Отдаем журнал бесплатно!

ВэйстТэк-2015: по горячим следам

26 и 27 мая в Москве (МВЦ «Крокус Экспо») в рамках выставки «ВэйстТэк-2015» состоялась международная конференция «Системы управления в обращении с ТБО: правовые, финансовые и технические решения», в которой приняли участие представители органов законодательной, исполнительной власти и научных сообществ. Данная статья посвящена наиболее важным и актуальным вопросам, рассмотренным в рамках конференции.

Ключевые слова: ВэйстТэк-2015, WasteTech-2015, лицензирование, лицензия, отходы, сбор отходов, транспортирование отходов, обработка отходов, утилизация отходов, обезвреживание отходов, размещение отходов, накопление отходов, НВОС, ГРОРО, порядок государственного учета, категории объектов, ФККО, критерии.

Большинство представленных на конференции докладов, конечно, были посвящены реализации положений Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) и Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Так, были рассмотрены наиболее острые вопросы в области обращения с отходами, а именно лицензирование деятельности по обращению с отходами, введение экологического сбора[1], переход на наилучшие доступные технологии, изменение системы обращения с твердыми бытовыми отходами (а точнее — твердыми коммунальными отходами[2]).

Лицензирование деятельности по обращению с отходами[3]

Для начала отметим, что Федеральным законом № 458-ФЗ было установлено следующее:

Извлечение
из Федерального закона № 458-ФЗ

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» […] следующие изменения:
[…]
7) статью 9 изложить в следующей редакции[4]:
«Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности
1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности[5] осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"[6] с учетом положений настоящего Федерального закона.
[…]».
Статья 23
[…]
3. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года.
[…]

Другими словами, с 1 июля 2015 г. лицензированию должны подлежать все виды деятельности по обращению с отходами, за исключением накопления[7], — сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение (хранение и захоронение). При этом все ранее выданные лицензии прекратят свое действие. Чем это чревато? Во-первых, в соответствии с п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» срок хранения отходов в дворовых сборниках в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5 °С) должен быть не более одних суток (ежедневный вывоз), т.е. вывоз бытовых отходов в летний период должен осуществляться ежедневно, однако в случае введения с 1 июля 2015 г. лицензирования на сбор и транспортирование отходов законным образом производить данные работы будет невозможно. Во-вторых, в связи с тем, что при включении объектов размещения отходов (далее — ОРО) в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО) наличие лицензии является первичным фактором, то при отмене всех ранее выданных лицензий необходимо будет заново формировать реестр.

Кстати

Актуальную информацию об ОРО, включенных в ГРОРО, ищите на сайте http://clevereco.ru/groro. Информация постоянно обновляется!

В связи с очевидностью существования указанных проблем, а также отсутствием необходимых подзаконных нормативно-правовых актов, законодателем было принято решение об отсрочке вступления в силу положений о лицензировании. Главный вопрос, который терзает всех экологов нашей необъятной страны, — до какого времени будет эта отсрочка?

На момент проведения конференции было разработано 2 проекта нормативно-правового акта, содержащего сведения об отсрочке:

  1. Проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 392898-6 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 19 марта 2014 года»[8] (разработан и внесен в Государственную Думу Российской Федерации Минприроды России, идет процедура оценки регулирующего воздействия). В соответствии с данным проектом:
  • срок вступления в силу новой редакции ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ[9]1 октября 2015 г.;
  • «Лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (при условии, что срок их действия не истек), лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности и лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 октября 2015 года, действуют до 1 января 2016 года[10]».

Другими словами, если данный проект будет принят, то с 1 октября 2015 г. можно будет приступить к получению новых лицензий, а старые лицензии будут действовать до конца года, что очень важно для полигонов.

  1. Проект Федерального закона № 795032-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"»[11] (подготовлен и внесен депутатом Государственной Думы Российской Федерации Р.В. Кармазиной). Согласно данному проекту:
  • ранее выданные лицензии будут действовать до 1 января 2020 г.;
  • введение новых лицензий будет осуществляться с 1 января 2020 г.

Обратите внимание

Уже после проведения «ВэйстТэк-2015» 1 июня 2015 г. состоялось совещание с участием Правительства Российской Федерации по установлению предельных уровней неналоговых платежей предпринимателей и организаций, по результатам которого был подготовлен протокол с поручениями Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 01.06.2015 № ДМ-П13-48пр. Так, было принято в том числе решение сохранить действие ранее выданных бессрочных и срочных (до окончания срока действия, но не позднее 1 января 2019 г.) лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, предусмотрев возможность их переоформления.

19 июня 2015 г. в Государственной Думе Российской Федерации во втором чтении был принят законопроект № 672302-6 «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»[12], в соответствии с которым в ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ вносятся следующие изменения:

  • п. 3 излагается в новой редакции: «3. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года[13]. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»;
  • статья дополняется п. 3.1: «3.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года[14]. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

Следующим важным вопросом в области лицензирования деятельности по обращению с отходами, который был рассмотрен в рамках конференции, является порядок получения лицензии.

На данный момент[15] подзаконные акты в области лицензирования пока не приняты. В этой связи необходимо отметить следующие документы:

  • Проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[16] (идет процедура оценки регулирующего воздействия). Данное Постановление должно быть принято в течение III квартала 2015 г., при этом конкретную дату вступления его в силу никто не указывает, так что это может быть теоретически и 1 июля, и 30 сентября;
  • Ведомственный приказ «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[17] (идет процедура экспертизы). Срок принятия данного документа — III квартал 2015 г.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Новой редакцией ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), предусмотренной Федеральным законом № 219-ФЗ, установлен порядок государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

Требование о ведении государственного учета указанных объектов было введено 1 января 2015 г., однако за 6 месяцев практически никаких действий по его реализации не было принято. При этом планируется, что в течение 2015 г. будут приняты следующие нормативно-правовые акты:

  • Административный регламент (ведомственный приказ) «Об утверждении формы заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»[18] (идет публичное обсуждение);
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»[19] (идет процедура оценки регулирующего воздействия).

Для ведения учета будет создан программный продукт «Программно-технологический комплекс "Госконтроль"».

Ответственными структурами за ведение учета будут являться:

  • департаменты Росприроднадзора — для предприятий, подлежащих федеральному надзору;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — для предприятий, подлежащих региональному надзору.

В базу будет вноситься следующая информация о предприятии:

  • общие сведения об объекте;
  • данные о выбросах;
  • данные о сбросах;
  • данные об образующихся отходах.

Включению в реестр будут подлежать объекты, которым территориальными органами Росприроднадзора или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, будет присвоена I, II или III категория[20]. При включении в реестр объекту будет присваиваться регистрационный номер, включающий код объекта, категорию и дату включения в реестр.

В настоящее время разработан Административный регламент (ведомственный приказ) «Об утверждении порядка формировании кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их присвоения соответствующим объектам»[21].

Формирование реестра начнется с включения в него 300 крупнейших предприятий:

  1. градообразующих;
  2. оказывающих наибольшее НВОС по данным форм № 2-ТП.

По словам законодателей, первые 300 предприятий будут поставлены на учет до конца 2015 г., остальные — к 2018 г.

Ведение Федерального классификационного каталога отходов и ГРОРО

Не секрет, что при направлении материалов, подтверждающих класс опасности отходов, ответ из ФБУ «ФЦАО» приходит зачастую не в регламентные сроки. Как отметила на конференции начальник Управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Н.Р. Соколова, если по отправленным документам в течение длительного времени нет ответа, можно обратиться в Центральный аппарат Росприроднадзора, специалисты которого поспособствуют ускорению рассмотрения документов.

Аналогично обстоят дела и с ведением ГРОРО. Услуга по включению ОРО в ГРОРО является бесплатной, а обновление реестра производится ежемесячно[22]. Если же какие-либо организации предлагают вам за деньги ускорить процесс включения вашего ОРО в ГРОРО, об этих фактах вы также можете сообщать в Центральный аппарат Росприроднадзора.

Данные меры позволят ликвидировать нелегальные способы заработка для частных предпринимателей, а также улучшить качество и скорость оказания услуг государственными органами.

Принятие подзаконных нормативно-правовых актов

Одним из основополагающих нормативно-правовых актов, которые должны быть приняты в развитие Федерального закона № 219-ФЗ, является Постановление Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». В соответствии с разработанным проектом данного Постановления[23] отнесение объектов к категориям планировалось осуществлять на основе принадлежности объекта, оказывающего НВОС, к конкретной отрасли (части отрасли, производству) с учетом показателей мощности производства[24]. Однако по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия данного проекта было получено отрицательное решение, поэтому срок принятия Постановления пока не определен.

В текущем году должен быть принят еще один важный нормативно-правовой акт — приказ Минприроды России о паспортизации отходов, который объединит многочисленные разъяснения, выпущенные Министерством в 2014 и 2015 гг. в форме писем.

Также на 2015 г. запланировано внесение изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014), которые коснутся в том числе рабочего порядка отработки замечаний.

Кроме того, в июле 2015 г. должно состояться заседание Правительства Российской Федерации, результатом которого должно стать принятие нормативно-правового акта, распределяющего функции Росприроднадзора и Роспотребнадзора в части обращения с медицинскими отходами.

В завершение призываем всех читателей журнала уходить от конфронтации с властями к диалогу. Этот девиз не раз повторяли на конференции представители властей. Делитесь своим мнением о разрабатываемых проектах нормативно-правовых актов (благо, их сейчас в избытке), направляйте свои замечания и рекомендации, чтобы потом не было повода возмущаться: «Опять понаписали, а нам с этим работать!» Давайте вместе сделаем все возможное для совершенствования нашего природоохранного законодательства!

 


 

[1] Подробнее об экологическом сборе см.:

Ламихова М. Экологический сбор: что, где, когда? // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 39–48 (https://www.profiz.ru/eco/4_2015/eco_sbor/);

Ламихова М. Экологический сбор. Быть или не быть? // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 21–29 (прим. редакции).

[2] Подробнее об этом см.: Ламихова М. Что такое ТКО и как с ними обращаться? // Справочник эколога. 2015. № 5. С. 12–19 (https://www.profiz.ru/eco/5_2015/TKO/) (прим. редакции).

[3] Информация, которая содержится в данном разделе статьи, актуальна на момент подписания номера в печать, т.е. 24.06.2015.

[4] Данное положение вступает в силу с 1 июля 2015 г.

[5] Здесь и далее выделено автором.

[6] Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона с 1 июля 2015 г. лицензированию будет подлежать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

[7] Обратите внимание: в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) Федеральным законом № 458-ФЗ, накоплением отходов до 1 января 2016 г. будет считаться временное складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а с 1 января 2016 г. — на срок не более 11 месяцев. В то же время хранение отходов — это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. К какому виду обращения с отходами нужно относить складирование отходов сроком от 6 до 11 месяцев в 2015 г., на данный момент неизвестно.

[8] http://regulation.gov.ru/project/25131.html.

[9] Напомним, что в соответствии с новой редакцией данной статьи лицензированию будет подлежать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

[10] Выделено автором.

[11] http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=795032-6.

[12] http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=672302-6&02.

[13] Выделено автором.

[14] Выделено автором.

[15] На момент подписания номера в печать — 24.06.2015.

[16] http://regulation.gov.ru/project/22438.html. Подробный анализ данного документа см.: Нельзикова Е.А. О новом порядке лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 36–45 (https://www.profiz.ru/eco/3_2015/licenz/).

[17] http://regulation.gov.ru/project/24612.html.

[18] http://regulation.gov.ru/project/26281.html.

[19] http://regulation.gov.ru/project/23064.html.

[20] См. ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

[21] http://regulation.gov.ru/project/25562.html.

[22] http://rpn.gov.ru/node/853.

[23] http://regulation.gov.ru/project/19222.html.

[24] Подробнее об этом см.: Ламихова М. Категоризация объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ // Справочник эколога. 2015. № 5. С. 23–37 (https://www.profiz.ru/eco/5_2015/kategor_NVOS/) (прим. редакции).

Е.А. Нельзикова, создатель проекта «Умная экология»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7, 2015.

Отдаем журнал бесплатно!

ВэйстТэк-2015: по горячим следам

26 и 27 мая в Москве (МВЦ «Крокус Экспо») в рамках выставки «ВэйстТэк-2015» состоялась международная конференция «Системы управления в обращении с ТБО: правовые, финансовые и технические решения», в которой приняли участие представители органов законодательной, исполнительной власти и научных сообществ. Данная статья посвящена наиболее важным и актуальным вопросам, рассмотренным в рамках конференции.

Ключевые слова: ВэйстТэк-2015, WasteTech-2015, лицензирование, лицензия, отходы, сбор отходов, транспортирование отходов, обработка отходов, утилизация отходов, обезвреживание отходов, размещение отходов, накопление отходов, НВОС, ГРОРО, порядок государственного учета, категории объектов, ФККО, критерии.

Большинство представленных на конференции докладов, конечно, были посвящены реализации положений Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) и Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Так, были рассмотрены наиболее острые вопросы в области обращения с отходами, а именно лицензирование деятельности по обращению с отходами, введение экологического сбора[1], переход на наилучшие доступные технологии, изменение системы обращения с твердыми бытовыми отходами (а точнее — твердыми коммунальными отходами[2]).

Лицензирование деятельности по обращению с отходами[3]

Для начала отметим, что Федеральным законом № 458-ФЗ было установлено следующее:

Извлечение
из Федерального закона № 458-ФЗ

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» […] следующие изменения:
[…]
7) статью 9 изложить в следующей редакции[4]:
«Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности
1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности[5] осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"[6] с учетом положений настоящего Федерального закона.
[…]».
Статья 23
[…]
3. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года.
[…]

Другими словами, с 1 июля 2015 г. лицензированию должны подлежать все виды деятельности по обращению с отходами, за исключением накопления[7], — сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение (хранение и захоронение). При этом все ранее выданные лицензии прекратят свое действие. Чем это чревато? Во-первых, в соответствии с п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» срок хранения отходов в дворовых сборниках в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5 °С) должен быть не более одних суток (ежедневный вывоз), т.е. вывоз бытовых отходов в летний период должен осуществляться ежедневно, однако в случае введения с 1 июля 2015 г. лицензирования на сбор и транспортирование отходов законным образом производить данные работы будет невозможно. Во-вторых, в связи с тем, что при включении объектов размещения отходов (далее — ОРО) в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО) наличие лицензии является первичным фактором, то при отмене всех ранее выданных лицензий необходимо будет заново формировать реестр.

Кстати

Актуальную информацию об ОРО, включенных в ГРОРО, ищите на сайте http://clevereco.ru/groro. Информация постоянно обновляется!

В связи с очевидностью существования указанных проблем, а также отсутствием необходимых подзаконных нормативно-правовых актов, законодателем было принято решение об отсрочке вступления в силу положений о лицензировании. Главный вопрос, который терзает всех экологов нашей необъятной страны, — до какого времени будет эта отсрочка?

На момент проведения конференции было разработано 2 проекта нормативно-правового акта, содержащего сведения об отсрочке:

  1. Проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 392898-6 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 19 марта 2014 года»[8] (разработан и внесен в Государственную Думу Российской Федерации Минприроды России, идет процедура оценки регулирующего воздействия). В соответствии с данным проектом:
  • срок вступления в силу новой редакции ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ[9]1 октября 2015 г.;
  • «Лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (при условии, что срок их действия не истек), лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности и лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 октября 2015 года, действуют до 1 января 2016 года[10]».

Другими словами, если данный проект будет принят, то с 1 октября 2015 г. можно будет приступить к получению новых лицензий, а старые лицензии будут действовать до конца года, что очень важно для полигонов.

  1. Проект Федерального закона № 795032-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"»[11] (подготовлен и внесен депутатом Государственной Думы Российской Федерации Р.В. Кармазиной). Согласно данному проекту:
  • ранее выданные лицензии будут действовать до 1 января 2020 г.;
  • введение новых лицензий будет осуществляться с 1 января 2020 г.

Обратите внимание

Уже после проведения «ВэйстТэк-2015» 1 июня 2015 г. состоялось совещание с участием Правительства Российской Федерации по установлению предельных уровней неналоговых платежей предпринимателей и организаций, по результатам которого был подготовлен протокол с поручениями Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 01.06.2015 № ДМ-П13-48пр. Так, было принято в том числе решение сохранить действие ранее выданных бессрочных и срочных (до окончания срока действия, но не позднее 1 января 2019 г.) лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, предусмотрев возможность их переоформления.

19 июня 2015 г. в Государственной Думе Российской Федерации во втором чтении был принят законопроект № 672302-6 «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»[12], в соответствии с которым в ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ вносятся следующие изменения:

  • п. 3 излагается в новой редакции: «3. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года[13]. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»;
  • статья дополняется п. 3.1: «3.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года[14]. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

Следующим важным вопросом в области лицензирования деятельности по обращению с отходами, который был рассмотрен в рамках конференции, является порядок получения лицензии.

На данный момент[15] подзаконные акты в области лицензирования пока не приняты. В этой связи необходимо отметить следующие документы:

  • Проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[16] (идет процедура оценки регулирующего воздействия). Данное Постановление должно быть принято в течение III квартала 2015 г., при этом конкретную дату вступления его в силу никто не указывает, так что это может быть теоретически и 1 июля, и 30 сентября;
  • Ведомственный приказ «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[17] (идет процедура экспертизы). Срок принятия данного документа — III квартал 2015 г.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Новой редакцией ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), предусмотренной Федеральным законом № 219-ФЗ, установлен порядок государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

Требование о ведении государственного учета указанных объектов было введено 1 января 2015 г., однако за 6 месяцев практически никаких действий по его реализации не было принято. При этом планируется, что в течение 2015 г. будут приняты следующие нормативно-правовые акты:

  • Административный регламент (ведомственный приказ) «Об утверждении формы заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»[18] (идет публичное обсуждение);
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»[19] (идет процедура оценки регулирующего воздействия).

Для ведения учета будет создан программный продукт «Программно-технологический комплекс "Госконтроль"».

Ответственными структурами за ведение учета будут являться:

  • департаменты Росприроднадзора — для предприятий, подлежащих федеральному надзору;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — для предприятий, подлежащих региональному надзору.

В базу будет вноситься следующая информация о предприятии:

  • общие сведения об объекте;
  • данные о выбросах;
  • данные о сбросах;
  • данные об образующихся отходах.

Включению в реестр будут подлежать объекты, которым территориальными органами Росприроднадзора или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, будет присвоена I, II или III категория[20]. При включении в реестр объекту будет присваиваться регистрационный номер, включающий код объекта, категорию и дату включения в реестр.

В настоящее время разработан Административный регламент (ведомственный приказ) «Об утверждении порядка формировании кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их присвоения соответствующим объектам»[21].

Формирование реестра начнется с включения в него 300 крупнейших предприятий:

  1. градообразующих;
  2. оказывающих наибольшее НВОС по данным форм № 2-ТП.

По словам законодателей, первые 300 предприятий будут поставлены на учет до конца 2015 г., остальные — к 2018 г.

Ведение Федерального классификационного каталога отходов и ГРОРО

Не секрет, что при направлении материалов, подтверждающих класс опасности отходов, ответ из ФБУ «ФЦАО» приходит зачастую не в регламентные сроки. Как отметила на конференции начальник Управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Н.Р. Соколова, если по отправленным документам в течение длительного времени нет ответа, можно обратиться в Центральный аппарат Росприроднадзора, специалисты которого поспособствуют ускорению рассмотрения документов.

Аналогично обстоят дела и с ведением ГРОРО. Услуга по включению ОРО в ГРОРО является бесплатной, а обновление реестра производится ежемесячно[22]. Если же какие-либо организации предлагают вам за деньги ускорить процесс включения вашего ОРО в ГРОРО, об этих фактах вы также можете сообщать в Центральный аппарат Росприроднадзора.

Данные меры позволят ликвидировать нелегальные способы заработка для частных предпринимателей, а также улучшить качество и скорость оказания услуг государственными органами.

Принятие подзаконных нормативно-правовых актов

Одним из основополагающих нормативно-правовых актов, которые должны быть приняты в развитие Федерального закона № 219-ФЗ, является Постановление Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». В соответствии с разработанным проектом данного Постановления[23] отнесение объектов к категориям планировалось осуществлять на основе принадлежности объекта, оказывающего НВОС, к конкретной отрасли (части отрасли, производству) с учетом показателей мощности производства[24]. Однако по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия данного проекта было получено отрицательное решение, поэтому срок принятия Постановления пока не определен.

В текущем году должен быть принят еще один важный нормативно-правовой акт — приказ Минприроды России о паспортизации отходов, который объединит многочисленные разъяснения, выпущенные Министерством в 2014 и 2015 гг. в форме писем.

Также на 2015 г. запланировано внесение изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014), которые коснутся в том числе рабочего порядка отработки замечаний.

Кроме того, в июле 2015 г. должно состояться заседание Правительства Российской Федерации, результатом которого должно стать принятие нормативно-правового акта, распределяющего функции Росприроднадзора и Роспотребнадзора в части обращения с медицинскими отходами.

В завершение призываем всех читателей журнала уходить от конфронтации с властями к диалогу. Этот девиз не раз повторяли на конференции представители властей. Делитесь своим мнением о разрабатываемых проектах нормативно-правовых актов (благо, их сейчас в избытке), направляйте свои замечания и рекомендации, чтобы потом не было повода возмущаться: «Опять понаписали, а нам с этим работать!» Давайте вместе сделаем все возможное для совершенствования нашего природоохранного законодательства!

 


 

[1] Подробнее об экологическом сборе см.:

Ламихова М. Экологический сбор: что, где, когда? // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 39–48 (https://www.profiz.ru/eco/4_2015/eco_sbor/);

Ламихова М. Экологический сбор. Быть или не быть? // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 21–29 (прим. редакции).

[2] Подробнее об этом см.: Ламихова М. Что такое ТКО и как с ними обращаться? // Справочник эколога. 2015. № 5. С. 12–19 (https://www.profiz.ru/eco/5_2015/TKO/) (прим. редакции).

[3] Информация, которая содержится в данном разделе статьи, актуальна на момент подписания номера в печать, т.е. 24.06.2015.

[4] Данное положение вступает в силу с 1 июля 2015 г.

[5] Здесь и далее выделено автором.

[6] Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона с 1 июля 2015 г. лицензированию будет подлежать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

[7] Обратите внимание: в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) Федеральным законом № 458-ФЗ, накоплением отходов до 1 января 2016 г. будет считаться временное складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а с 1 января 2016 г. — на срок не более 11 месяцев. В то же время хранение отходов — это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. К какому виду обращения с отходами нужно относить складирование отходов сроком от 6 до 11 месяцев в 2015 г., на данный момент неизвестно.

[8] http://regulation.gov.ru/project/25131.html.

[9] Напомним, что в соответствии с новой редакцией данной статьи лицензированию будет подлежать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

[10] Выделено автором.

[11] http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=795032-6.

[12] http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=672302-6&02.

[13] Выделено автором.

[14] Выделено автором.

[15] На момент подписания номера в печать — 24.06.2015.

[16] http://regulation.gov.ru/project/22438.html. Подробный анализ данного документа см.: Нельзикова Е.А. О новом порядке лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 36–45 (https://www.profiz.ru/eco/3_2015/licenz/).

[17] http://regulation.gov.ru/project/24612.html.

[18] http://regulation.gov.ru/project/26281.html.

[19] http://regulation.gov.ru/project/23064.html.

[20] См. ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

[21] http://regulation.gov.ru/project/25562.html.

[22] http://rpn.gov.ru/node/853.

[23] http://regulation.gov.ru/project/19222.html.

[24] Подробнее об этом см.: Ламихова М. Категоризация объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ // Справочник эколога. 2015. № 5. С. 23–37 (https://www.profiz.ru/eco/5_2015/kategor_NVOS/) (прим. редакции).

Е.А. Нельзикова, создатель проекта «Умная экология»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7, 2015.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам