Планирование деятельности любого производственного предприятия включает создание плана (бюджета) общезаводских расходов. Этот план всегда требует консолидации планов расходов нескольких подразделений, количество которых зависит от масштабов выпуска продукции и отраслевых особенностей предприятия. На практике такую консолидацию можно организовать как с помощью специализированных программных продуктов, так и путем использования табличного редактора Excel. В статье рассмотрим методику и пример создания консолидированного плана общезаводских расходов с помощью редактора Excel.
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО ПЛАНА ОБЩЕЗАВОДСКИХ РАСХОДОВ С ПОМОЩЬЮ РЕДАКТОРА EXCEL
К общезаводским расходам относятся затраты, которые непосредственно не участвуют в процессах выпуска продукции, а направлены на обеспечение и управление этими процессами. Соответственно, можно сделать вывод о том, что общезаводские расходы в привязке к учету затрат включают:
• общепроизводственные расходы (счет 26 «Общехозяйственные расходы»);
• вспомогательные расходы (счет 23 «Вспомогательные производства»);
• расходы обслуживающих производств (счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»).
Поэтому планировать общезаводские расходы следует от уровня отдельных подразделений до консолидированного уровня сводных расходов предприятия.
Консолидированный план общезаводских расходов должен иметь две группировки показателей, чтобы эффективно контролировать ход выполнения утвержденного плана:
- сводный план общезаводских расходов в группировке по статьям затрат;
- сводный план общезаводских расходов в группировке по структурным подразделениям.
Выбирая таблицы Excel для создания консолидированного плана общезаводских затрат, целесообразно придерживаться определенных правил:
• для получения сводных данных о плановых затратах мы должны предварительно рассчитать такие затраты в каждом подразделении и по каждой группе расходов, поэтому такой расчет лучше всего делать в отдельных файлах из-за различий между структурой и составом затрат подразделений. А показатели этих таблиц удобнее всего консолидировать потом в файл со сводным планом через ссылки на таблицы с расчетом данных;
• в файле Excel, где мы формируем сводный план затрат, все листы с группами расходов должны иметь одинаковый формат, чтобы было удобно их консолидировать без ошибок на сводный лист с планом общезаводских затрат;
• при составлении консолидированного плана общезаводских затрат мы используем аналитику подразделений, поэтому логично иметь в этом же файле Excel план затрат в аналитике по всем структурным подразделениям предприятия, генерирующим такие затраты.
С учетом сказанного выше алгоритм создания консолидированного плана общезаводских расходов с помощью табличного редактора Excel можно представить следующим образом.
ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО ПЛАНА ОБЩЕЗАВОДСКИХ РАСХОДОВ В ТАБЛИЦАХ EXCEL
Рассмотрим, как построить консолидированный план общезаводских расходов в Excel, на примере производственного предприятия ООО «Заря». Разработаем для него помесячный план общезаводских расходов на 3 квартал 2025 года. При составлении этого плана принимаем во внимание такие исходные данные.
- В состав показателей консолидированного плана входят затраты следующих подразделений предприятия:
- Управление производством;
- Технологическая служба;
- Механический цех;
- Электроцех;
- Котельная;
- Строительный цех;
- Хозяйственные службы.
2. В составе показателей консолидированного плана выделятся следующие общие для всех подразделений группы расходов:
- Расходы на ФОТ;
- Содержание и ремонт основных средств;
- Аренда основных средств;
- Коммунальные услуги;
- Услуги сторонних организаций.
3. Группы расходов «Административные расходы» и «Прочие расходы» в целях планирования относятся только к подразделению «Управление производством».