Электронная версия журнала

Анализ учета затрат по фактической и плановой себестоимости

«Планово-экономический отдел» №4 2021 / Анализ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 

Основной вид деятельности производственного предприятия — изготовление продукции, предназначенной для продажи. В целях учета результат такой деятельности называют готовой продукцией.

Формирование себестоимости готовой продукции, порядок ее учета и реализации имеют определенные особенности. Варианты ведения учета промышленной себестоимости отражаются на формировании величины незавершенного производства (НЗП).

Затраты, связанные с использованием в процессе изготовления продукции материалов, основных фондов, трудовых и иных ресурсов, формируют себестоимость готовой продукции предприятия.

Следует учесть, что реализация готовой продукции отражается в бухгалтерском учете предприятия по цене ее продажи. Однако до момента продажи готовая продукция отражается в учете по себестоимости ее изготовления. Несмотря на учет данной продукции на счете 43 «Готовая продукция», это будет отражение себестоимости произведенной продукции.

Таким образом, говоря об анализе учета затрат по двум вариантам их учета на производственном предприятии, этот вопрос нужно рассматривать на примере пошагового учета операций по созданию готовой продукции.

С 01.01.2021 понятие готовой продукции регулирует Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденный Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н. В это понятие входит:

  • готовая продукция (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством), предназначенная для продажи в ходе обычной деятельности организации (подп. «в» п. 3 ФСБУ 5/2019);
  • готовая продукция, переданная другим лицам в связи с продажей до момента признания выручки от ее продажи (подп.  «д»  п. 3 ФСБУ 5/2019).

Два варианта формирования затрат в управленческом и бухгалтерском учете

В целях управленческого и бухгалтерского учета на предприятии законодательно предусмотрены два варианта формирования затрат:

1) нормативно-плановая себестоимость (нормативно-плановая стоимость, плановая стоимость) — формируется путем расчетов по действующим или планируемым (средним) нормам затрат производства на единицу продукции;

2) фактическая себестоимость — рассчитывается по данным учета о фактических затратах производства на единицу продукции за определенный отчетный период (месяц).

Подобные варианты учета не предусмотрены для налогового учета, так как при расчете базы по налогу на прибыль используют только фактические данные в соответствии с первичной документацией, резервы и специальные расчеты (например, начисление дисконта по ценной бумаге), предусмотренные в Налоговом кодексе РФ.

Несмотря на специфику ведения учета по нормативно-плановой себестоимости, при реализации готовой продукции в составе финансового результата отражается реальный показатель прибыли или убытка, вытекающий из фактической стоимости используемого сырья.

Отражение нормативно-плановых показателей в процессе производства и хранения готовой продукции выполняет роль маркера соотношения фактической себестоимости и ее плановых величин исходя из специфики технологического процесса на предприятии и вида изготавливаемой продукции.

Это приводит к тому, что калькулирование (расчет) себестоимости единицы изготавливаемой продукции осуществляется как на этапе планирования (плановая калькуляция), так и после завершения работ по выпуску готовой продукции (фактическая калькуляция).

 

К СВЕДЕНИЮ

Плановая калькуляция характеризует предельно допустимые размеры затрат на изготовление продукции в планируемом периоде, фактическая калькуляция — фактические затраты (фактическую себестоимость выпущенной продукции).

 

Суммы нормативно-плановой и фактической себестоимости определяют по одним и тем же статьям затрат, чтобы обеспечить возможность их сопоставления и взаимного анализа. Происходит это следующим образом.

1. Способы калькулирования себестоимости единицы продукции предприятие определяет самостоятельно и закрепляет их в учетной политике.

2. При формировании себестоимости все расходы подразделяют на прямые и косвенные.

Прямые расходы — это расходы, которые напрямую относятся на себестоимость готовой продукции. Примеры таких расходов:

  • затраты на приобретение материальных запасов;
  • заработная плата персонала, участвующего в процессе изготовления продукции;
  • страховые взносы, начисленные на указанную зарплату.

Косвенные расходы — это затраты, сопровождающие процесс производства, но не связанные с ним напрямую. То есть они косвенным путем участвуют в формировании себестоимости. К таким расходам можно отнести затраты на:

  • коммунальные услуги;
  • содержание и эксплуатацию основных средств;
  • содержание административно-управленческого персонала;
  • амортизационные отчисления;
  • ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
  • консультационные, информационные, аудиторские услуги;
  • аренду помещений общехозяйственного назначения и др.

3. Косвенные расходы по окончании отчетного периода (месяца) подлежат распределению между видами готовой продукции пропорционально:

  • прямым затратам на оплату труда, материальным и иным прямым затратам;
  • объему выручки от реализации готовой продукции;
  • иному экономически обоснованному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Законодательство допускает относить их без распределения сразу на финансовый результат (в Дебет счета 90 «Продажи») по итогам отчетного периода (месяца).

4. Все операции по распределению косвенных расходов на себестоимость конкретных видов продукции подлежат документальному оформлению бухгалтерскими справками с приложением расчетов по их распределению.

5. Перечень прямых и косвенных расходов и способ их распределения между объектами калькулирования должен быть закреплен в учетной политике организации.

6. Затраты, произведенные предприятием в результате реализации готовой продукции, в том числе в процессе ее продвижения, относятся к издержкам обращения.

Незавершенное производство

С 01.01.2021 на основании обязательного применения ФСБУ 5/2019 незавершенное производство (НЗП) получило свое законодательное определение и входит в состав запасов, официально регулируемых данным стандартом.

Остатки НЗП определяют по данным инвентаризации и оценивают:

  • по фактической производственной себестоимости (в единичном производстве);
  • по нормативной или плановой производственной себестоимости (в единичном производстве);
  • по прямым статьям расходов (в массовом и серийном производстве);
  • по стоимости сырья, материалов, используемых в производстве (в производстве с кратким технологическим циклом).

 

М. А. Шкалина, бухгалтер, аудитор, налоговый консультант, юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 4, 2021.