Отдаем журнал бесплатно!

Государственное регулирование издержек предприятий

Распоряжаясь средствами бюджета, государство может прямо влиять на издержки предприятий, предоставляя им финансирование текущих расходов и капитальных вложений. Для предприятий, находящихся в государственной собственности, это наиболее ощутимо; для частных же компаний такое прямое вливание государственных средств (например, получение субсидий) является одним из способов улучшения своего финансового состояния.

Постоянное или временное участие государства в управлении издержками предприятий осуществляется и в том случае, если реализуется механизм частно-государственного партнерства и привлекаются средства Инвестиционного фонда РФ, которые, по сути, являются прямыми инвестициями. В этом случае государство становится совладельцем бизнеса и участвует в принятии решений по управлению им.
Есть и другое направление государственного управления издержками — косвенное управление издержками частных предприятий. При таком управлении прямого вмешательства в деятельность предприятий не происходит, но в то же время на законодательном уровне устанавливаются нормы и регламенты, неизбежно оказывающие влияние на деятельность самостоятельных бизнес-единиц.

Обратите внимание! На сегодняшний день законодательное регулирование издержек предприятий принципиально отличается от того, как это было при административно-командной системе экономики.

Главное отличие состоит в том, что раньше в основном регламентировались процесс калькулирования, порядок расчета себестоимости, а теперь важен ее состав.
Раньше методики расчета себестоимости разрабатывались в отраслевом разрезе экономики, теперь перечень расходов, включаемых в себестоимость, регламентирован в зависимости от системы налогообложения, применяемой предприятием. Отраслевое регулирование сохранилось преимущественно в строительстве. На сегодняшний день действуют сборники государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) на строительные, монтажные и пусконаладочные работы для объектов социальной сферы, ведущих отраслей промышленности, а также реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений. Кроме того, имеются Федеральные единичные расценки (ФЕР), ряд строительных норм и правил (СНиП), единые нормы расхода материалов (ЕНРМ) и другие документы, обязательные для применения при составлении смет на выполнение строительно-монтажных работ. В остальных отраслях государственное регулирование затрат не столь очевидно.
Ранее в разработанных методиках расчета себестоимости расходы группировались по статьям, теперь регламентируются не статьи затрат, название или состав, а общий перечень расходов, принимаемых для целей налогообложения, группировка же по статьям осуществляется предприятиями самостоятельно.
Вообще, что касается группировок расходов, то на сегодняшний день строго регламентировано лишь их деление на прямые (п. 1 ст. 138 НК РФ) и косвенные для целей налогового учета. Все расходы, не отнесенные к прямым, за исключением внереализационных расходов, являются косвенными.
Регламентация состава прямых и косвенных расходов вызвана тем, что косвенные в полной мере относятся к расходам текущего периода, а прямые — к расходам текущего периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.

Это важно. Законодательство ограничивает лишь перечень расходов, принимаемых для целей налогообложения, или иначе — состав себестоимости. Расходы, включенные в данный перечень, уменьшают сумму налога на прибыль, не включенные — не уменьшают налог на прибыль и осуществляются из чистой прибыли предприятия.

При этом законодательство разграничивает расходы на производство и реализацию продукции и внереализационные расходы, которые не связаны напрямую с производством и реализацией, не относятся на себестоимость продукции, но связаны с созданием условий для деятельности предприятия, а потому уменьшают сумму налога на прибыль.

Обратите внимание! Положения законодательства неизбежно принимаются во внимание при осуществлении затрат, ведь, осуществляя расходы, принимаемые для целей налогообложения, предприятие несет одну сумму затрат, а осуществляя расходы из чистой прибыли — совершенно другую.


В некотором смысле оптимизация расходов является одним из основных направлений деятельности по управлению издержками.

Нормируемые расходы

Не будем сейчас останавливаться на полных перечнях расходов для каждого режима налогообложения, предусмотренных НК РФ. Остановимся лишь на тех из них, которые могут быть признаны для целей налогообложения налогом на прибыль с определенными ограничениями (так называемые нормируемые расходы). При осуществлении таких расходов в пределах установленных норм (и/или при соблюдении определенных условий) предприятие имеет право принять их для целей налогообложения налогом на прибыль (то есть уменьшить налоговую базу по данному налогу). Их сумма, превышающая установленный норматив, должна быть отнесена на финансовые результаты, то есть финансироваться из чистой прибыли. При осуществлении таких расходов необходимо уделить внимание не только оценке их экономической целесообразности и документальному подтверждению, но и помнить об установленных ограничениях и оценивать затраты с учетом норм.
Для предприятий, применяющих общий режим налогообложения, к нормируемым расходам можно отнести следующие.
1. Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов.
Согласно п. 7 ст. 254 НК РФ данные расходы принимаются для целей налогообложения налогом на прибыль в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.
Разработанные нормы естественной убыли, применяемые при перевозках всеми видами транспорта (кроме трубопроводного), утверждаются совместно с Министерством транспорта РФ. Нормы естественной убыли утверждаются по согласованию с Министерством экономического развития РФ.
2. Расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках.
В соответствии с п. 1 ст. 264 НК РФ данные расходы признаются для целей налогообложения в размере не более 7 % стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания.
3. Потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также нереализованной в пределах сроков продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Согласно п. 1 ст. 264 НК РФ данные расходы принимаются в пределах 10 % стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции.
4. Расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.
Из названия данного вида расходов очевидно, что для целей налогообложения налогом на прибыль могут быть признаны не все названные расходы, а только те, которые предусмотрены законодательством.
Например, расходы на спецодежду выдаются в соответствии с типовыми нормами, предусмотренными для определенных должностей. В типовых нормах содержится информация о том, в каком составе и количестве спецодежда и другие средства индивидуальной защиты должны предоставляться работникам тех или иных должностей. Более того, спецодежда и СИЗ, не предусмотренные нормами, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль в том случае, если необходимость в них подтверждена результатами аттестации рабочих мест.
В соответствии с п. 5  Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных  приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (ред. от 27.01.2010), предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.
На практике результаты аттестации рабочих мест оказываются необходимы не только для признания в составе расходов сверхнормативной выдачи спецодежды и СИЗ, но и для признания в составе расходов их выдачи по типовым нормам.
При соблюдении вышеназванных условий согласно п. 1 ст. 254 НК РФ стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В этом случае данные расходы не рассматриваются как доходы работника в натуральной форме, НДФЛ и страховые взносы с их сумм не начисляются.
5. Выдача молока (компенсации за молоко) и лечебного питания.
Еще одним видом расходов, признаваемым по результатам аттестации рабочих мест, является выдача молока (или выплата компенсации за молоко) и лечебного питания соответствующим категориям работников (к числу расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, относятся все виды компенсационных выплат, предусмотренные законодательством).
6. Расходы на питание экипажей морских и речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота и экипажей воздушных судов.
Принимаются для целей налогообложения налогом на прибыль согласно рационам, установленным Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 № 861 (ред. от 15.05.2010) «О рационах питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов».
7. Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92(ред. от 09.02.2004)  «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» к расходам относятся суммы компенсации в пределах 1200 руб. за использование легкого автомобиля с рабочим объемом двигателя до 2000 см3 включительно, 1500 руб. — при объеме двигателя свыше 2000 см3 и 600 руб. за использование в служебных целях личного мотоцикла.
8. Расходы на добровольное страхование.
В соответствии со ст. 255 НК РФ совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, соответствующих определенным законодательством условиям, учитывается в целях налогообложения налогом на прибыль в размере, не превышающем 12 % от суммы расходов на оплату труда.
Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 руб. в год, рассчитанном как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников.
9. Суммы выплаченных подъемных.
В соответствии с п. 1 ст. 264 НК РФ данные расходы признаются в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ (данные нормы установлены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность»).
10. Расходы на проценты по долговым обязательствам.
В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка РФ и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
11. Представительские расходы.
В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
12. Расходы на рекламу.
Перечень расходов на рекламу, в полном объеме принимаемых для целей налогообложения, указан в п. 4 ст. 264 НК РФ.
Расходы на иные виды рекламы, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации.
13. Резервы по сомнительным долгам.
В соответствии со ст. 266 НК РФ резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в установленном порядке. Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 % от выручки отчетного (налогового) периода (для банков — от суммы доходов, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).
14. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.
Согласно ст. 267 НК РФ данный резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
При этом размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период. В случае, если налогоплательщик менее трех лет осуществляет реализацию товаров (работ) с условием осуществления гарантийного ремонта и обслуживания, для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактический период такой реализации.
15. Расходы на топливо и ГСМ.
При определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р. При этом в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 04.09.2007 № 03-03-06/1/640).
16. Расходы на капитальные вложения.
В соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % (не более 30 % — в отношении основных средств, относящихся к 3–7-й амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 % (не более 30 % — в отношении основных средств, относящихся к 3–7-й амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.
Необходимо учесть, что организации, применяющие специальные режимы налогообложения (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции), для целей налогообложения могут признавать только те расходы, которые предусмотрены для данных режимов. Например, для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ в качестве расходов на рекламу могут быть признаны только расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.



Резюме

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что на сегодняшний день законодательство регламентирует вопросы, связанные с издержками, ориентируясь в основном на цели налогообложения. Управление издержками для достижения необходимого финансового результата, создания информационной базы для принятия управленческих решений (стратегических, тактических и оперативных), разработка планов и другие управленческие действия являются прерогативой самого предприятия и осуществляются на добровольных началах. Такой подход верен по своей сути. Ведь ничто не препятствует делению расходов на постоянные и переменные, проведению маржинального анализа, группировке затрат по объектам калькуляции и центрам финансовой ответственности, осуществлению бюджетирования. Так или иначе, но свои внутренние потребности каждый определяет сам.
 

Е. В. Кистерева, экономист

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 4, 2011.

Отдаем журнал бесплатно!

Государственное регулирование издержек предприятий

Распоряжаясь средствами бюджета, государство может прямо влиять на издержки предприятий, предоставляя им финансирование текущих расходов и капитальных вложений. Для предприятий, находящихся в государственной собственности, это наиболее ощутимо; для частных же компаний такое прямое вливание государственных средств (например, получение субсидий) является одним из способов улучшения своего финансового состояния.

Постоянное или временное участие государства в управлении издержками предприятий осуществляется и в том случае, если реализуется механизм частно-государственного партнерства и привлекаются средства Инвестиционного фонда РФ, которые, по сути, являются прямыми инвестициями. В этом случае государство становится совладельцем бизнеса и участвует в принятии решений по управлению им.
Есть и другое направление государственного управления издержками — косвенное управление издержками частных предприятий. При таком управлении прямого вмешательства в деятельность предприятий не происходит, но в то же время на законодательном уровне устанавливаются нормы и регламенты, неизбежно оказывающие влияние на деятельность самостоятельных бизнес-единиц.

Обратите внимание! На сегодняшний день законодательное регулирование издержек предприятий принципиально отличается от того, как это было при административно-командной системе экономики.

Главное отличие состоит в том, что раньше в основном регламентировались процесс калькулирования, порядок расчета себестоимости, а теперь важен ее состав.
Раньше методики расчета себестоимости разрабатывались в отраслевом разрезе экономики, теперь перечень расходов, включаемых в себестоимость, регламентирован в зависимости от системы налогообложения, применяемой предприятием. Отраслевое регулирование сохранилось преимущественно в строительстве. На сегодняшний день действуют сборники государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) на строительные, монтажные и пусконаладочные работы для объектов социальной сферы, ведущих отраслей промышленности, а также реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений. Кроме того, имеются Федеральные единичные расценки (ФЕР), ряд строительных норм и правил (СНиП), единые нормы расхода материалов (ЕНРМ) и другие документы, обязательные для применения при составлении смет на выполнение строительно-монтажных работ. В остальных отраслях государственное регулирование затрат не столь очевидно.
Ранее в разработанных методиках расчета себестоимости расходы группировались по статьям, теперь регламентируются не статьи затрат, название или состав, а общий перечень расходов, принимаемых для целей налогообложения, группировка же по статьям осуществляется предприятиями самостоятельно.
Вообще, что касается группировок расходов, то на сегодняшний день строго регламентировано лишь их деление на прямые (п. 1 ст. 138 НК РФ) и косвенные для целей налогового учета. Все расходы, не отнесенные к прямым, за исключением внереализационных расходов, являются косвенными.
Регламентация состава прямых и косвенных расходов вызвана тем, что косвенные в полной мере относятся к расходам текущего периода, а прямые — к расходам текущего периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.

Это важно. Законодательство ограничивает лишь перечень расходов, принимаемых для целей налогообложения, или иначе — состав себестоимости. Расходы, включенные в данный перечень, уменьшают сумму налога на прибыль, не включенные — не уменьшают налог на прибыль и осуществляются из чистой прибыли предприятия.

При этом законодательство разграничивает расходы на производство и реализацию продукции и внереализационные расходы, которые не связаны напрямую с производством и реализацией, не относятся на себестоимость продукции, но связаны с созданием условий для деятельности предприятия, а потому уменьшают сумму налога на прибыль.

Обратите внимание! Положения законодательства неизбежно принимаются во внимание при осуществлении затрат, ведь, осуществляя расходы, принимаемые для целей налогообложения, предприятие несет одну сумму затрат, а осуществляя расходы из чистой прибыли — совершенно другую.


В некотором смысле оптимизация расходов является одним из основных направлений деятельности по управлению издержками.

Нормируемые расходы

Не будем сейчас останавливаться на полных перечнях расходов для каждого режима налогообложения, предусмотренных НК РФ. Остановимся лишь на тех из них, которые могут быть признаны для целей налогообложения налогом на прибыль с определенными ограничениями (так называемые нормируемые расходы). При осуществлении таких расходов в пределах установленных норм (и/или при соблюдении определенных условий) предприятие имеет право принять их для целей налогообложения налогом на прибыль (то есть уменьшить налоговую базу по данному налогу). Их сумма, превышающая установленный норматив, должна быть отнесена на финансовые результаты, то есть финансироваться из чистой прибыли. При осуществлении таких расходов необходимо уделить внимание не только оценке их экономической целесообразности и документальному подтверждению, но и помнить об установленных ограничениях и оценивать затраты с учетом норм.
Для предприятий, применяющих общий режим налогообложения, к нормируемым расходам можно отнести следующие.
1. Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов.
Согласно п. 7 ст. 254 НК РФ данные расходы принимаются для целей налогообложения налогом на прибыль в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.
Разработанные нормы естественной убыли, применяемые при перевозках всеми видами транспорта (кроме трубопроводного), утверждаются совместно с Министерством транспорта РФ. Нормы естественной убыли утверждаются по согласованию с Министерством экономического развития РФ.
2. Расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках.
В соответствии с п. 1 ст. 264 НК РФ данные расходы признаются для целей налогообложения в размере не более 7 % стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания.
3. Потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также нереализованной в пределах сроков продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Согласно п. 1 ст. 264 НК РФ данные расходы принимаются в пределах 10 % стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции.
4. Расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.
Из названия данного вида расходов очевидно, что для целей налогообложения налогом на прибыль могут быть признаны не все названные расходы, а только те, которые предусмотрены законодательством.
Например, расходы на спецодежду выдаются в соответствии с типовыми нормами, предусмотренными для определенных должностей. В типовых нормах содержится информация о том, в каком составе и количестве спецодежда и другие средства индивидуальной защиты должны предоставляться работникам тех или иных должностей. Более того, спецодежда и СИЗ, не предусмотренные нормами, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль в том случае, если необходимость в них подтверждена результатами аттестации рабочих мест.
В соответствии с п. 5  Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных  приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (ред. от 27.01.2010), предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.
На практике результаты аттестации рабочих мест оказываются необходимы не только для признания в составе расходов сверхнормативной выдачи спецодежды и СИЗ, но и для признания в составе расходов их выдачи по типовым нормам.
При соблюдении вышеназванных условий согласно п. 1 ст. 254 НК РФ стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В этом случае данные расходы не рассматриваются как доходы работника в натуральной форме, НДФЛ и страховые взносы с их сумм не начисляются.
5. Выдача молока (компенсации за молоко) и лечебного питания.
Еще одним видом расходов, признаваемым по результатам аттестации рабочих мест, является выдача молока (или выплата компенсации за молоко) и лечебного питания соответствующим категориям работников (к числу расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, относятся все виды компенсационных выплат, предусмотренные законодательством).
6. Расходы на питание экипажей морских и речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота и экипажей воздушных судов.
Принимаются для целей налогообложения налогом на прибыль согласно рационам, установленным Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 № 861 (ред. от 15.05.2010) «О рационах питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов».
7. Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92(ред. от 09.02.2004)  «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» к расходам относятся суммы компенсации в пределах 1200 руб. за использование легкого автомобиля с рабочим объемом двигателя до 2000 см3 включительно, 1500 руб. — при объеме двигателя свыше 2000 см3 и 600 руб. за использование в служебных целях личного мотоцикла.
8. Расходы на добровольное страхование.
В соответствии со ст. 255 НК РФ совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, соответствующих определенным законодательством условиям, учитывается в целях налогообложения налогом на прибыль в размере, не превышающем 12 % от суммы расходов на оплату труда.
Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 руб. в год, рассчитанном как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников.
9. Суммы выплаченных подъемных.
В соответствии с п. 1 ст. 264 НК РФ данные расходы признаются в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ (данные нормы установлены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность»).
10. Расходы на проценты по долговым обязательствам.
В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка РФ и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
11. Представительские расходы.
В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
12. Расходы на рекламу.
Перечень расходов на рекламу, в полном объеме принимаемых для целей налогообложения, указан в п. 4 ст. 264 НК РФ.
Расходы на иные виды рекламы, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации.
13. Резервы по сомнительным долгам.
В соответствии со ст. 266 НК РФ резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в установленном порядке. Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 % от выручки отчетного (налогового) периода (для банков — от суммы доходов, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).
14. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.
Согласно ст. 267 НК РФ данный резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
При этом размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период. В случае, если налогоплательщик менее трех лет осуществляет реализацию товаров (работ) с условием осуществления гарантийного ремонта и обслуживания, для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактический период такой реализации.
15. Расходы на топливо и ГСМ.
При определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р. При этом в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 04.09.2007 № 03-03-06/1/640).
16. Расходы на капитальные вложения.
В соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % (не более 30 % — в отношении основных средств, относящихся к 3–7-й амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 % (не более 30 % — в отношении основных средств, относящихся к 3–7-й амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.
Необходимо учесть, что организации, применяющие специальные режимы налогообложения (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции), для целей налогообложения могут признавать только те расходы, которые предусмотрены для данных режимов. Например, для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ в качестве расходов на рекламу могут быть признаны только расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.



Резюме

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что на сегодняшний день законодательство регламентирует вопросы, связанные с издержками, ориентируясь в основном на цели налогообложения. Управление издержками для достижения необходимого финансового результата, создания информационной базы для принятия управленческих решений (стратегических, тактических и оперативных), разработка планов и другие управленческие действия являются прерогативой самого предприятия и осуществляются на добровольных началах. Такой подход верен по своей сути. Ведь ничто не препятствует делению расходов на постоянные и переменные, проведению маржинального анализа, группировке затрат по объектам калькуляции и центрам финансовой ответственности, осуществлению бюджетирования. Так или иначе, но свои внутренние потребности каждый определяет сам.
 

Е. В. Кистерева, экономист

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 4, 2011.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам