Отдаем журнал бесплатно!

Планирование и анализ затрат на ГСМ

Виды топлива, их классификация

Расчет, нормирование и анализ расхода ГСМ для автомобилей, машин и механизмов

Распределение расходов на ГСМ по видам услуг

Расчет остатков бензина на конец отчетного периода и анализ фактических расходов по сравнению с нормативными

 

Топливо — это вещество, способное выделять энергию в ходе определенных процессов, которую можно использовать для технических целей.

Виды топлива:

  • по агрегатному состоянию:

– твердое — древесина, горючий сланец, уголь, торф и т. д.;

– жидкое — дизельное топливо, мазут. керосин, бензин, масла, спирты и т. д.;

– газообразное — пропан, водород, сжатый природный газ, бутан и т. д.,

  • по способу получения:

– природное (уголь, нефть, газ);

– искусственное.

Затраты на ГСМ относятся к материальным затратам организации.

Материальные затраты — это затраты на приобретение сырья и материалов для создания готовой продукции.

Затраты на покупку ГСМ отражаются в смете расходов. Они зависят от:

  • количества единиц транспорта каждого вида;
  • его технических характеристик;
  • норм пробега и норм расхода ГСМ;
  • стоимости ГСМ;
  • поправочных коэффициентов к нормам расхода, установленных в зависимости от климатической зоны, места использования автомобиля и т. д.

Затраты на приобретение горюче-смазочных материалов составляют существенную часть расходов организаций, которые используют в своей работе транспорт.

 

Обратите внимание!

Для целей налогового учета такие затраты признаются только при условии, что приобретение ГСМ обосновано и документально подтверждено — чеками АЗС, счетами-фактурами, путевыми листами (документы, подтверждающие поездки транспорта, в ходе которых приобретенное горючее было использовано).

 

Путевой лист — основной первичный документ учета работы водителя, пробега автомобиля, маршрута его следования. Выдается водителям транспортных средств ежедневно.

В путевых листах обязательно указывают:

  • маршрут и цель поездок, чтобы обосновать их производственную направленность;
  • расстояние, пройденное автомобилем, на основании показаний спидометра;
  • количество горючего, которое было израсходовано в поездках.

Норма расхода топлива — это величина, которая отражает среднюю потребность в бензине, газе или дизельном топливе для различных видов транспорта на конкретный километраж или в час работы.

Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых транспортных средств в соответствии с условиями их работы согласно классификации и назначению. Нормы расхода ГСМ для конкретного транспорта позволяют вести учет затрат на горюче-смазочные материалы, контролировать перерасход, списывать ГСМ со счетов предприятия (организации) согласно законодательству. Нормы необходимы также:

  • для ведения отчетности;
  • определения себестоимости конкретной перевозки и себестоимости всей перевозочной работы;
  • правильного расчета налогов и т. д.

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т. д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения. Устанавливается на 100 км пробега.

Транспортная норма (норма на транспортную работу) зависит от грузоподъемности, нормируемой загрузки пассажиров или конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается на месте эксплуатации автотранспорта на основе базовой или транспортной норм с использованием поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия эксплуатации.

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

 

Он = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

 

где Он — нормативный расход топлив, л;

Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

 

К сведению

Для планирования, расчета и списания затрат на ГСМ предприятие (организация) может использовать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (далее — Нормы расхода ГСМ), утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в ред. от 14.07.2015), отраслевые или местные нормы, разработанные и утвержденные на предприятии (в организации).

 

О. В. Жолобова,
эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 3, 2017.

Отдаем журнал бесплатно!

Планирование и анализ затрат на ГСМ

Виды топлива, их классификация

Расчет, нормирование и анализ расхода ГСМ для автомобилей, машин и механизмов

Распределение расходов на ГСМ по видам услуг

Расчет остатков бензина на конец отчетного периода и анализ фактических расходов по сравнению с нормативными

 

Топливо — это вещество, способное выделять энергию в ходе определенных процессов, которую можно использовать для технических целей.

Виды топлива:

  • по агрегатному состоянию:

– твердое — древесина, горючий сланец, уголь, торф и т. д.;

– жидкое — дизельное топливо, мазут. керосин, бензин, масла, спирты и т. д.;

– газообразное — пропан, водород, сжатый природный газ, бутан и т. д.,

  • по способу получения:

– природное (уголь, нефть, газ);

– искусственное.

Затраты на ГСМ относятся к материальным затратам организации.

Материальные затраты — это затраты на приобретение сырья и материалов для создания готовой продукции.

Затраты на покупку ГСМ отражаются в смете расходов. Они зависят от:

  • количества единиц транспорта каждого вида;
  • его технических характеристик;
  • норм пробега и норм расхода ГСМ;
  • стоимости ГСМ;
  • поправочных коэффициентов к нормам расхода, установленных в зависимости от климатической зоны, места использования автомобиля и т. д.

Затраты на приобретение горюче-смазочных материалов составляют существенную часть расходов организаций, которые используют в своей работе транспорт.

 

Обратите внимание!

Для целей налогового учета такие затраты признаются только при условии, что приобретение ГСМ обосновано и документально подтверждено — чеками АЗС, счетами-фактурами, путевыми листами (документы, подтверждающие поездки транспорта, в ходе которых приобретенное горючее было использовано).

 

Путевой лист — основной первичный документ учета работы водителя, пробега автомобиля, маршрута его следования. Выдается водителям транспортных средств ежедневно.

В путевых листах обязательно указывают:

  • маршрут и цель поездок, чтобы обосновать их производственную направленность;
  • расстояние, пройденное автомобилем, на основании показаний спидометра;
  • количество горючего, которое было израсходовано в поездках.

Норма расхода топлива — это величина, которая отражает среднюю потребность в бензине, газе или дизельном топливе для различных видов транспорта на конкретный километраж или в час работы.

Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых транспортных средств в соответствии с условиями их работы согласно классификации и назначению. Нормы расхода ГСМ для конкретного транспорта позволяют вести учет затрат на горюче-смазочные материалы, контролировать перерасход, списывать ГСМ со счетов предприятия (организации) согласно законодательству. Нормы необходимы также:

  • для ведения отчетности;
  • определения себестоимости конкретной перевозки и себестоимости всей перевозочной работы;
  • правильного расчета налогов и т. д.

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т. д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения. Устанавливается на 100 км пробега.

Транспортная норма (норма на транспортную работу) зависит от грузоподъемности, нормируемой загрузки пассажиров или конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается на месте эксплуатации автотранспорта на основе базовой или транспортной норм с использованием поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия эксплуатации.

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

 

Он = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

 

где Он — нормативный расход топлив, л;

Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

 

К сведению

Для планирования, расчета и списания затрат на ГСМ предприятие (организация) может использовать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (далее — Нормы расхода ГСМ), утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в ред. от 14.07.2015), отраслевые или местные нормы, разработанные и утвержденные на предприятии (в организации).

 

О. В. Жолобова,
эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 3, 2017.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам