Отдаем журнал бесплатно!

Закон о закупках: что изменилось с 1 января 2020 г. и что изменится в течение года?

Расскажем, как изменились требования к госзакупкам с 1 января, какие изменения вступят в силу с 1 апреля и 1 июля.

 

Пожалуй, немного найдется так часто корректируемых федеральных законов, как Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Заказчики и поставщики в сфере госзакупок только разобрались с обширными изменениями 2019 года, а 27.12.2019 был опубликован Федеральный закон № 449-ФЗ, которым внесены изменения в требования к участникам контрактной системы на 2020 год. И этих нововведений столько, что как поставщикам, так и заказчикам нужно внимательно их изучать, чтобы не допустить нарушений федерального законодательства. 

Все нововведения, которые вступили в силу с 01.01.2020, можно разделить на 8 блоков. Рассмотрим их.

 

1. Как изменились правила осуществления закупок?

 

• С 01.01.2020 во всех без исключения заявках на участие в конкурсе требуется указывать страну происхождения предлагаемого участником конкурса товара.

На практике это означает, что если до этого момента данное требование применялось только в отношении запретов, ограничений или условий допуска иностранных товаров, то теперь отсутствие указания страны происхождения товара в любом случае (даже если предлагаемый товар российского происхождения) для заказчика является основанием для отклонения заявки участника конкурса.

Соответственно, заказчик также должен предусмотреть в требованиях к содержанию и форме заявки на участие в запросе предложений необходимость указания страны происхождения товара.

Кроме этого, сведения о стране происхождения товара с января 2020 г. стали обязательной частью проекта контракта, который заказчик направляет на подпись победителю конкурса на закупку. 

• С 08.01.2020 допускается закупка новых машин и оборудования при заключении контрактов жизненного цикла (например, с последующим обслуживанием и ремонтом) путем проведения конкурсов в электронной форме.

Согласно новой редакции ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла не только в случаях, определенных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 (в ред. от 29.06.2019) «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», но и при закупках любых новых машин и оборудования.

Кроме этого, теперь заказчик вправе заключать контракты жизненного цикла в отношении поставок с последующим их техническим обслуживанием и ремонтом в отношении любых новых машин и оборудования не только через электронный аукцион, но и путем проведения конкурса в электронной форме.

• С 08.01.2020 устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок по обслуживанию медицинской техники.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.12.2019 № 1922 при проведении торгов на обслуживание медицинской техники, если начальная (максимальная) цена контракта, на право заключить который проводится закупка, превышает 10 млн руб., устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки:

– или наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ[1] на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники;

– или наличие контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ по результатам проведения совместных конкурса или аукциона, на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники.

Дополнительно устанавливается, что стоимость такого одного контракта (договора), совокупная стоимость таких контрактов должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

• Особенности осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, установленные Постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428, продлены до 01.07.2020.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 отсрочена до 01.07.2020 дата начала действия нового Положения об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках[2].

• Срок начала действия обязанности операторов электронных площадок информировать заказчиков о привлечении участников закупок-юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП РФ переносится на 01.01.2021.

Планировалось, что с 01.01.2020 эту информацию можно будет получать автоматически в ходе регистрации участника закупки в ЕИС на основании сведений, полученных от Генеральной прокуратуры РФ посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Так как срок этого изменения перенесен еще на один год, то в 2020 г. проверка соответствия участников закупок — юридических лиц данному единому требованию к участникам осуществляется заказчиками, уполномоченными органами, комиссиями по осуществлению закупок вручную путем проверки данных Реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение, который размещен на официальном сайте Генпрокуратуры РФ по адресу: http://www.genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/.

• Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 внесены важные поправки в Правила использования каталога товаров, работ, услуг (КРТУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд[3], которые применяются к закупкам в 2020 г.

Например, это такие поправки:

– КРТУ применяется заказчиками только при осуществлении закупок и не должен использоваться при их планировании;

– заказчик имеет право указать в извещении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства (в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги), которые не предусмотрены в КТРУ;

– в случае размещения извещения об осуществлении закупки, а также заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции КТРУ заказчик до завершения закупки вправе производить описание объекта закупки по общим правилам ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

 

2. Что изменилось в закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)?

 

• С 08.01.2020 действует новая редакция п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, согласно которой перечень объектов недвижимого имущества дополнен земельными участками.

Следовательно, теперь можно заключать контракты на аренду земельных участков без проведения конкурентных процедур закупок.

• С 08.01.2020 действует новая редакция п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

И теперь заказчик имеет право заключать контракт с единственным исполнителем, подрядчиком в отношении следующих работ и услуг:

– по техническому обслуживанию зданий;

– по эксплуатационному контролю зданий, сооружений;

– по содержанию и ремонту общего имущества в здании либо одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику;

– по холодному/горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Обязательное условие для заключения контракта с единственным исполнителем, подрядчиком на эти работы — то, что данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством РФ.

 

3. Как изменился национальный режим закупок?

 

• С 01.01.2020 Минпромторг России должен вести Единый реестр российской радиоэлектронной продукции в электронном виде в соответствии с подп. «г» п. 12 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

• Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 установлен запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, относящихся к коду ОКПД 2-26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных», происходящих из иностранных государств, для осуществления закупок в рамках Закона № 44-ФЗ.

Запрет на допуск иностранных устройств хранения данных установлен для обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в том числе используемой при реализации национальных проектов (программ), и действует с 26.12.2019 на протяжении двух лет.

На практике это означает, что в качестве подтверждающего соблюдение запрета документа участник закупки должен предоставить декларацию о нахождении продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, который формируется и ведется Минпромторгом России.

• Постановлением Правительства РФ от 14.12.2019 № 1675 с 25.12.2019 расширен перечень исключений из запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в части автотранспортных средств.

Теперь заказчикам разрешается закупать иностранные автотранспортные средства, если они:

– соответствуют требованиям к продукции автомобилестроения, для целей осуществления закупок такой продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках Закона № 44-ФЗ, предусмотренным приложением к Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 № 719;

– производятся юридическими лицами, осуществляющими либо по состоянию на 01.01.2015 осуществлявшими ввоз компонентов для промышленной сборки моторных транспортных средств на основании соглашений о ввозе товаров, предназначенных для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701–8705 ТН ВЭД ЕАЭС, их узлов и агрегатов, заключенных с Минэкономразвития России, при условии надлежащего исполнения указанных соглашений;

– производятся хозяйствующими субъектами, которые до 01.04.2016 осуществляли производство в режиме, предусмотренном абз. 6 п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010, с выполнением на территории Российской Федерации определенных операций по локализации производства, перечисленных в Постановлении № 1675.

 

4. Как изменились закупки в сфере строительства?

 

• С 08.01.2020 при выполнении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и которые определены Правительством РФ, допускается привлекать к их выполнению дочерние общества такого подрядчика.

Согласно новой редакции ч. 2 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

• Приказами Минстроя России № 753/пр и 754/пр от 02.12.2019 с 30 и 31 декабря 2019 г. отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы.

Указанные типовые контракты исключены из библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов ЕИС и не подлежат применению в 2020 г.

• С 08.01.2020 из сферы действия Закона № 44-ФЗ выведены отношения, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута (т. е. ограниченного права пользования чужим земельным участком) в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

• Статья 110.2 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 55–56, предусматривающими особенности осуществления закупок и исполнения контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов. Изменения вступили в действие с 08.01.2020.

 

5. Как изменились правила закупок лекарственных препаратов?

 

• С 01.01.2020 Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р расширен перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 г., а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

В перечень на 2020 г. входит 758 наименований, что на 24 наименования лекарственных препаратов больше по сравнению с перечнем на 2019 г.

• С 04.01.2020 действуют новые правила определения НМЦК[4] на поставку лекарств.

Приказом Минздрава России от 19.12.2019 № 1064н утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения. По сравнению с ранее действующим порядком появились следующие изменения:

– заказчик обязан при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) наряду с использованием общедоступной ценовой информации направлять запросы потенциальным поставщикам (п. 3 Порядка);

– установлены случаи, которые не учитываются заказчиком для целей определения средневзвешенной цены (п. 5 Порядка);

– конкретизированы значения, которые не учитываются заказчиком при установлении цены единицы лекарственного препарата, начальной цены единицы лекарственного препарата (п. 7 Порядка);

– при закупке у единственного поставщика товаров, работ, услуг, перечисленных в п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе определять цену только методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

– если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК, начальной цене единицы лекарственного препарата, то при проведении каждой следующей закупки заказчиком устанавливается минимальное значение НМЦК, следующее после НМЦК, начальной цены единицы лекарственного препарата, на участие в закупке по которой не подано ни одной заявки (п. 12 Порядка).

 

6. Как изменился порядок планировании и осуществления закупок?

 

• Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 отменена двухуровневая система планирования закупок и начиная с 01.01.2020 для планирования закупок применяется только план-график.

План-график закупок формируется исключительно в электронной форме и может быть оперативно изменен не менее чем за сутки до начала закупки.

• Постановлением Правительства № 1001 от 01.08.2019 увеличивает с 01.01.2020 размер минимального объема закупок юридических лиц у субъектов малого и среднего бизнеса (МСП) по Федеральному закону № 223-ФЗ.

Общий годовой объем закупок у СМСП составит как минимум 20 %, а доля стоимости договоров с СМСП в закупках, в которых участвовали только эти субъекты, вырастет до 18 %.

 

7. Какие изменения произошли в правилах заключения и исполнения контрактов?

 

Существенно изменились Правила заключения и исполнения контрактов[5]:

• С 08.01.2020 в соответствии с п. 8.1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под контрактом понимается государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).

Тем самым законодателем поставлена точка в многолетнем теоретическом споре о том, распространяются ли положения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе на приобретение заказчиками недвижимого имущества.

• С 08.01.2020 в ст. 3 Закона № 44-ФЗ введен п. 8.2, содержащий понятие «контракт жизненного цикла».

Контракт жизненного цикла — это контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

• С 01.01.2020 сведения о стране происхождения товара стали обязательной частью проекта контракта, направляемого на подпись победителю закупки.

• С 01.01.2020 при ведении Реестра контрактов Федеральное казначейство дополнительно проверяет информацию и документы, представляемые заказчиками при исполнении, изменении и расторжении контрактов на предмет:

– соответствия информации об исполнении контракта (его этапа), расторжении контракта его условиям (изменениям, внесенным в контракт);

– непротиворечивости информации и документов об исполнении контракта (его этапа), о расторжении контракта друг другу, условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства.

В декабре 2019 г. в ЕИС запущен функционал электронного актирования для приемки товаров, работ, услуг.

Для осуществления электронного документооборота в ЕИС при формировании и подписании документа о приемке товаров (работ, услуг) в процессе исполнения контракта Федеральное казначейство рекомендует заказчикам предусматривать в проекте контракта следующие условия:

– возможность оформления и обмена документами о приемке товаров (работ, услуг) в форме электронных документов, подписанных электронной подписью в ЕИС;

– представление в качестве первичных учетных документов, подтверждающих (сопровождающих) поставку товаров (передачу результатов выполненных работ, оказанных услуг), универсального передаточного документа (счета-фактуры), в том числе корректировочных документов к ним.

 

8. Какие изменения произошли в части осуществления контроля закупок?

 

В области контроля закупок начиная с 2020 г. предусмотрены следующие изменения законодательства:

• с 01.01.2020 внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль закупок осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ;

• с 01.01.2020 существенно расширены полномочия Федерального казначейства по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере;

• с 30.12.2019 внесены изменения в Правила ведения Реестра недобросовестных поставщиков по Закону № 44-ФЗ.

 

Кроме перечисленных нововведений в Законе № 44-ФЗ с января 2020 г. произошли и некоторые другие изменения:

• С 01.01.2020 действуют новые правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Новые правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.12 2019 № 1635 и по сравнению с ранее действующими упрощают порядок общественного обсуждения:

– обязательное общественное обсуждение теперь автоматически начинается с даты размещения в ЕИС плана-графика закупок;

– исключена этапность проведения обязательных общественных обсуждений;

– отменены очные публичные слушания в рамках обязательного общественного обсуждения.

Кроме этого, в Постановлении указаны четкие критерии, когда общественное обсуждение закупок не проводится:

– если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 млрд руб., а при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства — если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 2 млрд руб.;

– при применении закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

– в рамках государственного оборонного заказа;

– при проведении повторного конкурса;

– если ранее проведенный электронный аукцион в отношении того же объекта закупки был признан несостоявшимся и не привел к заключению контракта.

• С 01.01.2020 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1752 поставщики обязательно должны регистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

Это означает что принять участие в электронных процедурах по Закону № 44-ФЗ смогут только те поставщики, которые зарегистрированы в ЕИС и включены в Единый реестр участников закупок. Зарегистрироваться в ЕИС должны будут и участники конкурентных закупок в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и которые проводятся в соответствии со ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Также начиная с 2020 г. заказчикам и поставщикам запрещается использовать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи по ГОСТ Р 34.10-2001, а доступ к функционалу ЕИС смогут получить только участники, использующие сертификаты ключей проверки электронной подписи по ГОСТ Р 34.10-2012.

• С 01.01.2020 действия, бездействие участников контрактной системы в сфере закупок, осуществляемые в ЕИС, будут фиксироваться в государственной информационной системе «Независимый регистратор».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.07.2018 № 883 (в ред. от 02.08.2019) вступают в действие Правила фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке. В них в частности указано, что ГИС «Независимый регистратор» должна работать автономно, т. е. без вмешательства участников контрактной системы. При этом участникам контрактной системы в целях обеспечения их прав и законных интересов должна предоставляться возможность видеофиксации, которая реализуется посредством специального программного модуля (плагин «ГИС НР»).

КАКИЕ ПОПРАВКИ В ЗАКОН № 44-ФЗ НАЧНУТ ДЕЙСТВОВАТЬ С 01.04.2020?

С 01.04.2020:

• ЕИС будет обеспечивать контроль за соответствием информации об информационном коде закупки (ИКЗ) и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления закупок, содержащихся в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, протоколах, условиях проектов контрактов;

• Правительством РФ будет определен федеральный орган исполнительной власти, который пополнит перечень органов контроля и на который будут возложены полномочия по осуществлению контроля над проведением закупок с использованием ЕИС.

КАКИЕ ПОПРАВКИ ЗАКОНА № 44-ФЗ НЧНУТ ДЕЙСТВОВАТЬ С 01.07.2020?

С 01.07.2020:

• электронный запрос котировок будут проводить, если НМЦК не превышает 3 млн руб.;

• сократится время подготовки заявки. Новая дата окончания подачи заявок будет через 4 рабочих дня со дня, который идет за днем, когда опубликовали извещения о закупке.

Изменить извещение будет нельзя, зато отменить запрос котировок можно будет всего за один час до срока окончания подачи заявок;

уберут ограничения в 100 млн руб. для процедуры электронной закупки, но останется ограничение максимального размера годового объема закупок с помощью запроса котировок — он должен будет составлять не более 10 % от совокупного годового объема закупок.

Выводы

1. С одной стороны изменения упрощают проведение закупок для заказчиков и поставщиков, но с другой — требуют более внимательного отношения к подготовке конкурсной документации.

2. У предприятий малого и среднего бизнеса стало больше возможностей для участия в госзакупках.

 

[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в ред. от 02.08.2019) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2 Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 223.

[3] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

[4] Начальная (максимальная) цена контракта.

[5] См. Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"».

А. А. Гребенников,
экономист ГК «Резон»

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2020.

Отдаем журнал бесплатно!

Закон о закупках: что изменилось с 1 января 2020 г. и что изменится в течение года?

Расскажем, как изменились требования к госзакупкам с 1 января, какие изменения вступят в силу с 1 апреля и 1 июля.

 

Пожалуй, немного найдется так часто корректируемых федеральных законов, как Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Заказчики и поставщики в сфере госзакупок только разобрались с обширными изменениями 2019 года, а 27.12.2019 был опубликован Федеральный закон № 449-ФЗ, которым внесены изменения в требования к участникам контрактной системы на 2020 год. И этих нововведений столько, что как поставщикам, так и заказчикам нужно внимательно их изучать, чтобы не допустить нарушений федерального законодательства. 

Все нововведения, которые вступили в силу с 01.01.2020, можно разделить на 8 блоков. Рассмотрим их.

 

1. Как изменились правила осуществления закупок?

 

• С 01.01.2020 во всех без исключения заявках на участие в конкурсе требуется указывать страну происхождения предлагаемого участником конкурса товара.

На практике это означает, что если до этого момента данное требование применялось только в отношении запретов, ограничений или условий допуска иностранных товаров, то теперь отсутствие указания страны происхождения товара в любом случае (даже если предлагаемый товар российского происхождения) для заказчика является основанием для отклонения заявки участника конкурса.

Соответственно, заказчик также должен предусмотреть в требованиях к содержанию и форме заявки на участие в запросе предложений необходимость указания страны происхождения товара.

Кроме этого, сведения о стране происхождения товара с января 2020 г. стали обязательной частью проекта контракта, который заказчик направляет на подпись победителю конкурса на закупку. 

• С 08.01.2020 допускается закупка новых машин и оборудования при заключении контрактов жизненного цикла (например, с последующим обслуживанием и ремонтом) путем проведения конкурсов в электронной форме.

Согласно новой редакции ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла не только в случаях, определенных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 (в ред. от 29.06.2019) «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», но и при закупках любых новых машин и оборудования.

Кроме этого, теперь заказчик вправе заключать контракты жизненного цикла в отношении поставок с последующим их техническим обслуживанием и ремонтом в отношении любых новых машин и оборудования не только через электронный аукцион, но и путем проведения конкурса в электронной форме.

• С 08.01.2020 устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок по обслуживанию медицинской техники.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.12.2019 № 1922 при проведении торгов на обслуживание медицинской техники, если начальная (максимальная) цена контракта, на право заключить который проводится закупка, превышает 10 млн руб., устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки:

– или наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ[1] на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники;

– или наличие контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ по результатам проведения совместных конкурса или аукциона, на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники.

Дополнительно устанавливается, что стоимость такого одного контракта (договора), совокупная стоимость таких контрактов должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

• Особенности осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, установленные Постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428, продлены до 01.07.2020.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 отсрочена до 01.07.2020 дата начала действия нового Положения об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках[2].

• Срок начала действия обязанности операторов электронных площадок информировать заказчиков о привлечении участников закупок-юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП РФ переносится на 01.01.2021.

Планировалось, что с 01.01.2020 эту информацию можно будет получать автоматически в ходе регистрации участника закупки в ЕИС на основании сведений, полученных от Генеральной прокуратуры РФ посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Так как срок этого изменения перенесен еще на один год, то в 2020 г. проверка соответствия участников закупок — юридических лиц данному единому требованию к участникам осуществляется заказчиками, уполномоченными органами, комиссиями по осуществлению закупок вручную путем проверки данных Реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение, который размещен на официальном сайте Генпрокуратуры РФ по адресу: http://www.genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/.

• Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 внесены важные поправки в Правила использования каталога товаров, работ, услуг (КРТУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд[3], которые применяются к закупкам в 2020 г.

Например, это такие поправки:

– КРТУ применяется заказчиками только при осуществлении закупок и не должен использоваться при их планировании;

– заказчик имеет право указать в извещении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства (в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги), которые не предусмотрены в КТРУ;

– в случае размещения извещения об осуществлении закупки, а также заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции КТРУ заказчик до завершения закупки вправе производить описание объекта закупки по общим правилам ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

 

2. Что изменилось в закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)?

 

• С 08.01.2020 действует новая редакция п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, согласно которой перечень объектов недвижимого имущества дополнен земельными участками.

Следовательно, теперь можно заключать контракты на аренду земельных участков без проведения конкурентных процедур закупок.

• С 08.01.2020 действует новая редакция п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

И теперь заказчик имеет право заключать контракт с единственным исполнителем, подрядчиком в отношении следующих работ и услуг:

– по техническому обслуживанию зданий;

– по эксплуатационному контролю зданий, сооружений;

– по содержанию и ремонту общего имущества в здании либо одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику;

– по холодному/горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Обязательное условие для заключения контракта с единственным исполнителем, подрядчиком на эти работы — то, что данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством РФ.

 

3. Как изменился национальный режим закупок?

 

• С 01.01.2020 Минпромторг России должен вести Единый реестр российской радиоэлектронной продукции в электронном виде в соответствии с подп. «г» п. 12 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

• Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 установлен запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, относящихся к коду ОКПД 2-26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных», происходящих из иностранных государств, для осуществления закупок в рамках Закона № 44-ФЗ.

Запрет на допуск иностранных устройств хранения данных установлен для обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в том числе используемой при реализации национальных проектов (программ), и действует с 26.12.2019 на протяжении двух лет.

На практике это означает, что в качестве подтверждающего соблюдение запрета документа участник закупки должен предоставить декларацию о нахождении продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, который формируется и ведется Минпромторгом России.

• Постановлением Правительства РФ от 14.12.2019 № 1675 с 25.12.2019 расширен перечень исключений из запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в части автотранспортных средств.

Теперь заказчикам разрешается закупать иностранные автотранспортные средства, если они:

– соответствуют требованиям к продукции автомобилестроения, для целей осуществления закупок такой продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках Закона № 44-ФЗ, предусмотренным приложением к Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 № 719;

– производятся юридическими лицами, осуществляющими либо по состоянию на 01.01.2015 осуществлявшими ввоз компонентов для промышленной сборки моторных транспортных средств на основании соглашений о ввозе товаров, предназначенных для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701–8705 ТН ВЭД ЕАЭС, их узлов и агрегатов, заключенных с Минэкономразвития России, при условии надлежащего исполнения указанных соглашений;

– производятся хозяйствующими субъектами, которые до 01.04.2016 осуществляли производство в режиме, предусмотренном абз. 6 п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010, с выполнением на территории Российской Федерации определенных операций по локализации производства, перечисленных в Постановлении № 1675.

 

4. Как изменились закупки в сфере строительства?

 

• С 08.01.2020 при выполнении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и которые определены Правительством РФ, допускается привлекать к их выполнению дочерние общества такого подрядчика.

Согласно новой редакции ч. 2 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

• Приказами Минстроя России № 753/пр и 754/пр от 02.12.2019 с 30 и 31 декабря 2019 г. отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы.

Указанные типовые контракты исключены из библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов ЕИС и не подлежат применению в 2020 г.

• С 08.01.2020 из сферы действия Закона № 44-ФЗ выведены отношения, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута (т. е. ограниченного права пользования чужим земельным участком) в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

• Статья 110.2 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 55–56, предусматривающими особенности осуществления закупок и исполнения контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов. Изменения вступили в действие с 08.01.2020.

 

5. Как изменились правила закупок лекарственных препаратов?

 

• С 01.01.2020 Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р расширен перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 г., а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

В перечень на 2020 г. входит 758 наименований, что на 24 наименования лекарственных препаратов больше по сравнению с перечнем на 2019 г.

• С 04.01.2020 действуют новые правила определения НМЦК[4] на поставку лекарств.

Приказом Минздрава России от 19.12.2019 № 1064н утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения. По сравнению с ранее действующим порядком появились следующие изменения:

– заказчик обязан при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) наряду с использованием общедоступной ценовой информации направлять запросы потенциальным поставщикам (п. 3 Порядка);

– установлены случаи, которые не учитываются заказчиком для целей определения средневзвешенной цены (п. 5 Порядка);

– конкретизированы значения, которые не учитываются заказчиком при установлении цены единицы лекарственного препарата, начальной цены единицы лекарственного препарата (п. 7 Порядка);

– при закупке у единственного поставщика товаров, работ, услуг, перечисленных в п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе определять цену только методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

– если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК, начальной цене единицы лекарственного препарата, то при проведении каждой следующей закупки заказчиком устанавливается минимальное значение НМЦК, следующее после НМЦК, начальной цены единицы лекарственного препарата, на участие в закупке по которой не подано ни одной заявки (п. 12 Порядка).

 

6. Как изменился порядок планировании и осуществления закупок?

 

• Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 отменена двухуровневая система планирования закупок и начиная с 01.01.2020 для планирования закупок применяется только план-график.

План-график закупок формируется исключительно в электронной форме и может быть оперативно изменен не менее чем за сутки до начала закупки.

• Постановлением Правительства № 1001 от 01.08.2019 увеличивает с 01.01.2020 размер минимального объема закупок юридических лиц у субъектов малого и среднего бизнеса (МСП) по Федеральному закону № 223-ФЗ.

Общий годовой объем закупок у СМСП составит как минимум 20 %, а доля стоимости договоров с СМСП в закупках, в которых участвовали только эти субъекты, вырастет до 18 %.

 

7. Какие изменения произошли в правилах заключения и исполнения контрактов?

 

Существенно изменились Правила заключения и исполнения контрактов[5]:

• С 08.01.2020 в соответствии с п. 8.1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под контрактом понимается государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).

Тем самым законодателем поставлена точка в многолетнем теоретическом споре о том, распространяются ли положения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе на приобретение заказчиками недвижимого имущества.

• С 08.01.2020 в ст. 3 Закона № 44-ФЗ введен п. 8.2, содержащий понятие «контракт жизненного цикла».

Контракт жизненного цикла — это контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

• С 01.01.2020 сведения о стране происхождения товара стали обязательной частью проекта контракта, направляемого на подпись победителю закупки.

• С 01.01.2020 при ведении Реестра контрактов Федеральное казначейство дополнительно проверяет информацию и документы, представляемые заказчиками при исполнении, изменении и расторжении контрактов на предмет:

– соответствия информации об исполнении контракта (его этапа), расторжении контракта его условиям (изменениям, внесенным в контракт);

– непротиворечивости информации и документов об исполнении контракта (его этапа), о расторжении контракта друг другу, условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства.

В декабре 2019 г. в ЕИС запущен функционал электронного актирования для приемки товаров, работ, услуг.

Для осуществления электронного документооборота в ЕИС при формировании и подписании документа о приемке товаров (работ, услуг) в процессе исполнения контракта Федеральное казначейство рекомендует заказчикам предусматривать в проекте контракта следующие условия:

– возможность оформления и обмена документами о приемке товаров (работ, услуг) в форме электронных документов, подписанных электронной подписью в ЕИС;

– представление в качестве первичных учетных документов, подтверждающих (сопровождающих) поставку товаров (передачу результатов выполненных работ, оказанных услуг), универсального передаточного документа (счета-фактуры), в том числе корректировочных документов к ним.

 

8. Какие изменения произошли в части осуществления контроля закупок?

 

В области контроля закупок начиная с 2020 г. предусмотрены следующие изменения законодательства:

• с 01.01.2020 внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль закупок осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ;

• с 01.01.2020 существенно расширены полномочия Федерального казначейства по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере;

• с 30.12.2019 внесены изменения в Правила ведения Реестра недобросовестных поставщиков по Закону № 44-ФЗ.

 

Кроме перечисленных нововведений в Законе № 44-ФЗ с января 2020 г. произошли и некоторые другие изменения:

• С 01.01.2020 действуют новые правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Новые правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.12 2019 № 1635 и по сравнению с ранее действующими упрощают порядок общественного обсуждения:

– обязательное общественное обсуждение теперь автоматически начинается с даты размещения в ЕИС плана-графика закупок;

– исключена этапность проведения обязательных общественных обсуждений;

– отменены очные публичные слушания в рамках обязательного общественного обсуждения.

Кроме этого, в Постановлении указаны четкие критерии, когда общественное обсуждение закупок не проводится:

– если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 млрд руб., а при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства — если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 2 млрд руб.;

– при применении закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

– в рамках государственного оборонного заказа;

– при проведении повторного конкурса;

– если ранее проведенный электронный аукцион в отношении того же объекта закупки был признан несостоявшимся и не привел к заключению контракта.

• С 01.01.2020 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1752 поставщики обязательно должны регистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

Это означает что принять участие в электронных процедурах по Закону № 44-ФЗ смогут только те поставщики, которые зарегистрированы в ЕИС и включены в Единый реестр участников закупок. Зарегистрироваться в ЕИС должны будут и участники конкурентных закупок в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и которые проводятся в соответствии со ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Также начиная с 2020 г. заказчикам и поставщикам запрещается использовать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи по ГОСТ Р 34.10-2001, а доступ к функционалу ЕИС смогут получить только участники, использующие сертификаты ключей проверки электронной подписи по ГОСТ Р 34.10-2012.

• С 01.01.2020 действия, бездействие участников контрактной системы в сфере закупок, осуществляемые в ЕИС, будут фиксироваться в государственной информационной системе «Независимый регистратор».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.07.2018 № 883 (в ред. от 02.08.2019) вступают в действие Правила фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке. В них в частности указано, что ГИС «Независимый регистратор» должна работать автономно, т. е. без вмешательства участников контрактной системы. При этом участникам контрактной системы в целях обеспечения их прав и законных интересов должна предоставляться возможность видеофиксации, которая реализуется посредством специального программного модуля (плагин «ГИС НР»).

КАКИЕ ПОПРАВКИ В ЗАКОН № 44-ФЗ НАЧНУТ ДЕЙСТВОВАТЬ С 01.04.2020?

С 01.04.2020:

• ЕИС будет обеспечивать контроль за соответствием информации об информационном коде закупки (ИКЗ) и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления закупок, содержащихся в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, протоколах, условиях проектов контрактов;

• Правительством РФ будет определен федеральный орган исполнительной власти, который пополнит перечень органов контроля и на который будут возложены полномочия по осуществлению контроля над проведением закупок с использованием ЕИС.

КАКИЕ ПОПРАВКИ ЗАКОНА № 44-ФЗ НЧНУТ ДЕЙСТВОВАТЬ С 01.07.2020?

С 01.07.2020:

• электронный запрос котировок будут проводить, если НМЦК не превышает 3 млн руб.;

• сократится время подготовки заявки. Новая дата окончания подачи заявок будет через 4 рабочих дня со дня, который идет за днем, когда опубликовали извещения о закупке.

Изменить извещение будет нельзя, зато отменить запрос котировок можно будет всего за один час до срока окончания подачи заявок;

уберут ограничения в 100 млн руб. для процедуры электронной закупки, но останется ограничение максимального размера годового объема закупок с помощью запроса котировок — он должен будет составлять не более 10 % от совокупного годового объема закупок.

Выводы

1. С одной стороны изменения упрощают проведение закупок для заказчиков и поставщиков, но с другой — требуют более внимательного отношения к подготовке конкурсной документации.

2. У предприятий малого и среднего бизнеса стало больше возможностей для участия в госзакупках.

 

[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в ред. от 02.08.2019) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2 Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 223.

[3] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

[4] Начальная (максимальная) цена контракта.

[5] См. Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"».

А. А. Гребенников,
экономист ГК «Резон»

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2020.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам