Отдаем журнал бесплатно!

Корректировка платы за НВОС за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов: важен ли их результат?

 

Ключевые вопросы

Каковы условия для уменьшения платы за НВОС за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов?

Что допустимо считать затратами на реализацию мероприятий по снижению сбросов, на размер которых может быть уменьшена плата за НВОС? Являются ли таковыми расходы на мероприятия, по которым после реализации не достигнуты плановые показатели снижения сбросов?

Какими документами должны быть подтверждены расходы на мероприятия по снижению сбросов?

 

До относительно недавнего времени (а именно до 17.03.2017) в распоряжении отдельных водопользователей (организаций водопроводно-канализационного хозяйства; далее — ВКХ) находился специальный механизм уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект.

Персональный порядок уменьшения платы за НВОС для организаций, осуществляющих водоотведение, был установлен Правилами уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.04.2013 № 347 (далее — Правила № 347, Постановление № 347).

Остальные водопользователи (не являющиеся организациями ВКХ) могли ориентироваться лишь на общие положения законодательства, регулирующие порядок корректировки платы за НВОС, предусмотренный пп. 10–12 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

 

Начиная с 17.03.2017 порядок уменьшения (корректировки) размера платы за НВОС унифицирован следующим образом:

1. Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Постановление № 255), детально регулирующее в том числе универсальный порядок корректировки платы за НВОС за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов.

2. Постановление № 347 признано утратившим силу.

Однако судебные споры между организациями ВКХ и администратором платы за НВОС по поводу применения Правил № 347 некоторое время еще будут рассматриваться судами, учитывая момент их возникновения во время действия данного подзаконного акта.

Наиболее интересными представляются прения об условиях, соблюдение которых необходимо для уменьшения размера платы за НВОС при реализации мероприятий по снижению сбросов.

Важно обратить внимание, что подобные споры интересны не только организациям ВКХ, но и иным водопользователям, поскольку:

помогают понять действующие в настоящее время требования к условиям корректировки платы за НВОС в части сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект;

характеризуют субъективное отношение судов к вопросу о том, какие именно затраты (расходы) могут учитываться при уменьшении (корректировке) платы за НВОС.

Поводом к созданию данного материала выступило Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2018 № 307-КГ18-2179 (далее — Определение № 307-КГ18-2179), посвященное рассмотрению спора:

• о правомерности уменьшения организацией ВКХ суммы платы за НВОС за счет расходов на реализацию мероприятий по снижению сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, предусмотренных планом снижения сбросов;

• об обязательных условиях для возникновения возможности уменьшения платы за НВОС в указанном случае.

Ключевой вопрос, который рассматривался в рамках данного спора (как правило, это общий ключевой вопрос при рассмотрении подобных споров): что допустимо считать затратами на реализацию природоохранных мероприятий (мероприятий по снижению НВОС), на размер которых может быть уменьшена (скорректирована) сумма платы за НВОС? В частности, являются ли таковыми расходы на мероприятия, включенные в план снижения сбросов, по которым после реализации не достигнуты плановые показатели снижения сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект?

Надо отметить, что в случае со сбросами, затратами и платой за НВОС организаций ВКХ в период с 28.04.2013 до 17.03.2017 вопрос решался судами с учетом п. 3 Правил № 347, согласно которому затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются затраты организаций (абонентов) на капитальные вложения, предусмотренные согласованным в установленном порядке планом снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади и подтвержденные в отчете о ходе исполнения плана, представляемом в Росприроднадзор в установленном порядке.

Итак, суды усматривали два обязательных условия для уменьшения организациями ВКХ платы за НВОС за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов:

1) мероприятия должны быть включены в согласованный план снижения сбросов;

2) затраты на мероприятия должны быть подтверждены в отчете о ходе исполнения плана снижения сбросов.

С проблемой применения второго условия как раз и сталкивались некоторые организации ВКХ при попытке уменьшения платы за НВОС.

Дело в том, что в представлении многих территориальных органов Росприроднадзора, арбитражных судов и, как показывает Определение № 307-КГ18-2179, в представлении Верховного Суда Российской Федерации затраты на мероприятия, включенные в согласованный план снижения сбросов, являются подтвержденными лишь в том случае, если отчет о ходе исполнения плана снижения сбросов содержит достоверную информацию о запланированном (своевременном) достижении эффективности реализованных мероприятий.

Как это должно выглядеть на практике?

Приведем обобщенный пример:

1. Согласно плану снижения сбросов реализация мероприятия «X» должна привести к снижению концентрации загрязняющего вещества «N» в составе сточных вод.

При этом срок реализации мероприятия — 15.02.2017.

2. В отчете о ходе исполнения плана снижения сбросов водопользователь указывает на факт реализации мероприятия «X» в установленный срок.

Идеальная ситуация: водопользователь подтверждает какими-либо данными факт достижения запланированного эффекта от реализации мероприятия (реальное снижение концентрации загрязняющего вещества «N» в составе сточных вод).

Обратная (нежелательная) ситуация: водопользователь не подтверждает какими-либо данными факт достижения запланированного эффекта от реализации мероприятия.

 

Позиция водопользователя

По мнению водопользователя, достижение запланированного эффекта от реализации мероприятия — дело десятое. Главное, чтобы ранее согласованное мероприятие было выполнено в предусмотренный срок, а запланированные средства на его реализацию были освоены.

 

Позиция надзорного органа

В свою очередь, надзорный орган смотрит на проблему несколько иначе, полагая, что:

отчет о ходе исполнения плана снижения сбросов «пригоден» только в случае, если все, что предусмотрено планом снижения сбросов, на актуальную дату реализовано; запланированный результат (эффективность мероприятий) достигнут;

сведения о достижении эффективности мероприятий подтверждены документально.

В противном случае, по мнению госоргана, ни о каких подтвержденных затратах речь идти не может. Тезис, разумеется, более чем спорный, т.к. основан на весьма расширительном и вольном толковании Правил № 347.

 

Позиция Верховного Суда Российской Федерации

Процитируем позицию, изложенную в Определении № 307-КГ18-2179: «…допускается уменьшение платы за негативное воздействие на окружающую среду лишь при соблюдении и достижении плановых показателей в соответствующем отчетном периоде в виде положительного эффекта, путем снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Ввиду отсутствия указанного снижения негативного воздействия, суды пришли к выводу об отсутствии у общества оснований для корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Здесь самое время воскликнуть: «Но ведь Верховный Суд рассматривал спор по вопросу уменьшения платы за НВОС организации ВКХ и толковал положения недействующего сегодня подзаконного акта! К ситуациям иных водопользователей подобные выводы не применимы!»

И это будет совершенно справедливое замечание. Поэтому проверим действующий порядок исчисления платы за НВОС, применимый ко всем водопользователям, на предмет наличия нежелательных положений.

Для этого обратимся к Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Постановлением № 255 (далее — Правила № 255).

 

Извлечение
из Правил № 255

[…]
25. Из суммы платы вычитаются затраты[1] на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (далее — планы снижения выбросов и сбросов).
26. Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и включенных в планы снижения выбросов и сбросов, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
[…]

 

Картина проясняется. Осталось ответить на вопрос: какими документами должны быть подтверждены соответствующие расходы?

 

Извлечение
из Правил № 255

[…]
29. При корректировке размеров платы расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, подтверждаются следующими документами:
а) планы снижения[2] выбросов и сбросов, проект по полезному использованию попутного нефтяного газа и отчеты о ходе их исполнения;
б) договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планами снижения выбросов и сбросов, проектом по полезному использованию попутного нефтяного газа, с начала их реализации;
в) документы, подтверждающие оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе акты приема-передачи объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию, акты о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры;
г) заверенная лицом, обязанным вносить плату, пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
[…]

 

Итак, отчет о ходе исполнения плана снижения сбросов представлять все-таки придется любому водопользователю при намерении скорректировать плату за НВОС за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов.

При этом администратор платы за НВОС с большой долей вероятности придаст сведениям, указанным в отчете, если не определяющее, то важное значение, обосновывая, что допустимыми к учету затратами на реализацию мероприятий по снижению НВОС являются исключительно затраты на реализованные мероприятия с подтвержденным «КПД».

Также природопользователям не стоит забывать о претендующем на универсальность подходе и органов госэконадзора, и арбитражных судов, и Верховного Суда Российской Федерации к вопросу о цели проведения мероприятий по снижению выбросов и сбросов, затраты на реализацию которых могут быть учтены при корректировке платы за НВОС, и о надлежащем результате таких мероприятий.

Нельзя не учитывать, что фразы: «…допускается уменьшение платы за негативное воздействие на окружающую среду лишь при соблюдении и достижении плановых показателей в соответствующем отчетном периоде в виде положительного эффекта, путем снижения негативного воздействия на окружающую среду. Ввиду отсутствия указанного снижения негативного воздействия, суды пришли к выводу об отсутствии у общества оснований для корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду» — носят весьма субъективный характер и не следуют с обязательностью из Правил № 347.

Однако это не помешало Верховному Суду Российской Федерации занять позицию администратора платы за НВОС, руководствуясь процитированным убеждением.

 

[1] Здесь и далее выделено автором.

[2] Здесь и далее выделено автором.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 5, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Корректировка платы за НВОС за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов: важен ли их результат?

 

Ключевые вопросы

Каковы условия для уменьшения платы за НВОС за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов?

Что допустимо считать затратами на реализацию мероприятий по снижению сбросов, на размер которых может быть уменьшена плата за НВОС? Являются ли таковыми расходы на мероприятия, по которым после реализации не достигнуты плановые показатели снижения сбросов?

Какими документами должны быть подтверждены расходы на мероприятия по снижению сбросов?

 

До относительно недавнего времени (а именно до 17.03.2017) в распоряжении отдельных водопользователей (организаций водопроводно-канализационного хозяйства; далее — ВКХ) находился специальный механизм уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект.

Персональный порядок уменьшения платы за НВОС для организаций, осуществляющих водоотведение, был установлен Правилами уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.04.2013 № 347 (далее — Правила № 347, Постановление № 347).

Остальные водопользователи (не являющиеся организациями ВКХ) могли ориентироваться лишь на общие положения законодательства, регулирующие порядок корректировки платы за НВОС, предусмотренный пп. 10–12 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

 

Начиная с 17.03.2017 порядок уменьшения (корректировки) размера платы за НВОС унифицирован следующим образом:

1. Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Постановление № 255), детально регулирующее в том числе универсальный порядок корректировки платы за НВОС за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов.

2. Постановление № 347 признано утратившим силу.

Однако судебные споры между организациями ВКХ и администратором платы за НВОС по поводу применения Правил № 347 некоторое время еще будут рассматриваться судами, учитывая момент их возникновения во время действия данного подзаконного акта.

Наиболее интересными представляются прения об условиях, соблюдение которых необходимо для уменьшения размера платы за НВОС при реализации мероприятий по снижению сбросов.

Важно обратить внимание, что подобные споры интересны не только организациям ВКХ, но и иным водопользователям, поскольку:

помогают понять действующие в настоящее время требования к условиям корректировки платы за НВОС в части сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект;

характеризуют субъективное отношение судов к вопросу о том, какие именно затраты (расходы) могут учитываться при уменьшении (корректировке) платы за НВОС.

Поводом к созданию данного материала выступило Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2018 № 307-КГ18-2179 (далее — Определение № 307-КГ18-2179), посвященное рассмотрению спора:

• о правомерности уменьшения организацией ВКХ суммы платы за НВОС за счет расходов на реализацию мероприятий по снижению сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, предусмотренных планом снижения сбросов;

• об обязательных условиях для возникновения возможности уменьшения платы за НВОС в указанном случае.

Ключевой вопрос, который рассматривался в рамках данного спора (как правило, это общий ключевой вопрос при рассмотрении подобных споров): что допустимо считать затратами на реализацию природоохранных мероприятий (мероприятий по снижению НВОС), на размер которых может быть уменьшена (скорректирована) сумма платы за НВОС? В частности, являются ли таковыми расходы на мероприятия, включенные в план снижения сбросов, по которым после реализации не достигнуты плановые показатели снижения сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект?

Надо отметить, что в случае со сбросами, затратами и платой за НВОС организаций ВКХ в период с 28.04.2013 до 17.03.2017 вопрос решался судами с учетом п. 3 Правил № 347, согласно которому затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются затраты организаций (абонентов) на капитальные вложения, предусмотренные согласованным в установленном порядке планом снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади и подтвержденные в отчете о ходе исполнения плана, представляемом в Росприроднадзор в установленном порядке.

Итак, суды усматривали два обязательных условия для уменьшения организациями ВКХ платы за НВОС за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов:

1) мероприятия должны быть включены в согласованный план снижения сбросов;

2) затраты на мероприятия должны быть подтверждены в отчете о ходе исполнения плана снижения сбросов.

С проблемой применения второго условия как раз и сталкивались некоторые организации ВКХ при попытке уменьшения платы за НВОС.

Дело в том, что в представлении многих территориальных органов Росприроднадзора, арбитражных судов и, как показывает Определение № 307-КГ18-2179, в представлении Верховного Суда Российской Федерации затраты на мероприятия, включенные в согласованный план снижения сбросов, являются подтвержденными лишь в том случае, если отчет о ходе исполнения плана снижения сбросов содержит достоверную информацию о запланированном (своевременном) достижении эффективности реализованных мероприятий.

Как это должно выглядеть на практике?

Приведем обобщенный пример:

1. Согласно плану снижения сбросов реализация мероприятия «X» должна привести к снижению концентрации загрязняющего вещества «N» в составе сточных вод.

При этом срок реализации мероприятия — 15.02.2017.

2. В отчете о ходе исполнения плана снижения сбросов водопользователь указывает на факт реализации мероприятия «X» в установленный срок.

Идеальная ситуация: водопользователь подтверждает какими-либо данными факт достижения запланированного эффекта от реализации мероприятия (реальное снижение концентрации загрязняющего вещества «N» в составе сточных вод).

Обратная (нежелательная) ситуация: водопользователь не подтверждает какими-либо данными факт достижения запланированного эффекта от реализации мероприятия.

 

Позиция водопользователя

По мнению водопользователя, достижение запланированного эффекта от реализации мероприятия — дело десятое. Главное, чтобы ранее согласованное мероприятие было выполнено в предусмотренный срок, а запланированные средства на его реализацию были освоены.

 

Позиция надзорного органа

В свою очередь, надзорный орган смотрит на проблему несколько иначе, полагая, что:

отчет о ходе исполнения плана снижения сбросов «пригоден» только в случае, если все, что предусмотрено планом снижения сбросов, на актуальную дату реализовано; запланированный результат (эффективность мероприятий) достигнут;

сведения о достижении эффективности мероприятий подтверждены документально.

В противном случае, по мнению госоргана, ни о каких подтвержденных затратах речь идти не может. Тезис, разумеется, более чем спорный, т.к. основан на весьма расширительном и вольном толковании Правил № 347.

 

Позиция Верховного Суда Российской Федерации

Процитируем позицию, изложенную в Определении № 307-КГ18-2179: «…допускается уменьшение платы за негативное воздействие на окружающую среду лишь при соблюдении и достижении плановых показателей в соответствующем отчетном периоде в виде положительного эффекта, путем снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Ввиду отсутствия указанного снижения негативного воздействия, суды пришли к выводу об отсутствии у общества оснований для корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Здесь самое время воскликнуть: «Но ведь Верховный Суд рассматривал спор по вопросу уменьшения платы за НВОС организации ВКХ и толковал положения недействующего сегодня подзаконного акта! К ситуациям иных водопользователей подобные выводы не применимы!»

И это будет совершенно справедливое замечание. Поэтому проверим действующий порядок исчисления платы за НВОС, применимый ко всем водопользователям, на предмет наличия нежелательных положений.

Для этого обратимся к Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Постановлением № 255 (далее — Правила № 255).

 

Извлечение
из Правил № 255

[…]
25. Из суммы платы вычитаются затраты[1] на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (далее — планы снижения выбросов и сбросов).
26. Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и включенных в планы снижения выбросов и сбросов, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
[…]

 

Картина проясняется. Осталось ответить на вопрос: какими документами должны быть подтверждены соответствующие расходы?

 

Извлечение
из Правил № 255

[…]
29. При корректировке размеров платы расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, подтверждаются следующими документами:
а) планы снижения[2] выбросов и сбросов, проект по полезному использованию попутного нефтяного газа и отчеты о ходе их исполнения;
б) договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планами снижения выбросов и сбросов, проектом по полезному использованию попутного нефтяного газа, с начала их реализации;
в) документы, подтверждающие оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе акты приема-передачи объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию, акты о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры;
г) заверенная лицом, обязанным вносить плату, пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
[…]

 

Итак, отчет о ходе исполнения плана снижения сбросов представлять все-таки придется любому водопользователю при намерении скорректировать плату за НВОС за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов.

При этом администратор платы за НВОС с большой долей вероятности придаст сведениям, указанным в отчете, если не определяющее, то важное значение, обосновывая, что допустимыми к учету затратами на реализацию мероприятий по снижению НВОС являются исключительно затраты на реализованные мероприятия с подтвержденным «КПД».

Также природопользователям не стоит забывать о претендующем на универсальность подходе и органов госэконадзора, и арбитражных судов, и Верховного Суда Российской Федерации к вопросу о цели проведения мероприятий по снижению выбросов и сбросов, затраты на реализацию которых могут быть учтены при корректировке платы за НВОС, и о надлежащем результате таких мероприятий.

Нельзя не учитывать, что фразы: «…допускается уменьшение платы за негативное воздействие на окружающую среду лишь при соблюдении и достижении плановых показателей в соответствующем отчетном периоде в виде положительного эффекта, путем снижения негативного воздействия на окружающую среду. Ввиду отсутствия указанного снижения негативного воздействия, суды пришли к выводу об отсутствии у общества оснований для корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду» — носят весьма субъективный характер и не следуют с обязательностью из Правил № 347.

Однако это не помешало Верховному Суду Российской Федерации занять позицию администратора платы за НВОС, руководствуясь процитированным убеждением.

 

[1] Здесь и далее выделено автором.

[2] Здесь и далее выделено автором.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 5, 2018.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам