Минэкономики предлагает довериться малому бизнесу

    Минэкономики предложило правительству упростить жизнь поставщикам из числа компаний малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Подготовленный ведомством законопроект предлагает снизить размер требуемого у них обеспечения исполнения контрактов. При этом предприниматели с трехлетней "чистой закупочной историей" могут быть вовсе освобождены от гарантирования исполнения обязательств. В свою очередь, крупный бизнес, желающий знать, с кем имеет дело при обязательных закупках у малого бизнеса, планирует создать автоматизированную систему оценки надежности поставщиков.

    Минэкономики внесло в правительство проект поправок к закону о контрактной системе о снижении с 1 января 2017 года для малого бизнеса и социально ориентированных НКО размера обеспечения при исполнении государственных и муниципальных контрактов. Проект подготовлен по указанию Владимира Путина по итогам съезда Торгово-промышленной палаты (ТПП) и согласован с Минфином, ФАС, Минюстом и "Открытым правительством".

    Сейчас закон о госзакупках требует от конкурсантов доказательств их финансовой состоятельности — предоставления банковской гарантии на сумму от 5% до 30% от начальной цены контракта либо перечисления (своих или кредитных) средств на счет заказчика. Как ранее писал "Ъ" (см. "Ъ" от 9 июня), в 2015 году на электронные площадки участники перечислили 240 млрд руб., при этом 13,5 млрд руб., или 6%, составили кредитные средства. Снизить нагрузку на участников закупок предлагалось еще в антикризисном плане 2015 года. В итоге правительство закрепило в отдельных постановлениях право госзаказчиков проводить конкурсы и электронные аукционы с участием малого бизнеса и социальных НКО без обеспечения по контракту.

    Внесенным сейчас законопроектом предложен гибкий механизм предоставления поставщиками, относимыми к малому бизнесу и социальным НКО, обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная ими цена закупки снижена менее чем на 25% (большее свидетельствует о возможности демпинга). При этом условиями закупки установлены преимущества для малого бизнеса перед другими игроками, но не предусмотрена выплата аванса. В таких ситуациях размер обеспечения для малого бизнеса указывается не от стартовой цены, а от цены заключаемого по итогам торгов контракта (5-30%).

    Предусмотрены и случаи полного освобождения от предоставления обеспечения, когда участник в течение трех лет исполнил без неустоек, штрафов и пеней не менее трех контрактов. Проверку этой информации в реестре контрактов Единой информационной системы (ЕИС) Минэкономики предлагает возложить на заказчика, освободив тем самым поставщиков от излишней бюрократической нагрузки. Кроме того, для борьбы со злоупотреблениями заказчиков на возврат обеспечения отводится не более месяца.

    "Высокая стоимость банковских гарантий и увеличение кредитных ставок делают малопривлекательными для малого бизнеса контракты, требующие обеспечения,— поддерживает проект омбудсмен по закупкам Сергей Габестро.— У добросовестных участников должна быть возможность исключить дополнительные затраты. При этом они не должны представлять никаких документов в подтверждение своей добросовестности, вся информация есть в ЕИС".

    Отметим, что другую проблему сферы закупок — как обезопасить крупные компании от неблагонадежных поставщиков из рядов малого бизнеса — вчера обсуждали в ТПП. Напомним, правительство обязало компании с госучастием отдавать десятую долю своих закупок малому бизнесу. Госкомпании, однако, не вполне доверяют незнакомым им мелким фирмам. Помочь заказчикам понять, с кем иметь дело, призван рейтинг благонадежности предпринимателей. Создать автоматизированную систему оценки поставщиков пообещал вчера глава комитета ТПП по развитию системы закупок, гендиректор Единой электронной торговой площадки (ЕЭТП) Антон Емельянов. Система на основе данных ФНС, ФАС, ФССП, Бюро кредитных историй, ЕГРЮЛ, Росреестра, ЕЭТП картотеки арбитражных дел и данных о закупках будет ранжировать малый бизнес исходя из его деловой репутации. Методологически идею поддержала Корпорация МСП. При этом ее представитель заявил вчера, что корпорация разрабатывает еще и собственную систему "ТАСС-бизнес" (аналогичную системе СПАРК), которая в будущем сможет дополнять систему, предложенную ЕЭТП.

    Анна Пушкарская, Санкт-Петербург; Дарья Николаева, Софья Окунь

    15.07.2016, 08:32

    Минэкономики предлагает довериться малому бизнесу

    Минэкономики предложило правительству упростить жизнь поставщикам из числа компаний малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Подготовленный ведомством законопроект предлагает снизить размер требуемого у них обеспечения исполнения контрактов. При этом предприниматели с трехлетней "чистой закупочной историей" могут быть вовсе освобождены от гарантирования исполнения обязательств. В свою очередь, крупный бизнес, желающий знать, с кем имеет дело при обязательных закупках у малого бизнеса, планирует создать автоматизированную систему оценки надежности поставщиков.

    Минэкономики внесло в правительство проект поправок к закону о контрактной системе о снижении с 1 января 2017 года для малого бизнеса и социально ориентированных НКО размера обеспечения при исполнении государственных и муниципальных контрактов. Проект подготовлен по указанию Владимира Путина по итогам съезда Торгово-промышленной палаты (ТПП) и согласован с Минфином, ФАС, Минюстом и "Открытым правительством".

    Сейчас закон о госзакупках требует от конкурсантов доказательств их финансовой состоятельности — предоставления банковской гарантии на сумму от 5% до 30% от начальной цены контракта либо перечисления (своих или кредитных) средств на счет заказчика. Как ранее писал "Ъ" (см. "Ъ" от 9 июня), в 2015 году на электронные площадки участники перечислили 240 млрд руб., при этом 13,5 млрд руб., или 6%, составили кредитные средства. Снизить нагрузку на участников закупок предлагалось еще в антикризисном плане 2015 года. В итоге правительство закрепило в отдельных постановлениях право госзаказчиков проводить конкурсы и электронные аукционы с участием малого бизнеса и социальных НКО без обеспечения по контракту.

    Внесенным сейчас законопроектом предложен гибкий механизм предоставления поставщиками, относимыми к малому бизнесу и социальным НКО, обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная ими цена закупки снижена менее чем на 25% (большее свидетельствует о возможности демпинга). При этом условиями закупки установлены преимущества для малого бизнеса перед другими игроками, но не предусмотрена выплата аванса. В таких ситуациях размер обеспечения для малого бизнеса указывается не от стартовой цены, а от цены заключаемого по итогам торгов контракта (5-30%).

    Предусмотрены и случаи полного освобождения от предоставления обеспечения, когда участник в течение трех лет исполнил без неустоек, штрафов и пеней не менее трех контрактов. Проверку этой информации в реестре контрактов Единой информационной системы (ЕИС) Минэкономики предлагает возложить на заказчика, освободив тем самым поставщиков от излишней бюрократической нагрузки. Кроме того, для борьбы со злоупотреблениями заказчиков на возврат обеспечения отводится не более месяца.

    "Высокая стоимость банковских гарантий и увеличение кредитных ставок делают малопривлекательными для малого бизнеса контракты, требующие обеспечения,— поддерживает проект омбудсмен по закупкам Сергей Габестро.— У добросовестных участников должна быть возможность исключить дополнительные затраты. При этом они не должны представлять никаких документов в подтверждение своей добросовестности, вся информация есть в ЕИС".

    Отметим, что другую проблему сферы закупок — как обезопасить крупные компании от неблагонадежных поставщиков из рядов малого бизнеса — вчера обсуждали в ТПП. Напомним, правительство обязало компании с госучастием отдавать десятую долю своих закупок малому бизнесу. Госкомпании, однако, не вполне доверяют незнакомым им мелким фирмам. Помочь заказчикам понять, с кем иметь дело, призван рейтинг благонадежности предпринимателей. Создать автоматизированную систему оценки поставщиков пообещал вчера глава комитета ТПП по развитию системы закупок, гендиректор Единой электронной торговой площадки (ЕЭТП) Антон Емельянов. Система на основе данных ФНС, ФАС, ФССП, Бюро кредитных историй, ЕГРЮЛ, Росреестра, ЕЭТП картотеки арбитражных дел и данных о закупках будет ранжировать малый бизнес исходя из его деловой репутации. Методологически идею поддержала Корпорация МСП. При этом ее представитель заявил вчера, что корпорация разрабатывает еще и собственную систему "ТАСС-бизнес" (аналогичную системе СПАРК), которая в будущем сможет дополнять систему, предложенную ЕЭТП.

    Анна Пушкарская, Санкт-Петербург; Дарья Николаева, Софья Окунь

    15.07.2016, 08:32
Акция «50 на 50: год за полцены!»
Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам