Отдаем журнал бесплатно!

«Смутное время»: лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности в период до 01.01.2016

В статье читайте о преградах, которые могут возникнуть на пути природопользователей при получении (переоформлении) лицензий на осуществление деятельности по обращению с отходами, а также о возможных вариантах выхода из различных ситуаций, связанных с данными административными процедурами.

За минувшие годы список подлежащих лицензированию видов деятельности по обращению с отходами неоднократно менялся.

 

01.07.2015 вступила в силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»[1] (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ), п. 2 которой предусматривает внесение изменений в п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ).

Так, до 30.06.2015 (включительно) лицензируемый вид деятельности в указанном пункте Федерального закона № 99-ФЗ именовался «деятельность по обезвреживанию и размещению[2] отходов I–IV классов опасности», а в соответствии с изменениями с 01.07.2015«деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению[3] отходов I–IV классов опасности».

Наиболее неприятным моментом было то, что ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ (в редакции, действовавшей до 29.06.2015 включительно) прямо ограничивала срок действия лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданных до дня вступления в силу данного Федерального закона, датой «30.06.2015».

Федеральный закон от 29.06.2015 № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 203-ФЗ), вступивший в силу 30.06.2015, внес изменения в ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ, установив три важных положения в правовом регулировании лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности:

1) лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2019 (а не до 30.06.2015);

2) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;

3) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.01.2016; после 01.01.2016 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

 

К СВЕДЕНИЮ

В настоящее время осуществляется подготовка проекта Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности». Информация о данном проекте размещена на федеральном портале проектов нормативных правовых актов по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=20033.

ПРЕГРАДЫ НА ПУТИ К ПОЛУЧЕНИЮ ЛИЦЕНЗИИ

Рассмотрим основные юридические преграды, которые в настоящее время — до утверждения указанного выше Постановления — могут:

1) затруднить лицу, имеющему лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданную до 01.07.2015, переоформление ее на лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;

2) воспрепятствовать лицу, не имеющему лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданную до 01.07.2015, получить лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности «с нуля».

Преграда 1

В действующем Положении о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 (в ред. от 24.03.2014; далее — Положение-2012), отсутствуют нормы о лицензировании «новых» видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности — сбор, транспортирование, обработка, утилизация.

При этом согласно п. 7 ст. 3, п. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ именно в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются лицензионные требования.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ именно в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности определяется перечень копий документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии.

Преграда 2

В пункте 2 Положения-2012 упоминается полномочие Росприроднадзора лицензировать лишь деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности.

В Перечне федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 (в ред. от 28.04.2015; далее — Перечень), указано полномочие Росприроднадзора лицензировать деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности.

До настоящего времени[4] Правительство Российской Федерации не предоставило какому-либо федеральному органу исполнительной власти полномочие осуществлять лицензирование «новых» видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности — транспортирования, обработки, утилизации.

Соответствующие изменения предлагается внести в Перечень одновременно с утверждением Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (см. п. 2 проекта Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»).

На наш взгляд, применительно к «старой» деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности лицензирование до утверждения нового Положения о лицензировании должно продолжаться на основании Положения-2012.

Представляется, что Положение-2012 может применяться в том числе к лицам, не имеющим лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданной до 01.07.2015, и желающим после 30.06.2015 «первоначально» получить лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (в части обезвреживания и размещения отходов I–IV классов опасности).

ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ЛИЦЕНЗИИ

Рассмотрим несколько типовых ситуаций.

Ситуация 1

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, имеет лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданную до 01.07.2015, и не планирует после 31.12.2015 осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности.

Согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ (в ред. Федерального закона № 203-ФЗ) лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2019. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

То есть если не возникнут основания для переоформления лицензии, указанные в чч. 1 и 6 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ, и не произойдут дальнейшие изменения законодательства, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в рассматриваемой ситуации сможет не предпринимать в отношении имеющейся лицензии никаких действий до конца 2018 г.

 

К СВЕДЕНИЮ

Согласно чч. 1 и 6 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях:
•реорганизации юридического лица в форме преобразования;
•реорганизации юридического лица в форме слияния (только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности);
•изменения наименования юридического лица;
•изменения адреса места нахождения юридического лица;
•изменения места жительства индивидуального предпринимателя;
•изменения имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя;
•изменения реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
•изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;
•изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

 

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I–IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.

С учетом данного обстоятельства представляется, что переоформление лицензии необходимо и в том случае, если перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности), у лицензиата не изменился, но изменился перечень конкретных видов отходов, в отношении которых осуществляется лицензируемая деятельность.

При этом следует обратить внимание на то, что с 01.01.2015 понятие «сбор отходов» сформулировано в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следующим образом: «сбор отходов[5] — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов».

Таким образом, «старой» лицензии с 01.01.2016 будет достаточно только тем организациям и предпринимателям, которые обезвреживают и размещают исключительно отходы, образовавшиеся в собственном производстве (а не принятые или поступившие от иных лиц).

Ситуация 2

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, имеет лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданную до 01.07.2015, и планирует после 31.12.2015 выполнять один или несколько «новых» лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности — сбор, транспортирование, обработку, утилизацию.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Осуществление «новых» лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности без лицензии не допускается с 01.01.2016.

 

В данном случае с учетом ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ (в ред. Федерального закона № 203-ФЗ) такое лицо может воспользоваться правом переоформления имеющейся у него лицензии на лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

Однако на практике такому переоформлению могут воспрепятствовать:

1) упомянутое выше нереализованное до настоящего времени полномочие Правительства Российской Федерации по определению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензирование «новых» видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности;

2) указание в чч. 7 и 9 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ на то, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, или при намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу, не указанному в лицензии (при выполнении новых работ, оказании новых услуг), а перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (в отношении «новых» видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности такой перечень пока отсутствует).

Таким образом, применительно к сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности уже сейчас можно начать подготовку к переоформлению имеющейся лицензии, ориентируясь на проект упомянутого ранее Положения о лицензировании, но фактически осуществить переоформление лицензии, на наш взгляд, получится не ранее, чем Правительство Российской Федерации утвердит новое Положение.

Для переоформления лицензий в части обезвреживания и размещения отходов I–IV классов опасности препятствий мы не усматриваем: законодательством определен лицензирующий орган и возможно применение п. 6 Положения-2012.

Ситуация 3

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не имеет лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданной до 01.07.2015, и хочет получить «новую» лицензию только в части обезвреживания и (или) размещения отходов I–IV классов опасности.

Поскольку обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности упоминаются и во все еще действующем Положении-2012, и в Перечне, мы не видим обоснованных препятствий для осуществления Росприроднадзором и его территориальными органами лицензирования данных видов деятельности после 30.06.2015.

Ситуация 4

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не имеет лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданной до 01.07.2015, и хочет получить «новую» лицензию одновременно как в части «старых» видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности — обезвреживания и размещения, так и в части «новых» — сбора, транспортирования, обработки, утилизации.

С учетом того, что осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов не допускается без лицензии как до 01.01.2016, так и после указанной даты, а осуществление «новых» видов деятельности допускается в период до 01.01.2016 без лицензии, возможны 2 варианта выхода из ситуации:

вариант 1: сначала получить лицензию только в части обезвреживания и (или) размещения отходов I–IV классов опасности (как было отмечено применительно к ситуации 3, обоснованных препятствий для осуществления Росприроднадзором и его территориальными органами лицензирования данных видов деятельности после 30.06.2015 не имеется), а позднее, после утверждения нового Положения о лицензировании, — переоформить лицензию в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (причем срок переоформления лицензии по этому основанию — не более 30 рабочих дней, а срок принятия решения о выдаче новой лицензии — не более 45 рабочих дней (см. ч. 1 ст. 14 и ч. 17 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ));

вариант 2: ожидать утверждения Правительством Российской Федерации нового Положения о лицензировании и получить лицензию на все необходимые виды работ сразу (при этом осуществление обезвреживания и размещения отходов I–IV классов опасности без лицензии не допускается в том числе и до 01.01.2016).

Ситуация 5

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не имеет лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданной до 01.07.2015, и хочет получить лицензию только в части «новых» видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности — сбора, транспортирования, обработки, утилизации.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Осуществление «новых» лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности без лицензии не допускается с 01.01.2016.

 

При этом до утверждения нового Положения о лицензировании получение лицензии в отношении сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов I–IV классов опасности представляется нам затруднительным.

Возможно, какой-то практический смысл будет иметь получение уже сейчас лицензии в отношении, например, обезвреживания отходов I–IV классов опасности с расчетом на то, что после утверждения нового Положения о лицензировании лицензию на нужные виды деятельности необходимо будет переоформить, а не получить «с нуля» (как было отмечено выше, предельные сроки осуществления таких процедур — 30 и 45 рабочих дней соответственно, т.е. переоформление, а не новое получение лицензии может позволить «сэкономить» по 3 календарные недели применительно к каждой попытке подачи документов, что немаловажно в нынешней ситуации, когда до нового года осталось немногим более одного квартала, а 45 рабочих дней для получения новой лицензии — это более 2 месяцев).

 

В заключение пожелаем удачи всем, кому предстоит прохождение описанных административных процедур, и напомним, что осуществление лицензируемых видов деятельности без необходимой лицензии влечет как административную (ч. 2 ст. 14.1, ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), так и уголовную ответственность (ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации), причем привлечение к административной ответственности возможно и в тех случаях, когда осуществление деятельности без лицензии не связано с извлечением прибыли.

 

[1] Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, и подзаконных актах, принятых в его развитие, см.:

Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (https://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/);

Желябовская Д.С. Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 14–28 (https://www.profiz.ru/eco/4_2015/458-FZ_proekty/) (прим. редакции).

[2] Выделено автором.

[3] Выделено автором.

[4] На момент подписания номера в печать, т.е. 31.08.2015.

[5] Выделено автором.

А.В. Кретов, генеральный директор ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 9, 2015.

Отдаем журнал бесплатно!

«Смутное время»: лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности в период до 01.01.2016

В статье читайте о преградах, которые могут возникнуть на пути природопользователей при получении (переоформлении) лицензий на осуществление деятельности по обращению с отходами, а также о возможных вариантах выхода из различных ситуаций, связанных с данными административными процедурами.

За минувшие годы список подлежащих лицензированию видов деятельности по обращению с отходами неоднократно менялся.

 

01.07.2015 вступила в силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»[1] (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ), п. 2 которой предусматривает внесение изменений в п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ).

Так, до 30.06.2015 (включительно) лицензируемый вид деятельности в указанном пункте Федерального закона № 99-ФЗ именовался «деятельность по обезвреживанию и размещению[2] отходов I–IV классов опасности», а в соответствии с изменениями с 01.07.2015«деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению[3] отходов I–IV классов опасности».

Наиболее неприятным моментом было то, что ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ (в редакции, действовавшей до 29.06.2015 включительно) прямо ограничивала срок действия лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданных до дня вступления в силу данного Федерального закона, датой «30.06.2015».

Федеральный закон от 29.06.2015 № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 203-ФЗ), вступивший в силу 30.06.2015, внес изменения в ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ, установив три важных положения в правовом регулировании лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности:

1) лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2019 (а не до 30.06.2015);

2) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;

3) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.01.2016; после 01.01.2016 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

 

К СВЕДЕНИЮ

В настоящее время осуществляется подготовка проекта Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности». Информация о данном проекте размещена на федеральном портале проектов нормативных правовых актов по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=20033.

ПРЕГРАДЫ НА ПУТИ К ПОЛУЧЕНИЮ ЛИЦЕНЗИИ

Рассмотрим основные юридические преграды, которые в настоящее время — до утверждения указанного выше Постановления — могут:

1) затруднить лицу, имеющему лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданную до 01.07.2015, переоформление ее на лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;

2) воспрепятствовать лицу, не имеющему лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданную до 01.07.2015, получить лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности «с нуля».

Преграда 1

В действующем Положении о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 (в ред. от 24.03.2014; далее — Положение-2012), отсутствуют нормы о лицензировании «новых» видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности — сбор, транспортирование, обработка, утилизация.

При этом согласно п. 7 ст. 3, п. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ именно в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются лицензионные требования.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ именно в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности определяется перечень копий документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии.

Преграда 2

В пункте 2 Положения-2012 упоминается полномочие Росприроднадзора лицензировать лишь деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности.

В Перечне федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 (в ред. от 28.04.2015; далее — Перечень), указано полномочие Росприроднадзора лицензировать деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности.

До настоящего времени[4] Правительство Российской Федерации не предоставило какому-либо федеральному органу исполнительной власти полномочие осуществлять лицензирование «новых» видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности — транспортирования, обработки, утилизации.

Соответствующие изменения предлагается внести в Перечень одновременно с утверждением Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (см. п. 2 проекта Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»).

На наш взгляд, применительно к «старой» деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности лицензирование до утверждения нового Положения о лицензировании должно продолжаться на основании Положения-2012.

Представляется, что Положение-2012 может применяться в том числе к лицам, не имеющим лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданной до 01.07.2015, и желающим после 30.06.2015 «первоначально» получить лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (в части обезвреживания и размещения отходов I–IV классов опасности).

ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ЛИЦЕНЗИИ

Рассмотрим несколько типовых ситуаций.

Ситуация 1

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, имеет лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданную до 01.07.2015, и не планирует после 31.12.2015 осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности.

Согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ (в ред. Федерального закона № 203-ФЗ) лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2019. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

То есть если не возникнут основания для переоформления лицензии, указанные в чч. 1 и 6 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ, и не произойдут дальнейшие изменения законодательства, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в рассматриваемой ситуации сможет не предпринимать в отношении имеющейся лицензии никаких действий до конца 2018 г.

 

К СВЕДЕНИЮ

Согласно чч. 1 и 6 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях:
•реорганизации юридического лица в форме преобразования;
•реорганизации юридического лица в форме слияния (только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности);
•изменения наименования юридического лица;
•изменения адреса места нахождения юридического лица;
•изменения места жительства индивидуального предпринимателя;
•изменения имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя;
•изменения реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
•изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;
•изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

 

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I–IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.

С учетом данного обстоятельства представляется, что переоформление лицензии необходимо и в том случае, если перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности), у лицензиата не изменился, но изменился перечень конкретных видов отходов, в отношении которых осуществляется лицензируемая деятельность.

При этом следует обратить внимание на то, что с 01.01.2015 понятие «сбор отходов» сформулировано в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следующим образом: «сбор отходов[5] — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов».

Таким образом, «старой» лицензии с 01.01.2016 будет достаточно только тем организациям и предпринимателям, которые обезвреживают и размещают исключительно отходы, образовавшиеся в собственном производстве (а не принятые или поступившие от иных лиц).

Ситуация 2

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, имеет лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданную до 01.07.2015, и планирует после 31.12.2015 выполнять один или несколько «новых» лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности — сбор, транспортирование, обработку, утилизацию.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Осуществление «новых» лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности без лицензии не допускается с 01.01.2016.

 

В данном случае с учетом ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ (в ред. Федерального закона № 203-ФЗ) такое лицо может воспользоваться правом переоформления имеющейся у него лицензии на лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

Однако на практике такому переоформлению могут воспрепятствовать:

1) упомянутое выше нереализованное до настоящего времени полномочие Правительства Российской Федерации по определению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензирование «новых» видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности;

2) указание в чч. 7 и 9 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ на то, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, или при намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу, не указанному в лицензии (при выполнении новых работ, оказании новых услуг), а перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (в отношении «новых» видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности такой перечень пока отсутствует).

Таким образом, применительно к сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности уже сейчас можно начать подготовку к переоформлению имеющейся лицензии, ориентируясь на проект упомянутого ранее Положения о лицензировании, но фактически осуществить переоформление лицензии, на наш взгляд, получится не ранее, чем Правительство Российской Федерации утвердит новое Положение.

Для переоформления лицензий в части обезвреживания и размещения отходов I–IV классов опасности препятствий мы не усматриваем: законодательством определен лицензирующий орган и возможно применение п. 6 Положения-2012.

Ситуация 3

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не имеет лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданной до 01.07.2015, и хочет получить «новую» лицензию только в части обезвреживания и (или) размещения отходов I–IV классов опасности.

Поскольку обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности упоминаются и во все еще действующем Положении-2012, и в Перечне, мы не видим обоснованных препятствий для осуществления Росприроднадзором и его территориальными органами лицензирования данных видов деятельности после 30.06.2015.

Ситуация 4

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не имеет лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданной до 01.07.2015, и хочет получить «новую» лицензию одновременно как в части «старых» видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности — обезвреживания и размещения, так и в части «новых» — сбора, транспортирования, обработки, утилизации.

С учетом того, что осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов не допускается без лицензии как до 01.01.2016, так и после указанной даты, а осуществление «новых» видов деятельности допускается в период до 01.01.2016 без лицензии, возможны 2 варианта выхода из ситуации:

вариант 1: сначала получить лицензию только в части обезвреживания и (или) размещения отходов I–IV классов опасности (как было отмечено применительно к ситуации 3, обоснованных препятствий для осуществления Росприроднадзором и его территориальными органами лицензирования данных видов деятельности после 30.06.2015 не имеется), а позднее, после утверждения нового Положения о лицензировании, — переоформить лицензию в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (причем срок переоформления лицензии по этому основанию — не более 30 рабочих дней, а срок принятия решения о выдаче новой лицензии — не более 45 рабочих дней (см. ч. 1 ст. 14 и ч. 17 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ));

вариант 2: ожидать утверждения Правительством Российской Федерации нового Положения о лицензировании и получить лицензию на все необходимые виды работ сразу (при этом осуществление обезвреживания и размещения отходов I–IV классов опасности без лицензии не допускается в том числе и до 01.01.2016).

Ситуация 5

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не имеет лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданной до 01.07.2015, и хочет получить лицензию только в части «новых» видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности — сбора, транспортирования, обработки, утилизации.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Осуществление «новых» лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности без лицензии не допускается с 01.01.2016.

 

При этом до утверждения нового Положения о лицензировании получение лицензии в отношении сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов I–IV классов опасности представляется нам затруднительным.

Возможно, какой-то практический смысл будет иметь получение уже сейчас лицензии в отношении, например, обезвреживания отходов I–IV классов опасности с расчетом на то, что после утверждения нового Положения о лицензировании лицензию на нужные виды деятельности необходимо будет переоформить, а не получить «с нуля» (как было отмечено выше, предельные сроки осуществления таких процедур — 30 и 45 рабочих дней соответственно, т.е. переоформление, а не новое получение лицензии может позволить «сэкономить» по 3 календарные недели применительно к каждой попытке подачи документов, что немаловажно в нынешней ситуации, когда до нового года осталось немногим более одного квартала, а 45 рабочих дней для получения новой лицензии — это более 2 месяцев).

 

В заключение пожелаем удачи всем, кому предстоит прохождение описанных административных процедур, и напомним, что осуществление лицензируемых видов деятельности без необходимой лицензии влечет как административную (ч. 2 ст. 14.1, ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), так и уголовную ответственность (ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации), причем привлечение к административной ответственности возможно и в тех случаях, когда осуществление деятельности без лицензии не связано с извлечением прибыли.

 

[1] Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, и подзаконных актах, принятых в его развитие, см.:

Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (https://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/);

Желябовская Д.С. Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 14–28 (https://www.profiz.ru/eco/4_2015/458-FZ_proekty/) (прим. редакции).

[2] Выделено автором.

[3] Выделено автором.

[4] На момент подписания номера в печать, т.е. 31.08.2015.

[5] Выделено автором.

А.В. Кретов, генеральный директор ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 9, 2015.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам