Отдаем журнал бесплатно!

Двойное гражданство и трудовые отношения

В августе 2014 г. в России вступили в силу поправки о втором гражданстве. И уже в октябре россияне, у которых есть паспорт другой страны или вид на жительство там, обязаны были поставить государство в известность.

В представленной вашему вниманию статье рассмотрим вопрос, имеет ли значение наличие двойного гражданства при оформлении на работу?

 

ПОНЯТИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

Определение понятия двойного гражданства содержится в следующих нормативных актах:

• в Конституции Российской Федерации;

• в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014; далее — Федеральный закон № 62-ФЗ).

Согласно чч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

 

Словарь
Двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства (абзац 4 ст. 3 Федерального закона № 62-ФЗ).

 

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ).

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Лиц, имеющих два и более гражданства (подданства), еще называют бипатридами.

 

УВЕДОМЛЕНИЕ О НАЛИЧИИ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

 

Обязанность по уведомлению ФМС России и форма уведомления

Федеральным законом от 04.06.2014 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность граждан Российской Федерации письменно уведомлять ФМС России о наличии у них двойного гражданства или вида на жительство в другом государстве[1]. Впоследствии порядок подачи письменного уведомления был уточнен Федеральным законом от 31.12.2014 № 507-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”» (далее — Федеральный закон № 507-ФЗ).

Упомянутое выше уведомление гражданин должен направить в территориальный орган ФМС России по месту своего жительства в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации). Срок уведомления составляет 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Однако гражданин может находиться за пределами территории Российской Федерации и в связи с этим не успеть подать уведомление в установленные сроки. В этом случае он обязан подать уведомление в территориальный орган ФМС России не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

До 1 января 2016 г. уведомление о наличии иного гражданства в установленном порядке обязан подать гражданин Российской Федерации (за исключением гражданина РФ, постоянно проживающего за пределами России), имеющий на 31 декабря 2014 г. гражданство только того иностранного государства:

• граждане которого могут прибывать в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного государства, в отношении граждан которого нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены особые меры по организации их пребывания в Российской Федерации в связи с их прибытием на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке);

• которое имеет или имело с Российской Федерацией международный договор, предусматривающий возможность сохранения у лица гражданства одного государства — участника указанного договора при приобретении данным лицом гражданства другого государства — участника указанного договора[2].

За граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет либо ограниченных в дееспособности, исполнить данную обязанность должны их законные представители[3]. Если законный представитель находился за пределами территории Российской Федерации и не подал уведомление, то он также обязан подать такое уведомление в территориальный орган ФМС России не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

В уведомление вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

• фамилия, имя, отчество;

• дата и место рождения;

• место жительства (место пребывания, место фактического нахождения);

• серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

• наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

• дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

• сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

• сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения)[4].

К уведомлению прилагается копия паспорта иностранного государства либо документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации[5].

Если уведомление подает законный представитель гражданина, имеющего двойное гражданство, к нему также прилагается:

• копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации);

• либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, например, паспорта иностранного гражданина (если законный представитель является иностранным гражданином).

Если уведомление подает уполномоченный представитель гражданина, имеющего двойное гражданство, то к уведомлению также прилагаются:

• копия нотариально удостоверенной доверенности;

• копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации);

• либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, например, паспорта иностранного гражданина (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

Приказом ФМС России от 28.07.2014 № 450 утверждены формы уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, а также порядок подачи указанных уведомлений.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление (ч. 11 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ).

 

Освобождение от обязанности по уведомлению

От обязанности подачи уведомления граждане Российской Федерации, а также их законные представители освобождаются в следующих случаях:

• если это прямо предусмотрено международными договорами Российской Федерации или федеральными законами[6];

• если граждане Российской Федерации постоянно проживают за пределами России[7].

 

Например, от обязанности письменного уведомления о наличии двойного гражданства временно (до 31 декабря 2015 г.) освобождаются граждане Российской Федерации, приобретшие гражданство России в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов от 18.03.2014 и Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 31.12.2014).

 

На работодателя каких-либо обязанностей по уведомлению ФМС России или иных ведомств о приеме на работу работника с двойным гражданством действующим законодательством не возлагается.

 

Ответственность за нарушение сроков уведомления и за неисполнение обязанности по уведомлению

Следует иметь в виду, что несоблюдение предписаний законодательства влечет за собой административную и уголовную ответственность.

За нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или его законным представителем уведомления о наличии у данного гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, ст. 19.8.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

В состав данного административного правонарушения входят:

• несвоевременная подача уведомления;

• предоставление сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме;

• предоставление в уведомлении заведомо недостоверных сведений.

Кроме того, за неисполнение лицом обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, вводится уголовная ответственность. За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде:

• штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;

• либо обязательных работ на срок до 400 часов[8].

Таким образом, упомянутые нововведения касаются всех лиц, имеющих помимо гражданства Российской Федерации также гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, а также законных представителей (родителей, опекунов) несовершеннолетних лиц, имеющих соответствующее гражданство (вид на жительство).

 

ВЛИЯНИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА НА ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Наличие у лица, принимаемого на работу, двойного гражданства может повлиять на трудовые отношения с ним только в определенных случаях.

Сразу отметим, что ограничения при трудоустройстве, связанные с наличием двойного гражданства, установлены главным образом для случаев, когда работник принимается на государственную гражданскую службу, правоохранительную службу, на работу, связанную с допуском к государственной тайне. В такой ситуации проверкой кандидата занимаются соответствующие органы (кадровые подразделения, органы ФСБ России).

Ограничения на прием на работу бипатридов содержатся в федеральном законодательстве. Приведем примеры таких ограничений.

 

Гражданская служба

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, в частности, в следующих случаях:

• выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

• наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Данные ограничения, связанные с гражданской службой, установлены пп. 6–7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014).

 

Общественная палата

Лица, имеющие двойное гражданство, не могут быть членами Общественной палаты (п. 5 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (в ред. от 20.04.2014)).

 

ФСБ России

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 22.12.2014) сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Иными словами, лицо с двойным гражданством не может быть сотрудником органов ФСБ России.

 

Прокуратура

Прокурорами могут быть только граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Законом прямо предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства (пп. 1, 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 22.12.2014)).

 

Полиция

Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел (полиции), предусмотрены п. 7 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 12.02.2015). Одним из таких ограничений является приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства.

 

Работа со сведениями, составляющими государственную тайну

По общему правилу законодательство запрещает принимать иностранных граждан на работу, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну. К числу объектов и организаций, в которые иностранцы не имеют права быть принятыми на работу, относятся структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций (п. 2 Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 (в ред. от 04.02.2011).

Вместе с тем действующее законодательство РФ предусматривает возможность допуска лиц, имеющих двойное гражданство, и иностранных граждан на определенных условиях к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В соответствии с п. 3 Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 (в ред. от 27.05.2008; далее — Положение о допуске), лица, имеющие двойное гражданство, полученное в соответствии с Законом РСФСР «О гражданстве РСФСР», допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан Российской Федерации. То есть в отношении бипатридов в такой ситуации будет применяться Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (в ред. от 01.11.2012).

Лица, имеющие двойное гражданство, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом «секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами ФСБ России. В отношении работы со сведениями другой степени секретности (сведениями особой важности, совершенно секретными сведениями) такой допуск невозможен. Следовательно, и принять их на работу с такими секретными сведениями нельзя.

Лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, на основании решения Правительства РФ. При этом к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям лица без гражданства не допускаются (п. 4 Положения о допуске).

Иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну. При этом иностранцы допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 № 973 (в ред. от 02.04.2015) (п. 6 Положения о допуске).

Таким образом, в отдельных случаях лица, имеющие двойное гражданство, могут быть приняты на работу, даже если она связана со сведениями, составляющими государственную тайну. Однако для этого они должны получить в установленном порядке необходимый допуск.

 

[1] Часть 3 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.

[2] Статья 2 Федерального закона № 507-ФЗ.

[3] Часть 4 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.

[4] Часть 6 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.

[5] Часть 7 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.

[6] Части 9–10 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.

[7] Части 3–4 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.

[8] Статья 330.2 УК РФ, введена Федеральным законом № 142-ФЗ.

И. Г. Умяров, юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 6, 2015.

Отдаем журнал бесплатно!

Двойное гражданство и трудовые отношения

В августе 2014 г. в России вступили в силу поправки о втором гражданстве. И уже в октябре россияне, у которых есть паспорт другой страны или вид на жительство там, обязаны были поставить государство в известность.

В представленной вашему вниманию статье рассмотрим вопрос, имеет ли значение наличие двойного гражданства при оформлении на работу?

 

ПОНЯТИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

Определение понятия двойного гражданства содержится в следующих нормативных актах:

• в Конституции Российской Федерации;

• в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014; далее — Федеральный закон № 62-ФЗ).

Согласно чч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

 

Словарь
Двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства (абзац 4 ст. 3 Федерального закона № 62-ФЗ).

 

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ).

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Лиц, имеющих два и более гражданства (подданства), еще называют бипатридами.

 

УВЕДОМЛЕНИЕ О НАЛИЧИИ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

 

Обязанность по уведомлению ФМС России и форма уведомления

Федеральным законом от 04.06.2014 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность граждан Российской Федерации письменно уведомлять ФМС России о наличии у них двойного гражданства или вида на жительство в другом государстве[1]. Впоследствии порядок подачи письменного уведомления был уточнен Федеральным законом от 31.12.2014 № 507-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”» (далее — Федеральный закон № 507-ФЗ).

Упомянутое выше уведомление гражданин должен направить в территориальный орган ФМС России по месту своего жительства в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации). Срок уведомления составляет 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Однако гражданин может находиться за пределами территории Российской Федерации и в связи с этим не успеть подать уведомление в установленные сроки. В этом случае он обязан подать уведомление в территориальный орган ФМС России не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

До 1 января 2016 г. уведомление о наличии иного гражданства в установленном порядке обязан подать гражданин Российской Федерации (за исключением гражданина РФ, постоянно проживающего за пределами России), имеющий на 31 декабря 2014 г. гражданство только того иностранного государства:

• граждане которого могут прибывать в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного государства, в отношении граждан которого нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены особые меры по организации их пребывания в Российской Федерации в связи с их прибытием на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке);

• которое имеет или имело с Российской Федерацией международный договор, предусматривающий возможность сохранения у лица гражданства одного государства — участника указанного договора при приобретении данным лицом гражданства другого государства — участника указанного договора[2].

За граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет либо ограниченных в дееспособности, исполнить данную обязанность должны их законные представители[3]. Если законный представитель находился за пределами территории Российской Федерации и не подал уведомление, то он также обязан подать такое уведомление в территориальный орган ФМС России не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

В уведомление вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

• фамилия, имя, отчество;

• дата и место рождения;

• место жительства (место пребывания, место фактического нахождения);

• серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

• наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

• дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

• сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

• сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения)[4].

К уведомлению прилагается копия паспорта иностранного государства либо документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации[5].

Если уведомление подает законный представитель гражданина, имеющего двойное гражданство, к нему также прилагается:

• копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации);

• либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, например, паспорта иностранного гражданина (если законный представитель является иностранным гражданином).

Если уведомление подает уполномоченный представитель гражданина, имеющего двойное гражданство, то к уведомлению также прилагаются:

• копия нотариально удостоверенной доверенности;

• копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации);

• либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, например, паспорта иностранного гражданина (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

Приказом ФМС России от 28.07.2014 № 450 утверждены формы уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, а также порядок подачи указанных уведомлений.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление (ч. 11 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ).

 

Освобождение от обязанности по уведомлению

От обязанности подачи уведомления граждане Российской Федерации, а также их законные представители освобождаются в следующих случаях:

• если это прямо предусмотрено международными договорами Российской Федерации или федеральными законами[6];

• если граждане Российской Федерации постоянно проживают за пределами России[7].

 

Например, от обязанности письменного уведомления о наличии двойного гражданства временно (до 31 декабря 2015 г.) освобождаются граждане Российской Федерации, приобретшие гражданство России в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов от 18.03.2014 и Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 31.12.2014).

 

На работодателя каких-либо обязанностей по уведомлению ФМС России или иных ведомств о приеме на работу работника с двойным гражданством действующим законодательством не возлагается.

 

Ответственность за нарушение сроков уведомления и за неисполнение обязанности по уведомлению

Следует иметь в виду, что несоблюдение предписаний законодательства влечет за собой административную и уголовную ответственность.

За нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или его законным представителем уведомления о наличии у данного гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, ст. 19.8.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

В состав данного административного правонарушения входят:

• несвоевременная подача уведомления;

• предоставление сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме;

• предоставление в уведомлении заведомо недостоверных сведений.

Кроме того, за неисполнение лицом обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, вводится уголовная ответственность. За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде:

• штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;

• либо обязательных работ на срок до 400 часов[8].

Таким образом, упомянутые нововведения касаются всех лиц, имеющих помимо гражданства Российской Федерации также гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, а также законных представителей (родителей, опекунов) несовершеннолетних лиц, имеющих соответствующее гражданство (вид на жительство).

 

ВЛИЯНИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА НА ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Наличие у лица, принимаемого на работу, двойного гражданства может повлиять на трудовые отношения с ним только в определенных случаях.

Сразу отметим, что ограничения при трудоустройстве, связанные с наличием двойного гражданства, установлены главным образом для случаев, когда работник принимается на государственную гражданскую службу, правоохранительную службу, на работу, связанную с допуском к государственной тайне. В такой ситуации проверкой кандидата занимаются соответствующие органы (кадровые подразделения, органы ФСБ России).

Ограничения на прием на работу бипатридов содержатся в федеральном законодательстве. Приведем примеры таких ограничений.

 

Гражданская служба

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, в частности, в следующих случаях:

• выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

• наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Данные ограничения, связанные с гражданской службой, установлены пп. 6–7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014).

 

Общественная палата

Лица, имеющие двойное гражданство, не могут быть членами Общественной палаты (п. 5 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (в ред. от 20.04.2014)).

 

ФСБ России

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 22.12.2014) сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Иными словами, лицо с двойным гражданством не может быть сотрудником органов ФСБ России.

 

Прокуратура

Прокурорами могут быть только граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Законом прямо предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства (пп. 1, 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 22.12.2014)).

 

Полиция

Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел (полиции), предусмотрены п. 7 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 12.02.2015). Одним из таких ограничений является приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства.

 

Работа со сведениями, составляющими государственную тайну

По общему правилу законодательство запрещает принимать иностранных граждан на работу, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну. К числу объектов и организаций, в которые иностранцы не имеют права быть принятыми на работу, относятся структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций (п. 2 Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 (в ред. от 04.02.2011).

Вместе с тем действующее законодательство РФ предусматривает возможность допуска лиц, имеющих двойное гражданство, и иностранных граждан на определенных условиях к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В соответствии с п. 3 Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 (в ред. от 27.05.2008; далее — Положение о допуске), лица, имеющие двойное гражданство, полученное в соответствии с Законом РСФСР «О гражданстве РСФСР», допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан Российской Федерации. То есть в отношении бипатридов в такой ситуации будет применяться Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (в ред. от 01.11.2012).

Лица, имеющие двойное гражданство, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом «секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами ФСБ России. В отношении работы со сведениями другой степени секретности (сведениями особой важности, совершенно секретными сведениями) такой допуск невозможен. Следовательно, и принять их на работу с такими секретными сведениями нельзя.

Лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, на основании решения Правительства РФ. При этом к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям лица без гражданства не допускаются (п. 4 Положения о допуске).

Иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну. При этом иностранцы допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 № 973 (в ред. от 02.04.2015) (п. 6 Положения о допуске).

Таким образом, в отдельных случаях лица, имеющие двойное гражданство, могут быть приняты на работу, даже если она связана со сведениями, составляющими государственную тайну. Однако для этого они должны получить в установленном порядке необходимый допуск.

 

[1] Часть 3 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.

[2] Статья 2 Федерального закона № 507-ФЗ.

[3] Часть 4 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.

[4] Часть 6 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.

[5] Часть 7 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.

[6] Части 9–10 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.

[7] Части 3–4 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.

[8] Статья 330.2 УК РФ, введена Федеральным законом № 142-ФЗ.

И. Г. Умяров, юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 6, 2015.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам