Отдаем журнал бесплатно!

Выход из «долгового тупика», или Как управляющей компании избавиться от кредиторской задолженности?

В статье на примере показано, как необходимо анализировать наличие и размеры кредиторской задолженности управляющих компаний жилищно-коммунальной сферы перед поставщиками услуг, определены основные пути выхода из «долгового тупика».

Для начала напомним основные понятия, касающиеся данной темы, которые даются в экономических словарях.

Задолженность — один из критериев оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта, отражающего позицию данного субъекта в кредитных отношениях с финансовыми институтами (банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями и т. д.) или другими хозяйствующими субъектами либо физическими лицами (наемными работниками, поставщиками услуг). Существует два вида задолженности:

  • кредиторская задолженность — хозяйствующий субъект должен кому-то определенную сумму денег;
  • дебиторская задолженность — хозяйствующему субъекту кто-либо должен определенную сумму денег.

Кредиторская задолженность — задолженность субъекта (предприятия, организации, физического лица) перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить. Кредиторская задолженность возникает в случае, если дата поступления услуг (работ, товаров, материалов и т. д.) не совпадает с датой их фактической оплаты. Наличие кредиторской задолженности является неблагоприятным фактором для организации, так как существенно снижает ее показатели платежеспособности и ликвидности при оценке финансового состояния.

Дебитор (должник) — юридическое или физическое лицо, имеющее задолженность организации, учреждению, предприятию (антоним понятию «кредитор»). В качестве дебиторов могут выступать лишь лица, способные быть носителями гражданских прав и обязанностей. В двусторонних договорных обязательствах одно и то же лицо выступает и в качестве дебитора, и в качестве кредитора (например, по договору поставки поставщик является дебитором в обязательстве передать товар, кредитором в обязательстве уплатить деньги).

Кредитор — юридическое или физическое лицо, которому следует вернуть деньги, другие ценности или их эквивалент.

Кредиторскую задолженность можно разделить на несколько видов по сроку возникновения:

  • текущая задолженность (до 90 дней);
  • краткосрочная задолженность (до 1 года);
  • долгосрочная задолженность (от 1 года до 3 лет);
  • кредиторская задолженность к списанию (более 3 лет).

В зависимости от документального подтверждения кредиторская задолженность делится на следующие виды:

  • балансовая задолженность;
  • задолженность по акту сверки;
  • задолженность, подтвержденная первичными документами;
  • вексель, облигация, прочие долговые обязательства;
  • судебное решение о взыскании денежных средств.

В зависимости от основания возникновения кредиторская задолженность делится на следующие виды:

  • задолженность по заработной плате;
  • начисленные и неоплаченные налоги и сборы;
  • обязательства из кредитных и лизинговых договоров;
  • задолженность перед стратегическими партнерами;
  • бесспорные обязательства (задолженность по выплате держателям облигаций, векселей, прочих долговых инструментов и т. д.);
  • прочая задолженность.

В зависимости от отношений кредитора и организации кредиторская задолженность делится на следующие виды:

  • кредиторская задолженность перед аффилированными лицами;
  • задолженность перед зависимыми кредиторами (поставщики, подрядчики);
  • обязательства перед лояльными кредиторами;
  • нейтральная задолженность;
  • задолженность перед кредиторами, заинтересованными в ее скорейшем погашении и совершающими действия в данном направлении;
  • задолженность перед агрессивными кредиторами;
  • задолженность перед специализированными организациями в сфере взыскания.

Кроме того, кредиторскую задолженность на предприятиях и в организациях, имеющих транзитные платежи, можно подразделить на собственную задолженность и задолженность по транзитным платежам.

Управляющая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Ресурсоснабжающая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Коммунальные ресурсы — холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.

После того, как мы определились, что является кредиторской задолженностью и какие основные ее виды выделяют специалисты, перейдем к рассмотрению примера о транзитной задолженности управляющей компании.

Управляющая компания оказывает услуги по содержанию жилья, ремонту жилья, содержанию мусоропроводов, а также осуществляет транзитные платежи по услугам, которые сама не оказывает (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение и вывоз мусора). Из-за транзитных платежей возникают проблемы, так как приходится нести ответственность за своевременную оплату этих услуг, а население не готово своевременно оплачивать потребленные услуги. В результате растет кредиторская задолженность, предприятия-поставщики обращаются в суды.

Самый простой выход из этой ситуации для управляющей компании — перевести многоквартирные дома, обслуживаемые управляющей компанией, в непосредственное управление.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений договоры на оказание услуг по содержанию жилья и мусоропровода и выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

А договоры на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Однако жильцы не всегда соглашаются принять такое решение. И тогда возникает ситуация, когда у управляющей компании рост дебиторской задолженности населения вызывает автоматически рост кредиторской задолженности перед сторонними поставщиками услуг.

Для того чтобы отслеживать и держать на контроле размеры дебиторской и кредиторской задолженности за услуги, необходимо проводить ежедневный, ежемесячный, ежегодный анализ.

Для проведения такого анализа можно использовать форму, приведенную в табл. 1. В ней представлены данные для рассматриваемого примера за год.

 

Таблица 1. Анализ кредиторской и дебиторской задолженностей управляющей компании

Статья затрат

Адрес

Авиаторов, 10

Авиаторов, 12

Мира, 22

Мира, 23

Звездова, 30

Итого, руб.

СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЬЯ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

727 090

348 587

669 143

427 037

351 153

2 523 010

Населению

593 993

284 660

552 668

354 104

287 769

2 073 194

Компенсации из бюджета

133 097

63 927

116 475

72 933

63 384

449 816

ПОЛУЧЕНО

583 893

249 777

500 592

226 296

271 303

1 831 861

От населения

583 893

249 777

500 592

226 296

271 303

1 831 861

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

678 772

295 977

510 901

392 963

308 990

2 187 603

Оплата поставщику услуг

678 772

295 977

510 901

392 963

308 990

2 187 603

Финансовый результат по начислению

48 318

52 610

158 242

34 074

42 163

335 407

Финансовый результат по оплате

–94 879

–46 200

–10 309

–166 667

–37 687

–355 742

Долг населения на конец периода

10 100

34 883

52 076

127 808

16 466

241 333

% оплаты населения

98,3

87,7

90,6

63,9

94,3

88,4

% оплаты поставщику

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

РЕМОНТ ЖИЛЬЯ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

425 315

204 086

388 495

239 091

204 918

1 461 905

Населению

332 039

159 100

309 121

198 432

160 844

1 159 536

Компенсации из бюджета

93 276

44 986

79 374

40 659

44 074

302 369

ПОЛУЧЕНО

327 625

141 078

276 874

128 358

154 069

1 028 004

От населения

327 625

141 078

276 874

128 358

154 069

1 028 004

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

425 315

204 086

388 495

200 000

155 600

1 373 496

Оплата поставщику услуг

425 315

204 086

388 495

200 000

155 600

1 373 496

Финансовый результат по начислению

0

0

0

39 091

49 318

88 409

Финансовый результат по оплате

-97690

-63008

-111621

-71642

-1531

-345492

Долг населения на конец периода

4414

18 022

32 247

70 074

6775

131 532

% оплаты населения

98,7

88,7

89,6

64,7

95,8

88,7

% оплаты поставщику

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

СОДЕРЖАНИЕ МУСОРОПРОВОДА

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

67 236

32 492

62 960

36 505

32 647

231 840

Населению

67 236

32 492

62 960

36 505

32 647

231 840

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

ПОЛУЧЕНО

66 583

29 237

59 001

24 248

31 141

210 210

От населения

66 583

29 237

59 001

24 248

31 141

210 210

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

65 344

31 570

60 960

34 700

30 101

222 675

Оплата поставщику услуг

65 344

31 570

60 960

34 700

30 101

222 675

Финансовый результат по начислению

1892

922

2000

1805

2546

9165

Финансовый результат по оплате

1239

–2333

–1959

–10 452

1040

–12 465

Долг населения на конец периода

653

3255

3959

12 257

1506

21 630

% оплаты населения

99,0

90,0

93,7

66,4

95,4

90,7

% оплаты поставщику

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

СОДЕРЖАНИЕ ЛИФТОВ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

309 669

148 548

285 315

91 722

152 665

987 919

Населению

242 162

115 990

227 869

62 296

120 767

769 084

Компенсации из бюджета

67 507

32 558

57 446

29 426

31 898

218 835

ПОЛУЧЕНО

243 483

107 380

205 566

30 236

115 172

701 837

От населения

243 483

107 380

205 566

30 236

115 172

701 837

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

309 669

148 548

278 342

65 949

149 797

952 305

Оплата поставщику услуг

309 669

148 548

278 342

65 949

149 797

952 305

Финансовый результат по начислению

0

0

6973

25773

2868

35614

Финансовый результат по оплате

–66 186

–41 168

–72 776

–35 713

–34 625

–250 468

Долг населения на конец периода

–1321

8610

22 303

32 060

5595

67 247

% оплаты населения

100,5

92,6

90,2

48,5

95,4

91,3

% оплаты поставщику

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

ХОЛОДНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

285 399

145 295

198 788

56 359

140 238

826 079

Населению

230 677

118 903

152 222

32 506

114 381

648 689

Компенсации из бюджета

54 722

26 392

46 566

23 853

25 857

177 390

ПОЛУЧЕНО

227 542

104 905

136 767

20 328

112 458

602 000

От населения

227 542

104 905

136 767

20 328

112 458

602 000

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

380 183

174 392

198 683

40 568

140 000

933 826

Оплата поставщику услуг

370 000

171 000

167 000

32 000

125 000

865 000

Финансовый результат по начислению

–94 784

–29 097

105

15 791

238

–107 747

Финансовый результат по оплате

–142 458

–66 095

–30 233

–11 672

–12 542

–263 000

Долг населения на конец периода

3135

13 998

15 455

12 178

1923

46 689

% оплаты населения

98,6

88,2

89,8

62,5

98,3

92,8

% оплаты поставщику

97,3

98,1

84,1

78,9

89,3

92,6

ВОДООТВЕДЕНИЕ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

316 825

164 017

220 882

62 300

158 298

922 322

Населению

255 117

134 256

168 371

35 402

129 140

722 286

Компенсации из бюджета

61 708

29 761

52 511

26 898

29 158

200 036

ПОЛУЧЕНО

246 404

113 246

147 515

21 831

123 983

652 979

От населения

246 404

113 246

147 515

21 831

123 983

652 979

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

378 378

174 096

210 865

49 000

149 873

962 212

Оплата поставщику услуг

246 404

113 246

147 515

21 831

123 983

652 979

Финансовый результат по начислению

–61 553

–10 079

10 017

13 300

8425

–39 890

Финансовый результат по оплате

0

0

0

0

0

0

Долг населения на конец периода

8713

21 010

20 856

13 571

5157

69 307

% оплаты населения

96,6

84,4

87,6

61,7

96,0

90,4

% оплаты поставщику

65,1

65,0

70,0

44,6

82,7

67,9

ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

673 284

350 113

482 608

172 979

341 109

2 020 093

Населению

446 561

240 766

289 675

74 150

233 979

1 285 131

Компенсации из бюджета

226 723

109 347

192 933

98 829

107 130

734 962

ПОЛУЧЕНО

542 074

264 231

356 756

97 301

278 440

1 538 802

От населения

417 690

204 241

250 910

43 082

219 667

1 135 590

Компенсации из бюджета

124 384

59 990

105 846

54 219

58 773

403 212

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

659 972

391 537

420 248

136 715

440 444

2 048 916

Оплата поставщику услуг

542 074

264 231

356 756

97 301

278 440

1 538 802

Финансовый результат по начислению

13 312

–41 424

62 360

36 264

–99 335

–28 823

Финансовый результат по оплате

0

0

0

0

0

0

Долг населения на конец периода

28 871

36 525

38 765

31 068

14 312

149 541

% оплаты населения

93,5

84,8

86,6

58,1

93,9

88,4

% оплаты поставщику

82,1

67,5

84,9

71,2

63,2

75,1

ОТОПЛЕНИЕ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

1 182 494

569 233

1 026 250

618 353

564 969

3 961 299

Населению

796 452

383 047

697 743

450 077

382 558

2 709 877

Компенсации из бюджета

386 042

186 186

328 507

168 276

182 411

1 251 422

ПОЛУЧЕНО

1 178 581

527 842

989 898

443 053

558 302

3 697 676

От населения

792 539

341 656

661 391

274 777

375 891

2 446 254

Компенсации из бюджета

386 042

186 186

328 507

168 276

182 411

1 251 422

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

1 255 722

660 540

1 147 920

596 000

636 503

4 296 685

Оплата поставщику услуг

1 178 581

527 842

989 898

443 053

558 302

3 697 676

Финансовый результат по начислению

–73 228

–91 307

–121 670

22 353

–71 534

–335 386

Финансовый результат по оплате

0

0

0

0

0

0

Долг населения на конец периода

3913

41 391

36 352

175 300

6667

263 623

% оплаты населения

99,5

89,2

94,8

61,1

98,3

90,3

% оплаты поставщику

93,9

79,9

86,2

74,3

87,7

86,1

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

605 394

289 999

567 566

430 900

322 114

2 215 973

Населению

605 394

289 999

567 566

430 900

322 114

2 215 973

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

ПОЛУЧЕНО

598 777

240 789

562 110

387 650

300 938

2 090 264

От населения

598 777

240 789

562 110

387 650

300 938

2 090 264

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

662 300

300 913

570 900

440  900

350 212

2 325 225

Оплата поставщику услуг

662 300

300 913

570 900

440 900

350 212

2 325 225

Финансовый результат по начислению

–56 906

–10 914

–3334

–10 000

–28 098

–109 252

Финансовый результат по оплате

–63 523

–60 124

–8790

–53 250

–49 274

–234 961

Долг населения на конец периода

6617

49 210

5456

43 250

21 176

125 709

% оплаты населения

98,9

83,0

99,0

90,0

93,4

94,3

% оплаты поставщику

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

ВЫВОЗ МУСОРА

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

390 072

188 460

332 004

144 505

185 172

1 240 213

Населению

58 389

28 000

52 927

32 078

28 366

199 760

Компенсации из бюджета

331 683

160 460

279 077

112 427

156 806

1 040 453

ПОЛУЧЕНО

250 568

118 501

213 890

104 631

119 425

807 015

От населения

57 448

25 360

49 553

20 450

28 173

180 984

Компенсации из бюджета

193 120

93 141

164 337

84 181

91 252

626 031

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

390 072

188 460

332 004

144 505

185 172

1 240 213

Оплата поставщику услуг

200 000

100 000

170 000

80 500

95 600

646 100

Финансовый результат по начислению

0

0

0

0

0

0

Финансовый результат по оплате

50 568

18 501

43 890

24 131

23 825

160 915

Долг населения на конец периода

941

2640

3374

11 628

193

18 776

% оплаты населения

98,4

90,6

93,6

63,8

99,3

90,6

% оплаты поставщику

51,3

53,1

51,2

55,7

51,6

52,1

ВСЕГО

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

4 982 778

2 440 830

4 234 011

2 279 751

2 453283

16 390 653

Населению

3 628 020

1 787 213

3 081 122

1 706 450

1 812 565

12 015 370

Компенсации из бюджета

1 354 758

653 617

1 152 889

573 301

640 718

4 375 283

ПОЛУЧЕНО

4 265 530

1 896 986

3 448 969

1 483 932

2 065 231

13 160 648

От населения

3 561 984

1 557 669

2 850 279

1 177 256

1 732 795

10 879 983

Компенсации из бюджета

703 546

339 317

598 690

306 676

332 436

2 280 665

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

5 205 727

2 570 119

4 119 318

2 101 300

2 546 692

16 543 156

Оплата поставщику услуг

4 678 459

2 157 413

3 640 767

1 809 197

2 176 025

14 461 861

Финансовый результат по начислению

–222 949

–129 289

114 693

178 451

–93 409

–152 503

Финансовый результат по оплате

–412 929

–260 427

–191 798

–325 265

–110 794

–1 301 213

Долг населения на конец периода

66 036

229 544

230 843

529 194

79 770

1 135 387

% оплаты населения

98,2

87,2

92,5

69,0

95,6

90,6

% оплаты поставщику

89,9

83,9

88,4

86,1

85,4

87,4

 

Примечание. В сумме, начисленной населению к оплате за услуги, и в сумме, оплаченной населением, должны быть учтены долг на начало периода и суммы корректировок, льгот, субсидий.

Проведем анализ погашения управляющей компанией кредиторской задолженности, используя данные таблицы.

Услуги по содержанию жилья, содержанию мусоропровода, ремонту жилья управляющая компания оказывает населению сама, однако при проведении анализа кредиторской задолженности данные по вышеперечисленным услугам должны быть обязательно учтены.

По содержанию жилья:

  • начислено населению — 2 073 194 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 1 831 861 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 2 073 194 – 1 831 861 = 241 333 руб.;
  • долг компании за услугу с учетом неполученной компенсации из бюджета: 241 333 + (449 816 – 0) = 691 149 руб.;
  • начислено поставщиком за оказанную услугу — 2 187 603 руб.;
  • оплачено поставщику — 2 187 603 руб.

При оплате населением за услугу 88,4 % и неполученной компенсации из бюджета процент оплаты поставщику составляет 100 %. Значит, оплата произведена за счет средств, поступивших для оплаты других услуг, а это неправильно. Аналогичная ситуация по другим услугам, оказанным самой управляющей компанией — содержанию мусоропровода и ремонту жилья. Самый низкий процент оплаты населения за услуги — по адресу: ул. Мира, 23. Следовательно, по указанному адресу необходимо провести работу с населением с целью увеличения оплаты населением за услуги.

По содержанию лифтов:

  • начислено населению — 769 084 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 701 837 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 769 084 – 701 837 = 67 247 руб.;
  • долг компании за услугу с учетом неполученной компенсации из бюджета: 67 247 + (218 835 – 0) = 286 082 руб.;
  • начислено поставщиком за оказанную услугу — 952 305 руб.;
  • оплачено поставщику — 952 305 руб.

При оплате населением за услугу 91,3 % и неполученной компенсации из бюджета процент оплаты поставщику составляет 100 %, кредиторская задолженность отсутствует. Значит, оплата произведена за счет средств, поступивших для оплаты других услуг, что является неверным.

По холодному водоснабжению:

  • начислено населению — 648 689 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 602 000 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 648 689 – 602 000 = 46 689 руб.;
  • долг компании за услугу с учетом неполученной компенсации из бюджета: 46 689 + (177 390 – 0) = 224 079 руб.;
  • начислено поставщиком за оказанную услугу — 933 826 руб.;
  • оплачено поставщику — 865 000 руб.

При оплате населением за услугу 92,8 % и неполученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу больше, чем за данную услугу получила, то есть направила на погашение кредиторской задолженности средства, полученные за другие услуги. Однако кредиторская задолженность не погашена полностью и составляет 68 826 руб. (933 826 – 865 000). Анализируя данные табл. 1, мы видим, что за холодное водоснабжение управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета меньше, чем ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по адресам: ул. Авиаторов, 10 и ул. Авиаторов, 12. Кроме того, по указанным адресам необходимо уделить внимание экономии расходов по водоснабжению — в первую очередь установить общедомовые счетчики потребления холодной воды.

По водоотведению:

  • начислено населению — 722 286 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 652 979 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 722 286 – 652 979 = 69 307 руб.;
  • долг компании за услугу с учетом неполученной компенсации из бюджета: 69 307 + (200 036 – 0) = 269 343 руб.;
  • начислено поставщиком за оказанную услугу — 962 212 руб.;
  • оплачено поставщику — 652 979 руб.

При оплате населением за услугу 90,4 % и неполученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу столько, сколько за данную услугу получила. Однако кредиторская задолженность не погашена полностью и составляет 309 233 руб. (962 212 – 652 979). За водоотведение, как и за холодное водоснабжение, управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета меньше, чем ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по адресам: ул. Авиаторов, 10 и Авиаторов, 12. Кроме того, по указанным адресам необходимо уделить внимание экономии расходов по водоотведению.

По горячему водоснабжению:

  • начислено населению — 1 285 131 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 1 135 590 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 1 285 131 – 1 135 590 = 149 541 руб.;
  • долг компании за услугу с учетом недополученной компенсации из бюджета: 149 541 + (734 962 – 403 212) = 481 291 руб.;
  • начислено поставщиком за оказанную услугу — 2 048 916 руб.;
  • оплачено поставщику — 1 538 802 руб.

При оплате населением за услугу 88,4 % и недополученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу столько, сколько за данную услугу получила от населения и из бюджета. Однако кредиторская задолженность не погашена полностью и составляет 510 114 руб. (2 048 916 – 1 538 802).

За горячее водоснабжение управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета меньше, чем ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по адресам: ул. Авиаторов, 12 и Звездова, 30. Кроме того, по указанным адресам необходимо уделить внимание экономии расходов по горячей воде — в первую очередь установить счетчики потребления.

По отоплению:

  • начислено населению — 2 709 877 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 2 446 254 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 2 709 877 – 2 446 254 = 263 623 руб.;
  • долг компании за услугу всего: 263 623 + 0 = 263 623 руб.

Компенсация из бюджета получена в полном размере. Начислено поставщиком за оказанную услугу — 4 296 685 руб. Оплачено поставщику — 3 697 676 руб. При оплате населением за услугу 90,3 % и полностью полученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу столько, сколько за данную услугу получила от населения и из бюджета. Однако кредиторская задолженность не погашена полностью и составляет 599 009 руб. (4 296 685 – 3 697 676). За отопление управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета меньше, чем ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по всем адресам, кроме Мира, 23. Кроме того, по указанным адресам необходимо уделить внимание экономии расходов по отоплению — в первую очередь установить тепловые узлы.

По электрической энергии:

  • начислено населению — 2 215 973 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 2 090 264 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 2 215 973 – 2 090 264 = 125 709 руб.;
  • начислено поставщиком за оказанную услугу — 2 325 225 руб.;
  • оплачено поставщику — 2 325 225 руб.

При оплате населением за услугу 94,3 % управляющая компания полностью рассчиталась с поставщиком услуги. Кредиторская задолженность отсутствует, однако она погашена за счет средств, поступивших за другие услуги. За электрическую энергию управляющая компания начислила населению меньше, чем было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по всем адресам, а также необходимо уделить внимание экономии расходов по электрической энергии – установить счетчики потребления, проверить наличие потерь электрической энергии, проверить своевременность передачи населением показаний квартирных приборов учета электроэнергии и т. д.

По вывозу мусора:

  • начислено населению — 199 760 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 180 984 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 199 760 – 180 984 = 187 76 руб.;
  • долг компании за услугу с учетом недополученной компенсации из бюджета: 18 776 + (1 040 453 – 626 031) = 433 198 руб.;
  • начислено поставщиком за оказанную услугу — 1 240 213 руб.;
  • оплачено поставщику — 646 100 руб.

При оплате населением за услугу 90,6 % и недополученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу меньше, чем за эту услугу получила, направив средства, полученные за данную услугу, на оплату других услуг, что является неверным. Кредиторская задолженность за вывоз мусора составляет 594 113 руб. (1 240 213 – 646100). За вывоз мусора управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета столько же, сколько ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что ошибки при начислении населению, расчете компенсации из бюджета и в счетах-фактурах от поставщика отсутствуют.

Рассмотрев пример, мы увидели, что управляющая компания, которая выполняет начисление населению за услуги, которые сама не оказывает, и сама рассчитывается с поставщиками этих услуг, может иметь кредиторскую задолженность не по своей вине – из-за несвоевременной оплаты населением за услуги, несвоевременного поступления компенсаций из бюджета, льгот из бюджета и по своей вине - направляя средства, полученные за одни услуги на оплату других услуг, в первую очередь, возмещая расходы за оказание своих услуг. Чтобы этого не происходило, необходимо вмешательство контролирующих органов. Контролирующим органом может выступать администрация города. Специалисты контролирующих органов должны собирать ежемесячно информацию по форме, приведенной в табл. 1 от организаций ЖКХ анализировать, куда были направлены средства, полученные от населения и из бюджета. В свою очередь, главные бухгалтеры и экономисты компаний должны представлять руководителям управляющих компаний ежедневно информацию о поступлении денежных средств и совместно с ним принимать решения о направлении поступивших средств (табл. 2).

Таблица 2. Анализ поступления и направления денежных средств управляющей компании

Поступление денежныхсредств

Сумма, руб.

Направление денежных средств

Сумма, руб.

От населения:

     

    содержание жилья

123 000

УК

123 000

    ремонт жилья

50 789

УК

50 789

    содержание мусоропровода

12 345

УК

12 345

    содержание лифтов

34 500

ООО «Кузнецклифт»

34 500

    холодное водоснабжение

78 932

ООО «Водоканал»

78 932

    водоотведение

65 409

ООО «Водоканал»

65 409

    горячее водоснабжение

79 900

ООО «Энерго»

79 900

    отопление

118 990

ООО «Энерго»

118 990

    электроэнергия

34 670

ООО «Энергосбыт»

34 670

    вывоз мусора

23 854

ООО «Техно» (вывоз мусора)

23 854

Поступления из бюджета:

     

    компенсация по отоплению

50 000

ООО «Энерго»

50 000

    компенсация по вывозу мусора

40 000

ООО «Техно» (вывоз мусора)

40 000

Прочие поступления:

     

    аренда помещения

12 000

УК

12 000

    прочие услуги

25 000

ООО «Аудит»

25 000

 

Как мы уже упоминали ранее, для управляющих компаний удобнее перевести многоквартирные дома в непосредственное управление, чтобы избежать транзитной кредиторской задолженности. Если перевести в непосредственное управление многоквартирные дома нет возможности, можно использовать раздельные счета и оплачивать транзитные услуги по мере поступления денежных средств от населения и из бюджета за данный вид услуги на соответствующий счет. Кроме того, с целью сокращения кредиторской задолженности поставщикам услуг, работникам управляющей компании необходимо уделять большое внимание сокращению затрат на эти услуги — устанавливать общедомовые счетчики потребления, тепловые узлы и т. д. Необходимо также проводить постоянно работу по увеличению процента оплаты населением за оказанные услуги, чтобы сократить дебиторскую задолженность и направить поступившие средства на погашение кредиторской задолженности. А также надо проводить анализ выставленных поставщиками услуг счетов-фактур, их сравнительный анализ с размером начислений платы за соответствующие услуги населению, с целью выявления возможных ошибок у поставщиков или в начислениях населению. Финансовый результат, как по начислению, так и по оплате, должен быть близок к нулю. Ну и, конечно же, всем компаниям, предприятиям и организациям следует своевременно обслуживать текущие обязательства, погашать краткосрочную кредиторскую задолженность и реструктурировать долгосрочную задолженность.

 

О. В. Жолобова, эксперт

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2013.

Отдаем журнал бесплатно!

Выход из «долгового тупика», или Как управляющей компании избавиться от кредиторской задолженности?

В статье на примере показано, как необходимо анализировать наличие и размеры кредиторской задолженности управляющих компаний жилищно-коммунальной сферы перед поставщиками услуг, определены основные пути выхода из «долгового тупика».

Для начала напомним основные понятия, касающиеся данной темы, которые даются в экономических словарях.

Задолженность — один из критериев оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта, отражающего позицию данного субъекта в кредитных отношениях с финансовыми институтами (банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями и т. д.) или другими хозяйствующими субъектами либо физическими лицами (наемными работниками, поставщиками услуг). Существует два вида задолженности:

  • кредиторская задолженность — хозяйствующий субъект должен кому-то определенную сумму денег;
  • дебиторская задолженность — хозяйствующему субъекту кто-либо должен определенную сумму денег.

Кредиторская задолженность — задолженность субъекта (предприятия, организации, физического лица) перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить. Кредиторская задолженность возникает в случае, если дата поступления услуг (работ, товаров, материалов и т. д.) не совпадает с датой их фактической оплаты. Наличие кредиторской задолженности является неблагоприятным фактором для организации, так как существенно снижает ее показатели платежеспособности и ликвидности при оценке финансового состояния.

Дебитор (должник) — юридическое или физическое лицо, имеющее задолженность организации, учреждению, предприятию (антоним понятию «кредитор»). В качестве дебиторов могут выступать лишь лица, способные быть носителями гражданских прав и обязанностей. В двусторонних договорных обязательствах одно и то же лицо выступает и в качестве дебитора, и в качестве кредитора (например, по договору поставки поставщик является дебитором в обязательстве передать товар, кредитором в обязательстве уплатить деньги).

Кредитор — юридическое или физическое лицо, которому следует вернуть деньги, другие ценности или их эквивалент.

Кредиторскую задолженность можно разделить на несколько видов по сроку возникновения:

  • текущая задолженность (до 90 дней);
  • краткосрочная задолженность (до 1 года);
  • долгосрочная задолженность (от 1 года до 3 лет);
  • кредиторская задолженность к списанию (более 3 лет).

В зависимости от документального подтверждения кредиторская задолженность делится на следующие виды:

  • балансовая задолженность;
  • задолженность по акту сверки;
  • задолженность, подтвержденная первичными документами;
  • вексель, облигация, прочие долговые обязательства;
  • судебное решение о взыскании денежных средств.

В зависимости от основания возникновения кредиторская задолженность делится на следующие виды:

  • задолженность по заработной плате;
  • начисленные и неоплаченные налоги и сборы;
  • обязательства из кредитных и лизинговых договоров;
  • задолженность перед стратегическими партнерами;
  • бесспорные обязательства (задолженность по выплате держателям облигаций, векселей, прочих долговых инструментов и т. д.);
  • прочая задолженность.

В зависимости от отношений кредитора и организации кредиторская задолженность делится на следующие виды:

  • кредиторская задолженность перед аффилированными лицами;
  • задолженность перед зависимыми кредиторами (поставщики, подрядчики);
  • обязательства перед лояльными кредиторами;
  • нейтральная задолженность;
  • задолженность перед кредиторами, заинтересованными в ее скорейшем погашении и совершающими действия в данном направлении;
  • задолженность перед агрессивными кредиторами;
  • задолженность перед специализированными организациями в сфере взыскания.

Кроме того, кредиторскую задолженность на предприятиях и в организациях, имеющих транзитные платежи, можно подразделить на собственную задолженность и задолженность по транзитным платежам.

Управляющая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Ресурсоснабжающая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Коммунальные ресурсы — холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.

После того, как мы определились, что является кредиторской задолженностью и какие основные ее виды выделяют специалисты, перейдем к рассмотрению примера о транзитной задолженности управляющей компании.

Управляющая компания оказывает услуги по содержанию жилья, ремонту жилья, содержанию мусоропроводов, а также осуществляет транзитные платежи по услугам, которые сама не оказывает (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение и вывоз мусора). Из-за транзитных платежей возникают проблемы, так как приходится нести ответственность за своевременную оплату этих услуг, а население не готово своевременно оплачивать потребленные услуги. В результате растет кредиторская задолженность, предприятия-поставщики обращаются в суды.

Самый простой выход из этой ситуации для управляющей компании — перевести многоквартирные дома, обслуживаемые управляющей компанией, в непосредственное управление.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений договоры на оказание услуг по содержанию жилья и мусоропровода и выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

А договоры на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Однако жильцы не всегда соглашаются принять такое решение. И тогда возникает ситуация, когда у управляющей компании рост дебиторской задолженности населения вызывает автоматически рост кредиторской задолженности перед сторонними поставщиками услуг.

Для того чтобы отслеживать и держать на контроле размеры дебиторской и кредиторской задолженности за услуги, необходимо проводить ежедневный, ежемесячный, ежегодный анализ.

Для проведения такого анализа можно использовать форму, приведенную в табл. 1. В ней представлены данные для рассматриваемого примера за год.

 

Таблица 1. Анализ кредиторской и дебиторской задолженностей управляющей компании

Статья затрат

Адрес

Авиаторов, 10

Авиаторов, 12

Мира, 22

Мира, 23

Звездова, 30

Итого, руб.

СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЬЯ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

727 090

348 587

669 143

427 037

351 153

2 523 010

Населению

593 993

284 660

552 668

354 104

287 769

2 073 194

Компенсации из бюджета

133 097

63 927

116 475

72 933

63 384

449 816

ПОЛУЧЕНО

583 893

249 777

500 592

226 296

271 303

1 831 861

От населения

583 893

249 777

500 592

226 296

271 303

1 831 861

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

678 772

295 977

510 901

392 963

308 990

2 187 603

Оплата поставщику услуг

678 772

295 977

510 901

392 963

308 990

2 187 603

Финансовый результат по начислению

48 318

52 610

158 242

34 074

42 163

335 407

Финансовый результат по оплате

–94 879

–46 200

–10 309

–166 667

–37 687

–355 742

Долг населения на конец периода

10 100

34 883

52 076

127 808

16 466

241 333

% оплаты населения

98,3

87,7

90,6

63,9

94,3

88,4

% оплаты поставщику

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

РЕМОНТ ЖИЛЬЯ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

425 315

204 086

388 495

239 091

204 918

1 461 905

Населению

332 039

159 100

309 121

198 432

160 844

1 159 536

Компенсации из бюджета

93 276

44 986

79 374

40 659

44 074

302 369

ПОЛУЧЕНО

327 625

141 078

276 874

128 358

154 069

1 028 004

От населения

327 625

141 078

276 874

128 358

154 069

1 028 004

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

425 315

204 086

388 495

200 000

155 600

1 373 496

Оплата поставщику услуг

425 315

204 086

388 495

200 000

155 600

1 373 496

Финансовый результат по начислению

0

0

0

39 091

49 318

88 409

Финансовый результат по оплате

-97690

-63008

-111621

-71642

-1531

-345492

Долг населения на конец периода

4414

18 022

32 247

70 074

6775

131 532

% оплаты населения

98,7

88,7

89,6

64,7

95,8

88,7

% оплаты поставщику

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

СОДЕРЖАНИЕ МУСОРОПРОВОДА

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

67 236

32 492

62 960

36 505

32 647

231 840

Населению

67 236

32 492

62 960

36 505

32 647

231 840

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

ПОЛУЧЕНО

66 583

29 237

59 001

24 248

31 141

210 210

От населения

66 583

29 237

59 001

24 248

31 141

210 210

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

65 344

31 570

60 960

34 700

30 101

222 675

Оплата поставщику услуг

65 344

31 570

60 960

34 700

30 101

222 675

Финансовый результат по начислению

1892

922

2000

1805

2546

9165

Финансовый результат по оплате

1239

–2333

–1959

–10 452

1040

–12 465

Долг населения на конец периода

653

3255

3959

12 257

1506

21 630

% оплаты населения

99,0

90,0

93,7

66,4

95,4

90,7

% оплаты поставщику

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

СОДЕРЖАНИЕ ЛИФТОВ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

309 669

148 548

285 315

91 722

152 665

987 919

Населению

242 162

115 990

227 869

62 296

120 767

769 084

Компенсации из бюджета

67 507

32 558

57 446

29 426

31 898

218 835

ПОЛУЧЕНО

243 483

107 380

205 566

30 236

115 172

701 837

От населения

243 483

107 380

205 566

30 236

115 172

701 837

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

309 669

148 548

278 342

65 949

149 797

952 305

Оплата поставщику услуг

309 669

148 548

278 342

65 949

149 797

952 305

Финансовый результат по начислению

0

0

6973

25773

2868

35614

Финансовый результат по оплате

–66 186

–41 168

–72 776

–35 713

–34 625

–250 468

Долг населения на конец периода

–1321

8610

22 303

32 060

5595

67 247

% оплаты населения

100,5

92,6

90,2

48,5

95,4

91,3

% оплаты поставщику

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

ХОЛОДНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

285 399

145 295

198 788

56 359

140 238

826 079

Населению

230 677

118 903

152 222

32 506

114 381

648 689

Компенсации из бюджета

54 722

26 392

46 566

23 853

25 857

177 390

ПОЛУЧЕНО

227 542

104 905

136 767

20 328

112 458

602 000

От населения

227 542

104 905

136 767

20 328

112 458

602 000

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

380 183

174 392

198 683

40 568

140 000

933 826

Оплата поставщику услуг

370 000

171 000

167 000

32 000

125 000

865 000

Финансовый результат по начислению

–94 784

–29 097

105

15 791

238

–107 747

Финансовый результат по оплате

–142 458

–66 095

–30 233

–11 672

–12 542

–263 000

Долг населения на конец периода

3135

13 998

15 455

12 178

1923

46 689

% оплаты населения

98,6

88,2

89,8

62,5

98,3

92,8

% оплаты поставщику

97,3

98,1

84,1

78,9

89,3

92,6

ВОДООТВЕДЕНИЕ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

316 825

164 017

220 882

62 300

158 298

922 322

Населению

255 117

134 256

168 371

35 402

129 140

722 286

Компенсации из бюджета

61 708

29 761

52 511

26 898

29 158

200 036

ПОЛУЧЕНО

246 404

113 246

147 515

21 831

123 983

652 979

От населения

246 404

113 246

147 515

21 831

123 983

652 979

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

378 378

174 096

210 865

49 000

149 873

962 212

Оплата поставщику услуг

246 404

113 246

147 515

21 831

123 983

652 979

Финансовый результат по начислению

–61 553

–10 079

10 017

13 300

8425

–39 890

Финансовый результат по оплате

0

0

0

0

0

0

Долг населения на конец периода

8713

21 010

20 856

13 571

5157

69 307

% оплаты населения

96,6

84,4

87,6

61,7

96,0

90,4

% оплаты поставщику

65,1

65,0

70,0

44,6

82,7

67,9

ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

673 284

350 113

482 608

172 979

341 109

2 020 093

Населению

446 561

240 766

289 675

74 150

233 979

1 285 131

Компенсации из бюджета

226 723

109 347

192 933

98 829

107 130

734 962

ПОЛУЧЕНО

542 074

264 231

356 756

97 301

278 440

1 538 802

От населения

417 690

204 241

250 910

43 082

219 667

1 135 590

Компенсации из бюджета

124 384

59 990

105 846

54 219

58 773

403 212

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

659 972

391 537

420 248

136 715

440 444

2 048 916

Оплата поставщику услуг

542 074

264 231

356 756

97 301

278 440

1 538 802

Финансовый результат по начислению

13 312

–41 424

62 360

36 264

–99 335

–28 823

Финансовый результат по оплате

0

0

0

0

0

0

Долг населения на конец периода

28 871

36 525

38 765

31 068

14 312

149 541

% оплаты населения

93,5

84,8

86,6

58,1

93,9

88,4

% оплаты поставщику

82,1

67,5

84,9

71,2

63,2

75,1

ОТОПЛЕНИЕ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

1 182 494

569 233

1 026 250

618 353

564 969

3 961 299

Населению

796 452

383 047

697 743

450 077

382 558

2 709 877

Компенсации из бюджета

386 042

186 186

328 507

168 276

182 411

1 251 422

ПОЛУЧЕНО

1 178 581

527 842

989 898

443 053

558 302

3 697 676

От населения

792 539

341 656

661 391

274 777

375 891

2 446 254

Компенсации из бюджета

386 042

186 186

328 507

168 276

182 411

1 251 422

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

1 255 722

660 540

1 147 920

596 000

636 503

4 296 685

Оплата поставщику услуг

1 178 581

527 842

989 898

443 053

558 302

3 697 676

Финансовый результат по начислению

–73 228

–91 307

–121 670

22 353

–71 534

–335 386

Финансовый результат по оплате

0

0

0

0

0

0

Долг населения на конец периода

3913

41 391

36 352

175 300

6667

263 623

% оплаты населения

99,5

89,2

94,8

61,1

98,3

90,3

% оплаты поставщику

93,9

79,9

86,2

74,3

87,7

86,1

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

605 394

289 999

567 566

430 900

322 114

2 215 973

Населению

605 394

289 999

567 566

430 900

322 114

2 215 973

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

ПОЛУЧЕНО

598 777

240 789

562 110

387 650

300 938

2 090 264

От населения

598 777

240 789

562 110

387 650

300 938

2 090 264

Компенсации из бюджета

0

0

0

0

0

0

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

662 300

300 913

570 900

440  900

350 212

2 325 225

Оплата поставщику услуг

662 300

300 913

570 900

440 900

350 212

2 325 225

Финансовый результат по начислению

–56 906

–10 914

–3334

–10 000

–28 098

–109 252

Финансовый результат по оплате

–63 523

–60 124

–8790

–53 250

–49 274

–234 961

Долг населения на конец периода

6617

49 210

5456

43 250

21 176

125 709

% оплаты населения

98,9

83,0

99,0

90,0

93,4

94,3

% оплаты поставщику

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

ВЫВОЗ МУСОРА

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

390 072

188 460

332 004

144 505

185 172

1 240 213

Населению

58 389

28 000

52 927

32 078

28 366

199 760

Компенсации из бюджета

331 683

160 460

279 077

112 427

156 806

1 040 453

ПОЛУЧЕНО

250 568

118 501

213 890

104 631

119 425

807 015

От населения

57 448

25 360

49 553

20 450

28 173

180 984

Компенсации из бюджета

193 120

93 141

164 337

84 181

91 252

626 031

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

390 072

188 460

332 004

144 505

185 172

1 240 213

Оплата поставщику услуг

200 000

100 000

170 000

80 500

95 600

646 100

Финансовый результат по начислению

0

0

0

0

0

0

Финансовый результат по оплате

50 568

18 501

43 890

24 131

23 825

160 915

Долг населения на конец периода

941

2640

3374

11 628

193

18 776

% оплаты населения

98,4

90,6

93,6

63,8

99,3

90,6

% оплаты поставщику

51,3

53,1

51,2

55,7

51,6

52,1

ВСЕГО

           

ДОХОДЫ

           

НАЧИСЛЕНО

4 982 778

2 440 830

4 234 011

2 279 751

2 453283

16 390 653

Населению

3 628 020

1 787 213

3 081 122

1 706 450

1 812 565

12 015 370

Компенсации из бюджета

1 354 758

653 617

1 152 889

573 301

640 718

4 375 283

ПОЛУЧЕНО

4 265 530

1 896 986

3 448 969

1 483 932

2 065 231

13 160 648

От населения

3 561 984

1 557 669

2 850 279

1 177 256

1 732 795

10 879 983

Компенсации из бюджета

703 546

339 317

598 690

306 676

332 436

2 280 665

РАСХОДЫ

           

Начислено поставщиком услуг

5 205 727

2 570 119

4 119 318

2 101 300

2 546 692

16 543 156

Оплата поставщику услуг

4 678 459

2 157 413

3 640 767

1 809 197

2 176 025

14 461 861

Финансовый результат по начислению

–222 949

–129 289

114 693

178 451

–93 409

–152 503

Финансовый результат по оплате

–412 929

–260 427

–191 798

–325 265

–110 794

–1 301 213

Долг населения на конец периода

66 036

229 544

230 843

529 194

79 770

1 135 387

% оплаты населения

98,2

87,2

92,5

69,0

95,6

90,6

% оплаты поставщику

89,9

83,9

88,4

86,1

85,4

87,4

 

Примечание. В сумме, начисленной населению к оплате за услуги, и в сумме, оплаченной населением, должны быть учтены долг на начало периода и суммы корректировок, льгот, субсидий.

Проведем анализ погашения управляющей компанией кредиторской задолженности, используя данные таблицы.

Услуги по содержанию жилья, содержанию мусоропровода, ремонту жилья управляющая компания оказывает населению сама, однако при проведении анализа кредиторской задолженности данные по вышеперечисленным услугам должны быть обязательно учтены.

По содержанию жилья:

  • начислено населению — 2 073 194 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 1 831 861 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 2 073 194 – 1 831 861 = 241 333 руб.;
  • долг компании за услугу с учетом неполученной компенсации из бюджета: 241 333 + (449 816 – 0) = 691 149 руб.;
  • начислено поставщиком за оказанную услугу — 2 187 603 руб.;
  • оплачено поставщику — 2 187 603 руб.

При оплате населением за услугу 88,4 % и неполученной компенсации из бюджета процент оплаты поставщику составляет 100 %. Значит, оплата произведена за счет средств, поступивших для оплаты других услуг, а это неправильно. Аналогичная ситуация по другим услугам, оказанным самой управляющей компанией — содержанию мусоропровода и ремонту жилья. Самый низкий процент оплаты населения за услуги — по адресу: ул. Мира, 23. Следовательно, по указанному адресу необходимо провести работу с населением с целью увеличения оплаты населением за услуги.

По содержанию лифтов:

  • начислено населению — 769 084 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 701 837 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 769 084 – 701 837 = 67 247 руб.;
  • долг компании за услугу с учетом неполученной компенсации из бюджета: 67 247 + (218 835 – 0) = 286 082 руб.;
  • начислено поставщиком за оказанную услугу — 952 305 руб.;
  • оплачено поставщику — 952 305 руб.

При оплате населением за услугу 91,3 % и неполученной компенсации из бюджета процент оплаты поставщику составляет 100 %, кредиторская задолженность отсутствует. Значит, оплата произведена за счет средств, поступивших для оплаты других услуг, что является неверным.

По холодному водоснабжению:

  • начислено населению — 648 689 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 602 000 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 648 689 – 602 000 = 46 689 руб.;
  • долг компании за услугу с учетом неполученной компенсации из бюджета: 46 689 + (177 390 – 0) = 224 079 руб.;
  • начислено поставщиком за оказанную услугу — 933 826 руб.;
  • оплачено поставщику — 865 000 руб.

При оплате населением за услугу 92,8 % и неполученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу больше, чем за данную услугу получила, то есть направила на погашение кредиторской задолженности средства, полученные за другие услуги. Однако кредиторская задолженность не погашена полностью и составляет 68 826 руб. (933 826 – 865 000). Анализируя данные табл. 1, мы видим, что за холодное водоснабжение управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета меньше, чем ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по адресам: ул. Авиаторов, 10 и ул. Авиаторов, 12. Кроме того, по указанным адресам необходимо уделить внимание экономии расходов по водоснабжению — в первую очередь установить общедомовые счетчики потребления холодной воды.

По водоотведению:

  • начислено населению — 722 286 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 652 979 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 722 286 – 652 979 = 69 307 руб.;
  • долг компании за услугу с учетом неполученной компенсации из бюджета: 69 307 + (200 036 – 0) = 269 343 руб.;
  • начислено поставщиком за оказанную услугу — 962 212 руб.;
  • оплачено поставщику — 652 979 руб.

При оплате населением за услугу 90,4 % и неполученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу столько, сколько за данную услугу получила. Однако кредиторская задолженность не погашена полностью и составляет 309 233 руб. (962 212 – 652 979). За водоотведение, как и за холодное водоснабжение, управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета меньше, чем ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по адресам: ул. Авиаторов, 10 и Авиаторов, 12. Кроме того, по указанным адресам необходимо уделить внимание экономии расходов по водоотведению.

По горячему водоснабжению:

  • начислено населению — 1 285 131 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 1 135 590 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 1 285 131 – 1 135 590 = 149 541 руб.;
  • долг компании за услугу с учетом недополученной компенсации из бюджета: 149 541 + (734 962 – 403 212) = 481 291 руб.;
  • начислено поставщиком за оказанную услугу — 2 048 916 руб.;
  • оплачено поставщику — 1 538 802 руб.

При оплате населением за услугу 88,4 % и недополученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу столько, сколько за данную услугу получила от населения и из бюджета. Однако кредиторская задолженность не погашена полностью и составляет 510 114 руб. (2 048 916 – 1 538 802).

За горячее водоснабжение управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета меньше, чем ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по адресам: ул. Авиаторов, 12 и Звездова, 30. Кроме того, по указанным адресам необходимо уделить внимание экономии расходов по горячей воде — в первую очередь установить счетчики потребления.

По отоплению:

  • начислено населению — 2 709 877 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 2 446 254 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 2 709 877 – 2 446 254 = 263 623 руб.;
  • долг компании за услугу всего: 263 623 + 0 = 263 623 руб.

Компенсация из бюджета получена в полном размере. Начислено поставщиком за оказанную услугу — 4 296 685 руб. Оплачено поставщику — 3 697 676 руб. При оплате населением за услугу 90,3 % и полностью полученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу столько, сколько за данную услугу получила от населения и из бюджета. Однако кредиторская задолженность не погашена полностью и составляет 599 009 руб. (4 296 685 – 3 697 676). За отопление управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета меньше, чем ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по всем адресам, кроме Мира, 23. Кроме того, по указанным адресам необходимо уделить внимание экономии расходов по отоплению — в первую очередь установить тепловые узлы.

По электрической энергии:

  • начислено населению — 2 215 973 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 2 090 264 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 2 215 973 – 2 090 264 = 125 709 руб.;
  • начислено поставщиком за оказанную услугу — 2 325 225 руб.;
  • оплачено поставщику — 2 325 225 руб.

При оплате населением за услугу 94,3 % управляющая компания полностью рассчиталась с поставщиком услуги. Кредиторская задолженность отсутствует, однако она погашена за счет средств, поступивших за другие услуги. За электрическую энергию управляющая компания начислила населению меньше, чем было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по всем адресам, а также необходимо уделить внимание экономии расходов по электрической энергии – установить счетчики потребления, проверить наличие потерь электрической энергии, проверить своевременность передачи населением показаний квартирных приборов учета электроэнергии и т. д.

По вывозу мусора:

  • начислено населению — 199 760 руб.;
  • фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 180 984 руб.;
  • долг населения компании за оказанную услугу: 199 760 – 180 984 = 187 76 руб.;
  • долг компании за услугу с учетом недополученной компенсации из бюджета: 18 776 + (1 040 453 – 626 031) = 433 198 руб.;
  • начислено поставщиком за оказанную услугу — 1 240 213 руб.;
  • оплачено поставщику — 646 100 руб.

При оплате населением за услугу 90,6 % и недополученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу меньше, чем за эту услугу получила, направив средства, полученные за данную услугу, на оплату других услуг, что является неверным. Кредиторская задолженность за вывоз мусора составляет 594 113 руб. (1 240 213 – 646100). За вывоз мусора управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета столько же, сколько ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что ошибки при начислении населению, расчете компенсации из бюджета и в счетах-фактурах от поставщика отсутствуют.

Рассмотрев пример, мы увидели, что управляющая компания, которая выполняет начисление населению за услуги, которые сама не оказывает, и сама рассчитывается с поставщиками этих услуг, может иметь кредиторскую задолженность не по своей вине – из-за несвоевременной оплаты населением за услуги, несвоевременного поступления компенсаций из бюджета, льгот из бюджета и по своей вине - направляя средства, полученные за одни услуги на оплату других услуг, в первую очередь, возмещая расходы за оказание своих услуг. Чтобы этого не происходило, необходимо вмешательство контролирующих органов. Контролирующим органом может выступать администрация города. Специалисты контролирующих органов должны собирать ежемесячно информацию по форме, приведенной в табл. 1 от организаций ЖКХ анализировать, куда были направлены средства, полученные от населения и из бюджета. В свою очередь, главные бухгалтеры и экономисты компаний должны представлять руководителям управляющих компаний ежедневно информацию о поступлении денежных средств и совместно с ним принимать решения о направлении поступивших средств (табл. 2).

Таблица 2. Анализ поступления и направления денежных средств управляющей компании

Поступление денежныхсредств

Сумма, руб.

Направление денежных средств

Сумма, руб.

От населения:

     

    содержание жилья

123 000

УК

123 000

    ремонт жилья

50 789

УК

50 789

    содержание мусоропровода

12 345

УК

12 345

    содержание лифтов

34 500

ООО «Кузнецклифт»

34 500

    холодное водоснабжение

78 932

ООО «Водоканал»

78 932

    водоотведение

65 409

ООО «Водоканал»

65 409

    горячее водоснабжение

79 900

ООО «Энерго»

79 900

    отопление

118 990

ООО «Энерго»

118 990

    электроэнергия

34 670

ООО «Энергосбыт»

34 670

    вывоз мусора

23 854

ООО «Техно» (вывоз мусора)

23 854

Поступления из бюджета:

     

    компенсация по отоплению

50 000

ООО «Энерго»

50 000

    компенсация по вывозу мусора

40 000

ООО «Техно» (вывоз мусора)

40 000

Прочие поступления:

     

    аренда помещения

12 000

УК

12 000

    прочие услуги

25 000

ООО «Аудит»

25 000

 

Как мы уже упоминали ранее, для управляющих компаний удобнее перевести многоквартирные дома в непосредственное управление, чтобы избежать транзитной кредиторской задолженности. Если перевести в непосредственное управление многоквартирные дома нет возможности, можно использовать раздельные счета и оплачивать транзитные услуги по мере поступления денежных средств от населения и из бюджета за данный вид услуги на соответствующий счет. Кроме того, с целью сокращения кредиторской задолженности поставщикам услуг, работникам управляющей компании необходимо уделять большое внимание сокращению затрат на эти услуги — устанавливать общедомовые счетчики потребления, тепловые узлы и т. д. Необходимо также проводить постоянно работу по увеличению процента оплаты населением за оказанные услуги, чтобы сократить дебиторскую задолженность и направить поступившие средства на погашение кредиторской задолженности. А также надо проводить анализ выставленных поставщиками услуг счетов-фактур, их сравнительный анализ с размером начислений платы за соответствующие услуги населению, с целью выявления возможных ошибок у поставщиков или в начислениях населению. Финансовый результат, как по начислению, так и по оплате, должен быть близок к нулю. Ну и, конечно же, всем компаниям, предприятиям и организациям следует своевременно обслуживать текущие обязательства, погашать краткосрочную кредиторскую задолженность и реструктурировать долгосрочную задолженность.

 

О. В. Жолобова, эксперт

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2013.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам