Отдаем журнал бесплатно!

Контроль цен на ресурсы — эффективный инструмент управления затратами

 

Основу себестоимости продукции промышленного предприятия составляют материальные затраты на ее производство, которые зависят от нормы расхода материального ресурса и цены на данный ресурс. Если создать на предприятии систему контроля за ценами производственных ресурсов, это позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции. Как создать такую систему и контролировать затраты на сырье и материалы, рассмотрим в данной статье.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЕСУРСА

Система контроля за ценой производственного ресурса состоит из трех основных элементов:

  • проведение тендеров на закупку;
  • оценка поставщика;
  • принятие решения о выборе поставщика.

Проведение тендеров на закупку

Организацией процесса закупок на промышленном предприятии чаще всего занимается отдел материально-технического снабжения. Основная задача отдела снабжения — бесперебойное обеспечение производственного процесса материалами в нужном объеме и нужного качества по приемлемой цене.

Чтобы выявить лучшие условия закупок для предприятия, проводят тендерный отбор. Работой, связанной с тендерами, руководит тендерный комитет, участников которого назначает директор организации.

Основные функции тендерного комитета:

  • координация и контроль за деятельностью должностных лиц и структурных подразделений предприятия в части осуществления закупок;
  • организация и проведение тендеров, в том числе контроль за осуществлением уполномоченными работниками предприятия всех действий, предусмотренных правилами проведения конкретных тендеров;
  • утверждение условий конкретных тендеров, порядка их подготовки, организации и проведения;
  • утверждение заключений о победителях тендеров и условий заключаемых с ними договоров (контрактов).

Часто в обязанности тендерного комитета входит не только проверка условий проведения тендеров, но и контроль за объемами ресурса, заявленного к приобретению.

Отдел снабжения планирует закупки исходя из потребности в материалах на основное производство и заявок на комплектующие, поступающих от производственных подразделений.

 

К СВЕДЕНИЮ

Основные документы, которые используют при формировании заявок на материалы и комплектующие:

• производственный план предприятия, утвержденный директором;

• план планово-предупредительного ремонта и план строительно-монтажных работ, утвержденные в установленном порядке;

• технологическую, конструкторскую, проектную документацию на продукцию, выпускаемую производственным подразделением;

• спецификацию норм расхода материалов на изделия.

 

Отдел материально-технического снабжения определяет общую потребность предприятия в конкретных видах материалов, проверяет остатки закупленных для производственного подразделения материалов.

Проверку расчетов и соответствие потребности в материалах планам по приобретению проводит тендерный комитет.

Наличие тендеров и тендерного комитета позволяет значительно снизить риск злоупотребления должностным положением лицами, ответственными за закупки, и добиться условий сотрудничества, наиболее благоприятных для предприятия.

 

Оценка поставщика

Принимая решение о выборе поставщика производственного ресурса, в качестве критериев нужно учитывать не только минимальные цены, но и другие факторы:

  • репутация поставщика;
  • качество продукции;
  • условия отгрузки;
  • сервисные услуги и т. д.

Для удобства работы с поставщиками производственного ресурса составляют реестр поставщиков. Форма реестра представлена в табл. 1.

 

Таблица 1. Реестр основных и резервных поставщиков материалов и комплектующих изделий

Наименование материала

А. Предпочтения при заключении контракта

В. Контракт возможен

С. Контракт по особому решению директора

Д. Контракт невозможен

Лист холоднокатаный 1250×2500 СТ08ПС

ООО «СибМет»

ООО «Меттрейд»

 

ООО «МеталлПлюс»

Порошковая краска для металла

ООО «Полицвет»

ООО «Краска»

 

 

ООО «Радуга»

 

 

Компоненты платы управления

ООО «Новые технологии Сибири»

ООО «Электронные компоненты»

ООО «Завод Электрокомпонент»

 

 

Поставщиков включают в реестр на основании их оценки по нескольким критериям (табл. 2).

 

Таблица 2. Критерии оценки поставщиков

№ п/п

Показатель

Критерии оценки

Весовые характеристики показателя (баллы)

1

Репутация поставщика как надежного партнера для долгосрочных связей

1.1. Изготовитель продукции или посредник

1

1.2. Юридический статус, наличие лицензий

1

1.3. Экономическая или финансовая стабильность

1

1.4. Соответствие объемов и сроков поставок

1

1.5. Ценовая политика

1

1.6. Наличие сертифицированной системы качества

2

2

Оценка качества покупной продукции

2.1. Наличие сертификата соответствия продукции

2

2.2. Результат входного контроля

2

3

Отгрузка

3.1. Виды и нормы отгрузки покупной продукции

1

3.2. Сроки поставки, виды транспорта, длительность транспортировки продукции

1

4

Сервисные услуги

4.1. Оперативность при замене несоответствующей продукции

1

4.2. Готовность удовлетворить дополнительные требования по качеству продукции, срокам и объемам поставки

1

 

Выводы по результатам оценки делают с помощью коэффициента приемлемости заключения договора (К), который можно рассчитать по формуле:

 

К = А / Амах × 100 %,

 

где А — суммарное количество набранных баллов по всем показателям и характеристикам поставщиков;

Амах — максимально возможное количество баллов по всем показателям и характеристикам.

В зависимости от значения данного коэффициента принимают следующие решения (табл. 3).

 

Таблица 3. Методика оценки поставщиков

Коэффициент приемлемости заключения договора, %

Категория

Характеристика поставщика

От 90 до 100

А. Предпочтение при заключении контракта

Поставщик продукции имеет с предприятием длительные деловые связи, стабильно выполняет контрактные обязательства. Вероятность срыва сроков поставки мала

От 80 до 90

В. Контракт возможен

Поставщик продукции допускает незначительные отклонения от условий контракта по срокам и объемам поставок при сохранении стабильного качества продукции

От 60 до 80

С. Контракт по особому решению директора

Поставщик продукции имеет с предприятием деловые связи, требования к качеству, цене, условиям поставки удовлетворяет не в полном объеме, но другого поставщика данной продукции нет

Менее 60

Д. Контракт невозможен

Поставщик продукции, который без значительных изменений в отношении с потребителем продукции и в требованиях к качеству продукции не может быть допущен как деловой партнер

 

Оценивать контрагентов и создавать реестр основных и резервных поставщиков нужно ежеквартально.

Р. В. Казанцев, финансовый директор ООО «УК Теплодар»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2017.

Отдаем журнал бесплатно!

Контроль цен на ресурсы — эффективный инструмент управления затратами

 

Основу себестоимости продукции промышленного предприятия составляют материальные затраты на ее производство, которые зависят от нормы расхода материального ресурса и цены на данный ресурс. Если создать на предприятии систему контроля за ценами производственных ресурсов, это позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции. Как создать такую систему и контролировать затраты на сырье и материалы, рассмотрим в данной статье.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЕСУРСА

Система контроля за ценой производственного ресурса состоит из трех основных элементов:

  • проведение тендеров на закупку;
  • оценка поставщика;
  • принятие решения о выборе поставщика.

Проведение тендеров на закупку

Организацией процесса закупок на промышленном предприятии чаще всего занимается отдел материально-технического снабжения. Основная задача отдела снабжения — бесперебойное обеспечение производственного процесса материалами в нужном объеме и нужного качества по приемлемой цене.

Чтобы выявить лучшие условия закупок для предприятия, проводят тендерный отбор. Работой, связанной с тендерами, руководит тендерный комитет, участников которого назначает директор организации.

Основные функции тендерного комитета:

  • координация и контроль за деятельностью должностных лиц и структурных подразделений предприятия в части осуществления закупок;
  • организация и проведение тендеров, в том числе контроль за осуществлением уполномоченными работниками предприятия всех действий, предусмотренных правилами проведения конкретных тендеров;
  • утверждение условий конкретных тендеров, порядка их подготовки, организации и проведения;
  • утверждение заключений о победителях тендеров и условий заключаемых с ними договоров (контрактов).

Часто в обязанности тендерного комитета входит не только проверка условий проведения тендеров, но и контроль за объемами ресурса, заявленного к приобретению.

Отдел снабжения планирует закупки исходя из потребности в материалах на основное производство и заявок на комплектующие, поступающих от производственных подразделений.

 

К СВЕДЕНИЮ

Основные документы, которые используют при формировании заявок на материалы и комплектующие:

• производственный план предприятия, утвержденный директором;

• план планово-предупредительного ремонта и план строительно-монтажных работ, утвержденные в установленном порядке;

• технологическую, конструкторскую, проектную документацию на продукцию, выпускаемую производственным подразделением;

• спецификацию норм расхода материалов на изделия.

 

Отдел материально-технического снабжения определяет общую потребность предприятия в конкретных видах материалов, проверяет остатки закупленных для производственного подразделения материалов.

Проверку расчетов и соответствие потребности в материалах планам по приобретению проводит тендерный комитет.

Наличие тендеров и тендерного комитета позволяет значительно снизить риск злоупотребления должностным положением лицами, ответственными за закупки, и добиться условий сотрудничества, наиболее благоприятных для предприятия.

 

Оценка поставщика

Принимая решение о выборе поставщика производственного ресурса, в качестве критериев нужно учитывать не только минимальные цены, но и другие факторы:

  • репутация поставщика;
  • качество продукции;
  • условия отгрузки;
  • сервисные услуги и т. д.

Для удобства работы с поставщиками производственного ресурса составляют реестр поставщиков. Форма реестра представлена в табл. 1.

 

Таблица 1. Реестр основных и резервных поставщиков материалов и комплектующих изделий

Наименование материала

А. Предпочтения при заключении контракта

В. Контракт возможен

С. Контракт по особому решению директора

Д. Контракт невозможен

Лист холоднокатаный 1250×2500 СТ08ПС

ООО «СибМет»

ООО «Меттрейд»

 

ООО «МеталлПлюс»

Порошковая краска для металла

ООО «Полицвет»

ООО «Краска»

 

 

ООО «Радуга»

 

 

Компоненты платы управления

ООО «Новые технологии Сибири»

ООО «Электронные компоненты»

ООО «Завод Электрокомпонент»

 

 

Поставщиков включают в реестр на основании их оценки по нескольким критериям (табл. 2).

 

Таблица 2. Критерии оценки поставщиков

№ п/п

Показатель

Критерии оценки

Весовые характеристики показателя (баллы)

1

Репутация поставщика как надежного партнера для долгосрочных связей

1.1. Изготовитель продукции или посредник

1

1.2. Юридический статус, наличие лицензий

1

1.3. Экономическая или финансовая стабильность

1

1.4. Соответствие объемов и сроков поставок

1

1.5. Ценовая политика

1

1.6. Наличие сертифицированной системы качества

2

2

Оценка качества покупной продукции

2.1. Наличие сертификата соответствия продукции

2

2.2. Результат входного контроля

2

3

Отгрузка

3.1. Виды и нормы отгрузки покупной продукции

1

3.2. Сроки поставки, виды транспорта, длительность транспортировки продукции

1

4

Сервисные услуги

4.1. Оперативность при замене несоответствующей продукции

1

4.2. Готовность удовлетворить дополнительные требования по качеству продукции, срокам и объемам поставки

1

 

Выводы по результатам оценки делают с помощью коэффициента приемлемости заключения договора (К), который можно рассчитать по формуле:

 

К = А / Амах × 100 %,

 

где А — суммарное количество набранных баллов по всем показателям и характеристикам поставщиков;

Амах — максимально возможное количество баллов по всем показателям и характеристикам.

В зависимости от значения данного коэффициента принимают следующие решения (табл. 3).

 

Таблица 3. Методика оценки поставщиков

Коэффициент приемлемости заключения договора, %

Категория

Характеристика поставщика

От 90 до 100

А. Предпочтение при заключении контракта

Поставщик продукции имеет с предприятием длительные деловые связи, стабильно выполняет контрактные обязательства. Вероятность срыва сроков поставки мала

От 80 до 90

В. Контракт возможен

Поставщик продукции допускает незначительные отклонения от условий контракта по срокам и объемам поставок при сохранении стабильного качества продукции

От 60 до 80

С. Контракт по особому решению директора

Поставщик продукции имеет с предприятием деловые связи, требования к качеству, цене, условиям поставки удовлетворяет не в полном объеме, но другого поставщика данной продукции нет

Менее 60

Д. Контракт невозможен

Поставщик продукции, который без значительных изменений в отношении с потребителем продукции и в требованиях к качеству продукции не может быть допущен как деловой партнер

 

Оценивать контрагентов и создавать реестр основных и резервных поставщиков нужно ежеквартально.

Р. В. Казанцев, финансовый директор ООО «УК Теплодар»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2017.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам