Отдаем журнал бесплатно!

Почему сегодня нельзя переоформить разрешения на выбросы, сбросы, лимиты на размещение отходов для объектов II категории?

Ключевые вопросы

Что лежит в основе позиции о возможности переоформления разрешений?

Как территориальный орган Росприроднадзора трактует нормы законодательства?

Почему не удастся переоформить разрешения для объектов II категории?

 

В июне 2020 г. Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора прокомментировало возможность получения разрешений на выбросы, сбросы, лимитов на размещение отходов для объектов II категории, в отношении которых планируется получать комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР)[1].

 

Смеем предположить: подобное разъяснение понадобилось потому, что еще в 2019 г. сформировалась соответствующая позиция отдельных правообладателей объектов II категории, которые:

1) намерены в будущем получить КЭР;

2) хотели бы до получения КЭР оформить в отношении своих объектов II категории классическую экологическую разрешительную документацию.

Так, некоторые положения Федеральных законов № 219-ФЗ[2] и № 7-ФЗ[3] действительно наводят на мысль о том, что объектам II категории доступна процедура получения классических разрешений при условии, если в отношении таких объектов будет оформляться КЭР.

Но давайте выясним, нет ли здесь какой-нибудь непреодолимой правовой коллизии, которая препятствует реализации указанного подхода.

Что лежит в основе позиции о возможности переоформления разрешений?

В основе позиции о возможности получения классических разрешений в отношении объектов II категории в некий переходный период находятся две нормы:

1) часть 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ:

1.1. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. […]

2) пункт 12 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ:

12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение.

Отсюда следуют выводы:

• в части 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ нет ограничений по категориям объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

• общее указание на возможность получения разрешений и документов до получения КЭР (с учетом установленных предельных сроков) позволяет применить данную норму не только к объектам I категории, но и к объектам II категории, в отношении которых планируется получать КЭР;

• если в отношении объекта II категории будет подаваться заявка на получение КЭР, то до получения КЭР допустимо оформлять классические разрешения.

Как территориальный орган Росприроднадзора трактует нормы законодательства?

Вероятно, столкнувшись на практике с подобной логикой, Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора и решило высказать свое видение вопроса:

Такое сочетание [норм] дает повод полагать, что если владельцы объектов НВОС II категории пожелают получить КЭР, то на них распространяются правила части 1.1 статьи 11 Закона 219-ФЗ. Однако, это не так.

Территориальный орган, комментируя свою позицию, делает акцент на двух важных нюансах:

1) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах II категории, обязаны представить в уполномоченный федеральный или региональный орган (в соответствии с уровнем экологического надзора) в отношении своих объектов декларацию о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС) не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных экологических разрешений. Норма императивная, т.е. обязательная и не имеющая исключений;

2) в настоящее время законодательство об охране окружающей среды для объектов II категории альтернативы — КЭР или ДВОС — не содержит.

В комментарии также содержится отсылка к тому, что предельные сроки получения КЭР, до наступления которых допускается выдача разрешений на выбросы, сбросы, лимитов на размещение отходов, определены в отношении объектов I категории, а не объектов II категории.

Немного раскроем эти три посыла госоргана.

Почему не удастся переоформить разрешения для объектов II категории?

В первую очередь надо признать, что ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ действительно не предусматривает прямых ограничений по кругу субъектов, которые могут воспользоваться возможностью получения разрешений в переходный период.

Однако на пути получения в отношении объектов II категории разрешений на выбросы, сбросы, лимитов на размещение отходов после 01.01.2019 расположился строгий порядок представления ДВОС.

Законом определена «расчетная точка», до истечения которой необходимо впервые представить ДВОС: не позднее дня истечения срока действия одного из полученных до 01.01.2019 разрешительных документов (в зависимости от того, срок действия какого документа истечет раньше: разрешения на выбросы, разрешения на сбросы, документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

 

Например, если у хозяйствующего субъекта первым завершается срок действия разрешения на сбросы, ДВОС необходимо представить не позднее даты завершения срока действия именно разрешения на сбросы.
Если раньше истекает срок действия лимитов на размещение отходов, ДВОС подлежит представлению не позднее завершения срока действия лимитов.
Если первым завершается срок действия разрешения на выбросы, ДВОС необходимо представить не позднее даты завершения срока действия именно разрешения на выбросы.

 

Очевидно, что чаще всего природопользователи задаются целью получения новых разрешительных документов в связи с приближением окончания срока действия старых разрешений.

И гипотетически можно было бы пытаться оформить в отношении объекта II категории классические разрешения (в связи с истечением срока действия разрешений, полученных до 01.01.2019), но эти усилия окажутся тщетными, поскольку:

1) ДВОС подавать все равно придется в установленный срок, иначе природопользователь совершит административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

2) с момента представления ДВОС утрачивают силу все остальные разрешительные документы, полученные в отношении объекта II категории до 01.01.2019;

3) негативное воздействие, оказываемое на объекте II категории, фактически нормируется через ДВОС (после истечения срока действия хотя бы одного из разрешений, полученных до 01.01.2019);

4) закон не позволяет не представлять ДВОС в отношении объектов II категории при каких-либо условиях.

 

Обратите внимание

Законом не предусмотрено, что ДВОС можно не представлять в связи с тем, что владелец объекта II категории намерен получить (получает) КЭР или что такое разрешение им уже получено (что маловероятно на практике).

 

Более того, если вернуться к содержанию ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ, то так или иначе придется признать, что возможность выдачи разрешений и документов (хотя и не «завязана» на объекты I категории), безусловно, «завязана» на конкретные сроки получения КЭР, которые определены в отношении объектов I категории.

При этом для объектов II категории никакие сроки получения КЭР не определены, поэтому весьма затруднительно установить, до наступления каких именно сроков допускается выдача разрешений и документов применительно к объектам II категории (если и пытаться применять норму к таким объектам).

Вместе с тем нельзя не отметить, что в действующем законодательстве до сих пор не решена явная проблема с возможностью получения КЭР для объектов II категории.

Как точно отмечает Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, в настоящее время законодательство об охране окружающей среды для объектов II категории альтернативы — КЭР или ДВОС — не содержит.

Вывод

Даже если в отношении объекта II категории уже получено КЭР, по закону это не означает, что ДВОС в отношении такого объекта подавать не надо. На наш взгляд, это очевидная правовая коллизия, которая требует устранения. Правообладатели объектов II категории должны быть освобождены от необходимости представления и соблюдения декларации в случае, если в отношении объекта II категории получено КЭР.

 

[2] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019).

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).

В.А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7, 2020.

Отдаем журнал бесплатно!

Почему сегодня нельзя переоформить разрешения на выбросы, сбросы, лимиты на размещение отходов для объектов II категории?

Ключевые вопросы

Что лежит в основе позиции о возможности переоформления разрешений?

Как территориальный орган Росприроднадзора трактует нормы законодательства?

Почему не удастся переоформить разрешения для объектов II категории?

 

В июне 2020 г. Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора прокомментировало возможность получения разрешений на выбросы, сбросы, лимитов на размещение отходов для объектов II категории, в отношении которых планируется получать комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР)[1].

 

Смеем предположить: подобное разъяснение понадобилось потому, что еще в 2019 г. сформировалась соответствующая позиция отдельных правообладателей объектов II категории, которые:

1) намерены в будущем получить КЭР;

2) хотели бы до получения КЭР оформить в отношении своих объектов II категории классическую экологическую разрешительную документацию.

Так, некоторые положения Федеральных законов № 219-ФЗ[2] и № 7-ФЗ[3] действительно наводят на мысль о том, что объектам II категории доступна процедура получения классических разрешений при условии, если в отношении таких объектов будет оформляться КЭР.

Но давайте выясним, нет ли здесь какой-нибудь непреодолимой правовой коллизии, которая препятствует реализации указанного подхода.

Что лежит в основе позиции о возможности переоформления разрешений?

В основе позиции о возможности получения классических разрешений в отношении объектов II категории в некий переходный период находятся две нормы:

1) часть 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ:

1.1. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. […]

2) пункт 12 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ:

12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение.

Отсюда следуют выводы:

• в части 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ нет ограничений по категориям объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

• общее указание на возможность получения разрешений и документов до получения КЭР (с учетом установленных предельных сроков) позволяет применить данную норму не только к объектам I категории, но и к объектам II категории, в отношении которых планируется получать КЭР;

• если в отношении объекта II категории будет подаваться заявка на получение КЭР, то до получения КЭР допустимо оформлять классические разрешения.

Как территориальный орган Росприроднадзора трактует нормы законодательства?

Вероятно, столкнувшись на практике с подобной логикой, Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора и решило высказать свое видение вопроса:

Такое сочетание [норм] дает повод полагать, что если владельцы объектов НВОС II категории пожелают получить КЭР, то на них распространяются правила части 1.1 статьи 11 Закона 219-ФЗ. Однако, это не так.

Территориальный орган, комментируя свою позицию, делает акцент на двух важных нюансах:

1) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах II категории, обязаны представить в уполномоченный федеральный или региональный орган (в соответствии с уровнем экологического надзора) в отношении своих объектов декларацию о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС) не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных экологических разрешений. Норма императивная, т.е. обязательная и не имеющая исключений;

2) в настоящее время законодательство об охране окружающей среды для объектов II категории альтернативы — КЭР или ДВОС — не содержит.

В комментарии также содержится отсылка к тому, что предельные сроки получения КЭР, до наступления которых допускается выдача разрешений на выбросы, сбросы, лимитов на размещение отходов, определены в отношении объектов I категории, а не объектов II категории.

Немного раскроем эти три посыла госоргана.

Почему не удастся переоформить разрешения для объектов II категории?

В первую очередь надо признать, что ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ действительно не предусматривает прямых ограничений по кругу субъектов, которые могут воспользоваться возможностью получения разрешений в переходный период.

Однако на пути получения в отношении объектов II категории разрешений на выбросы, сбросы, лимитов на размещение отходов после 01.01.2019 расположился строгий порядок представления ДВОС.

Законом определена «расчетная точка», до истечения которой необходимо впервые представить ДВОС: не позднее дня истечения срока действия одного из полученных до 01.01.2019 разрешительных документов (в зависимости от того, срок действия какого документа истечет раньше: разрешения на выбросы, разрешения на сбросы, документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

 

Например, если у хозяйствующего субъекта первым завершается срок действия разрешения на сбросы, ДВОС необходимо представить не позднее даты завершения срока действия именно разрешения на сбросы.
Если раньше истекает срок действия лимитов на размещение отходов, ДВОС подлежит представлению не позднее завершения срока действия лимитов.
Если первым завершается срок действия разрешения на выбросы, ДВОС необходимо представить не позднее даты завершения срока действия именно разрешения на выбросы.

 

Очевидно, что чаще всего природопользователи задаются целью получения новых разрешительных документов в связи с приближением окончания срока действия старых разрешений.

И гипотетически можно было бы пытаться оформить в отношении объекта II категории классические разрешения (в связи с истечением срока действия разрешений, полученных до 01.01.2019), но эти усилия окажутся тщетными, поскольку:

1) ДВОС подавать все равно придется в установленный срок, иначе природопользователь совершит административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

2) с момента представления ДВОС утрачивают силу все остальные разрешительные документы, полученные в отношении объекта II категории до 01.01.2019;

3) негативное воздействие, оказываемое на объекте II категории, фактически нормируется через ДВОС (после истечения срока действия хотя бы одного из разрешений, полученных до 01.01.2019);

4) закон не позволяет не представлять ДВОС в отношении объектов II категории при каких-либо условиях.

 

Обратите внимание

Законом не предусмотрено, что ДВОС можно не представлять в связи с тем, что владелец объекта II категории намерен получить (получает) КЭР или что такое разрешение им уже получено (что маловероятно на практике).

 

Более того, если вернуться к содержанию ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ, то так или иначе придется признать, что возможность выдачи разрешений и документов (хотя и не «завязана» на объекты I категории), безусловно, «завязана» на конкретные сроки получения КЭР, которые определены в отношении объектов I категории.

При этом для объектов II категории никакие сроки получения КЭР не определены, поэтому весьма затруднительно установить, до наступления каких именно сроков допускается выдача разрешений и документов применительно к объектам II категории (если и пытаться применять норму к таким объектам).

Вместе с тем нельзя не отметить, что в действующем законодательстве до сих пор не решена явная проблема с возможностью получения КЭР для объектов II категории.

Как точно отмечает Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, в настоящее время законодательство об охране окружающей среды для объектов II категории альтернативы — КЭР или ДВОС — не содержит.

Вывод

Даже если в отношении объекта II категории уже получено КЭР, по закону это не означает, что ДВОС в отношении такого объекта подавать не надо. На наш взгляд, это очевидная правовая коллизия, которая требует устранения. Правообладатели объектов II категории должны быть освобождены от необходимости представления и соблюдения декларации в случае, если в отношении объекта II категории получено КЭР.

 

[2] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019).

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).

В.А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7, 2020.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам