Отдаем журнал бесплатно!

Особенности труда работников в транспортных компаниях

В отношении работников транспортных компаний трудовым законодательством установлен ряд специальных требований.

Заметим, что ограничения и особые требования установлены только в отношении тех работников транспортных предприятий, чья работа непосредственно связана с движением (управлением) транспортных средств. То есть данные требования не распространяются, скажем, на уборщика территории транспортной компании.

В прошлом номере журнала мы говорили об особенностях оформления на работу таких работников. Сегодня мы обратимся к требованиям, установленным для работников транспорта при непосредственном выполнении ими своих трудовых функций.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНУ ТРУДА

Работники транспортных компаний в части дисциплины должны выполнять требования не только норм Трудового кодекса РФ, но и положений (уставов) о дисциплине, устанавливаемых федеральными законами.

Следует заметить, что многими этими уставами и положениями предусмотрены как определенные дополнительные требования к работникам (выполнять распоряжения вышестоящего начальника, носить форму и пр.), так и меры поощрения, а также возможность применения иных видов дисциплинарных взысканий кроме установленных Трудовым кодексом РФ. В ст. 192 ТК РФ прямо указано, что федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания, помимо установленных данной статьей.

В настоящее время утверждены и действуют следующие уставы и положения (они были приняты Правительством РФ в соответствии с его компетенцией до вступления в силу Трудового кодекса РФ, в связи с чем требование об утверждении данных актов федеральными законами не применяется):

• Устав о дисциплине работников морского транспорта (утвержден постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 395). Предусматривает обязательность выполнения требований непосредственного, а также вышестоящего руководителя, за исключением указаний, которые противоречат действующим нормам, правилам и инструкциям по безопасности мореплавания, охране труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды. В этом случае работник не обязан выполнять такое указание и его отказ не влечет применения мер дисциплинарного характера. Данный устав требует, чтобы работники морского транспорта, для которых установлено ношение форменной одежды и знаков различия, при исполнении трудовых обязанностей были одеты по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.

• Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 № 708, в ред. от 19.10.2007). Предусматривает немного отличающиеся от предусмотренных ст. 192–193 ТК РФ виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации на срок до трех лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также увольнение.

• Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 № 621, в ред. от 14.07.2001). В п. 15 данного положения за совершение работником дисциплинарного проступка предусматриваются, помимо установленных Трудовым кодексом РФ, и иные виды дисциплинарных взысканий. Однако судебными решениями Верховного Суда РФ данные «дополнительные» виды дисциплинарных взысканий были признаны незаконными, а следовательно, не подлежащими применению.

• Устав о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота (утвержден постановлением Правительства РФ от 22.09.2000 № 715). Предусматривает, помимо установленных Трудовым кодексом РФ, такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

• Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии (утвержден постановлением Правительства РФ от 10.07.1998 № 744). Предусмотрена возможность применения к работнику за совершение дисциплинарного проступка, помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, также и следующих видов дисциплинарных взысканий:

а) предупреждение о неполном служебном соответствии;

б) перевод с согласия работника на другую нижеоплачиваемую работу или другую низшую должность на срок до трех месяцев;

в) перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года;

г) освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности);

д) увольнение за однократное нарушение законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии из числа нарушений, предусмотренных ст. 61 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 27.12.2009), если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2003 № КАС03-23

Без изменения оставлено решение Верховного Суда РФ от 28.10.2002 № ГКПИ2002-1100, которым были признаны незаконными подп. «а» ч. 1 п. 15 и п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 № 621).

Подпункт «а» ч. 1 п. 15 указанного Положения предусматривает дисциплинарное взыскание в виде лишения на срок до трех месяцев или до одного года с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок:

• машиниста — свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом;

• водителя — удостоверения на право управления дрезиной;

• помощника машиниста локомотива, моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава — свидетельства помощника машиниста;

• помощника водителя дрезины — удостоверения помощника водителя.

Основанием для признания незаконным части нормативного акта явился вывод суда о том, что оспариваемое Положение является не законом, а нормативным актом органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации, тогда как ст. 192, 330 ТК РФ предусматривают возможность установления дополнительных видов дисциплинарных взысканий лишь законом. Введение же подзаконным актом дополнительного вида дисциплинарного взыскания противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

На данном примере кадровикам тех организаций, в которых дисциплина труда урегулирована не только Трудовым кодексом РФ, но и уставами или положениями о дисциплине, следует помнить о данной позиции высшей судебной инстанции при применении дисциплинарных взысканий, хоть и не оспоренных в судебном порядке (и не признанных судом незаконными), но по сути являющихся дополнительными к перечисленным в ст. 192 ТК РФ дисциплинарным взысканиям.

Верховному Суду РФ был приведен довод о действительности (в силу ст. 423 ТК РФ) изданных до введения в действие Трудового кодекса РФ нормативных правовых актов Правительства РФ по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ могут регулироваться только федеральными законами, впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Как видим, Верховный Суд РФ не счел этот довод основанием для отмены судебного решения о признании положения подзаконного акта о дополнительном виде дисциплинарного взыскания незаконным.

Верховным Судом РФ приоритет отдан тому, что более ранние нормативные правовые акты не должны противоречить Трудовому кодексу РФ.

ЗАПРЕТ НА СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО ПО АНАЛОГИЧНОЙ РАБОТЕ/ДОЛЖНОСТИ

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Немаловажным является тот факт, что в перечень профессий, которые непосредственно связаны с управлением транспортными средствами (утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств»), наряду с водителями включены также диспетчеры, в том числе эскалаторной службы, государственный инспектор гражданской авиации и даже радиотелеграфист — то есть те профессии, которые неискушенный обыватель вряд ли смог бы отнести к указанному перечню профессий.

СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА РАБОТЫ

Работники транспорта обязаны четко соблюдать особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда, устанавливаемые сообразно положениям ст. 329 ТК РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.

Важно учитывать, что соблюдение требований к режиму работы и отдыха работника должен обеспечить работодатель, утверждая графики работ, устанавливающие режимы рабочего времени.

Приведем некоторые примеры для иллюстрации особых условий режима рабочего времени и времени отдыха, установленных для «профильных» работников транспорта.

Пример 1

Согласно требованиям Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утвержден приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15) в случаях, когда пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 ч, в рейс должны быть направлены два водителя, а автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Пример 2

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (утверждено приказом Минтранса России от 21.11.2005 № 139, в ред. от 17.09.2010) предусмотрено, что продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 ч за один календарный месяц и 800 ч за календарный год. Увеличение указанной продолжительности возможно до 90 ч за месяц, 270 ч в квартал и до 900 ч за год, только с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работников. Кроме того, указанный нормативный акт закрепляет право члена летного экипажа отказаться от дальнейшего выполнения трудовых обязанностей в тех случаях, когда он настолько утомлен, что его состояние может неблагоприятно повлиять на безопасность полета, в порядке, установленном в руководстве по производству полетов.

Пример 3

Пунктом 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (утверждено приказом Министерства путей сообщения РФ от 05.03.2004 № 7, в ред. от 28.03.2007) предусмотрено, что при обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками за поездку каждому проводнику включается в рабочее время половина времени в пути следования и, согласно графику сменности, в пункте формирования и оборота пассажирских поездов.

В рабочее время работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный самоходный подвижной состав (мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов или доставки работников организаций железнодорожного транспорта или их структурных подразделений к месту работы), включается время на подготовку к работе, время непосредственной работы, ожидание отправления, следование по перегону, маневры на железнодорожной станции и постановка в тупик.

Пример 4

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации (утверждено приказом Минтранса России от 30.01.2004 № 10) соответствующим работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. К примеру, нормальная продолжительность рабочего времени диспетчера управления движением воздушных судов не может превышать 36 ч в неделю, то есть продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 ч с понедельника по пятницу включительно с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Названным актом предусмотрена возможность введения графиков сменности в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает максимально допустимую продолжительность ежедневной работы.

Пример 5

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (утверждено приказом Минтранса России от 16.05.2003 № 133) предусматривает для женщин — работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет 36-часовую рабочую неделю. То есть продолжительность ежедневной работы (смены) для них составляет 7,2 ч с понедельника по пятницу включительно, с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Это лишь некоторые выдержки из неполного перечня нормативных актов, устанавливающих и регулирующих особенности рабочего времени работников транспорта различных видов.

В заключение отметим, что устанавливая требования, обязательные для соблюдения работниками транспорта и работодателями — транспортными компаниями, законодатель стремился обеспечить безопасность как самих работников, так и других граждан.

 

Е. В. Кретова,
адвокат, специалист по трудовому праву

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 4, 2011.

Отдаем журнал бесплатно!

Особенности труда работников в транспортных компаниях

В отношении работников транспортных компаний трудовым законодательством установлен ряд специальных требований.

Заметим, что ограничения и особые требования установлены только в отношении тех работников транспортных предприятий, чья работа непосредственно связана с движением (управлением) транспортных средств. То есть данные требования не распространяются, скажем, на уборщика территории транспортной компании.

В прошлом номере журнала мы говорили об особенностях оформления на работу таких работников. Сегодня мы обратимся к требованиям, установленным для работников транспорта при непосредственном выполнении ими своих трудовых функций.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНУ ТРУДА

Работники транспортных компаний в части дисциплины должны выполнять требования не только норм Трудового кодекса РФ, но и положений (уставов) о дисциплине, устанавливаемых федеральными законами.

Следует заметить, что многими этими уставами и положениями предусмотрены как определенные дополнительные требования к работникам (выполнять распоряжения вышестоящего начальника, носить форму и пр.), так и меры поощрения, а также возможность применения иных видов дисциплинарных взысканий кроме установленных Трудовым кодексом РФ. В ст. 192 ТК РФ прямо указано, что федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания, помимо установленных данной статьей.

В настоящее время утверждены и действуют следующие уставы и положения (они были приняты Правительством РФ в соответствии с его компетенцией до вступления в силу Трудового кодекса РФ, в связи с чем требование об утверждении данных актов федеральными законами не применяется):

• Устав о дисциплине работников морского транспорта (утвержден постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 395). Предусматривает обязательность выполнения требований непосредственного, а также вышестоящего руководителя, за исключением указаний, которые противоречат действующим нормам, правилам и инструкциям по безопасности мореплавания, охране труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды. В этом случае работник не обязан выполнять такое указание и его отказ не влечет применения мер дисциплинарного характера. Данный устав требует, чтобы работники морского транспорта, для которых установлено ношение форменной одежды и знаков различия, при исполнении трудовых обязанностей были одеты по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.

• Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 № 708, в ред. от 19.10.2007). Предусматривает немного отличающиеся от предусмотренных ст. 192–193 ТК РФ виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации на срок до трех лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также увольнение.

• Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 № 621, в ред. от 14.07.2001). В п. 15 данного положения за совершение работником дисциплинарного проступка предусматриваются, помимо установленных Трудовым кодексом РФ, и иные виды дисциплинарных взысканий. Однако судебными решениями Верховного Суда РФ данные «дополнительные» виды дисциплинарных взысканий были признаны незаконными, а следовательно, не подлежащими применению.

• Устав о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота (утвержден постановлением Правительства РФ от 22.09.2000 № 715). Предусматривает, помимо установленных Трудовым кодексом РФ, такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

• Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии (утвержден постановлением Правительства РФ от 10.07.1998 № 744). Предусмотрена возможность применения к работнику за совершение дисциплинарного проступка, помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, также и следующих видов дисциплинарных взысканий:

а) предупреждение о неполном служебном соответствии;

б) перевод с согласия работника на другую нижеоплачиваемую работу или другую низшую должность на срок до трех месяцев;

в) перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года;

г) освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности);

д) увольнение за однократное нарушение законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии из числа нарушений, предусмотренных ст. 61 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 27.12.2009), если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2003 № КАС03-23

Без изменения оставлено решение Верховного Суда РФ от 28.10.2002 № ГКПИ2002-1100, которым были признаны незаконными подп. «а» ч. 1 п. 15 и п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 № 621).

Подпункт «а» ч. 1 п. 15 указанного Положения предусматривает дисциплинарное взыскание в виде лишения на срок до трех месяцев или до одного года с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок:

• машиниста — свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом;

• водителя — удостоверения на право управления дрезиной;

• помощника машиниста локомотива, моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава — свидетельства помощника машиниста;

• помощника водителя дрезины — удостоверения помощника водителя.

Основанием для признания незаконным части нормативного акта явился вывод суда о том, что оспариваемое Положение является не законом, а нормативным актом органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации, тогда как ст. 192, 330 ТК РФ предусматривают возможность установления дополнительных видов дисциплинарных взысканий лишь законом. Введение же подзаконным актом дополнительного вида дисциплинарного взыскания противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

На данном примере кадровикам тех организаций, в которых дисциплина труда урегулирована не только Трудовым кодексом РФ, но и уставами или положениями о дисциплине, следует помнить о данной позиции высшей судебной инстанции при применении дисциплинарных взысканий, хоть и не оспоренных в судебном порядке (и не признанных судом незаконными), но по сути являющихся дополнительными к перечисленным в ст. 192 ТК РФ дисциплинарным взысканиям.

Верховному Суду РФ был приведен довод о действительности (в силу ст. 423 ТК РФ) изданных до введения в действие Трудового кодекса РФ нормативных правовых актов Правительства РФ по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ могут регулироваться только федеральными законами, впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Как видим, Верховный Суд РФ не счел этот довод основанием для отмены судебного решения о признании положения подзаконного акта о дополнительном виде дисциплинарного взыскания незаконным.

Верховным Судом РФ приоритет отдан тому, что более ранние нормативные правовые акты не должны противоречить Трудовому кодексу РФ.

ЗАПРЕТ НА СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО ПО АНАЛОГИЧНОЙ РАБОТЕ/ДОЛЖНОСТИ

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Немаловажным является тот факт, что в перечень профессий, которые непосредственно связаны с управлением транспортными средствами (утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств»), наряду с водителями включены также диспетчеры, в том числе эскалаторной службы, государственный инспектор гражданской авиации и даже радиотелеграфист — то есть те профессии, которые неискушенный обыватель вряд ли смог бы отнести к указанному перечню профессий.

СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА РАБОТЫ

Работники транспорта обязаны четко соблюдать особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда, устанавливаемые сообразно положениям ст. 329 ТК РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.

Важно учитывать, что соблюдение требований к режиму работы и отдыха работника должен обеспечить работодатель, утверждая графики работ, устанавливающие режимы рабочего времени.

Приведем некоторые примеры для иллюстрации особых условий режима рабочего времени и времени отдыха, установленных для «профильных» работников транспорта.

Пример 1

Согласно требованиям Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утвержден приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15) в случаях, когда пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 ч, в рейс должны быть направлены два водителя, а автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Пример 2

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (утверждено приказом Минтранса России от 21.11.2005 № 139, в ред. от 17.09.2010) предусмотрено, что продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 ч за один календарный месяц и 800 ч за календарный год. Увеличение указанной продолжительности возможно до 90 ч за месяц, 270 ч в квартал и до 900 ч за год, только с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работников. Кроме того, указанный нормативный акт закрепляет право члена летного экипажа отказаться от дальнейшего выполнения трудовых обязанностей в тех случаях, когда он настолько утомлен, что его состояние может неблагоприятно повлиять на безопасность полета, в порядке, установленном в руководстве по производству полетов.

Пример 3

Пунктом 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (утверждено приказом Министерства путей сообщения РФ от 05.03.2004 № 7, в ред. от 28.03.2007) предусмотрено, что при обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками за поездку каждому проводнику включается в рабочее время половина времени в пути следования и, согласно графику сменности, в пункте формирования и оборота пассажирских поездов.

В рабочее время работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный самоходный подвижной состав (мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов или доставки работников организаций железнодорожного транспорта или их структурных подразделений к месту работы), включается время на подготовку к работе, время непосредственной работы, ожидание отправления, следование по перегону, маневры на железнодорожной станции и постановка в тупик.

Пример 4

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации (утверждено приказом Минтранса России от 30.01.2004 № 10) соответствующим работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. К примеру, нормальная продолжительность рабочего времени диспетчера управления движением воздушных судов не может превышать 36 ч в неделю, то есть продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 ч с понедельника по пятницу включительно с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Названным актом предусмотрена возможность введения графиков сменности в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает максимально допустимую продолжительность ежедневной работы.

Пример 5

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (утверждено приказом Минтранса России от 16.05.2003 № 133) предусматривает для женщин — работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет 36-часовую рабочую неделю. То есть продолжительность ежедневной работы (смены) для них составляет 7,2 ч с понедельника по пятницу включительно, с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Это лишь некоторые выдержки из неполного перечня нормативных актов, устанавливающих и регулирующих особенности рабочего времени работников транспорта различных видов.

В заключение отметим, что устанавливая требования, обязательные для соблюдения работниками транспорта и работодателями — транспортными компаниями, законодатель стремился обеспечить безопасность как самих работников, так и других граждан.

 

Е. В. Кретова,
адвокат, специалист по трудовому праву

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 4, 2011.

Трудовой договор: работаем без ошибок
Многозадачность: могут ли работники делать все и сразу?
Чек-листы по основным кадровым процессам
Токсичный сотрудник
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам