую продолжительность каникулярного времени в течение года — 30 дней для учащихся всех возрастов, за исключением первоклассников (им полагаются дополнительные недельные каникулы). Как правило, их организуют в середине третьей четверти. В 1980-х гг., когда была предпринята попытка систематического школьного обучения детей шестилетнего возраста, по настоянию гигиенистов наряду с другими профилактическими мерами для шестилеток была введена эта «льгота», которая сохранена сегодня для всех первоклассников независимо от их возраста.

В настоящее время во многих школах не только в Москве, но и в других городах России перешли на новую структуру учебного года. В отличие от существующей она предполагает регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5–6 недель учебы сменяются недельными каникулами. При этом продолжительность учебного года и летних каникул, а также число каникулярных дней остаются неизменными. 

Результаты специального исследования

Сотрудники нашего института провели специальное исследование, цель которого заключалась в оценке здоровьесберегающего потенциала новой структуры учебного года. Комплексные исследования включали изучение умственной работоспособности, функционального состояния организма, адаптационных возможностей, острой заболеваемости, учебной успеваемости, психоэмоционального статуса учащихся начальных классов и проводились в процессе занятий на протяжении всего учебного года. В экспериментальную группу вошли учащиеся школы с новой, а в контрольную — их сверстники из школы с традиционной структурой учебного года.

Сравнительный анализ результатов изучения умственной работоспособности показал, что обучение в условиях новой структуры учебного года обеспечивает более благоприятную динамику работоспособности учащихся младших классов даже при использовании интенсифицирующих педагогических технологий (объем недельной учебной нагрузки у них был на 2 часа больше) по сравнению с традиционно организованным обучением. В отличие от традиционно обучающихся школьников с достаточно выраженным снижением работоспособности в середине учебного года у учащихся в школе с равномерным чередованием учебы и каникул на протяжении всего учебного года уровень умственной работоспособности оставался практически стабильным.

Изучение других показателей функционального состояния подтвердило большую «физиологическую стоимость» обучения учащихся школ с традиционным календарем каникул. В частности, об этом свидетельствует динамика неблагоприятных реакций сердечно-сосудистой системы учащихся на учебную нагрузку в течение года. В экспериментальной группе эти показатели практически не менялись в течение года, в то время как в контрольной группе этот показатель от начала к концу учебного года увеличивался более чем в 1,6 раза по сравнению с исходными значениями.

Аналогичные результаты были получены и при оценке адаптационных возможностей детей, которая показала, что в группе традиционно обучавшихся показатель удовлетворительной адаптации учащихся к концу года снижается, тогда как среди учащихся экспериментальной группы этот показатель не менялся на протяжении учебного года.

Немаловажно, что обучение в условиях равномерного чередования учебы и каникул оказывает меньшее невротизирующее воздействие на организм детей. Более высокий уровень невротизации был отмечен среди учащихся контрольной группы. Принципиальное, на наш взгляд, значение имеет и тот факт, что организация обучения на фоне новой структуры учебного года способствует сохранению устойчивости психоэмоционального статуса, снижению острой заболеваемости.

Данные исследования показали, что учащихся экспериментальной группы отличал более высокий уровень резистентности (устойчивости к развитию заболеваний) организма. Это подтверждается тем, что уровень острой заболеваемости в контрольной группе увеличивался от начала к середине учебного года в 1,5 раза, в то время как в экспериментальной он менялся незначительно. Кроме того, в этот период года у школьников, обучающихся в условиях новой структуры учебного года, было меньше жалоб на плохое самочувствие, чем у их традиционно обучавшихся сверстников.

Чтобы проследить, как эта инновация сказывается на школьных успехах детей, был проведен анализ учебной успеваемости. Он показал, что при регулярном чередовании учебы и каникул учащимся удается сохранять достоверно более высокий учебный балл на протяжении всего учебного года.

Для решения вопроса о целесообразности данной школьной инновации в организации обучения учащихся 5–11 классов в школе, которая перешла на новый график каникул, был проведен опрос учащихся и педагогов. Его результаты показали, что 86 % респондентов-учащихся поддерживают данную инновацию. При этом 63 % подростков считают, что такая структура учебного года обеспечивает им меньшее утомление по сравнению с традиционной, 21 % — видят преимущества новой структуры в более быстром восстановлении их работоспособности, и лишь 4 % учащихся отмечают, что они стали больше утомляться. По мнению 39 % школьников, с переходом на новую структуру учебного года их успеваемость улучшилась, у 10 % — ухудшилась, а у 38 % — не изменилась. С равномерным чередованием учебного и каникулярного времени 40 % респондентов-учащихся связывают улучшение самочувствия. Учителя также в целом положительно относятся к данной инновации: «за» — 92 % опрошенных. Кроме того, более половины из них (52 %) указывают на улучшение успеваемости и состояния здоровья своих подопечных.

Оценка нового календаря школьных каникул педагогами и учащимися 5–11 классов показала, что подавляющее большинство участников образовательного процесса позитивно относятся к этой инновации, связывая ее преимущества с меньшим утомлением, улучшением самочувствия и успеваемости.

Гигиенисты — за новую структуру учебного года

Результаты наших исследований позволили заключить, что новая структура учебного года обладает здоровьесберегающим потенциалом, который определяется:

  • снижением острой заболеваемости;
  • меньшим напряжением сердечно-сосудистой системы;
  • сохранением более высоких адаптационных возможностей учащихся в конце учебного года;
  • меньшей частотой случаев повышенной и высокой степени невротизации учащихся;
  • более устойчивым психоэмоциональным состоянием учащихся;
  • повышением учебной успеваемости учащихся.

И последний, на наш взгляд, немаловажный аргумент в пользу нового календаря школьных каникул: его введение не требует от школы никаких финансовых затрат. 

СТЕПАНОВА М. И., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФБГУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, д-р мед. наук

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2013.

Отдаем журнал бесплатно!

Новый календарь школьных каникул глазами гигиениста

Проблема создания адекватных детскому организму здоровьесберегающих условий обучения в настоящее время приобрела особую актуальность. Это связано, во-первых, с негативными тенденциями в состоянии здоровья детей и подростков, а во-вторых, с изменениями, которые произошли в школьном образовании за последние годы. Известно, что существенное значение в профилактике утомления играет рациональное чередование учебы и отдыха школьников в течение не только учебных дня и недели, но и всего учебного года. 

Суть проблемы

Большинство школ нашей страны уже не одно десятилетие работают по единому учебному календарному графику, в котором учебные четверти разной продолжительности сменяются осенними, зимними и весенними каникулами.

Однако в ходе многолетних гигиенических исследований накоплено довольно много убедительных аргументов в пользу того, что традиционная структура учебного года не соответствует психофизиологическим особенностям детей и подростков школьного возраста. Особенно эти доводы верны в отношении самой продолжительной третьей четверти. В лексиконе школьных психологов даже появился новый «диагноз» — «синдром третьей четверти», за которым стоят наиболее выраженная усталость, жалобы на плохое самочувствие, головные боли, сонливость, сниженное внимание. К этому следует добавить, что на большей части территории России третья четверть (середина января – конец марта) приходится на период, характеризующийся холодной погодой, коротким световым днем, эпидемиологическим неблагополучием, прежде всего в отношении острой инфекционной заболеваемости, усилением авитаминоза.

Одновременно третья четверть — это время освоения основного, наиболее трудного учебного материала. Продолжительные и интенсивные учебные нагрузки на фоне традиционно низкой двигательной активности не только утомительны, но и усиливают неблагоприятные сезонные воздействия на сердечно-сосудистую систему школьников и способствуют увеличению сосудистых расстройств со склонностью к гипертоническим реакциям.

Прежде решение о пересмотре структуры учебного года представлялось весьма проблематичным, поскольку согласно Уставу средней общеобразовательной школы, одобренному Постановлением Совета Министров СССР от 08.09.1970 № 749, эта структура была унифицирована для всех школ страны. С принятием Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 12.11.2012) школы получили возможность выбора образовательных программ, режимов и технологий обучения. Отказ от единообразия в организации обучения детей коснулся также возможности пересмотра периодов чередования учебного и каникулярного времени в течение учебного года.

Возможность корректив структуры учебного года определяет Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (в ред. от 10.03.2009), согласно которому годовой календарный график разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно. При этом указанное Типовое положение определяет и общую продолжительность каникулярного времени в течение года — 30 дней для учащихся всех возрастов, за исключением первоклассников (им полагаются дополнительные недельные каникулы). Как правило, их организуют в середине третьей четверти. В 1980-х гг., когда была предпринята попытка систематического школьного обучения детей шестилетнего возраста, по настоянию гигиенистов наряду с другими профилактическими мерами для шестилеток была введена эта «льгота», которая сохранена сегодня для всех первоклассников независимо от их возраста.

В настоящее время во многих школах не только в Москве, но и в других городах России перешли на новую структуру учебного года. В отличие от существующей она предполагает регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5–6 недель учебы сменяются недельными каникулами. При этом продолжительность учебного года и летних каникул, а также число каникулярных дней остаются неизменными. 

Результаты специального исследования

Сотрудники нашего института провели специальное исследование, цель которого заключалась в оценке здоровьесберегающего потенциала новой структуры учебного года. Комплексные исследования включали изучение умственной работоспособности, функционального состояния организма, адаптационных возможностей, острой заболеваемости, учебной успеваемости, психоэмоционального статуса учащихся начальных классов и проводились в процессе занятий на протяжении всего учебного года. В экспериментальную группу вошли учащиеся школы с новой, а в контрольную — их сверстники из школы с традиционной структурой учебного года.

Сравнительный анализ результатов изучения умственной работоспособности показал, что обучение в условиях новой структуры учебного года обеспечивает более благоприятную динамику работоспособности учащихся младших классов даже при использовании интенсифицирующих педагогических технологий (объем недельной учебной нагрузки у них был на 2 часа больше) по сравнению с традиционно организованным обучением. В отличие от традиционно обучающихся школьников с достаточно выраженным снижением работоспособности в середине учебного года у учащихся в школе с равномерным чередованием учебы и каникул на протяжении всего учебного года уровень умственной работоспособности оставался практически стабильным.

Изучение других показателей функционального состояния подтвердило большую «физиологическую стоимость» обучения учащихся школ с традиционным календарем каникул. В частности, об этом свидетельствует динамика неблагоприятных реакций сердечно-сосудистой системы учащихся на учебную нагрузку в течение года. В экспериментальной группе эти показатели практически не менялись в течение года, в то время как в контрольной группе этот показатель от начала к концу учебного года увеличивался более чем в 1,6 раза по сравнению с исходными значениями.

Аналогичные результаты были получены и при оценке адаптационных возможностей детей, которая показала, что в группе традиционно обучавшихся показатель удовлетворительной адаптации учащихся к концу года снижается, тогда как среди учащихся экспериментальной группы этот показатель не менялся на протяжении учебного года.

Немаловажно, что обучение в условиях равномерного чередования учебы и каникул оказывает меньшее невротизирующее воздействие на организм детей. Более высокий уровень невротизации был отмечен среди учащихся контрольной группы. Принципиальное, на наш взгляд, значение имеет и тот факт, что организация обучения на фоне новой структуры учебного года способствует сохранению устойчивости психоэмоционального статуса, снижению острой заболеваемости.

Данные исследования показали, что учащихся экспериментальной группы отличал более высокий уровень резистентности (устойчивости к развитию заболеваний) организма. Это подтверждается тем, что уровень острой заболеваемости в контрольной группе увеличивался от начала к середине учебного года в 1,5 раза, в то время как в экспериментальной он менялся незначительно. Кроме того, в этот период года у школьников, обучающихся в условиях новой структуры учебного года, было меньше жалоб на плохое самочувствие, чем у их традиционно обучавшихся сверстников.

Чтобы проследить, как эта инновация сказывается на школьных успехах детей, был проведен анализ учебной успеваемости. Он показал, что при регулярном чередовании учебы и каникул учащимся удается сохранять достоверно более высокий учебный балл на протяжении всего учебного года.

Для решения вопроса о целесообразности данной школьной инновации в организации обучения учащихся 5–11 классов в школе, которая перешла на новый график каникул, был проведен опрос учащихся и педагогов. Его результаты показали, что 86 % респондентов-учащихся поддерживают данную инновацию. При этом 63 % подростков считают, что такая структура учебного года обеспечивает им меньшее утомление по сравнению с традиционной, 21 % — видят преимущества новой структуры в более быстром восстановлении их работоспособности, и лишь 4 % учащихся отмечают, что они стали больше утомляться. По мнению 39 % школьников, с переходом на новую структуру учебного года их успеваемость улучшилась, у 10 % — ухудшилась, а у 38 % — не изменилась. С равномерным чередованием учебного и каникулярного времени 40 % респондентов-учащихся связывают улучшение самочувствия. Учителя также в целом положительно относятся к данной инновации: «за» — 92 % опрошенных. Кроме того, более половины из них (52 %) указывают на улучшение успеваемости и состояния здоровья своих подопечных.

Оценка нового календаря школьных каникул педагогами и учащимися 5–11 классов показала, что подавляющее большинство участников образовательного процесса позитивно относятся к этой инновации, связывая ее преимущества с меньшим утомлением, улучшением самочувствия и успеваемости.

Гигиенисты — за новую структуру учебного года

Результаты наших исследований позволили заключить, что новая структура учебного года обладает здоровьесберегающим потенциалом, который определяется:

  • снижением острой заболеваемости;
  • меньшим напряжением сердечно-сосудистой системы;
  • сохранением более высоких адаптационных возможностей учащихся в конце учебного года;
  • меньшей частотой случаев повышенной и высокой степени невротизации учащихся;
  • более устойчивым психоэмоциональным состоянием учащихся;
  • повышением учебной успеваемости учащихся.

И последний, на наш взгляд, немаловажный аргумент в пользу нового календаря школьных каникул: его введение не требует от школы никаких финансовых затрат. 

СТЕПАНОВА М. И., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФБГУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, д-р мед. наук

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2013.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам