Отдаем журнал бесплатно!

Финансовый анализ: законодательная база

В настоящее время существует огромный выбор литературы, методических материалов, программных продуктов, где описаны различные методики финансового анализа. Хорошо, когда методика финансового анализа в компании регламентирована и для этого существуют программные средства. А если нет, и задача ставится впервые? Начинается поиск наилучшего способа решения данного вопроса, который лучше начать со знакомства с нормативной базой документов.

Перечень основных нормативных документов

В сборниках законодательства Российской Федерации можно найти следующие нормативные документы, регламентирующие финансовый анализ (документы приведены в хронологической последовательности):

  • Постановление Правительства РФ от 20.05.1999 № 552 (в ред. от 03.10.2002) «Об утверждении Положения о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной и платной основе предприятиям и организациям лесной промышленности для создания межсезонных запасов древесины, сырья и топлива и Положения о финансировании на возвратной и платной основе расходов предприятий и организаций легкой и текстильной промышленности на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения»;
  • Постановление Правительства РФ от 04.10.1999 № 1116 (в ред. от 05.09.2011) «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ»;
  • Приказ ФСФО России от 23.01.2001 № 16 «Об утверждении “Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций”»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.01.2003 № 52 (в ред. от 31.12.2008) «О реализации Федерального закона “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей”»;
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»;
  • Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И (в ред. от 20.04.2011) «Об обязательных нормативах банков»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»;
  • Указание Банка России от 30.04.2008 № 2005-У (в ред. от 06.04.2012) «Об оценке экономического положения банков» (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2008 № 11755);
  • Приказ Минэкономразвития России от 21.04.2006 № 104 (в ред. от 13.12.2011) «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (в ред. от 29.12.2011) «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии»;
  • Приказ ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (в ред. от 04.10.2011) «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»;
  • Положение Банка России от 19.06.2009 № 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации».

Из приведенного выше списка первым появился документ, регламентирующий предоставление бюджетных средств на возвратной и платной основе предприятиям лесной промышленности, вторым — об отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов РФ в органах управления акционерных обществ. В данных документах речь идет об управлении государственными средствами. Первыми в области анализа в РФ появляются те документы, которые регламентируют анализ при предоставлении бюджетных средств и распоряжении ими. Для всей экономики страны дается следующий сигнал: на анализ бухгалтерской отчетности стоит обратить внимание.

Далее следуют документы, регламентирующие финансовый анализ при оздоровлении и банкротстве, при работе арбитражного управляющего. Оздоровление и банкротство предприятия всегда означает какой-то кризис, переломный момент, переосмысление и осознание происходящего (финансовый анализ играет далеко не последнюю роль).

ЦБ РФ, выполняя функции пруденциального надзора за банковской системой, разработал систему нормативов (финансовых коэффициентов) для коммерческих банков, а в 2009 г. опубликовал критерии оценки финансового состояния юридических лиц, являющихся учредителями кредитной организации. С 2006 г. финансовые коэффициенты фигурируют при оценке состояния гарантирующих поставщиков электрической энергии, в 2006–2007 гг. финансовый анализ в определенных случаях регламентируется ФСФР России. Законодательство регламентирует финансовые коэффициенты там, где речь идет об управлении государственными средствами или затрагивает общественные интересы. С течением времени увеличивается число предприятий, для которых определение финансовых коэффициентов обязательно.

К сведению. Произошли изменения критериев оценки и других показателей: раньше норматив коэффициента текущей ликвидности всегда был равен 2. Это значение фигурировало практически во всех нормативных документах. С течением времени произошли изменения с учетом российской специфики или специфики отрасли, ситуации, а в более поздних нормативных документах встречается норматив коэффициента текущей ликвидности, равный 1–1,2.

В существующих документах нормативы коэффициентов пересматриваются не часто. Например, в 2008–2009 гг. значения нормативов изменены только в законодательных актах ЦБ РФ. В частности, уточнен порядок определения допустимых значений для показателей бухгалтерской отчетности организаций, обязанных по векселям (кредитным договорам), которые предоставляются кредитными организациями в обеспечение кредитов Банка России.

Финансовый анализ по методике ФСФО

Одним из основных документов в финансовом анализе являются Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденные Приказом ФСФО России от 23.01.2001 № 16. Формулы расчета показателей, предусмотренных данной методикой, а также необходимые комментарии в полном объеме содержатся в Методических указаниях, которые разъясняют расчет показателей, описывающих все существенные аспекты деятельности:

  • общие показатели деятельности;
  • платежеспособность и финансовую устойчивость;
  • эффективность использования оборотного капитала (деловую активность);
  • доходность и финансовый результат (рентабельность);
  • использование внеоборотного капитала и инвестиционную активность организации;
  • исполнение обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

После изучения этой методики в сознании четко оседает вывод: ключевой показатель для расчета основных коэффициентов — среднемесячная выручка, рассчитанная по оплате. Именно она участвует в расчете таких показателей, как:

  • степень платежеспособности общая и по текущим обязательствам;
  • коэффициенты задолженности (по кредитам банков и займам, другим организациям, фискальной системе);
  • коэффициент внутреннего долга;
  • коэффициент обеспеченности оборотными средствами;
  • коэффициент оборотных средств в производстве;
  • коэффициент оборотных средств в расчетах;
  • среднемесячная выработка на одного работника;
  • эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача).

Согласно ст. 273 НК РФ организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

В этом случае датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

Подавляющее большинство фирм в связи с ограничениями на использование кассового метода учета применяют метод начисления.

Согласно ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Согласно ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Следовательно, для тех, кто имеет в своем распоряжении только две формы отчетности, методика ФСФО неприменима: если предприятие применяет метод начисления при определении доходов и расходов, то для финансового анализа по методике ФСФО помимо формы № 1 и формы № 2  необходимо использовать данные отчета о движении денежных средств.

С одной стороны, методика ФСФО в большей степени приближает результаты анализа к реальности: в ней выручка по оплате — реальные деньги, внесенные в кассу и поступившие на расчетные счета. Они действительно определяют платежеспособность фирмы (в данной методике выручка по оплате рассчитывается с учетом НДС, акцизов и других обязательных платежей). Выручка по отгрузке — величина все же абстрактная, в зависимости от суммы дебиторской задолженности покупателей и графика ее погашения она может быть либо больше, либо меньше реального поступления денег.

С другой стороны, для правильной трактовки результатов данного анализа помимо теоретических знаний необходимо иметь практическую базу. Чем шире практика, тем более достоверными будут сделанные выводы.

Методика ФСФО ориентирована на сотрудников ФСФО России и устанавливает для них порядок проведения анализа финансового состояния организаций при выполнении экспертизы и составлении заключений по соответствующим вопросам, проведении мониторинга финансового состояния организаций, осуществлении иных функций ФСФО России. Основная цель проведения анализа финансового состояния организаций — получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности.

Таким образом, сотрудники ФСФО России, специализирующиеся на проведении такого анализа, обладают большой информационной базой. У них есть возможность реально оценить значение каждого коэффициента, сравнить его с данными других фирм и на основе своего профессионального суждения сделать выводы о финансовом состоянии организации. Для нормально функционирующей организации, вероятнее всего, результаты данного анализа будут малоинформативными просто из-за отсутствия статистической базы данных. Практический опыт руководства и специалистов работающей фирмы в большей степени направлен на решение каких-то конкретных задач, а не на сбор статистических данных о коэффициентах других фирм (хотя и это порой бывает необходимо).

Предположим, мы рассчитываем коэффициент задолженности по кредитам банков и займам. Буквально этот показатель трактуется следующим образом: сколько месяцев понадобится на погашение всех обязательств по кредитам банков и займам при выполнении следующих условий:

  • получение выручки в том же объеме, что и за рассматриваемый период;
  • направление всей выручки на погашение имеющихся кредитов и займов;
  • неполучение новых кредитов и займов.

С практической точки зрения для нормально функционирующих фирм здесь описывается невозможная ситуация: не брать кредиты и займы, направлять всю выручку на погашение существующих займов и кредитов (все это маловероятно и может не уложиться в стиль мышления). Тем более что ни по одному из показателей методика не дает каких-либо рекомендуемых значений. Говорится лишь о том, какова тенденция — рост или снижение, слишком высокие или слишком низкие значения расцениваются как негативные. Конкретный вывод можно сделать, лишь зная специфику региона, отрасли и самого предприятия.

Необходимо назвать еще три важных нюанса:

1. В расчете коэффициентов участвуют обязательства на определенную дату. Если, например, рассчитывается коэффициент задолженности другим организациям, то в расчете участвует сумма кредиторской задолженности перед поставщиками, подрядчиками и другими контрагентами на определенную дату. В дальнейшем даже при отсутствии кредитования сумма обязательств может расти. Это связано с тем, что деятельность фирмы всегда связана с текущими расходами, и при их несвоевременной оплате у предприятия возникает кредиторская задолженность перед поставщиками, подрядчиками, персоналом организации, задолженность по уплате налогов, сборов и т. д., то есть сумма обязательств может расти даже при отсутствии кредитования.

2. В этой методике, как и в любой другой, рассматривается сумма обязательств на определенную дату, независимо от того, какова была динамика внутри анализируемого периода, как увеличивались и уменьшались значения каждого показателя в течение того промежутка времени, который заключен в отчет. В то же время фактическая платежеспособность фирмы определяется тем, может ли она своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства, есть ли у нее денежные средства для осуществления расчетов. В связи с этим значения коэффициентов необходимо сопоставлять с реальными сроками погашения обязательств.

3. Далеко не все расходы подразумевают отсрочку платежа: сроки выдачи зарплаты, выплаты налогов регулируются законодательством, срок выплаты процентов указывается в кредитном договоре и т. д. Другими словами, если предприятие обладает достаточным уровнем платежеспособности, то период погашения обязательств характеризуется не значением полученных коэффициентов, а сроками платежей, предусмотренными законодательными актами РФ и договорными отношениями. Таким образом, период погашения обязательств, полученный при расчете коэффициента, будет чисто гипотетическим.

Приведенные выше доводы справедливы не только для методики ФСФО. Эти особенности рассмотрения бухгалтерской отчетности необходимо помнить при любом анализе баланса и формы № 2.

Для получения более точной информации при внутрифирменном анализе любые коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости лучше дополнять планом движения денежных средств (кэшфло [1]). В данном документе необходимо:

  • составить график погашения обязательств, исходя из сроков погашения, предусмотренных договорами. При наличии задолженности по коммерческим кредитам необходимо учитывать график возврата имеющейся и формирования новой кредиторской задолженности. Возврат кредиторской задолженности отражается в Кэшфло в виде оттока денежных средств. Возврат дебиторской задолженности — это приток денежных средств;
  • горизонт планирования определяется датой последнего платежа, предусмотренного графиком дебиторской или кредиторской задолженности;
  • план поступления выручки от реализации продукции, осуществление платежей по всем видам деятельности определяется на основе текущей ситуации и планов развития. Данные, полученные в отчете кэшфло, позволят определить влияние этих планов на платежеспособность фирмы.

Основной показатель, участвующий в данной методике, — среднемесячная выручка, рассчитанная по оплате. Сложные и непредсказуемые экономические условия нередко вызывают трудности с ликвидностью, поэтому, скорее всего, для большинства предприятий значения показателей, рассчитанных по данной методике, ухудшаются вместе с условиями внешней среды. То есть динамика коэффициентов может быть обусловлена не только внутренними тенденциями развития, но и теми факторами, которые возникают вне предприятия и не зависят от него. В связи с этим необходимо ориентироваться на динамику величин, ситуацию данного предприятия в сравнении с другими предприятиями той же отрасли и региона. Слишком хорошие показатели — результат медленного реагирования на происходящие изменения, а резкое ухудшение показателей — результат того, что негативные тенденции начались намного раньше и на общем неблагоприятном фоне проявили себя. Для того чтобы сделать правильные выводы в сложной экономической среде, необходимо рассматривать данные в динамике, анализировать их изменения за несколько равномерных промежутков времени. Анализ фактических данных за прошлые периоды полезен для того, чтобы выявить и по возможности устранить ошибки прошлого, оценить его преимущества и понять, как действовать сегодня.


[1] В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О несостоятельности (банкротстве)» график погашения задолженности является обязательным документом.

 

Я. А. Макарова, экономист

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 8, 2012.

Отдаем журнал бесплатно!

Финансовый анализ: законодательная база

В настоящее время существует огромный выбор литературы, методических материалов, программных продуктов, где описаны различные методики финансового анализа. Хорошо, когда методика финансового анализа в компании регламентирована и для этого существуют программные средства. А если нет, и задача ставится впервые? Начинается поиск наилучшего способа решения данного вопроса, который лучше начать со знакомства с нормативной базой документов.

Перечень основных нормативных документов

В сборниках законодательства Российской Федерации можно найти следующие нормативные документы, регламентирующие финансовый анализ (документы приведены в хронологической последовательности):

  • Постановление Правительства РФ от 20.05.1999 № 552 (в ред. от 03.10.2002) «Об утверждении Положения о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной и платной основе предприятиям и организациям лесной промышленности для создания межсезонных запасов древесины, сырья и топлива и Положения о финансировании на возвратной и платной основе расходов предприятий и организаций легкой и текстильной промышленности на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения»;
  • Постановление Правительства РФ от 04.10.1999 № 1116 (в ред. от 05.09.2011) «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ»;
  • Приказ ФСФО России от 23.01.2001 № 16 «Об утверждении “Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций”»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.01.2003 № 52 (в ред. от 31.12.2008) «О реализации Федерального закона “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей”»;
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»;
  • Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И (в ред. от 20.04.2011) «Об обязательных нормативах банков»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»;
  • Указание Банка России от 30.04.2008 № 2005-У (в ред. от 06.04.2012) «Об оценке экономического положения банков» (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2008 № 11755);
  • Приказ Минэкономразвития России от 21.04.2006 № 104 (в ред. от 13.12.2011) «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (в ред. от 29.12.2011) «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии»;
  • Приказ ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (в ред. от 04.10.2011) «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»;
  • Положение Банка России от 19.06.2009 № 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации».

Из приведенного выше списка первым появился документ, регламентирующий предоставление бюджетных средств на возвратной и платной основе предприятиям лесной промышленности, вторым — об отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов РФ в органах управления акционерных обществ. В данных документах речь идет об управлении государственными средствами. Первыми в области анализа в РФ появляются те документы, которые регламентируют анализ при предоставлении бюджетных средств и распоряжении ими. Для всей экономики страны дается следующий сигнал: на анализ бухгалтерской отчетности стоит обратить внимание.

Далее следуют документы, регламентирующие финансовый анализ при оздоровлении и банкротстве, при работе арбитражного управляющего. Оздоровление и банкротство предприятия всегда означает какой-то кризис, переломный момент, переосмысление и осознание происходящего (финансовый анализ играет далеко не последнюю роль).

ЦБ РФ, выполняя функции пруденциального надзора за банковской системой, разработал систему нормативов (финансовых коэффициентов) для коммерческих банков, а в 2009 г. опубликовал критерии оценки финансового состояния юридических лиц, являющихся учредителями кредитной организации. С 2006 г. финансовые коэффициенты фигурируют при оценке состояния гарантирующих поставщиков электрической энергии, в 2006–2007 гг. финансовый анализ в определенных случаях регламентируется ФСФР России. Законодательство регламентирует финансовые коэффициенты там, где речь идет об управлении государственными средствами или затрагивает общественные интересы. С течением времени увеличивается число предприятий, для которых определение финансовых коэффициентов обязательно.

К сведению. Произошли изменения критериев оценки и других показателей: раньше норматив коэффициента текущей ликвидности всегда был равен 2. Это значение фигурировало практически во всех нормативных документах. С течением времени произошли изменения с учетом российской специфики или специфики отрасли, ситуации, а в более поздних нормативных документах встречается норматив коэффициента текущей ликвидности, равный 1–1,2.

В существующих документах нормативы коэффициентов пересматриваются не часто. Например, в 2008–2009 гг. значения нормативов изменены только в законодательных актах ЦБ РФ. В частности, уточнен порядок определения допустимых значений для показателей бухгалтерской отчетности организаций, обязанных по векселям (кредитным договорам), которые предоставляются кредитными организациями в обеспечение кредитов Банка России.

Финансовый анализ по методике ФСФО

Одним из основных документов в финансовом анализе являются Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденные Приказом ФСФО России от 23.01.2001 № 16. Формулы расчета показателей, предусмотренных данной методикой, а также необходимые комментарии в полном объеме содержатся в Методических указаниях, которые разъясняют расчет показателей, описывающих все существенные аспекты деятельности:

  • общие показатели деятельности;
  • платежеспособность и финансовую устойчивость;
  • эффективность использования оборотного капитала (деловую активность);
  • доходность и финансовый результат (рентабельность);
  • использование внеоборотного капитала и инвестиционную активность организации;
  • исполнение обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

После изучения этой методики в сознании четко оседает вывод: ключевой показатель для расчета основных коэффициентов — среднемесячная выручка, рассчитанная по оплате. Именно она участвует в расчете таких показателей, как:

  • степень платежеспособности общая и по текущим обязательствам;
  • коэффициенты задолженности (по кредитам банков и займам, другим организациям, фискальной системе);
  • коэффициент внутреннего долга;
  • коэффициент обеспеченности оборотными средствами;
  • коэффициент оборотных средств в производстве;
  • коэффициент оборотных средств в расчетах;
  • среднемесячная выработка на одного работника;
  • эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача).

Согласно ст. 273 НК РФ организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

В этом случае датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

Подавляющее большинство фирм в связи с ограничениями на использование кассового метода учета применяют метод начисления.

Согласно ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Согласно ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Следовательно, для тех, кто имеет в своем распоряжении только две формы отчетности, методика ФСФО неприменима: если предприятие применяет метод начисления при определении доходов и расходов, то для финансового анализа по методике ФСФО помимо формы № 1 и формы № 2  необходимо использовать данные отчета о движении денежных средств.

С одной стороны, методика ФСФО в большей степени приближает результаты анализа к реальности: в ней выручка по оплате — реальные деньги, внесенные в кассу и поступившие на расчетные счета. Они действительно определяют платежеспособность фирмы (в данной методике выручка по оплате рассчитывается с учетом НДС, акцизов и других обязательных платежей). Выручка по отгрузке — величина все же абстрактная, в зависимости от суммы дебиторской задолженности покупателей и графика ее погашения она может быть либо больше, либо меньше реального поступления денег.

С другой стороны, для правильной трактовки результатов данного анализа помимо теоретических знаний необходимо иметь практическую базу. Чем шире практика, тем более достоверными будут сделанные выводы.

Методика ФСФО ориентирована на сотрудников ФСФО России и устанавливает для них порядок проведения анализа финансового состояния организаций при выполнении экспертизы и составлении заключений по соответствующим вопросам, проведении мониторинга финансового состояния организаций, осуществлении иных функций ФСФО России. Основная цель проведения анализа финансового состояния организаций — получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности.

Таким образом, сотрудники ФСФО России, специализирующиеся на проведении такого анализа, обладают большой информационной базой. У них есть возможность реально оценить значение каждого коэффициента, сравнить его с данными других фирм и на основе своего профессионального суждения сделать выводы о финансовом состоянии организации. Для нормально функционирующей организации, вероятнее всего, результаты данного анализа будут малоинформативными просто из-за отсутствия статистической базы данных. Практический опыт руководства и специалистов работающей фирмы в большей степени направлен на решение каких-то конкретных задач, а не на сбор статистических данных о коэффициентах других фирм (хотя и это порой бывает необходимо).

Предположим, мы рассчитываем коэффициент задолженности по кредитам банков и займам. Буквально этот показатель трактуется следующим образом: сколько месяцев понадобится на погашение всех обязательств по кредитам банков и займам при выполнении следующих условий:

  • получение выручки в том же объеме, что и за рассматриваемый период;
  • направление всей выручки на погашение имеющихся кредитов и займов;
  • неполучение новых кредитов и займов.

С практической точки зрения для нормально функционирующих фирм здесь описывается невозможная ситуация: не брать кредиты и займы, направлять всю выручку на погашение существующих займов и кредитов (все это маловероятно и может не уложиться в стиль мышления). Тем более что ни по одному из показателей методика не дает каких-либо рекомендуемых значений. Говорится лишь о том, какова тенденция — рост или снижение, слишком высокие или слишком низкие значения расцениваются как негативные. Конкретный вывод можно сделать, лишь зная специфику региона, отрасли и самого предприятия.

Необходимо назвать еще три важных нюанса:

1. В расчете коэффициентов участвуют обязательства на определенную дату. Если, например, рассчитывается коэффициент задолженности другим организациям, то в расчете участвует сумма кредиторской задолженности перед поставщиками, подрядчиками и другими контрагентами на определенную дату. В дальнейшем даже при отсутствии кредитования сумма обязательств может расти. Это связано с тем, что деятельность фирмы всегда связана с текущими расходами, и при их несвоевременной оплате у предприятия возникает кредиторская задолженность перед поставщиками, подрядчиками, персоналом организации, задолженность по уплате налогов, сборов и т. д., то есть сумма обязательств может расти даже при отсутствии кредитования.

2. В этой методике, как и в любой другой, рассматривается сумма обязательств на определенную дату, независимо от того, какова была динамика внутри анализируемого периода, как увеличивались и уменьшались значения каждого показателя в течение того промежутка времени, который заключен в отчет. В то же время фактическая платежеспособность фирмы определяется тем, может ли она своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства, есть ли у нее денежные средства для осуществления расчетов. В связи с этим значения коэффициентов необходимо сопоставлять с реальными сроками погашения обязательств.

3. Далеко не все расходы подразумевают отсрочку платежа: сроки выдачи зарплаты, выплаты налогов регулируются законодательством, срок выплаты процентов указывается в кредитном договоре и т. д. Другими словами, если предприятие обладает достаточным уровнем платежеспособности, то период погашения обязательств характеризуется не значением полученных коэффициентов, а сроками платежей, предусмотренными законодательными актами РФ и договорными отношениями. Таким образом, период погашения обязательств, полученный при расчете коэффициента, будет чисто гипотетическим.

Приведенные выше доводы справедливы не только для методики ФСФО. Эти особенности рассмотрения бухгалтерской отчетности необходимо помнить при любом анализе баланса и формы № 2.

Для получения более точной информации при внутрифирменном анализе любые коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости лучше дополнять планом движения денежных средств (кэшфло [1]). В данном документе необходимо:

  • составить график погашения обязательств, исходя из сроков погашения, предусмотренных договорами. При наличии задолженности по коммерческим кредитам необходимо учитывать график возврата имеющейся и формирования новой кредиторской задолженности. Возврат кредиторской задолженности отражается в Кэшфло в виде оттока денежных средств. Возврат дебиторской задолженности — это приток денежных средств;
  • горизонт планирования определяется датой последнего платежа, предусмотренного графиком дебиторской или кредиторской задолженности;
  • план поступления выручки от реализации продукции, осуществление платежей по всем видам деятельности определяется на основе текущей ситуации и планов развития. Данные, полученные в отчете кэшфло, позволят определить влияние этих планов на платежеспособность фирмы.

Основной показатель, участвующий в данной методике, — среднемесячная выручка, рассчитанная по оплате. Сложные и непредсказуемые экономические условия нередко вызывают трудности с ликвидностью, поэтому, скорее всего, для большинства предприятий значения показателей, рассчитанных по данной методике, ухудшаются вместе с условиями внешней среды. То есть динамика коэффициентов может быть обусловлена не только внутренними тенденциями развития, но и теми факторами, которые возникают вне предприятия и не зависят от него. В связи с этим необходимо ориентироваться на динамику величин, ситуацию данного предприятия в сравнении с другими предприятиями той же отрасли и региона. Слишком хорошие показатели — результат медленного реагирования на происходящие изменения, а резкое ухудшение показателей — результат того, что негативные тенденции начались намного раньше и на общем неблагоприятном фоне проявили себя. Для того чтобы сделать правильные выводы в сложной экономической среде, необходимо рассматривать данные в динамике, анализировать их изменения за несколько равномерных промежутков времени. Анализ фактических данных за прошлые периоды полезен для того, чтобы выявить и по возможности устранить ошибки прошлого, оценить его преимущества и понять, как действовать сегодня.


[1] В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О несостоятельности (банкротстве)» график погашения задолженности является обязательным документом.

 

Я. А. Макарова, экономист

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 8, 2012.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам