Отдаем журнал бесплатно!

Возврат товара ненадлежащего качества

Довольно часто предприятия сталкиваются с тем, что товары, поставленные им по импорту, не соответствуют условиям, предусмотренным внешнеторговыми контрактами. Это может быть как пересортица товаров, так и производственный или скрытый брак. Соответственно, правильное таможенное оформление подобной категории товаров способствует определенной компенсации затрат на уплату таможенных платежей, понесенных предприятиями.

 

Общие вопросы возврата товара ненадлежащего качества

Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлены случаи, когда покупатель вправе отказаться от принятия товара при нарушении продавцом условий договора:

  • количество поставленного товара не соответствует условиям договора. Согласно ст. 466 ГК РФ если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, потребовать передать недостающее количество товара либо отказаться от переданного товара и его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы;
  • поставлен товар ненадлежащего качества. В соответствии со ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, и т. д.) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  • ассортимент поставленных товаров не соответствует условиям договора. Согласно ст. 468 ГК РФ при передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы;
  • комплект и комплектность товара не соответствуют условиям договора. Статья 480 ГК РФ предусматривает, что в случае передачи некомплектного товара (ст. 478 ГК РФ) покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены или доукомплектования товара в разумный срок. Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы;
  • покупателю не переданы относящиеся к товару принадлежности или документы (отказано в их передаче). Статьей 464 ГК РФ предусмотрено следующее: если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (п. 2 ст. 456 ГК РФ), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи. В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.

Приведенный перечень оснований для отказа покупателя от принятия товара не является исчерпывающим и может дополнительно определяться в заключаемых внешнеторговых договорах.

Рассмотрим примеры возврата товара ненадлежащего качества, поставленного по импорту.

 

Обязательно ли помещать товар под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, чтобы осуществить его приемку по количеству и качеству на территории Российской Федерации, или можно провести данные операции до помещения товара под указанную процедуру?

 

Нет, не обязательно. Производить приемку товара по количеству и качеству можно и в случае помещения товаров на склад временного хранения (далее — СВХ). Особенно целесообразно это делать, когда при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления уплачиваются платежи, взимаемые таможенными органами, которые впоследствии не возвращаются, если товары оказываются ненадлежащего качества и подлежат помещению под таможенную процедуру реэкспорта для возврата продавцу.

Продолжая рассматривать вопросы временного хранения товаров, напомним, что в соответствии со ст. 167 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) временное хранение товаров — хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов. Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

В частности, согласно ст. 198 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 311-ФЗ) местами временного хранения также могут являться:

1) склад таможенного органа;

2) склад получателя товаров в случаях, предусмотренных ст. 200 Федерального закона № 311-ФЗ;

3) помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора;

4) отдельные помещения в местах международного почтового обмена;

5) место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;

6) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

7) специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза таких товаров в Российскую Федерацию и место их вывоза из Российской Федерации совпадают;

8) железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств.

Согласно ст. 169 ТК ТС для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).

Заметим, что документы, необходимые для помещения товаров на склад временного хранения, представляются таможенному органу не позднее трех часов с момента завершения процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия) (ст. 199 Федерального закона № 311-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 ТК ТС:

1) транспортные (перевозочные) документы — коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке;

2) коммерческие документы — счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

3) таможенные документы — документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

 

Договором на поставку консервированных ананасов предусмотрено, что приемку товара российская сторона осуществляет самостоятельно. Российская фирма изъявила желание до представления таможенной декларации осмотреть товар на складе временного хранения и проверить его количество. Правомерны ли такие действия?

 

До подачи декларации на товары декларант (в качестве которого с точки зрения таможенного законодательства рассматривается покупатель) в соответствии со ст. 187 ТК ТС имеет право осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем. В свою очередь, ст. 171 ТК ТС предусмотрено, что покупатели или их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять их, перемещать в пределах места временного хранения.

Учитывая вышеизложенное, фирма-покупатель имеет право осмотреть поступивший товар и определить его количество. При этом данный вопрос необходимо согласовать с владельцем СВХ.

Все операции, не указанные в п. 1 ст. 171 ТК ТС, в том числе взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке, могут совершаться с разрешения таможенного органа. Таможенный орган отказывает в выдаче разрешения на проведение таких операций, если их осуществление повлечет за собой утрату товаров или изменение их состояния.

 

В какие сроки может осуществляться приемка товара на склад временного хранения?

 

В соответствии со ст. 170 ТК ТС срок временного хранения товаров составляет два месяца. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четырех месяцев. Срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

Таким образом, предельный срок осуществления приемки товара на склад временного хранения не может превышать четырех месяцев, то есть соответствует времени хранения товара на СВХ.

 

Предприятие импортировало из Германии токарный станок. Он был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в феврале 2014 г. При использовании станка в условиях реального производства установлено, что в нем имеется скрытый дефект, который нельзя было выявить в ходе проведения приемочных испытаний. Предприятие намерено возвратить в августе 2014 г. станок иностранному партнеру в связи с фактическим неисполнением им условий внешнеэкономической сделки. Какие действия могут быть предприняты покупателем по возврату станка иностранному партнеру? Можно ли возвратить ввозную таможенную пошлину и налог на добавленную стоимость, которые были уплачены предприятием при помещении станка под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?

 

Для того чтобы возвратить станок иностранному партнеру, его следует поместить под таможенную процедуру реэкспорта. Напомним, что реэкспорт — это таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 296 ТК ТС).

В соответствии с п. 2 ст. 297 ТК ТС под таможенную процедуру реэкспорта могут быть помещены товары, которые ранее помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если они возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении следующих условий:

1. товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;​

2. таможенному органу представлены документы, содержащие сведения:

  • об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки). В качестве таких документов рассматриваются внешнеторговый контракт, в соответствии с которым станок ввезен в Российскую Федерацию, инвойс (проформа);
  • о неисполнении условий внешнеэкономической сделки (подтверждающим документом в части неисполнения сделки может служить акт, составленный с участием представителей продавца, торгово-промышленной палаты, органа по сертификации, испытательного центра или лаборатории);
  • о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (декларация на помещение станка под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления);
  • об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (документы бухгалтерского учета об оприходовании и движении станка на предприятии);

3. товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории Таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров (в рассматриваемой ситуации использование товаров было необходимо для обнаружения скрытого дефекта. При этом данный факт следует отразить в акте, который фиксирует наличие скрытого дефекта в станке);

4. товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

В общем случае ст. 109 ТК ТС определено, что идентификация товаров производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

В рассматриваемой ситуации идентифицировать станок можно путем сличения данных о марке, модели, производителе, годе выпуска и заводском номере станка, которые заявлены в декларации на его помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, с фактическими сведениями. Поэтому при помещении оборудования под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления необходимо указывать в гр. 31 «Грузовые места и описание товаров» декларации на товары максимальное количество информации с целью возможности идентификации оборудования при наличии риска его возврата иностранному партнеру.

Напомним, что в данной графе Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (в ред. от 01.10.2013) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, а также о грузовых местах.

Сведения, заявляемые в гр. 31 декларации на товары, записываются с новой строки с проставлением их порядкового номера.

В свою очередь, под номером 1 в данной графе указываются:

  • наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара;
  • характеристики и параметры товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с Классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов, иных платежей, подлежащих уплате при реимпорте, и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений.

При этом согласно ст. 301 ТК ТС в отношении товаров, возвращаемых по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, при соблюдении указанных условий предприятие имеет право возвратить станок иностранному партнеру в связи с фактическим неисполнением им условий внешнеэкономической сделки.

 

Какие документы обязана представить организация в таможенный орган с целью помещения товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, под таможенную процедуру реэкспорта?

 

В соответствии со ст. 299 ТК ТС для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, декларант представляет в таможенный орган документы, содержащие сведения:

1) об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки). К данным документам относятся:

  • документ, подтверждающий совершение внешнеэкономической сделки (договор, контракт и дополнения к ним), либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки;
  • транспортный (перевозочный) документ, по которому осуществлялась международная перевозка или перевозка под таможенным контролем с применением таможенной процедуры таможенного транзита;
  • коммерческие документы, имеющиеся у декларанта (счет на оплату и поставку товаров, счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс) и др.);
  • иные документы;

2) о неисполнении условий внешнеэкономической сделки (акты, рекламации и тому подобные документы, подтверждающие факт неисполнения условий внешнеэкономической сделки);

3) о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (декларация на товары и/или указание сведений в графе 40 «Общая декларация/Предшествующий документ» декларации на товары о регистрационном номере декларации на товары, которая была подана с целью помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления);

4) об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (бухгалтерская документация предприятия или выписки из бухгалтерской документации).

 

Предприятие импортировало из Германии автомобиль, представляющий собой моторное транспортное средство с полной массой от 3 т, дизельным двигателем объемом не более 2800 см3, типом кузова — фургон модификации «грузовой цельнометаллический фургон» (предназначен для перевозки грузов до 2 т включительно). Данный автомобиль был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в феврале 2014 г. с уплатой антидемпинговой пошлины (в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.05.2013 № 113 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении легких коммерческих автомобилей, происходящих из Федеративной Республики Германия, Итальянской Республики и Турецкой Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза» (далее — Решение № 113)) и утилизационного сбора (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 (в ред. от 02.04.2014) «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 1291)).

При использовании автомобиля в условиях реального производства было установлено, что в нем на момент поставки имелся скрытый дефект, который нельзя было выявить в ходе проведения приемки транспортного средства. Предприятие намерено возвратить в августе 2014 г. автомобиль иностранному партнеру в связи с фактическим неисполнением им условий внешнеэкономической сделки.

Можно ли возвратить антидемпинговую пошлину и утилизационный сбор, которые были уплачены предприятием при помещении автомобиля под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?

 

Нет, сделать это не представляется возможным. Так, согласно ст. 301 ТК ТС в отношении товаров, возвращаемых по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Согласно подп. 18 п. 1 ст. 4 ТК ТС налоги — это налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

В силу ст. 70 ТК ТС антидемпинговая пошлина не относится ни к таможенным пошлинам, ни к таможенным платежам.

Меры нетарифного регулирования — это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза (подп. 17 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

В соответствии со ст. 2 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (заключено в г. Москве 25.01.2008; в ред. от 18.10.2011) антидемпинговая пошлина — это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств-сторон независимо от ввозной таможенной пошлины. В свою очередь, антидемпинговая мера — это мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Комиссии Таможенного союза посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

Таким образом, антидемпинговая пошлина, установленная Решением № 113, относится к ограничениям при ввозе товаров, а значит, и к мерам нетарифного регулирования, но не к ввозным пошлинам. Подобная позиция изложена также в письме ФТС России от 10.11.2011 № 01-11/54409 «О взимании антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин».

Следовательно, в соответствии с нормами ТК ТС ни антидемпинговая пошлина, ни утилизационный сбор не подлежат возврату плательщику при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта.

Возможность возврата уплаченного утилизационного сбора не предусмотрена и нормами Постановления № 1291, а нормы Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам не предусматривают возврата антидемпинговых пошлин при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта.

Исходя из вышеизложенного, в случае помещения автомобиля под таможенную процедуру реэкспорта не представляется возможным возвратить антидемпинговую пошлину и утилизационный сбор, которые были уплачены предприятием при помещении автомобиля под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

 

Возврат таможенных пошлин, налогов, излишне уплаченных в отношении товаров ненадлежащего качества, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта

Cогласно ст. 301 ТК ТС в отношении товаров, возвращаемых по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с гл. 13 ТК ТС.

В силу ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором произведена уплата налогов. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором произведена уплата таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств — членов Таможенного союза.

В соответствии со ст. 291 Федерального закона № 311-ФЗ в отношении товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных за пределы таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном гл. 17 Федерального закона № 311-ФЗ.

 

Должен ли таможенный орган информировать плательщиков о наличии у них излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов в случае, если товары возвращены иностранному партнеру по причине неисполнения им условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке (то есть эти товары первоначально были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а далее помещены под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза)? Если обязан, каким образом производится данная процедура?

 

В соответствии с п. 5 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Статьей 89 ТК ТС определено, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Следовательно, таможенные пошлины, налоги, которые первоначально были уплачены при помещении товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, после его помещения под таможенную процедуру реэкспорта и фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза рассматриваются как излишне уплаченные.

Порядок информирования плательщиков о наличии у них излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов разъяснен письмом ФТС России от 11.08.2011 № 01-11/38437 «О сроке и порядке доведения до декларанта корректировки таможенной стоимости, подтверждающей факт излишней уплаты таможенных платежей».

Таким образом, таможенный орган обязан информировать плательщиков о наличии у них излишне уплаченных таможенных платежей в случае, если товары возвращены иностранному партнеру по причине неисполнения им условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке (то есть эти товары первоначально были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а далее помещены под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза).

 

Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 установлено, что возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущем дне в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне. Очевидно, что плательщики обязаны учитывать данную норму при принятии таможенным органом решения о возврате излишне уплаченных и излишне взысканных ввозных таможенных пошлин.

 

Какие документы необходимо представить в таможенный орган для возврата таможенных пошлин и налогов в случае, если товары возвращены иностранному партнеру по причине неисполнения им условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке (то есть эти товары первоначально были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а далее помещены под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза)?

 

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей регламентирован гл. 17 Федерального закона № 311-ФЗ. В соответствии с данной главой излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов — в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

5) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

Кроме того, если ранее в таможенный орган не представлялись указанные ниже документы, то они подлежат представлению совместно с заявлением о возврате таможенных платежей:

1. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, представляют:

  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  • копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  • образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;
  • копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые (излишне уплаченные таможенные) платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

2. Иные юридические лица, за исключением лиц, указанных в п. 1, представляют:

  • копию документа, подтверждающего статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо (с переводом на русский язык), заверенную нотариально;
  • копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей (с переводом на русский язык), заверенную нотариально;
  • образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально.

3. Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, представляют:

  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  • копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  • копию паспорта гражданина Российской Федерации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

Если в таможенный орган представлялись ранее документы, перечисленные выше (а они были представлены, так как уже осуществлялись таможенные операции с целью помещения товаров под таможенную процедуру и выпуска для внутреннего потребления и реэкспорта), то информация о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений должна быть отражена в заявлении на возврат.

Следует заметить, что в силу ч. 5 ст. 208 Федерального закона № 311-ФЗ практически все эти документы представляются в случае, если субъект хозяйствования выступал в качестве декларанта товаров.

 

Оплата платежей была произведена в электронном виде. В связи с этим просим пояснить, какой платежный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов, подлежит представлению в таможенный орган для их возврата?

 

Как разъяснено письмом ФТС России от 22.06.2011 № 01-11/29197 «Об оригиналах платежных документов», ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ регулирует вопросы возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Перечень документов, необходимых для возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, установлен ч. 2 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ. Так, в соответствии с подп. 1 ч. 2 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ к заявлению о возврате, в частности, должен прилагаться платежный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.

При этом Федеральный закон № 311-ФЗ не содержит положений, предусматривающих представление исключительно оригинала платежного документа, а также положений, запрещающих представление копии такого документа, заверенной в установленном порядке, в том числе нотариально.

В связи с изложенным представление плательщиком таможенных пошлин, налогов заверенной копии платежного документа для возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов не противоречит таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация вправе представить в таможенный орган заверенную должностными лицами организации копию платежного документа на бумажном носителе.

 

В каких случаях таможенный орган вправе отказать в возврате сумм таможенных пошлин, налогов?

 

В силу п. 12 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности;

2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 руб.;

3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (то есть трех лет со дня их уплаты).

 

В соответствии со ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Возврат таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ.

При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со ст. 148 Федерального закона № 311.

При возврате таможенных пошлин, налогов проценты с них таможенными органами не выплачиваются и суммы не индексируются.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

 

Н. А. Дубинский, доц., канд. техн. наук

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 8, 2014.

Отдаем журнал бесплатно!

Возврат товара ненадлежащего качества

Довольно часто предприятия сталкиваются с тем, что товары, поставленные им по импорту, не соответствуют условиям, предусмотренным внешнеторговыми контрактами. Это может быть как пересортица товаров, так и производственный или скрытый брак. Соответственно, правильное таможенное оформление подобной категории товаров способствует определенной компенсации затрат на уплату таможенных платежей, понесенных предприятиями.

 

Общие вопросы возврата товара ненадлежащего качества

Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлены случаи, когда покупатель вправе отказаться от принятия товара при нарушении продавцом условий договора:

  • количество поставленного товара не соответствует условиям договора. Согласно ст. 466 ГК РФ если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, потребовать передать недостающее количество товара либо отказаться от переданного товара и его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы;
  • поставлен товар ненадлежащего качества. В соответствии со ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, и т. д.) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  • ассортимент поставленных товаров не соответствует условиям договора. Согласно ст. 468 ГК РФ при передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы;
  • комплект и комплектность товара не соответствуют условиям договора. Статья 480 ГК РФ предусматривает, что в случае передачи некомплектного товара (ст. 478 ГК РФ) покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены или доукомплектования товара в разумный срок. Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы;
  • покупателю не переданы относящиеся к товару принадлежности или документы (отказано в их передаче). Статьей 464 ГК РФ предусмотрено следующее: если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (п. 2 ст. 456 ГК РФ), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи. В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.

Приведенный перечень оснований для отказа покупателя от принятия товара не является исчерпывающим и может дополнительно определяться в заключаемых внешнеторговых договорах.

Рассмотрим примеры возврата товара ненадлежащего качества, поставленного по импорту.

 

Обязательно ли помещать товар под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, чтобы осуществить его приемку по количеству и качеству на территории Российской Федерации, или можно провести данные операции до помещения товара под указанную процедуру?

 

Нет, не обязательно. Производить приемку товара по количеству и качеству можно и в случае помещения товаров на склад временного хранения (далее — СВХ). Особенно целесообразно это делать, когда при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления уплачиваются платежи, взимаемые таможенными органами, которые впоследствии не возвращаются, если товары оказываются ненадлежащего качества и подлежат помещению под таможенную процедуру реэкспорта для возврата продавцу.

Продолжая рассматривать вопросы временного хранения товаров, напомним, что в соответствии со ст. 167 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) временное хранение товаров — хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов. Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

В частности, согласно ст. 198 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 311-ФЗ) местами временного хранения также могут являться:

1) склад таможенного органа;

2) склад получателя товаров в случаях, предусмотренных ст. 200 Федерального закона № 311-ФЗ;

3) помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора;

4) отдельные помещения в местах международного почтового обмена;

5) место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;

6) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

7) специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза таких товаров в Российскую Федерацию и место их вывоза из Российской Федерации совпадают;

8) железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств.

Согласно ст. 169 ТК ТС для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).

Заметим, что документы, необходимые для помещения товаров на склад временного хранения, представляются таможенному органу не позднее трех часов с момента завершения процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия) (ст. 199 Федерального закона № 311-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 ТК ТС:

1) транспортные (перевозочные) документы — коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке;

2) коммерческие документы — счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

3) таможенные документы — документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

 

Договором на поставку консервированных ананасов предусмотрено, что приемку товара российская сторона осуществляет самостоятельно. Российская фирма изъявила желание до представления таможенной декларации осмотреть товар на складе временного хранения и проверить его количество. Правомерны ли такие действия?

 

До подачи декларации на товары декларант (в качестве которого с точки зрения таможенного законодательства рассматривается покупатель) в соответствии со ст. 187 ТК ТС имеет право осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем. В свою очередь, ст. 171 ТК ТС предусмотрено, что покупатели или их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять их, перемещать в пределах места временного хранения.

Учитывая вышеизложенное, фирма-покупатель имеет право осмотреть поступивший товар и определить его количество. При этом данный вопрос необходимо согласовать с владельцем СВХ.

Все операции, не указанные в п. 1 ст. 171 ТК ТС, в том числе взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке, могут совершаться с разрешения таможенного органа. Таможенный орган отказывает в выдаче разрешения на проведение таких операций, если их осуществление повлечет за собой утрату товаров или изменение их состояния.

 

В какие сроки может осуществляться приемка товара на склад временного хранения?

 

В соответствии со ст. 170 ТК ТС срок временного хранения товаров составляет два месяца. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четырех месяцев. Срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

Таким образом, предельный срок осуществления приемки товара на склад временного хранения не может превышать четырех месяцев, то есть соответствует времени хранения товара на СВХ.

 

Предприятие импортировало из Германии токарный станок. Он был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в феврале 2014 г. При использовании станка в условиях реального производства установлено, что в нем имеется скрытый дефект, который нельзя было выявить в ходе проведения приемочных испытаний. Предприятие намерено возвратить в августе 2014 г. станок иностранному партнеру в связи с фактическим неисполнением им условий внешнеэкономической сделки. Какие действия могут быть предприняты покупателем по возврату станка иностранному партнеру? Можно ли возвратить ввозную таможенную пошлину и налог на добавленную стоимость, которые были уплачены предприятием при помещении станка под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?

 

Для того чтобы возвратить станок иностранному партнеру, его следует поместить под таможенную процедуру реэкспорта. Напомним, что реэкспорт — это таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 296 ТК ТС).

В соответствии с п. 2 ст. 297 ТК ТС под таможенную процедуру реэкспорта могут быть помещены товары, которые ранее помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если они возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении следующих условий:

1. товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;​

2. таможенному органу представлены документы, содержащие сведения:

  • об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки). В качестве таких документов рассматриваются внешнеторговый контракт, в соответствии с которым станок ввезен в Российскую Федерацию, инвойс (проформа);
  • о неисполнении условий внешнеэкономической сделки (подтверждающим документом в части неисполнения сделки может служить акт, составленный с участием представителей продавца, торгово-промышленной палаты, органа по сертификации, испытательного центра или лаборатории);
  • о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (декларация на помещение станка под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления);
  • об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (документы бухгалтерского учета об оприходовании и движении станка на предприятии);

3. товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории Таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров (в рассматриваемой ситуации использование товаров было необходимо для обнаружения скрытого дефекта. При этом данный факт следует отразить в акте, который фиксирует наличие скрытого дефекта в станке);

4. товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

В общем случае ст. 109 ТК ТС определено, что идентификация товаров производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

В рассматриваемой ситуации идентифицировать станок можно путем сличения данных о марке, модели, производителе, годе выпуска и заводском номере станка, которые заявлены в декларации на его помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, с фактическими сведениями. Поэтому при помещении оборудования под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления необходимо указывать в гр. 31 «Грузовые места и описание товаров» декларации на товары максимальное количество информации с целью возможности идентификации оборудования при наличии риска его возврата иностранному партнеру.

Напомним, что в данной графе Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (в ред. от 01.10.2013) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, а также о грузовых местах.

Сведения, заявляемые в гр. 31 декларации на товары, записываются с новой строки с проставлением их порядкового номера.

В свою очередь, под номером 1 в данной графе указываются:

  • наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара;
  • характеристики и параметры товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с Классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов, иных платежей, подлежащих уплате при реимпорте, и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений.

При этом согласно ст. 301 ТК ТС в отношении товаров, возвращаемых по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, при соблюдении указанных условий предприятие имеет право возвратить станок иностранному партнеру в связи с фактическим неисполнением им условий внешнеэкономической сделки.

 

Какие документы обязана представить организация в таможенный орган с целью помещения товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, под таможенную процедуру реэкспорта?

 

В соответствии со ст. 299 ТК ТС для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, декларант представляет в таможенный орган документы, содержащие сведения:

1) об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки). К данным документам относятся:

  • документ, подтверждающий совершение внешнеэкономической сделки (договор, контракт и дополнения к ним), либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки;
  • транспортный (перевозочный) документ, по которому осуществлялась международная перевозка или перевозка под таможенным контролем с применением таможенной процедуры таможенного транзита;
  • коммерческие документы, имеющиеся у декларанта (счет на оплату и поставку товаров, счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс) и др.);
  • иные документы;

2) о неисполнении условий внешнеэкономической сделки (акты, рекламации и тому подобные документы, подтверждающие факт неисполнения условий внешнеэкономической сделки);

3) о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (декларация на товары и/или указание сведений в графе 40 «Общая декларация/Предшествующий документ» декларации на товары о регистрационном номере декларации на товары, которая была подана с целью помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления);

4) об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (бухгалтерская документация предприятия или выписки из бухгалтерской документации).

 

Предприятие импортировало из Германии автомобиль, представляющий собой моторное транспортное средство с полной массой от 3 т, дизельным двигателем объемом не более 2800 см3, типом кузова — фургон модификации «грузовой цельнометаллический фургон» (предназначен для перевозки грузов до 2 т включительно). Данный автомобиль был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в феврале 2014 г. с уплатой антидемпинговой пошлины (в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.05.2013 № 113 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении легких коммерческих автомобилей, происходящих из Федеративной Республики Германия, Итальянской Республики и Турецкой Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза» (далее — Решение № 113)) и утилизационного сбора (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 (в ред. от 02.04.2014) «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 1291)).

При использовании автомобиля в условиях реального производства было установлено, что в нем на момент поставки имелся скрытый дефект, который нельзя было выявить в ходе проведения приемки транспортного средства. Предприятие намерено возвратить в августе 2014 г. автомобиль иностранному партнеру в связи с фактическим неисполнением им условий внешнеэкономической сделки.

Можно ли возвратить антидемпинговую пошлину и утилизационный сбор, которые были уплачены предприятием при помещении автомобиля под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?

 

Нет, сделать это не представляется возможным. Так, согласно ст. 301 ТК ТС в отношении товаров, возвращаемых по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Согласно подп. 18 п. 1 ст. 4 ТК ТС налоги — это налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

В силу ст. 70 ТК ТС антидемпинговая пошлина не относится ни к таможенным пошлинам, ни к таможенным платежам.

Меры нетарифного регулирования — это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза (подп. 17 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

В соответствии со ст. 2 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (заключено в г. Москве 25.01.2008; в ред. от 18.10.2011) антидемпинговая пошлина — это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств-сторон независимо от ввозной таможенной пошлины. В свою очередь, антидемпинговая мера — это мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Комиссии Таможенного союза посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

Таким образом, антидемпинговая пошлина, установленная Решением № 113, относится к ограничениям при ввозе товаров, а значит, и к мерам нетарифного регулирования, но не к ввозным пошлинам. Подобная позиция изложена также в письме ФТС России от 10.11.2011 № 01-11/54409 «О взимании антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин».

Следовательно, в соответствии с нормами ТК ТС ни антидемпинговая пошлина, ни утилизационный сбор не подлежат возврату плательщику при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта.

Возможность возврата уплаченного утилизационного сбора не предусмотрена и нормами Постановления № 1291, а нормы Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам не предусматривают возврата антидемпинговых пошлин при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта.

Исходя из вышеизложенного, в случае помещения автомобиля под таможенную процедуру реэкспорта не представляется возможным возвратить антидемпинговую пошлину и утилизационный сбор, которые были уплачены предприятием при помещении автомобиля под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

 

Возврат таможенных пошлин, налогов, излишне уплаченных в отношении товаров ненадлежащего качества, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта

Cогласно ст. 301 ТК ТС в отношении товаров, возвращаемых по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с гл. 13 ТК ТС.

В силу ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором произведена уплата налогов. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором произведена уплата таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств — членов Таможенного союза.

В соответствии со ст. 291 Федерального закона № 311-ФЗ в отношении товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных за пределы таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном гл. 17 Федерального закона № 311-ФЗ.

 

Должен ли таможенный орган информировать плательщиков о наличии у них излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов в случае, если товары возвращены иностранному партнеру по причине неисполнения им условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке (то есть эти товары первоначально были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а далее помещены под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза)? Если обязан, каким образом производится данная процедура?

 

В соответствии с п. 5 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Статьей 89 ТК ТС определено, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Следовательно, таможенные пошлины, налоги, которые первоначально были уплачены при помещении товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, после его помещения под таможенную процедуру реэкспорта и фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза рассматриваются как излишне уплаченные.

Порядок информирования плательщиков о наличии у них излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов разъяснен письмом ФТС России от 11.08.2011 № 01-11/38437 «О сроке и порядке доведения до декларанта корректировки таможенной стоимости, подтверждающей факт излишней уплаты таможенных платежей».

Таким образом, таможенный орган обязан информировать плательщиков о наличии у них излишне уплаченных таможенных платежей в случае, если товары возвращены иностранному партнеру по причине неисполнения им условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке (то есть эти товары первоначально были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а далее помещены под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза).

 

Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 установлено, что возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущем дне в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне. Очевидно, что плательщики обязаны учитывать данную норму при принятии таможенным органом решения о возврате излишне уплаченных и излишне взысканных ввозных таможенных пошлин.

 

Какие документы необходимо представить в таможенный орган для возврата таможенных пошлин и налогов в случае, если товары возвращены иностранному партнеру по причине неисполнения им условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке (то есть эти товары первоначально были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а далее помещены под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза)?

 

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей регламентирован гл. 17 Федерального закона № 311-ФЗ. В соответствии с данной главой излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов — в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

5) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

Кроме того, если ранее в таможенный орган не представлялись указанные ниже документы, то они подлежат представлению совместно с заявлением о возврате таможенных платежей:

1. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, представляют:

  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  • копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  • образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;
  • копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые (излишне уплаченные таможенные) платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

2. Иные юридические лица, за исключением лиц, указанных в п. 1, представляют:

  • копию документа, подтверждающего статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо (с переводом на русский язык), заверенную нотариально;
  • копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей (с переводом на русский язык), заверенную нотариально;
  • образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально.

3. Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, представляют:

  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  • копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  • копию паспорта гражданина Российской Федерации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

Если в таможенный орган представлялись ранее документы, перечисленные выше (а они были представлены, так как уже осуществлялись таможенные операции с целью помещения товаров под таможенную процедуру и выпуска для внутреннего потребления и реэкспорта), то информация о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений должна быть отражена в заявлении на возврат.

Следует заметить, что в силу ч. 5 ст. 208 Федерального закона № 311-ФЗ практически все эти документы представляются в случае, если субъект хозяйствования выступал в качестве декларанта товаров.

 

Оплата платежей была произведена в электронном виде. В связи с этим просим пояснить, какой платежный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов, подлежит представлению в таможенный орган для их возврата?

 

Как разъяснено письмом ФТС России от 22.06.2011 № 01-11/29197 «Об оригиналах платежных документов», ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ регулирует вопросы возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Перечень документов, необходимых для возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, установлен ч. 2 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ. Так, в соответствии с подп. 1 ч. 2 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ к заявлению о возврате, в частности, должен прилагаться платежный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.

При этом Федеральный закон № 311-ФЗ не содержит положений, предусматривающих представление исключительно оригинала платежного документа, а также положений, запрещающих представление копии такого документа, заверенной в установленном порядке, в том числе нотариально.

В связи с изложенным представление плательщиком таможенных пошлин, налогов заверенной копии платежного документа для возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов не противоречит таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация вправе представить в таможенный орган заверенную должностными лицами организации копию платежного документа на бумажном носителе.

 

В каких случаях таможенный орган вправе отказать в возврате сумм таможенных пошлин, налогов?

 

В силу п. 12 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности;

2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 руб.;

3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (то есть трех лет со дня их уплаты).

 

В соответствии со ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Возврат таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ.

При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со ст. 148 Федерального закона № 311.

При возврате таможенных пошлин, налогов проценты с них таможенными органами не выплачиваются и суммы не индексируются.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

 

Н. А. Дубинский, доц., канд. техн. наук

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 8, 2014.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам